Самостоятельная работа направлена на формирование у обучающихся активности и самостоятельности, развития умственных способностей. В процессе своей работы школьники должны достичь достаточно высокого уровня самостоятельности, который поможет им в дальнейшем справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.
Считаем важным отметить, что в новых образовательных государственных стандартах говорится о формировании личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Действенным инструментом достижения вышеуказанного является качественно организованная самостоятельная работа.
Выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная; внеаудиторная.
Аудиторная самостоятельная работа по истории и обществознанию выполняется на учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Виды заданий для аудиторной самостоятельной работы: выполнение практических работ; контрольных заданий (тестовый контроль; понятийные диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.); защита рефератов, проектов, посещение консультаций и др.
Внеаудиторная самостоятельная работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия.
Видами заданий для внеаудиторной самостоятельной работы могут быть:
-для овладения знаниями: чтение и конспектирование текста (учебника, первоисточника, дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными документами; учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей, компьютерной техники, Интернета и др.;
-для закрепления и систематизации знаний: работа с конспектом (обработка текста); составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для систематизации учебного материала; ответы на контрольные вопросы; аналитическая обработка текста; подготовка сообщений к выступлению на семинаре, конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.
Виды заданий для самостоятельной работы, их содержание и характер могут иметь вариативный и дифференцированный характер, учитывать специфику изучаемой дисциплины и индивидуальные особенности обучающегося.
Самостоятельная работа формирует необходимые учебные умения, такие как:
конспектировать;
составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;
писать доклады, рефераты;
решать творческие задачи;
анализировать, сопоставлять, делать выводы;
давать собственную оценку фактам;
стройно излагать свои мысли.
Кроме того самостоятельная работа отлично подходит для развития навыков оценивания собственной деятельности (как субъективно, так и на основании предложенных критериев).
Результат анализа умело организованной и проделанной самостоятельной работы позволяет оценить степень рефлексивных и поисковых умений обучающихся.
К тому же, самостоятельная работа является основой большинства современных педагогических технологий и способствует процессу активизации обучения.
Результаты авторского практического опыта курсанта Самсоновой Галины Михайловны в рамках преподавания истории и обществознания свидетельствуют, что наиболее подходящими видами самостоятельной работы в рамках освоения вышеуказанных дисциплин являются следующие задания: составление различных видов планов на заданную тему; написание исторического эссе и исторического сочинения ; письмо из прошлого; интервью у участника событий; репортаж с места событий, задания по методу «Шесть шляп Бона» и др.
Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.