САМОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ РЕБЁНКА. ЕЁ ГРАНИЦЫ.
Я сама помыла ручки
И сама надену брючки.
Уложила в койку мишку
И на лбу набила шишку.
Утром я поела кашку
И сама помыла чашку.
Можно я сложу игрушки
И пойду играть к подружке?
Часто, по разным причинам – из-за отсутствия времени, неуверенности в силах ребенка – мы стремимся сделать все за него сами. Но действительно ли мы оказываем ребенку помощь? Может ли ребенок быть самостоятельным?
Самостоятельность – это ценное качество, необходимое человеку в жизни, воспитывать его необходимо с раннего детства. Очень часто они стремятся выполнять различные действия самостоятельно. И нам, взрослым, важно поддержать их в этом.
Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.
Проблема формирования у детей самостоятельности была и остается одной из самых актуальных.
Волевые качества личности являются стержневой стороной характера человека, и их воспитанию должно быть уделено серьезное внимание. В деятельности и в коллективе сверстников у дошкольника в первую очередь должны формироваться такие волевые черты характера, как самостоятельность, уверенность в своих силах, настойчивость, выдержка.
Дети старшего дошкольного возраста могут выполнять следующие виды работ:
Содержать в порядке свои игрушки, настольные игры; протирать их сырой тряпкой; мыть некоторые игрушки (целлулоидные, резиновые).
Протирать мебель (вместе с кем-то из взрослых).
Стирать одежду для кукол, мелкие личные вещи (носовые платки, носки, ленточки), салфетки для хлебницы и т.п.
Накрывать на стол, убирать посуду после еды; мыть ложки, чашки и другую посуду после завтрака.
Подметать сырым веником пол в комнате, небольшой метлой дорожку во дворе.
Помогать взрослым в приготовлении пищи: чистить варёный картофель, резать варёные овощи
для винегрета, мыть овощи, делать пирожки, печенье; собирать и чистить ягоды.
Оказывать посильную помощь в разных хозяйственных делах: повесить или снять с верёвки
небольшое по размеру бельё, помочь нести сумку с покупками, покупать хлеб, принести, отнести
вещь, поднять упавшую.
Приносить воду в небольших ведёрках, колотые дрова.
Проявлять заботу о младших брате, сестре (помогать одеваться, гулять, играть, спеть песенку,
прочитать наизусть стихотворение).
Оказывать внимание и помощь бабушке, дедушке, маме и папе, пожилым людям.