Самостоятельная работа по обществознанию для 11 класса
Тема: Социальная мобильность и её виды
Длительность: 10 минут
Цель: Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Развитие исследовательских умений.
Вариант 1
1. Выберите один правильный ответ:
Какой из видов социальной мобильности характеризуется сменой социального статуса на более высокий?
А) Горизонтальная
Б) Вертикальная
В) Межпоколенная
Г) Групповая
2. Выберите все верные утверждения:
Отметьте все характеристики, относящиеся к горизонтальной мобильности:
1) Перемещение между социальными группами без изменения статуса
2) Повышение социального статуса
3) Переход из одной профессии в другую на том же уровне
4) Переход из рабочего класса в средний класс
3. Решите задачу:
Вася, окончив колледж, устроился работать менеджером в небольшой фирме. Через 5 лет он стал руководителем отдела, а затем директором компании. Какой вид социальной мобильности проявился в его истории? Объясните свой выбор.
4. Творческое задание:
Придумайте и кратко опишите жизненную ситуацию, в которой проявляется групповая социальная мобильность. Укажите, почему выбранная вами ситуация относится именно к этому виду мобильности.
Самостоятельная работа по обществознанию для 11 класса
Тема: Социальная мобильность и её виды
Длительность: 10 минут
Цель: Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Развитие исследовательских умений.
Вариант 2
1. Выберите один правильный ответ:
Как называется процесс перемещения индивида или группы из одного социального слоя в другой?
А) Социальная стратификация
Б) Социальная мобильность
В) Социальная структура
Г) Социальная роль
2. Выберите все верные утверждения:
К вертикальной социальной мобильности относятся:
1) Повышение в должности
2) Переезд в другой город без смены профессии
3) Поступление в университет после школы
4) Смена религии
3. Решите задачу:
Анна работала учителем, затем стала директором школы. Какой вид социальной мобильности произошёл с Анной? Кратко поясните свой ответ.
4. Творческое задание:
Опишите пример межпоколенной социальной мобильности, используя любую профессию. Объясните, почему ваш пример отражает именно этот вид мобильности.
Самостоятельная работа по обществознанию для 11 класса
Тема: Социальная мобильность и её виды
Длительность: 10 минут
Цель: Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Развитие исследовательских умений.
Вариант 3
1. Выберите один правильный ответ:
Что из перечисленного является примером горизонтальной мобильности?
А) Рабочий становится инженером
Б) Учитель переходит работать в другую школу
В) Студент становится преподавателем
Г) Бухгалтер становится директором фирмы
2. Выберите все верные утверждения:
К видам социальной мобильности относятся:
1) Вертикальная
2) Горизонтальная
3) Межпоколенная
4) Внутрипоколенная
3. Решите задачу:
В семье Ивановых отец был рабочим, а его сын стал врачом. Какой вид социальной мобильности проявился в этом случае? Объясните свой выбор.
4. Творческое задание:
Составьте небольшой рассказ (2-3 предложения) о человеке, который испытал внутрипоколенную мобильность. Укажите, почему ваш рассказ иллюстрирует именно этот вид мобильности.
Самостоятельная работа по обществознанию для 11 класса
Тема: Социальная мобильность и её виды
Длительность: 10 минут
Цель: Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Развитие исследовательских умений.
Вариант 4
1. Выберите один правильный ответ:
Какой вид социальной мобильности связан с изменением статуса в рамках одного поколения?
А) Межпоколенная
Б) Внутрипоколенная
В) Групповая
Г) Горизонтальная
2. Выберите все верные утверждения:
Групповая мобильность проявляется в следующих ситуациях:
1) Переселение целого народа
2) Повышение по службе одного сотрудника
3) Массовое увольнение работников
4) Перевод класса в другую школу
3. Решите задачу:
Семья переехала из одной страны в другую, сохранив прежний уровень дохода и профессию. Какой вид мобильности проявился? Объясните свой выбор.
4. Творческое задание:
Опишите ситуацию, когда человек испытал горизонтальную мобильность, и обоснуйте, почему это именно горизонтальная мобильность.
Самостоятельная работа по обществознанию для 11 класса
Тема: Социальная мобильность и её виды
Длительность: 10 минут
Цель: Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Развитие исследовательских умений.
Вариант 5
1. Выберите один правильный ответ:
Какой из перечисленных примеров относится к вертикальной мобильности?
А) Учитель переходит работать в другую школу
Б) Рабочий становится инженером
В) Переезд в другой город
Г) Смена гражданства без смены профессии
2. Выберите все верные утверждения:
К межпоколенной мобильности относятся:
1) Отец — фермер, сын — юрист
2) Дочь становится врачом, как и мать
3) Сын рабочего становится инженером
4) Переход человека на новую должность в течение жизни
3. Решите задачу:
Мария работала бухгалтером, затем стала главным бухгалтером, а позже директором компании. Какой вид мобильности проявился в её карьере? Объясните свой выбор.
4. Творческое задание:
Опишите пример горизонтальной мобильности, связанный с изменением места жительства, и объясните, почему это горизонтальная мобильность.
Самостоятельная работа по обществознанию для 11 класса
Тема: Социальная мобильность и её виды
Длительность: 10 минут
Цель: Формирование самостоятельности мышления, способностей к саморазвитию, самосовершенствованию и самореализации. Развитие исследовательских умений.
Ответы и решения Вариант 1
Б) Вертикальная
1, 3
Вертикальная мобильность (Вася переходил на более высокие должности, меняя социальный статус вверх).
Пример: Группа студентов после окончания университета вместе становится сотрудниками крупной компании. Это групповая мобильность, т.к. перемещение происходит не одного человека, а группы.
Вариант 2
Б) Социальная мобильность
1, 3
Вертикальная мобильность (Анна повысила свой статус с учителя до директора).
Пример: Мама была продавцом, а её сын стал врачом. Это межпоколенная мобильность, т.к. изменение статуса происходит между поколениями.
Вариант 3
Б) Учитель переходит работать в другую школу
1, 2, 3, 4
Межпоколенная мобильность (отец — рабочий, сын — врач, изменение статуса между поколениями).
Пример: Андрей начал работать инженером, а затем стал главным инженером. Это внутрипоколенная мобильность, т.к. изменение статуса произошло в течение жизни одного поколения.
Вариант 4
Б) Внутрипоколенная
1, 3, 4
Горизонтальная мобильность (семья сменила место жительства, но не социальный статус).
Пример: Человек работал врачом в одной больнице, затем перешёл работать врачом в другую больницу. Это горизонтальная мобильность, т.к. изменилось место работы, но не статус.
Вариант 5
Б) Рабочий становится инженером
1, 3
Вертикальная мобильность (Мария поднималась по карьерной лестнице, увеличивая статус).
Пример: Семья переехала из одного города в другой, сохранив прежнюю профессию и уровень дохода. Это горизонтальная мобильность, т.к. изменилось место жительства, но не статус.