Самостоятельная работа № 3
Основные способы образования слов в русском языке.
Сложные и сложносокращённые слова
Задание: распределите слова по графам таблицы в зависимости от способа словообразования. Запишите их орфографически верно.
Пр..добрый, ж..лтизна, безгр..ничный, переход, привкус, барабан..щик, крик, вод..воз, под..деяльник, дежурный (по классу), моряк, по(д, т)снежник, широк..лиственный.
Способ словообразования | Слова |
Приставочный | |
Суффиксальный | |
Приставочно-суффиксальный | |
Бессуффиксный | |
Сложение | |
Переход из одной части речи в другую | |
Сращение | |
2.Запишите недостающие звенья в словообразовательных цепочках.
Вода →_______________________________ → водянистый
Гриб → _______________________________ → грибочек
Грим →_______________________________ → подгримировать
Друг → _______________________________ → дружочек
Край →_______________________________ → крайность
Мечтать →____________________________ → мечтательница
Соль → ______________________________ → досолить
Хлеб →________________________________ →нахлебница
Ходить →_______________________________→приход
Холод → ________________________________→прехолодный
3.Вставьте, где это необходимо, пропущенные буквы в сложных словах, распределите их по группам.
Сам..свал, мед..сестра, сам..кат, стал..вар, везд..ход, электр..пила, бетон..мешалка, трёх..килограммовый, лед..кол, коф..варка, солнц..стояние, корабл..крушение, мыш..ловка, птиц..фабрика, нос..рог, пыл..сос.
Сложение с соединительной гласной о: ____________________
Сложение с соединительной гласной е:_____________________
Сложение без соединительной гласной:_____________________
4. Образуйте из данных сочетаний слов сложносокращённые слова.
Образец. Организация Объединённых Наций — ООН.
Юный корреспондент —
Московский государственный университет —
Министерство иностранных дел —
Государственная инспекция безопасности дорожного движения —
Клуб весёлых и находчивых —
Универсальный магазин —
Неопознанный летающий объект —
Детская школа искусств —
Детский сад —
Туристическая база — ____________________________________________
5. Выполните морфемный и словообразовательный разбор слов по образцу. В скобках запишите способ словообразования.
Придорожный
П
ридорожный → дорога (приставочно-суффиксальный).
Полосатый — __________________________________________________
Трудноватая — __________________________________________________
Портретистка — __________________________________________________
Забежать — __________________________________________________
Карамельный — __________________________________________________
Подлокотник — __________________________________________________
Проговорить — __________________________________________________