«Серебряный век» (термин впервые предложен философом Николаем Александровичем Бердяевым) - это период конца XIX - начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями.
Поэзия «серебряного века» отразила атмосферу внутреннего хаоса, смятения. И вместе с этим это было полное сияния творческое пространство, жаждущее красоты и самоутверждения, решающее новые эстетические задачи.
Серебряный век открыл множество новых имен талантливейших поэтов. Каждый по-своему определял смысл жизни, выражал свое видение мира, однако все они стремились создать новую литературу, осуществить мечту "быть в жизни только художниками". Творчество поэтов "серебряного века" определяет термин "модернизм".
Модернизм (от франц. "новейший", "современный") - литературное направление, противопоставленное реализму, отрицающее социальные ценности. Цель модернизма - создание поэтической культуры, эстетического идеала, духовное совершенствование человека.
Символизм - течение модернизма, для которого характерны "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности..." [1], "новое сочетание мыслей, красок и звуков"[2]; основным принципом символизма является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.
Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon - знак, символ) появился во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включил в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.
Русские символисты-литераторы традиционно делятся на "старших" и "младших".
Старшие - так называемые "декаденты" - Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб - отразили в своем творчестве черты общеевропейского пан-эстетизма.
Младшие символисты - Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов - помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.
***
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце,
И выси гор.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть море,
И пышный цвет долин.
Я заключил миры в едином взоре.
Я властелин.
Я победил холодное забвенье,
Создав мечту мою.
Я каждый миг исполнен откровенья,
Всегда пою.
Мою мечту страданья пробудили,
Но я любим за то.
Кто равен мне в моей певучей силе?
Никто, никто.
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть Солнце,
А если день погас,
Я буду петь… Я буду петь о Солнце
В предсмертный час! Константин Бальмонт
Особенности символизма:
- простейший индивидуализм символизма, его интерес к проблеме личности;
- бегство от реальной жизни в придуманный мир, противопоставление жизни и смерти;
- стремление к обобщению;
- яркое выявление жизненной позиции, мироощущения автора;
- поэтика условностей и иносказаний, большая роль звучаний, ритма,
Акмеизм (от греческого аkme - "высшая степень") - течение модернизма, противопоставленное мистическому, "неясному и бесформенному"[3], основанное на логичности, экономичности в средствах и словах; для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям.
Акмеистическое течение просуществовало в России с 1913-1914. В январе 1913 г. появились манифесты акмеизма. Представители акмеизма объединились в группу "Цех поэтов" и выступали в журнале "Аполлон" (1909-1917).
Представители акмеизма: Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин.
Жираф
Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд
И руки особенно тонки, колени обняв.
Послушай: далеко, далеко на озере Чад
Изысканный бродит жираф.
Ему грациозная стройность и нега дана
И шкуру его украшает волшебный узор,
С которым равняться осмелится только луна,
Дробясь и качаясь на влаге широких озер.
Вдали он подобен цветным парусам корабля,
И бег его плавен, как радостный птичий полет,
Я знаю, что много чудесного видит земля,
Когда на закате он прячется в мраморный грот.
Я знаю веселые сказки таинственных стран
Про черную деву, про страсть молодого вождя,
Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,
Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.
И как я тебе расскажу про тропический сад,
Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав:
Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад
Изысканный бродит жираф. Николай Гумилев
Особенности акмеизма:
- экзотические образы ("базальтовые скалы", "изысканный жираф", "тропический сад" и т.д.);
- жизнеутверждающее содержание;
- ясность формы;
- точность слова;
- обращение к материальному миру, к естественным предметам;
- использование ярких красок (красный, рубиновый, зеленый, розовы.
Футуризм (от латинского futurum - будущее) - течение модернизма, отрицающее язык классической поэзии, призывающее к созданию "произвольных и производных слов"[4]; цель футуристов - найти средства самовыражения, стать "делателями собственной жизни"[5].
Литературное течение зародилось в Италии в 1909 г. В России начало свое существование в 1912 г., когда вышел в свет сборник "Пощечина общественному вкусу", открывавшийся статьей русских футуристов.
Футуризм делится на две подгруппы: кубофутуризм и эгофутуризм. Представители футуризма: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Игорь Северянин
***
Слоны бились бивнями так,
Что казались белым камнем
Под рукой художника.
Олени заплетались рогами так,
Что, казалось, их соединял старинный брак
С взаимными увлечениями и взаимной неверностью.
Реки вливались в море так,
Что казалось: рука одного душит шею другого. Велимир Хлебников
Особенности футуризма:
- отказ от традиционной поэзии;
- словотворчество, создание неологизмов;
- изменение рифмы и ритма стихов;
- эмоциональность, экспрессивность, обилие восклицательных предложений.
ЗАДАНИЯ.
Задание 1. Символизм. Акмеизм. Футуризм
- Какое настроение, внутреннее состояние человека передает поэзия символизма?
___________________________________________________________________________________________________________
- Если отразить содержание поэзии символизма с помощью красок, какие бы цвета вы выбрали?
___________________________________________________________________________________________________________
- Какие темы затрагивали символисты?
___________________________________________________________________________________________________________
- Какие образы создавали в своих стихах поэты-акмеисты?
___________________________________________________________________________________________________________
- Как вы понимаете слова футуристов из статьи "Пощечина общественному вкусу": "Бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода Современности"?
___________________________________________________________________________________________________________
Задание 2. Дайте определение понятия «Серебряный век».
____________________________________________________________________________________________________________
Задание 3. Назовите время возникновения символизма как литературного течения и его основных представителей в русской литературе.____________________________________________________________________________________________________
Задание 4. Дайте определение понятия «акмеизм».
____________________________________________________________
В чем суть этого литературного направления?
____________________________________________________________
Задание 5. В чем суть литературного направления «футуризм»?
______________________________________________________________
Назовите время возникновения футуризма как литературного течения и его основных представителей в русской литературе. ____________________________________________________________________________________________________________
Задание 6. Работа с манифестом В. Брюсова «Ключи тайн» (1903). Прочитайте отрывок манифеста.
«Искусство есть постижение мира иными, не рассудочными путями. Искусство - то, что в других областях мы называем откровением. Создания искусства - это приотворенные двери в Вечность. Исконная задача Искусства и состоит в том, чтобы запечатлевать мгновения прозрения, вдохновения. Искусство начинается в тот миг, когда художник пытается уяснить самому себе свои темные, тайные чувствования. Где нет этого уяснения, нет художественного творчества. Где нет этой тайности в чувстве, нет искусства. Для кого все в мире просто, понятно, постижимо, тот не может быть художником. История нового искусства есть, прежде всего, история его освобождения. Романтизм, реализм, символизм свергли наконец цепи рабствования случайны целям. Ныне искусство наконец свободно. Теперь оно сознательно предается своему высшему и единственному назначению: быть познанием мира, вне рассудочных форм, вне мышления по причинности…».
Вопросы:
1. В чем (по теории Брюсова) состоит назначение искусства?
______________________________________________________________
2. Почему такое значение придается таинственности, тайне у символистов?
______________________________________________________________
Задание 6. Что такое неологизмы, которые использовали И. Северянин и В. Хлебников? На дополнительный «+» привидите примеры.
___________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.Определите модернистское направление по характерным признакам: направление, считавшее целью искусства интуитивное постижение мирового единства; объединяющим началом такого единства виделось искусство. Характерны «тайнопись неизречённого», недосказанность, замена образа.
А. Символизм.
Б. Акмеизм.
В. Футуризм.
Задание 8. Кто автор этого отрывка?
Я в этот мир пришёл, чтоб видеть солнце,
А если день погас,
Я буду петь.
.Я буду петь о солнце
В предсмертный час!
____________________________________________
Задание 9. Какая из строчек слов-символов Является «символистской», «акмеистской», «футуристской»?
А. Бездна, ночь, дух, миры, любовь, атом, пожар, пламень, лоно.______________________________________
Б. Небо, труп, звёзды, черви, туман, боль, круп, ухватка, сыпь._______________________________________
В. Лыжи, небо, луг, месяц, окошки, тишина, тропинка, ива.__________________________________________
Задание 10. Кто автор этого отрывка?
Реки вливались в море так,
Что казалось: рука одного душит шею другого.
____________________________________________________
Задание 11. Назвать литературный псевдоним Горенко.
____________________________________________________
Задание 12. Имена каких поэтов Серебряного века перечислены в следующих стихах Г. Шенгели?
Он знал их всех и видел всех почти: Валерия, Андрея, Константина, Максимильяна, Осипа, Бориса, Ивана, Игоря, Сергея, Анну, Владимира, Марину, Вячеслава, И Александра-небывалый хор,
Четырнадцатизвёздное созвездие!
_____________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________