СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная работа по теме "Гражданская война в России" для студентов 1 курса ГБПОУ ИО "ИКАТиДС"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Самостоятельная работа предназначена для студентов 1 курса, изучающих истории в контексте темы: "Гражданская война в России"

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная работа по теме "Гражданская война в России" для студентов 1 курса ГБПОУ ИО "ИКАТиДС"»

Самостоятельная работа

Россия в годы Гражданской войны

Преподаватель ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС

Гнатюк Марина Владимировна

Эл. Почта: Marina.gnatuck@yandex.ru


Цель: определить причины, рассмотреть ход и оценить результаты и последствия Гражданской войны в России; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.

Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2014; текст " Из книги Г. Уэллса «Россия во мгле»", текст " Из письма Вельского комитета РКП(б) Вологодскому губернскому комитету партии о реквизициях крестьянского семенного зерна от 3 апреля 1920 г."

Понятия для актуализации: гражданская война, интервенция, «красные», «белые», продотряды, продразверстка, комбеды.

Персоналии: Колчак А.В., Фрунзе М.В., Деникин А.И., Врангель П.Н., Юденич Н.Н., Махно Н.И., Тухачевский М.Н., Троцкий Л.Д., Савинков Б.В.

Важнейшие даты: 1918 – 1920 гг.;

Задания:

  1. Прочитайте текст (§73, С. 140-147).

  2. Составьте хронологическую таблицу "Основные события Гражданской войны в России ".

  3. Ответьте на вопросы:

  • В чем заключались причины Гражданской войны в России?

  • В чем заключались причины иностранной интервенции в Россию во время Гражданской войны?

  • В чем заключается политика «военного коммунизма»? Каковы ее цели и последствия?

  • Назовите основные причины победы красных в Гражданской войне.

  • Каковы итоги Гражданской войны в России?

  1. Выполните задания по контурным картам (Три периода Гражданской войны; Приложение №19, Приложение №20, Приложение №21).

  2. Сделайте вывод о значении и последствиях Гражданской войны в России.


Задание по тексту 1:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из книги Г. Уэллса «Россия во мгле»

«Магазины в Петрограде имеют самый жалкий и запущенный вид. Краска облупилась, витрины треснули... некоторые заклеены декретами... Это мёртвые магазины. Они никогда не откроются вновь. Сейчас, когда идёт отчаянная борьба за общественный контроль над распределением продуктов и за то, чтобы лишить спекулянтов возможности фантастически взвинчивать цены на остатки продовольствия, всё большие рынки Петрограда также закрыты... Трамваи... всегда битком набиты. Это единственный вид транспорта для простых людей, оставшихся в городе, унаследованный от капитализма. Во время нашего пребывания в Петрограде был введён бесплатный проезд. До этого билет стоил два или три рубля — сотая часть стоимости одного яйца... Прошлой зимой все деревянные дома были разобраны на дрова, и одни лишь их фундаменты торчат в зияющих провалах между каменными зданиями.

Люди обносились; все они, и в Москве, и в Петрограде, тащат с собой какие-то узлы. Когда идёшь в сумерках по боковой улице и видишь лишь спешащих бедно одетых людей, которые тащат какую-то поклажу, создаётся впечатление, что всё население бежит из города... в Петрограде насчитывалось 1 200 ООО жителей, сейчас их немногим больше 700 ООО, и число их продолжает уменьшаться. Многие вернулись в деревню; многие уехали за границу; огромное количество погибло, не вынеся тяжких лишений. Смертность в Петрограде — свыше 81 человека на тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удручённого населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».

1. Какой период в истории нашей страны описывает Г. Уэллс? Как называлась политика, проводимая советским правительством в данный период?

2. Используя текст источника и знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт данной политики.

3. Используя текст источника и знания по истории, приведите не менее трёх последствий указанной политики.


Задание по тексту 2:

Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.


Из письма Вельского комитета РКП(б) Вологодскому губернскому комитету партии о реквизициях крестьянского семенного зерна от 3 апреля 1920 г.

«Выше нашего понимания события, происходящие в уезде. Защита интересов трудящихся, борьба с разрухой и прочее — теперь миф и обман. Это суровая действительность заставляет нас говорить так и вот почему. Несвоевременная реквизиция хлеба и совершенно непосильная в технике [в порядке изъятия хлеба] вызвала кошмарные явления... Когда мы, исполняя наряд в 220000 пудов, безусловно, должны были брать все семена, боясь будущего голода, всё население протестовало и подчинилось только грубой силе штыка. Налицо избиения многих крестьян прикладами, сажа-ние в холодные погреба-раздетых, угон последней коровы или лошади, са-жание в тюрьму по 50 человек зараз. Должны сказать, что в подавляющем большинстве такой террор выносят не кулаки и мародёры, а население, которое нам доверяло и шло навстречу во всех повинностях. Кто виновник таких явлений, черт знает! Но факт тот, что Центр определённо говорит, что не трогайте у населения семена. Но мы делаем наоборот, "не оставляй семян", так и есть. Из южного района (уезда), где указанные явления происходили больше всего, кто-то и где-то решил всё увезти, то есть весь хлеб жандармскими методами... хоть трава не расти, а всё возьмём.

Мы, безусловно, пляшем на содрогающемся вулкане и стоим перед катастрофой октябрьских завоеваний».

Резолюция губернского комитета от 19 апреля 1920 г.: «Передать письмо в губисполком для принятия административных мер. Сообщить комитету, указать на нетактичность вмешательства во время острого продовольственного кризиса в план заготовительной кампании».

1. Укажите название экономической политики советской власти в названное время и хронологические рамки её проведения.

2. Используя текст документа, назовите не менее четырёх «жандармских» методов, использовавшихся властями для изъятия хлеба у крестьян.

3. В чём разница взглядов авторов письма и губернского комитета партии на причины жестоких методов выколачивания хлеба у сельского населения? Назовите не менее двух положений.

П риложение №19







Приложение №20







Приложение №21