СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Самостоятельная работа по геометрии как средство активизации познавательной деятельности учащихся" из опыта работы

Категория: Математика

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной статье описаны различные виды  самостоятельной  работы на уроках математики  в адаптивной школе, которые способствуют повышению эффективности обучения математике.

Просмотр содержимого документа
«"Самостоятельная работа по геометрии как средство активизации познавательной деятельности учащихся" из опыта работы»

КОУ «Шербакульская адаптивная школа-интернат»





Самостоятельная работа по геометрии

как средство активизации

познавательной деятельности учащихся.

( из опыта работы)





















подготовил - Покидышева И.И.






Развитие самостоятельности каждого человека является условием совершенствования культуры общества. Самостоятельность личности в обучении — одна из главных целей образования. В число ведущих функций школьной образовательной системы сегодня должна войти еще одна — организация активной самостоятельной деятельности школьников.

На практике же обучение усвоению готовых образцов осуществляется гораздо успешнее, чем обучение умению творчески преобразовывать ситуацию и находить нестандартные решения, а именно поисково-исследовательская деятельность позволяет совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся.

Настоящий этап развития педагогической науки отличает глубокое осознание значимости самостоятельной деятельности школьников в обучении. Самостоятельная работа в системе учебных занятий обрела статус объективно необходимой формы обучения, обеспечивающей учащимся прочные знания и устойчивые умения.

Самостоятельная работа служит средством активизации познавательной деятельности в том случае, если школьник пытается использовать свои знания в необычной ситуации и выполняет разнообразные задания, сложность которых соответствует различным видам психической деятельности.

Приемов активизации учебно-познавательной деятельности школьников достаточно много. К приемам, которые способствуют развитию активных самостоятельных действий учащихся в учебном процессе, можно отнести ситуации, в которых ученик:

— защищает свое мнение, приводя аргументы, доказательства, используя приобре­тенные знания;

— задает вопросы, выясняя непонятное, углубляясь с их помощью в процесс познания;

— помогает другим учащимся при затруднениях, объясняя им непонятное;

— выполняет задания, рассчитанные на изучение дополнительной литературы;

— ищет несколько решений поставленной задачи, а не ограничивается одним;

— выбирает задания из поисковых и творческих задач;

— осуществляет самопроверку, анализ собственных познавательных и практических действий.

Важно, что повышению эффективности обучения математике способствует не просто введение самостоятельных работ и увеличение их количества, а организация именно системы самостоятельных заданий, связанных со всем преподаванием в целом. «Лишь в условиях, когда самостоятельная работа проводится систематически, у учащихся вырабатывается психологическая установка на познавательную самостоятельность, формируются необходимые познавательные умения, желание и способность самостоятельно овладеть знаниями и применять их в разнообразной учебной и общественной практике»

Поэтому различные виды самостоятельных работ могут и должны быть включены в учебный процесс в составе единой, научно обоснованной системы. Так как процесс учения школьников протекает на трех уровнях: репродуктивном, частично-поисковом и исследовательском (творческом), — то и развитие самостоятельной деятельности младших школьников должно проходить эти этапы. Для этого процесс обучения математике мы разбиваем на этапы, каждому из которых соответствует определенный вид самостоятельной работы.

I этап. Учащиеся знакомятся с теоретическим материалом предложенной темы и усваивают материал на уровне осмысленного воспроизведения. Здесь можно предложить учащимся самостоятельную работу обязательного уровня обучения (в классе и дома).

Тема «Линии». Задания предлагаются учащимся в форме теста.




  1. На каком из рисунков изображена линия? Правильный ответ обведите





2. Постройте все возможные отрезки с концами в точках К, L, М и N. Сколько отрезков вы построили?


3. Проведите три различные ломаные линии с вершинами в точках А, В, С, D, Е. (Используйте цветные карандаши.)

4. Продолжите построение ломаной.



5. Начертите любую линию, соединяющую точки А и Е, чтобы она целиком лежа­ла:

а) внутри данной области;

б) вне данной области.




6. Соедините точки. А и. В ломаной линией без самопересечений, проходящей через все точки, чтобы ее звенья лежали на сторо­нах клеточек.



III этап. Для решения предлагаются различные задания, моделирующие структуру изучаемого материала и задачи, для которых нет готовых решений. Теперь на основе теоретической базы знаний и усвоенных способов решения задач учащиеся включаются в активный познавательный процесс. Этому этапу соответствуют творческие задания для домашней работы, творческие и исследовательские самостоятельные работы, например;


1. Проведите прямую линию, чтобы она пересекла кривую:

а) в одной точке;

б) в двух точках;

в) в трех точках.



2. Проведите через точки А и Е незамкнутую линию, чтобы она:

а) разбивала область на две части;

б) не разбивала область на две части.



3. Соедините точки отрезками, чтобы получилась ломаная из трех звеньев.



IV этап. Завершающим этапом служит диагностика результативности обучения и развития познавательной активности учащихся. С этой целью можно предложить следующий тест и самостоятельную работу.



Тест

1. Подчеркните, под каким номером расположена ломаная линия.


а)1; 6)2; в)3.



2. Подчеркните, под какими номерами находятся замкнутые кривые липни.

а) 1, 2, 3; б) 2, 3, 4; в) 2, 3.


3. Сколько звеньев имеет ломаная? Подчеркните.

а) 7; 6)6; в) 8.




Самостоятельная работа

1. Отметьте в тетради точки К и Р. Нари­суйте кривую линию с началом в точке К и проходящую через точку Р.

2. Поставьте в тетради четыре точки и обозначьте их буквами. Нарисуйте цветными карандашами две замкнутые ломаные с вершинами в данных точках. Измерьте длины получившихся ломаных линий и сравните их.

Сегодня пе­ред учителем стоит задача: организовать «...обучение так, чтобы всем было интересно, чтобы слабый на сегодняшний день тянулся к уровню среднего, средний - к уровню сильного, а сильный ученик стремился к совершенствованию. Тогда даже самый слабый ученик поверит в свои способности»