И. М. Саникович, доцент кафедры, риторики и методики преподавания языка и литературы, Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук
XXXIX городская научно-практическая конференция учащихся: обзор работ, представленных на секциях «Литературоведение» и «Лингвистика»
В 2020 году в рамках городской научно-практической конференции школьников в Минском государственном дворце детей и молодёжи работа секций «Литературоведение» и «Лингвистика» проходила 21 и 23 января. Жюри литературоведческой секции оценило 29 работ, лингвистической — 23.
В рамках предварительного знакомства членов жюри с исследованиями все работы были проверены системой Антиплагиат.ги. В секции «Литературоведение» выявлено шесть исследований, процент заимствований в которых превышал 50 %, в секции «Лингвистика» — всего три. Отметим, что в 2019 году исследований с высоким процентом заимствований в секции «Литературоведение» было пять (всего было представлено 22 работы); в секции «Лингвистика» — четыре.
К проблеме соотношения оригинальности и заимствований в научных работах учащихся примыкает проблема повторного представления исследований на научно-практическую конференцию. Зачастую формулировки темы «новой» и «старой» работ либо очень схожи, либо дословно совпадают, а сами исследования создаются в одном и том же учреждении образования под руководством одного и того же учителя. Отметим, что оргкомитет сохраняет тезисы всех работ, представленных на городскую конференцию за последние 15 лет. Кроме того, последние 4 года также сохраняются тексты работ, поэтому при необходимости члены жюри проводят текстуальное сравнение исследований.
Данное обстоятельство не отрицает возможности того, что учащийся или группа школьников через некоторое время вновь проявит интерес к однажды уже рассмотренной теме, но выберет несколько иной предмет исследования. Такую преемственность в изучении какой-либо лингвистической или литературоведческой проблемы можно только приветствовать, поскольку результаты исследования одних становятся своеобразным фундаментом для новой научной работы других. Однако сам факт продолжения работы над темой одним и тем же учеником на следующий год или другим юным исследователем через некоторое время следует отметить во введении к работе, где необходимо указать наличие работы-предшественницы и отличия новой работы от предыдущей.
Обратимся к рассмотрению работ, представленных в 2020 году на секцию «Литературоведение». Для наглядности представим распределение интересов учащихся за 5 лет в виде таблицы.
Таблица 1— Исследовательская работа школьников по русской литературе
Конференция Предмет исследования - | XXXV (2016 г.) | XXXVI (2017 г.) | XXXVII (2018 г.) | XXXVIII (2019 г.) | XXXIX (2020 г.) |
Литература XIX — первой половины XX века | 8 | 7 | 6 | 6 | 12 |
Современная литература | 11 | 7 | 7 | 8 | 8 |
Сравнительный анализ произведений | 7 | 13 | 13 | 8 | 9 |
Цифровые данные свидетельствуют, что выявить определённую закономерность в распределении исследовательских предпочтений учащихся невозможно. В этом есть положительный момент: подростки читают и изучают как произведения, ставшие классическими, так и тексты, которые были опубликованы сравнительно недавно (например, сборник «Счастье будет всегда-всегда» Жанар Кусаиновой, рэп-поэзия Макса Коржа, эпистолярный роман Эрика-Эммануэля Шмитта «Оскар и Розовая Дама», роман-ребус Мариам Петросян «Дом, в котором...» и др.). Такое разнообразие интересов можно лишь приветствовать и поощрять.
В ходе работы литературоведческой секции были получены следующие результаты.
Дипломами первой, второй и третьей степени были награждены четыре работы, посвящённые изучению произведений XIX — первой половины XX века (большая часть этих произведений считается классическими), что составило 33,3 % от общего числа работ этого направления: «Архетипы в графическом романе (Осаму Тэдзука “Преступление и наказание”)»; «“Романность” денисьевского цикла Фёдора Ивановича Тютчева», «Мотив забвения в мифопоэтике Марины Цветаевой», «Прогулка с Марком Шагалом».
Дипломами отмечены семь исследований, связанных с изучением текстов современной литературы (87,5 % от общего числа исследований данной группы): «Судьба человека в романе протоиерея Алексия Мокиевского “Незавершённая литургия”», «Поэтический мир Виктора Цоя», «Жанровое своеобразие рассказов Жанар Кусаиновой из сборника “Счастье будет всегда- всегда”», «Рэп-поэзия как феномен XXI века (на основе творчества Макса Коржа) и её влияние на современную молодёжь», «Сценическое воплощение философской сказки Э.-Э. Шмитта “Оскар и Розовая Дама”», «“Любовь сильнее смерти...” Мотив как средство выражения идейно-художественного содержания повести Ю. Вознесенской “Вдвоём на льдине”», «На стыке фантазии и жизни (загадки романа-ребуса М. Петросян “Дом, в котором...” как явления магического реализма )».
Дипломы получили две научные работы, в основу которых было положено сопоставление двух или нескольких произведений одного или разных авторов (22 % от всех исследований такого типа): «Читать или смотреть? Опыт сравнения рассказа М. А. Шолохова “Судьба человека” и фильма С. Ф. Бондарчука “Судьба человека”», «“Глаза, которые поют...” (Поэтический мир женщины начала XXI века)».
Необходимо отметить, что темы литературоведческих исследований учащихся отличались разнообразием: от осмысления специфики жанра притчи («Притча. Уникальность и значимость литературного жанра») до изучения влияния баллады Эдгара По «Ворон» на творчество русских поэтов XX века («Литературные превращения баллады Эдгара По “Ворон” (на материале русской поэзии XX века)»), от лирики Зинаиды Гиппиус («Смысловые инварианты, образа “душа” в лирике Зинаиды Гиппиус») до произведений, посвящённых молодёжи («Проблемы молодёжи в повестях Владимира Тендрякова “Расплата” и Евгения Хвалея “Принцесса с тусовки” (собственный опыт прочтения)»). Также можно выделить две тенденции, характерные для группы работ, объединённых схожим объектом исследования.
Так, в 2019-2020 году произошёл своеобразный всплеск интереса учащихся к литературоведческому анализу текстов авторской песни. Эта тема была изучена в трёх исследованиях: «Использование библеизмов в песенных текстах В. С. Высоцкого и Б. Ш. Окуджавы», «Поэтический мир Виктора Цоя», «Рэп-поэзия как феномен XXI века (на основе творчества Макса Коржа) и её влияние на современную молодёжь».
В основу трёх работ было положено изучение произведений, главными героями которых являются больные, иногда смертельно, дети: «Сценическое воплощение философской сказки Э.-Э. Шмитта “Оскар и Розовая Дама”», «“Любовь сильнее смерти...” Мотив как средство выражения идейно-художественного содержания повести Ю. Вознесенской “Вдвоём на льдине”», «На стыке фантазии и жизни (загадки романа-ребуса М. Петросян “Дом, в котором...” как явления магического реализма» ).
Обратимся к рассмотрению работ, которые были заслушаны на секции «Лингвистика». Интересы учащихся распределились следующим образом: 11 исследований было” создано на основе анализа языкового материала, 12 работ было посвящено лингвистическому анализу текстов литературных произведений.
Представим в виде таблицы распределение языковедческих интересов учащихся за последние 5 лет.
Таблица 2 — Исследовательская работа школьников по русскому языку
Конференция Предмет исследования | XXXV (2016 г.) | XXXVI (2017 г.) | XXXVII (2018 г.) | XXXVIII (2019 г.) | XXXIX (2020 г.) |
Исследования на языковом материале | 17 | 16 | 16 | 15 | 11 |
Исследования на литературном материале | 8 | 10 | 12 | 9 | 12 |
Очевидно, что число работ второй группы (изучение «языка писателя») в 2020 году превысило количество собственно языковых исследований. Отметим, что это произошло впервые за более чем десятилетнее наблюдение за результатами работы секции «Лингвистика».
Отметим результаты работы секции.
Дипломами отмечены пять исследований, связанных с изучением языкового материала, что составило 45,5 % от общего числа таких работ: «Колоронимы в эргонимическом пространстве города Минска», «“Человеческое лицо научной теории”: концептуальный анализ фрагмента дискуссии о языке», «Практическая лексикология: составление школьного фразеологического словаря для подготовки к централизованному тестированию», «Путешествие из Минска в Оршу (Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края)», «Окказиональная фразеология в газетном тексте (на материале газеты “Вечерний Минск”)».
Дипломами удостоены пять научных работ, базирующихся на анализе лингвистических явлений, которые были обнаружены в определённом литературном тексте или группе текстов (41,7 % от общего числа работ этого направления). Перечислим названия этих исследований: «Особенности передачи белорусских антропонимов при переводе на русский язык (на материале авторизованного перевода повести В. Ф. Хомченко “При опознании — задержать”)», «Лингво-культурологические и структурно-семантические особенности языка волшебной сказки “Царевна-лягушка” (на материале русского, белорусского и украинского вариантов)», «Стилистические особенности фразеологизмов в сетевой поэзии (на примере “стишков- пирожков”)», «Одорическая лексика в лирических произведениях Б. Л. Пастернака», «Вариативность постановки знаков препинания в бессоюзных сложных предложениях (по произведениям А. С. Пушкина)».
Отметим несколько направлений лингвистических исследований, которые были наиболее популярны в 2020 году.
Фразеология — один из наиболее интересных разделов науки о языке, но количество часов, отведенное на его изучение в школе, невелико. Предполагается, что обогащение словарного запаса учащихся фразеологическими оборотами должно проходить на занятиях по литературе в ходе знакомства с произведениями русской и мировой классики, однако ученики отмечают некоторую недостаточность своих знаний. В этом заключается одна из причин, почему исследования, посвящённые фразеологии, всегда представлены на лингвистической секции. В нынешнем году жюри ознакомилось с пятью работами, связанными с данным объектом изучения. Кроме ранее перечисленных работ, которые были отмечены дипломами, анализу фразеологизмов были посвящены следующие работы: «Фразеологизмы в рассказах Антона Павловича Чехова», «Фразеологическая агнонимия в русском литературном языке».
В 2020 году наблюдалось проявление интереса учащихся к изучению различных вопросов русского словообразования, этот вопрос рассматривался в трёх работах: «Процесс субстантивации в русском языке: от XIX века до наших дней (на материале произведений о Петербурге Ф. М. Достоевского и авторов современной прозы)», «Особенности словообразования авторских неологизмов в поэме В. В. Маяковского “Облако в штанах”» и «Словотворчество в поэзии Велимира Хлебникова».
Ономастика (раздел языкознания, изучающий любые имена собственные) также постоянно находится в поле зрения юных исследователей. В этом году различные аспекты ономастики анализировались в четырёх работах: «Минская топонимика», «Путешествие из Минска в Оршу (Лингвистический аспект в изучении топонимики родного края)», «Колоронимы в эргонимическом пространстве города Минска» (эргоним — собственное наименование организации, учреждения, корпорации, предприятия, заведения, объекта культуры, спортивного заведения и т. п.), «Особенности передачи белорусских антропонимов при переводе на русский язык (на материале авторизованного перевода повести В. Ф. Хомченко “При опознании — задержать” )».
Отметим два уже ставших традиционными замечания к научным исследованиям старшеклассников.
На сайте Минского государственного дворца детей и молодёжи, на базе которого происходит городская конференция школьников, ежегодно размещается «Положение о городском конкурсе исследовательских работ в рамках городской конференции учащихся». Юным исследователям и их научным руководителям необходимо внимательно изучить пункты, в которых перечислены требования к оформлению работы, поскольку это один из критериев, по которым члены жюри оценивают представленные исследования школьников.
Из года в год жюри отмечает, что многие работы содержат ошибки в оформлении списка использованной литературы. Предлагаем учащимся и их научным руководителям обратиться к сайту Высшей аттестационной комиссии Республики Беларусь (http:// www.vak.org.by/bibliographicDescription) и детальнейшим образом изучить образцы оформления различных источников, как печатных, так и сетевых.
Затронем также один из важных аспектов написания лингвистических и литературоведческих работ, который связан с методами исследования. Их, наряду со значением выбранной для изучения темы (проблемы), её актуальностью, целью и задачами, материалом, объектом и предметом исследования, необходимо указать во введении.
Применительно к работам учащихся, на наш взгляд, можно говорить об использовании следующих методов лингвистического исследования: описательного, сопоставительного, количественного и социолингвистического.
Описательный метод. Суть данного способа исследования заключается в наблюдении и дальнейшем выявлении определённых лингвистических фактов, их классификации, интерпретации и последующем обобщении полученных данных.
Сопоставительный метод. В основу исследования положено сопоставление каких-либо явлений. Применительно к лингвистике могут сопоставляться факты как в пределах одного языка, так и в рамках нескольких; в последнем случае сопоставление производится для выявления специфических особенностей того или иного языка.
Количественный метод предполагает использование определённых математических вычислений при изучении фактов языка для более точного выявления их специфики.
Социолингвистический метод. Речь о его применении может идти в тех случаях, когда в школьной научной работе для изучения тех или иных фактов языка применялось анкетирование или интервьюирование.
Это далеко не полный список лингвистических методов исследования, мы сфокусировали внимание лишь на тех, применение которых наиболее вероятно в рамках тех целей и задач, решение которых посильно для юных исследователей, а также относительно того лингвистического материала, анализ которого может быть проведён учащимися, имеющими определённый уровень лингвистической подготовки.
Если говорить о методах литературоведческого исследования, то в работах школьников могут применяться следующие: описательный, исторические методы (биографический, культурно-исторический, сравнительно- исторический) и формальный.
Описательный метод. Наблюдение, а затем выявление, классификация, интерпретация и последующее обобщение выбранной из литературного источника информации.
Группа исторических методов:
биографический — установление и изучение возможных связей между фактами биографии автора и текстом анализируемого литературного произведения;
культурно-исторический предполагает исследование (интерпретацию) литературного произведения в рамках традиции (исторической, культурной, национальной и т. д.), существовавшей во время создания этого произведения, т. е. влияние эпохи на автора и его произведение;
сравнительно-исторический метод (компаративистика) предполагает выявление сходных или общих явлений в литературах разных стран, например, поиск универсальных мотивов в литературных текстах и анализ того, как эти мотивы изменялись с “ течением времени.
Формальный метод изучения литературных текстов предполагает исследование не содержательной стороны (идейного наполнения) произведения, а специфических для литературы приёмов, с помощью которых создаётся тот или иной литературный текст и которые превращают его в произведение искусства (например, ритм и метр, композиция, сюжетосложение, звукопись, лексические и синтаксические средства выразительности, окказиональное словотворчество и т. п.).
Надеемся, что обзор работ, а также замечания и рекомендации, высказанные в статье, будут полезны как самим учащимся, так и их научным руководителям.