СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Самостоятельная учебная деятельность как один из приемов формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Если наши дети, - писал Н. Г. Чернышевский, - хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями»

Просмотр содержимого документа
«Самостоятельная учебная деятельность как один из приемов формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте»

Самостоятельная учебная деятельность как один из приемов формирования самостоятельности в младшем школьном возрасте

Самостоятельная работа учащихся в настоящее время становится одним из важных методов обучения. Самостоятельная работа учеников подразумевается во всех клас­сификациях методов. Это та часть любого метода, которая содержит к нему необходимое дополнение - обучение, выполнение учебных заданий без учителя. С давних времен заведено, что часть работы ученик выполняет в школе, а чтобы не забыть изученное в классе, закрепить его как следует, повторяет материал дома, выполняет необходимые задания.

Важную роль самостоятельной работе отводили Н. Г. Чернышевский, Н. А. Добролюбов. «Если наши дети, - писал Н. Г. Чернышевский, - хотят быть людьми, в самом деле, образованными, они должны приобретать образование самостоятельными занятиями» [Пидкасистый, 2000: 231].

Большое значение придавал самостоятельной работе К. Д. Ушинский. Он считал, что учитель должен не только давать учащимся знания, но и направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны «по возможности трудиться самостоятельно, а учитель - руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» [Ушинский, 1984: 258].

К.Д. Ушинский считал, что «только самостоятельная работа учащегося создает условия для глубокого овладения знаниями» [Ушинский, 1984: 258].

Под самостоятельной учебной работой обычно понимают любую организованную учителем активную деятельность учащихся, направленную на выполнение поставленной дидактической цели в специально отведенное для этого время: поиск знаний, их осмысление, крепление, формирование и развитие умений и навыков, обобщение и систематизацию знаний [Пидкасистый, 1980: 309].

Б.П. Есипов указывал, что «самостоятельная работа учащихся, включаемая в процесс обучения, - это такая работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, проявляя свои усилия и выражая в той или иной форме результаты своих умственных или физических (или тех и других вместе) действий [Есипов, 1997: 122].

С.П. Баранов считает, что «самостоятельная работа - это такая познавательная учебная деятельность, когда последовательность мышления ученика, его умственных и практических операций и действий зависит и опре­деляется самим учеником» [Баранов, 1987: 122].

И.Ф. Харламов под самостоятельной работой понимает «особую форму организации учебной деятельности, осуществляемой под прямым или косвенным руководством учителя, в ходе которой учащиеся преимущественно или полностью самостоятельно выполняют различного вида задания с целью развития знаний, умений, навыков и личностных качеств» [Харламов, 1996: 159].

Как дидактическое явление самостоятельная работа представляет собой, с одной стороны, учебное задание, т.е. то, что должен выполнить ученик, объект его деятельности, с другой - форму проявления соответствующей деятельности: памяти, мышления, творческого воображения при выполнении учеником учебного задания, которое в конечном счете приводит школьника либо к получению совершенно нового, ранее неизвестного ему знания, либо к углублению и расширению сферы действия уже полученных знаний.

Следовательно, самостоятельная работа - это такое средство обучения, которое:

-в каждой конкретной ситуации усвоения соответствует конкретной дидактической цели и задаче;

-формирует у обучающегося на каждом этапе его движения от незнания к знанию необходимый объем и уровень знаний, навыков, умений для решения определенного класса познавательных задач и соответственного продвижения от низших к высшим уровням мыслительной деятельности;

-вырабатывает у учащихся психологическую установку на самостоятельное систематическое пополнение своих знаний и выработку умений ориентироваться в потоке научной и общественной информации при решении новых познавательных задач;

-является важнейшим орудием педагогического руководства и управления самостоятельной познавательной деятельностью обучающегося в процессе обучения [Пидкасистый, 1980: 149]:

Исследования ученых-педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям [Пидкасистый, 1996: 309]:

1.Копирующие действия учащихся по заданному образцу. Идентификация объектов и явлений, их узнавание путем сравнения с известным образцом. На этом уровне происходит подготовка учащихся к самостоятельной деятельности.

2.Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не ходящая за пределы уровня памяти. Однако на этом уровне уже начинается обобщение приемов и методов познавательной деятельности, их перенос на решение более сложных, но типовых задач

3.Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным выводам.

4.Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка гипотетического аналогового мышления [Пидкасистый, 1980: 310].

Каждый из этих уровней, хотя они выделены условно, объективно существует.

Всякая самостоятельная работа имеет примерно одинаковый план проведения:

-осознание учащимися учебной задачи, которая решается с помощью данной самостоятельной работы;

-инструкция для учащихся о том, как ее выполнить;

-руководство процессом выполнения работы, которая преиму­щественно состоит в том, чтобы школьники соблюдали инструк­тивное указание;

-самоанализ, самоконтроль;

-проверка работ учащихся, выделение типичных преимуществ и ошибок, их разбор с учениками [Баранов, 1987: 123].

Рассмотрим основные требования к организации самостоятель­ной деятельности учащихся на уроке.

Любая самостоятельная работа на любом уровне самостоятельности имеет конкретную цель. Каждый ученик знает порядок и приемы выполнения работы.

Самостоятельная работа соответствует учебным возможностям ученика, а степень сложности удовлетворяет принципу постепенного перехода с одного уровня самостоятельности на другой. В учебном процессе используются результаты, выводы самостоятельной, в том и числе домашней работы [Пидкасистый, 1980: 311].

Самостоятельная работа может быть классной и домашней. Глав­ная функция классных работ - контролирующая, а домашних - закрепляющая, обобщающая, контрольно-корректирующая. Пра­вильно организованная классная самостоятельная работа развивает произвольное внимание детей, собственное мышление, формирует самостоятельность как черту характера. Поэтому на каждом уроке учитель отыщет возможности для ее организации. Он использует проверочные, подготовительные, учебные и другие самостоятель­ные упражнения [Пидкасистый, 2004: 208].

Для актуализации опорных знаний, умений проводятся подготовительные самостоятельные работы. Это могут быть устные или письменные упражнения на повторение, сопоставление определен­ных фактов, припоминание правил, способов действий, предвари­тельное чтение заданных текстов и т. п. Применяются также наблюдение объектов по определенному плану, просмотр картин, иллюстраций или диафильмов, составление описаний, сравнение не­которых данных - словом, все, что нужно для последующего созна­тельного и активного обучения. К учебным самостоятельным ра­ботам относится прежде всего самостоятельное ознакомление школьников с учебным материалом по учебнику или по другим ис­точникам. Проверочные самостоятельные работы - это все учебные задания, которые учащийся выполняет в классе и дома.

Учитель всегда будет помнить об условиях, соблюдение которых обеспечивает эффективность самостоятельной работы. Ее цель оп­ределяет содержание и методику. А целей у самостоятельных работ много: на уроках чтения они необходимы для формирования пол­ноценных умений и навыков чтения, понимания содержания прочитанного; на уроках математики самостоятельные работы слу­жат для формирования вычислительных навыков, их закрепления и упрочения и т. д. На каждом уроке самостоятельная работа при­обретает свои специфические особенности, естественно, меняются и формы, и методика ее осуществления. Остаются в силе общие тре­бования. Важнейшее среди них - достаточность «опор» для правильного и быстрого выполнения самостоятельной работы. При затруднениях многие дети приучены сидеть и ждать указаний учите­ля! Желательно, во-первых, не формировать у детей такую установ­ку, а во-вторых, заранее обеспечить их необходимыми инструкция­ми, указаниями, алгоритмами, по которым они могли бы самостоя­тельно корректировать ход и результаты выполнения работы [Пидкасистый, 2004: 209].

Алгоритм - это описание приемов мышления или последователь­ности умственных операций, использующихся при решении мно­гих однотипных заданий. Он играет решающую роль при обучении детей «действовать по правилам». При выполнении новых для учеников действий они, сначала под руководством учителя, овладе­вают алгоритмом, а затем выполняют, опираясь на него, все новые и новые задания. Общие алгоритмы длительного действия учитель оформляет в виде настенной таблицы (определение строения пред­ложения, деление многоцифровых чисел и т. д.).

На качество и скорость выполнения самостоятельной работы влияет также способ постановки (введения) задания: как оно сфор­мулировано, понятно ли ученикам, готовы ли дети к заданию такой трудности, выполнялись ли раньше подобные задания и т. п. Учитель заранее подготовит индивидуальные карточки для дифференциро­ванного и индивидуального обучения. В зависимости от уровня под­готовленности ученика они будут содержать более сложные или, на­против, упрощенные задания с планом рассуждений или без них, детальным или упрощенным алгоритмом.

Один из видов самостоятельной работы - ознакомление учени­ков с новым материалом по учебнику. При этом ученик сам опреде­ляет цель, выделяет неизвестное, обращает внимание на главное, ус­танавливает последовательность действий, контролирует их. Перед чтением учитель сообщит цель работы, назовет материал, который следует прочесть, поставит контрольные вопросы, на которые необ­ходимо найти ответы при чтении. В 3-4-х классах целесообразно вводить доступные для учеников проблемные и исследовательские задания [Пидкасистый, 2004: 209].

Планируя классную и домашнюю самостоятельную работу, учитель:

-предусмотрит ее место в структуре урока;

-подумает, как она будет сочетаться с другими методами и фор­мами учебной деятельности;

-определит ее оптимальный объем в зависимости от уровня подготовленности своих учеников, а также сложности изучаемого ма­териала;

-предусмотрит затруднения, которые могут возникнуть при вы­полнении самостоятельной работы;

-определит форму заданий;

-установит оптимальную длительность работы;

-подберет соответствующий дидактический материал;

-предусмотрит рациональные способы проверки и самопровер­ки работ учеников.

Таким образом, самостоятельная работа в начальных классах - обязательный компонент учебно-воспитательного процесса. Ее роль, содержание, длительность определяются целью изучения материа­ла, его спецификой и уровнем подготовки школьников.


Виды самостоятельных работ


По форме организации самостоятельные работы можно разделить на индивидуальные, фронтальные и групповые [Пидкасистый, 1996: 311].

В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристи­ческие и творческие работы. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.

Воспроизводящие самостоятельные работы по образцу необхо­димы для запоминания способов действий в конкретных ситуациях (признаков понятий, фактов и определений), формирования умений и навыков и их прочного закрепления. Деятельность учеников при выполнении работ этого типа, строго говоря, не совсем самостоятель­ная, поскольку их самостоятельность ограничивается простым воспроизведением, повторением действий по образцу. Однако роль таких работ очень велика. Они формируют фундамент подлинной самостоятельной деятельности ученика. Роль учителя состоит в том, чтобы для каждого ученика определить оптимальный объем работы. Поспешный переход к самостоятельным работам других типов ученика необходимой базы знаний, умений и навыков. Задержка на работах по образцу - бесполезная трата времени, порождающая скуку и безделье. У школьников пропадает интерес к учению мету, наступает торможение в их развитии [Пидкасистый, 1996: 311].

Самостоятельные работы реконструктивно-вариативного позволяют на основе полученных ранее знаний и данной общей идеи найти самостоятельно конкретные способы решения задач применительно к данным условиям задания. Самостоятельные работы этого типа приводят школьников к осмысленному переносу знаний в типовые ситуации, учат анализировать события, явления, факты, формируют приемы и методы познавательной деятельности, способствуют развитию внутренних мотивов к познанию, с ют условия для развития мыслительной активности школьников. Самостоятельные работы этого типа формируют основания для дальнейшей творческой деятельности ученика.

Эвристические самостоятельные работы формируют умения, навыки поиска ответа за пределами известного образца. Как правило, ученик определяет сам пути решения задачи и находит его решения, необходимые для решения задачи ученик уже имеет, но брать их в памяти бывает нелегко. На данном уровне продуктивной деятельности формируется творческая личность учащегося. Постоянный поиск новых решений, обобщение и систематизация пол­ных знаний, перенос их в совершенно нестандартные ситуации лают знания ученика более гибкими, мобильными, вырабатывают умения, навыки и потребность самообразования. Виды эвристических самостоятельных работ, как и работ других типов, могут быть самыми разнообразными.

Одним из распространенных в практике школы видов эвристических самостоятельных работ является самостоятельное объяснение, анализ, демонстрации, явления, реакции, строгое обоснование выводов с помощью аргументов или уравнений и расчетов [Пидкасистый, 1996: 312].

Творческие самостоятельные работы являются венцом системы самостоятельной деятельности школьников. Эта деятельность позволяет учащимся получать принципиально новые для них знания, закрепляет навыки самостоятельного поиска знаний.

В практике обучения каждый тип самостоятельной работы представлен большим разнообразием видов работ, используемых учителем в системе урочных и внеурочных занятий. Перечислим наиболее распространенные и эффективные из них.

1.Работа с книгой. Это работа с текстом и графическим материалом учебника: пересказ основного содержания части текста; составление плана ответа по прочитанному тексту; краткий конспект текста; поиск ответа на заранее поставленные к тексту вопросы; анализ, сравнение, обобщение и систематизация материала нескольких параграфов.

2.Упражнения: тренировочные, воспроизводящие упражнения по образцу; реконструктивные упражнения; составление различных задач и вопросов и их решения; рецензирование ответов других учеников, оценка их деятельности на уроке; различные упражнения, направленные на выработку практических умений и навыков

3.Решение разнообразных задач и выполнение практических и лабораторных работ.

4.Различные проверочные самостоятельные работы, контрольные работы, диктанты, сочинения.

5.Подготовка докладов и рефератов.

6.Выполнение индивидуальных и групповых заданий в связи с экскурсиями и наблюдениями в природе.

7.Домашние лабораторные опыты и наблюдения.

Недостатки, встречающиеся в организации самостоятельной работы:

- нет системы в организации работ, они случайны и по содержанию, и по количеству, и по форме;

-уровень предлагаемой самостоятельности не соответствует учебным возможностям ученика; слабо выражен индивидуальный подход в подборе заданий;

-состоятельные работы однообразны, их продолжительность не оптимальна для данного класса.

Самостоятельная работа в учебном процессе развивает познавательные способности учащихся, содействует вы­работке практических умений и навыков, повышает культуру умственного труда и делает приобретаемые зна­ния осмысленными и глубокими.

Самостоятельная работа выполняется без непосредственного участия учите­ля, по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной в задании цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий.

Самостоятельные работы различаются по дидактиче­ским целям (направлены на подготовку учащихся к вос­приятию нового материала, на закрепление усвоенных знаний и т. п.), по материалу, над которым работает уче­ник (учащиеся считают, измеряют и др.), по способу ор­ганизации (фронтальная, индивидуальная, группо­вая).

Независимо от вида самостоятельная работа явля­ется действенным методом активизации учения детей при условии, если она соответствует дидактическим целям урока, если задания посильны учащимся и даются в опре­деленной системе, с постепенным нарастанием трудно­сти. Содержание самостоятельной работы должно носить творческий характер, предусматривать задания индиви­дуального характера.

В соответствии с уровнями самостоятельной продуктивной деятельности учащихся можно выделить четыре типа самостоятельных работ: воспроизводящие, реконструктивно-вариативные, эвристи­ческие и творческие работы. Каждый из четырех типов имеет свои дидактические цели.