Самостоятельная работа
Россия в годы Гражданской войны
Преподаватель ГБПОУ ИО «ИКАТ и ДС
Гнатюк Марина Владимировна
Эл. Почта: Marina.gnatuck@yandex.ru
Цель: определить причины, рассмотреть ход и оценить результаты и последствия Гражданской войны в России; способствовать формированию умений оперировать историческими понятиями и представлениями, систематизировать научный материал, раскрывать причины и итоги исторических процессов.
Учебно-методическое обеспечение: Артемов В.В. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: учебник для сред. проф. образования: в 2 ч. Ч.2/ В.В. Артемов, Ю.Н. Лубченков. - М., 2014; текст " Из книги Г. Уэллса «Россия во мгле»", текст " Из письма Вельского комитета РКП(б) Вологодскому губернскому комитету партии о реквизициях крестьянского семенного зерна от 3 апреля 1920 г."
Понятия для актуализации: гражданская война, интервенция, «красные», «белые», продотряды, продразверстка, комбеды.
Персоналии: Колчак А.В., Фрунзе М.В., Деникин А.И., Врангель П.Н., Юденич Н.Н., Махно Н.И., Тухачевский М.Н., Троцкий Л.Д., Савинков Б.В.
Важнейшие даты: 1918 – 1920 гг.;
Задания:
Прочитайте текст (§73, С. 140-147).
Составьте хронологическую таблицу "Основные события Гражданской войны в России ".
Ответьте на вопросы:
В чем заключались причины Гражданской войны в России?
В чем заключались причины иностранной интервенции в Россию во время Гражданской войны?
В чем заключается политика «военного коммунизма»? Каковы ее цели и последствия?
Назовите основные причины победы красных в Гражданской войне.
Каковы итоги Гражданской войны в России?
Выполните задания по контурным картам (Три периода Гражданской войны; Приложение №19, Приложение №20, Приложение №21).
Сделайте вывод о значении и последствиях Гражданской войны в России.
Задание по тексту 1:
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из книги Г. Уэллса «Россия во мгле»
«Магазины в Петрограде имеют самый жалкий и запущенный вид. Краска облупилась, витрины треснули... некоторые заклеены декретами... Это мёртвые магазины. Они никогда не откроются вновь. Сейчас, когда идёт отчаянная борьба за общественный контроль над распределением продуктов и за то, чтобы лишить спекулянтов возможности фантастически взвинчивать цены на остатки продовольствия, всё большие рынки Петрограда также закрыты... Трамваи... всегда битком набиты. Это единственный вид транспорта для простых людей, оставшихся в городе, унаследованный от капитализма. Во время нашего пребывания в Петрограде был введён бесплатный проезд. До этого билет стоил два или три рубля — сотая часть стоимости одного яйца... Прошлой зимой все деревянные дома были разобраны на дрова, и одни лишь их фундаменты торчат в зияющих провалах между каменными зданиями.
Люди обносились; все они, и в Москве, и в Петрограде, тащат с собой какие-то узлы. Когда идёшь в сумерках по боковой улице и видишь лишь спешащих бедно одетых людей, которые тащат какую-то поклажу, создаётся впечатление, что всё население бежит из города... в Петрограде насчитывалось 1 200 ООО жителей, сейчас их немногим больше 700 ООО, и число их продолжает уменьшаться. Многие вернулись в деревню; многие уехали за границу; огромное количество погибло, не вынеся тяжких лишений. Смертность в Петрограде — свыше 81 человека на тысячу; раньше она составляла 22 человека на тысячу, но и это было выше, чем в любом европейском городе. Рождаемость среди недоедающего и глубоко удручённого населения — 15 человек на тысячу; прежде она была почти вдвое больше».
1. Какой период в истории нашей страны описывает Г. Уэллс? Как называлась политика, проводимая советским правительством в данный период?
2. Используя текст источника и знания по истории, укажите не менее трёх характерных черт данной политики.
3. Используя текст источника и знания по истории, приведите не менее трёх последствий указанной политики.
Задание по тексту 2:
Прочтите отрывок из исторического источника и кратко ответьте на вопросы. Ответы предполагают использование информации из источника, а так же применение исторических знаний по курсу истории соответствующего периода.
Из письма Вельского комитета РКП(б) Вологодскому губернскому комитету партии о реквизициях крестьянского семенного зерна от 3 апреля 1920 г.
«Выше нашего понимания события, происходящие в уезде. Защита интересов трудящихся, борьба с разрухой и прочее — теперь миф и обман. Это суровая действительность заставляет нас говорить так и вот почему. Несвоевременная реквизиция хлеба и совершенно непосильная в технике [в порядке изъятия хлеба] вызвала кошмарные явления... Когда мы, исполняя наряд в 220000 пудов, безусловно, должны были брать все семена, боясь будущего голода, всё население протестовало и подчинилось только грубой силе штыка. Налицо избиения многих крестьян прикладами, сажа-ние в холодные погреба-раздетых, угон последней коровы или лошади, са-жание в тюрьму по 50 человек зараз. Должны сказать, что в подавляющем большинстве такой террор выносят не кулаки и мародёры, а население, которое нам доверяло и шло навстречу во всех повинностях. Кто виновник таких явлений, черт знает! Но факт тот, что Центр определённо говорит, что не трогайте у населения семена. Но мы делаем наоборот, "не оставляй семян", так и есть. Из южного района (уезда), где указанные явления происходили больше всего, кто-то и где-то решил всё увезти, то есть весь хлеб жандармскими методами... хоть трава не расти, а всё возьмём.
Мы, безусловно, пляшем на содрогающемся вулкане и стоим перед катастрофой октябрьских завоеваний».
Резолюция губернского комитета от 19 апреля 1920 г.: «Передать письмо в губисполком для принятия административных мер. Сообщить комитету, указать на нетактичность вмешательства во время острого продовольственного кризиса в план заготовительной кампании».
1. Укажите название экономической политики советской власти в названное время и хронологические рамки её проведения.
2. Используя текст документа, назовите не менее четырёх «жандармских» методов, использовавшихся властями для изъятия хлеба у крестьян.
3. В чём разница взглядов авторов письма и губернского комитета партии на причины жестоких методов выколачивания хлеба у сельского населения? Назовите не менее двух положений.
П
риложение №19
Приложение №20
Приложение №21