«Самовольный уход из дома несовершеннолетних детей и подростков»
Подготовила: Соснина О.П. педагог-психолог
МБОУ Школа №79,г.Уфа.
Сегодня, как никогда за последние годы, актуализируется проблема детской беспризорности, которую все чаще связывают с явлениями социальной дезадаптации, распространением наркомании и токсикомании, проституции, бродяжничества и безнадзорности.
Глубоким кризисом оказались охвачены основные социальные институты общества, в том числе и институт семьи и брака, что, в частности, проявилось в резком увеличении числа детей и подростков, убегавших с постоянного места жительства и бродяжничавших в своей местности или других.
Основными задачами по предупреждению самовольных уходов и организации розыска несовершеннолетних являются:
1. Защита прав и законных интересов несовершеннолетних.
2. Предупреждение ситуаций, угрожающих жизни и здоровью несовершеннолетних.
3. Проведение социально-педагогической реабилитации несовершеннолетних, склонных к самовольным уходам, и оказание им медицинской помощи.
4. Предупреждение правонарушений и антиобщественных действий как совершаемых несовершеннолетними, так и в отношении их.
Наша задача вовремя рассмотреть факторы, влияющие на подобное поведение и по возможности предотвратить их. Американский психиатр Г. Штутте, выделял следующие типы побегов из дома:
1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия;
2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близкого окружения;
3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у «робких» и «забитых»;
4. «Специфически – пубертатный побег» вследствие возрастного фантазёрства и мечтательности.
По статистике чаще убегают из дома подростки 10-15 лет. Это дети как из социально-благополучных семей, так и дети «группы риска». Подростковый возраст один из самых сложных, когда не хочется быть ребенком (начиная от внешности), но и не получается быть взрослым (в силу отсутствия знаний и жизненного опыта).
Как правило, у несовершеннолетних, совершающих самовольные уходы, наблюдаются проблемы в обучении, во взаимоотношениях с окружающими. Нередко такие подростки имеют различные психофизические отклонениями в здоровья.
Побег из дома во многом зависит и от обстановки, которая складывается в среде неформального общения (на улице). Для того чтобы ребенок самостоятельно порвал свою связь с семьей, ему, как правило, нужны товарищи. Решительный момент наступает, когда у кого-либо из них ситуация в семье резко ухудшается.
Первый побег, разрывает психологический барьер зависимости от взрослых, у него исчезает потребность в психологической защите взрослых и ориентации детей резко меняются. По мере повторения самовольных уходов у подростков отмечается появление асоциального поведения – мелкое воровство, попрошайничество. Длительное проявление самовольных уходов ведёт к закреплению таких черт, как неискренность, лживость, отрицательное отношение к труду, формируются патологические черты характера – эмоционально-волевая неустойчивость, иногда замкнутость и отгороженность от окружающих.
Мы дети и взрослые - все разные. И картина окружающего мира для каждого своя, она проявляется в различном отношении к одним и тем же событиям и людям. Реакция и поведение взрослого и ребенка во многом зависят от особенностей нервной системы, типе темперамента. Так же большое значение имеет акцентуация - преобладание резко выраженных черт характера. В кризисной ситуации «уход из дома» необходимо учитывать индивидуальные особенности личности. Уход из дома - это отказ или уход от ситуации, но не решение проблемы. Все виды защитных реакций применяемых ребенком, направлены на то чтобы привлечь к себе внимание и приемлемого отношения к себе окружающих. Самый примитивный защитный механизм – это отрицание. В более старшем возрасте - уход из дома. Крайняя форма – суицид. Если ребенок хоть раз ушел из дома и этот шаг не является формой протеста или способом привлечения внимания, то это может быть сигнал развития психического заболевания.
Выделяют следующие типы побегов подростков из семьи (Ю.Л. Строганов, Б.Н. Алмазов):
1. Эмансипационные побеги наиболее часто (45%) совершаются, чтобы избавиться от опеки и контроля со стороны взрослых. Начало таких побегов чаще всего приходится на возраст 12 - 15 лет. Поводом являются ссоры с родителями, жажда освободиться от надзора. Часто совершаются с приятелями. Этому предшествуют прогулы занятий в школе – 85%, в 75% сочетаются с делинквентностью, в 32% случаев – с алкоголизацией во время побега (гипертимный и неустойчивый тип акцентуации характера).
2. Импульсивные побеги происходят вследствие жестокого обращения с детьми. Совершаются в одиночку. В таких случаях во время побегов достаточно высокая опасность суицида. Повторные побеги становятся стереотипной поведенческой реакцией, ищут попутчиков, может присоединиться делинквентность. Возраст подростков, совершающих подобные побеги, чаще всего, от 7 до 15 лет (среди них наиболее часто встречается шизоидный тип акцентуаций характера).
3. Демонстративные побеги занимают относительно небольшое количество, В данном случае подростки преследуют цель привлечения к себе внимания (12 - 17 лет). Подобный тип побега более всего присущ истероидному типу акцентуации характера подростков.
4. Дромоманические побеги (от греческих слов «дромос» - дорога, путь и «мания» - одержимость, страстное влечение) происходят внезапно, на базе внезапно изменившегося настроения, от побега к побегу, географический ареал расширяется.
Поведенческая реакция в виде уходов из дома может быть мотивированной, планируемой и немотивированной.
Мотивированная поведенческая реакция обусловлена психологически понятными причинами и вытекает из самой ситуации, в которой оказался несовершеннолетний.
Если подросток реагирует именно так, то значит, что он не научился применять другие стратегии реагирования в конфликтных ситуациях и использует стратегию избегания.
Мотивированные уходы на фоне острой стрессовой ситуации возникают у детей по-разному:
• у слабых, эмоционально-ведомых, чувствительных, податливых детей мотивированные уходы проявляются как обдуманные или импульсивные и могут быть проявлением пассивного протеста;
• у подвижных, эмоциональных и импульсивных детей мотивированные уходы проявляются как реакция эмансипации;
• у эмоционально холодных, сдержанных, замкнутых мотивированные уходы проявляются как реакция избегания общения;
• у ярких, артистичных, активных детей мотивированные уходы проявляются как демонстративная реакция.
К основным причинам самовольного ухода из дома можно отнести:
1. Любопытство, стремление познать и испытать как можно больше.
Одна из задач развития детского возраста – исследование, познание мира и себя. Это приводит к общему любопытству: все познать, все испытать, все попробовать, То, что необходимо для расширения кругозора, определения своих склонностей и интересов, выбора жизненного пути, может также приводить и к исследованию новых ощущений через любые формы отклоняющегося поведения.
2. Переживание «драйва».
Дети любят рисковать. Они теоретически знают, что многие люди погибают, но и сама смерть представляется им чем-то фантомным, то есть тем, что может происходить «с кем-то, но не со мной».
Дети весьма отстраненно воспринимают аргументы о том, что «когда-то в будущем» они могут жестоко поплатиться своим здоровьем. К этому можно добавить стремление переживать напряжение определенного страха. Им хочется переживать нечто подобное, радостно-ужасное по-настоящему.
3. Скука.
Скука – это тяжелое эмоциональное состояние. И к подобному состоянию нужно относиться так же серьезно, как, например, мы относимся к депрессии. Чаще всего скука – это следствие какой-либо из описанных ниже причин:
Отсутствие смысла жизни.
• полученных в детстве психических травм, в том числе от пережитых трагедий, насилия, жесткого обращения;
• тяжелых разочарований (например, предательство близких людей);
• чрезмерного баловства, когда ребенок просто не успевает чего-то по-настоящему захотеть – у него всегда слишком много;
• чрезмерной критичности взрослых.
Хроническое неудовлетворение важных, базовых потребностей: уважения, любви, принятия значимых взрослых.
Жизнь «пока»: все, что должно произойти в жизни важное, значительное, интересное, будет когда-то в будущем, причем сроки не определены и кажутся очень далекими; а пока нужно просто ждать, когда это произойдет, ожидание всегда томительно и скучно.
Неразвитость творческих способностей – творческий человек всегда наполнен идеями, поэтому и свое свободное время он заполняет с интересом и вдохновением: когда человек не привык мыслить творчески, ему трудно структурировать свое время так, чтобы в обычных обстоятельствах найти что-то интересное для себя.
4. Принадлежность к социальной группе («Я как мои друзья»).
Ребенок, в силу разных причин, часто не умеет сказать нет. Для него страх от последствий совершаемого не так силен, как страх потери расположения друзей. Чем менее уверен в себе подросток, чем хуже он относится сам к себе, тем более значимы для него симпатии сверстников, и тем менее он способен мыслить и действовать вопреки их мнению.
Не чувствуя себя достаточно уверенно для того, чтобы спокойно выдержать напор, принуждения и даже издевательства, подросток предпочитает подчиниться требованиям неформального лидера группы.
5. Протест против родителей.
Дети бунтуют против родителей, их правил, установок, но на самом деле их зависимость от семьи еще очень велика.
Возрастной протест может достигать интенсивности, близкой к отчаянию, если родители совсем не интересуются жизнью своего ребенка. Фактически подросток чувствует, что он не нужен и даже в тягость своим родителям. Часто у таких детей формируется стремление к саморазрушению.
6. Стремление уйти от осознания несправедливости мира, разочарований (в том числе в любви), переживания тяжелой утраты (смерти любимых людей).
Подростку свойственен максимализм. Часто мир представляется ему в черно-белых тонах. Он либо восхищается, либо ненавидит. Подросток особенно чувствителен к любой несправедливости. А несправедливостью ему кажется все, что не соответствует его ожиданиям. Он может быть циничным, демонстрируя презрение к чужим бедам, либо замыкается в себе: не видеть, не слышать, не думать, часто ищет способ перестать чувствовать противоречие в душе.
7. Замкнутый круг.
Непонимание причин изменений, происходящих с детьми, приводит к стремлению сохранить жесткий контроль и власть над ними. Родители, педагоги начинают отвергать новые качества подростка, желают вернуть старые, детские: послушание, ласковость и т.д. И тогда уход из дома становится для них единственной возможностью выразить свой протест. Но несправедливое наказание, неадекватное их проступку, замыкает круг. Обида вскоре забывается, и подросток готов вернуться, но он боится наказания, которое непременно последует. Ребенок бежит от наказания и боится возвращаться из-за него же, то есть выхода у него нет, и он остается на улице, пока не попадется на преступлении или не станет жертвой преступника.
Обстоятельную классификацию побегов детей и подростков разработал американский психиатр Г. Штутте. Он выделяет следующие типы:
1. Побеги, как следствие недостаточного надзора, поиск развлечения и удовольствия.
2. Побеги, как реакция протеста на чрезмерные требования или на недостаточное внимание со стороны близких.
3. Побеги, как реакция тревоги и страха наказания у робких и забитых.
4. «Специфически-пубертатный побег» вследствие возрастного фантазерства и мечтательности.
Весьма удачной представляется также классификация, в которой типы беглецов представлены в зависимости от уровня конфликта между родителями и детьми.
Согласно данной типологии выделяются основные группы детей-беглецов:
1. Беглецы-исследователи – это молодые люди, желающие путешествовать, родители которых никогда не давали им и шагу сделать самостоятельно. Беглецы-исследователи ищут приключения, чтобы утвердить свою независимость. Они сообщают родителям в письме, что покидают их. Если их не задерживают, они обычно возвращаются домой по собственной инициативе. У искателей приятного общества обычно возникают конфликты с родителями по главным, с их точки зрения, вопросам: свидание с молодым человеком, требования рано приходить домой или запрет на участие в каком-либо важном для них событии.
2. Беглецы-шантажисты имеют более серьезные и длительные конфликты с родителями по поводу домашних дел, выбора друзей и т.п. Они уходят, чтобы заставить родителей принять их условия. В семьях беглецов от проблем, как правило, бывают тяжелые конфликты и напряженность, частые скандалы, битье посуды и побои; присутствует угроза разрушения семьи. Прежде чем сбежать из дома, большинство подростков из таких семей сталкиваются с проблемами в школе и находят утешение в наркотиках или употреблении алкоголя.
3. Беглецы от опасности уходят из дома, чтобы избавиться от постоянного физического и (или) сексуального насилия со стороны родителей или опекунов, нередко совершающих такие действия в пьяном виде. Такие подростки часто еще более осложняют себе жизнь употреблением наркотиков и алкоголя. Нередко к уходу из дома их подталкивают избиения или угрозы. Молодые люди, подвергшиеся физическому и (или) сексуальному насилию, заметно отличаются от других беглецов во многих аспектах. Им приходится проходить через тяжелые испытания; большинство из них сталкивается с самыми различными проблемами.
Притча «Хорошее тебя окружает или плохое – зависит от тебя».
Один ученик постоянно жаловался учителю на свою жизнь: и то ему не нравилось, и это было не так – в общем, всё было плохо. Тогда учитель привел его в комнату и сказал:
– Рассмотри эту комнату и постарайся запомнить все вещи черного цвета.
В комнате было много черных вещей, и когда ученик справился с этой задачей, учитель сказал ему:
– А теперь закрой глаза и перечисли все вещи белого цвета.
Ученик растерялся и говорит:
– Но я не замечал белых вещей, потому что запоминал только черные.
– А теперь, – сказал учитель, – открой глаза и осмотрись – в комнате много предметов белого цвета.
Ученик открыл глаза и увидел, что это была чистая правда.
– Этим примером я хотел показать тебе правду жизни, – продолжил учитель. – Если ты ищешь в жизни только плохое, то ты обязательно его найдешь и никогда не заметишь ничего хорошего.