СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа на уроках обществоведческих дисциплин

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа на уроках обществоведческих дисциплин»

Самостоятельная работа направлена на формирование у обучающихся активности и самостоятельности, развития умственных способностей. В процессе своей работы школьники должны достичь достаточно высокого уровня самостоятельности, который поможет им в дальнейшем справиться с разными заданиями, добывать новое в процессе решения учебных задач.

Считаем важным отметить, что в новых образовательных государственных стандартах говорится о формировании личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности. Действенным инструментом достижения вышеуказанного является качественно организованная самостоятельная работа.

Выделяют два вида самостоятельной работы: аудиторная; внеаудиторная.

Аудиторная самостоятельная работа по истории и обществознанию выполняется на  учебных занятиях под непосредственным руководством преподавателя и по его заданию. Виды  заданий  для аудиторной самостоятельной работы: выполнение практических работ; контрольных заданий (тестовый контроль; понятийные диктанты, самостоятельные и контрольные работы и пр.); защита рефератов, проектов, посещение консультаций и др.

Внеаудиторная  самостоятельная  работа выполняется обучающимся по заданию преподавателя, но без его непосредственного участия. 

Видами  заданий  для  внеаудиторной  самостоятельной  работы могут быть:

-для овладения знаниями: чтение и конспектирование текста (учебника, первоисточника,  дополнительной литературы); составление плана текста; графическое изображение структуры текста; работа со словарями и справочниками; ознакомление с нормативными   документами;   учебно-исследовательская работа; использование аудио- и видеозаписей,  компьютерной техники, Интернета и др.;

-для  закрепления  и систематизации знаний:  работа с конспектом (обработка текста);  составление плана и тезисов ответа; составление таблиц для    систематизации   учебного   материала;   ответы на контрольные  вопросы;  аналитическая  обработка текста; подготовка сообщений к выступлению на семинаре,  конференции; подготовка рефератов, докладов, презентаций составление библиографии, тематических кроссвордов; тестирование и др.

Виды  заданий  для самостоятельной работы,  их содержание и характер могут  иметь  вариативный  и  дифференцированный характер,  учитывать  специфику  изучаемой дисциплины и индивидуальные особенности обучающегося.

Самостоятельная работа формирует необходимые учебные  умения, такие как:

 конспектировать;  

 составлять схемы, таблицы, аннотации, планы;

 писать доклады, рефераты;

 решать творческие задачи;

 анализировать,  сопоставлять, делать выводы;

 давать собственную оценку фактам;

 стройно излагать свои мысли.

Кроме того самостоятельная работа отлично подходит для развития навыков оценивания собственной деятельности (как субъективно, так и на основании предложенных критериев).

Результат анализа умело организованной и проделанной самостоятельной работы позволяет оценить степень рефлексивных и поисковых умений обучающихся.

К тому же,  самостоятельная работа  является основой большинства современных  педагогических технологий и способствует процессу активизации  обучения.

Результаты авторского практического опыта курсанта Самсоновой Галины Михайловны в рамках преподавания истории и обществознания свидетельствуют, что наиболее подходящими видами самостоятельной работы в рамках освоения вышеуказанных дисциплин являются следующие задания: составление различных видов планов на заданную тему; написание исторического эссе и исторического сочинения ; письмо из прошлого; интервью у участника событий; репортаж с места событий, задания по методу «Шесть шляп Бона» и др.

Самостоятельная работа учащихся - одна из важнейших функций учителя. Ведь знания можно предложить, показать, где и как взять, но овладеть ими каждый ученик должен самостоятельно.