Просмотр содержимого документа
«Савелий, богатырь святорусский»
САВЕЛИЙ, БОГАТЫРЬ СВЯТОРУССКИЙ
Тема народного бунта в поэме Некрасова
Повествование о Савелии строится как былина
- Найдите описание внешности Савелия
- Какие черты характера воплощены в этом портрете?
- С большущей сивой гривою, Чай, двадцать лет не стриженной, С большущей бородой, Дед на медведя смахивал, Особенно как из лесу, Согнувшись, выходил.
- … ему уж стукнуло, По сказкам, сто годов.
- Расскажите историю Савелия. Как он попал на каторгу?
- Как называет Савелий русский народ?
- В чем сходство образов Савелия и Матрены?
- Кабак... острог в Буй-городе. Решенье вышло: каторга И плети предварительно; Не выдрали — помазали, Плохое там дранье! Потом... бежал я с каторги... Поймали!
- Лет двадцать строгой каторги, Лет двадцать поселения.
- «Эх, доля святорусского Богатыря сермяжного! Всю жизнь его дерут. Раздумается временем О смерти — муки адские В ту-светной жизни ждут»
- Возникает ассоциация с образом Святогора, самого могучего, но и самого неподвижного богатыря русского эпоса.
- Название “Корёжский край” привлекало Некрасова как символ трудовой выносливости народа-богатыря: «корёжить», «гнуть», «ломать».
- Савелий – мужик-богатырь, первый в поэме стихийный народный бунтарь со своей крестьянской философией: «Недотерпеть – пропасть, перетерпеть – пропасть»
- В самом терпении народном Савелий видит воплощение несломленных и зреющих крестьянских сил:
Мужик — не богатырь? И жизнь его не ратная, И смерть ему не писана В бою — а богатырь! Цепями руки кручены, Железом ноги кованы, Спина... леса дремучие Прошли по ней — сломалися. А грудь? Илья-пророк По ней гремит — катается На колеснице огненной... Всё терпит богатырь !
«ПОСЛЕДЫШ»
НАРОДНЫЙ МИР В ДВИЖЕНИИ
- В начале «Последыша» звучит сквозная в эпопее тема народного богатырства:
«Прокосы широчайшие! — Сказал Пахом Онисимыч. — Здесь богатырь народ!» Смеются братья Губины: Давно они заметили Высокого крестьянина Со жбаном — на стогу; Он пил, а баба с вилами, Задравши кверху голову, Глядела на него. Так создается образ, олицетворяющий неистощимую мощь и силу крестьянского мира
Гротескный портрет «выморочного» князя Утятина напоминает Лихо Одноглазое:
Худой! как зайцы зимние, Весь бел, и шапка белая, Высокая, с околышем Из красного сукна. Нос клювом, как у ястреба, Усы седые, длинные, И — разные глаза: Один здоровый — светится. А левый — мутный, пасмурный, Как оловянный грош!
Это – символ уходящего мира, крепостного права, которое ужасает своими последствиями и для барина, и для мужика
- Такое описание совпадает с образом булгаковского Воланда в романе "Мастер и Маргарита". Но если для Булгакова разные глаза (один живой и светящийся, другой мертвый и пустой)- символ загадочной амбивалентности, то для Некрасова - это признак хромой, ничтожной души.
- С помощью трагикомической антитезы (еле дышащий инвалид-барин и преклоняющиеся перед ним мужики-богатыри) поэт воссоздает картину унижения народа, которое еще недавно было реальностью.
- «Не только над помещиком, Привычка над крестьянином Сильна, — сказал Пахом. — Я раз, по подозрению В острог попавши, чудного Там видел мужика. За конокрадство, кажется, Судился, звали Сидором, Так из острога барину Он посылал оброк!»
Некрасов показывает, как трансформируется привычка к подчинению у крепостных в настоящее холопство не по званию, а по сути. Село Большие Вахлаки разыгрывает «камедь» подчинения выжившему из ума князю. Это – сатирическое отражение тех полукрепостнических отношений между помещиками и крестьянами, которые установились после реформы.
- Кто такой Ипат? Охарактеризуйте героя. В чем смысл этого образа?
- Расскажите о Климе Лавине. Какую часть крепостного сознания иллюстрирует этот персонаж?
- Какие распоряжения отдает Клим? Почему они настолько абсурдны?
- Кто такой Агап Петров? Прочитайте его историю. Почему она оканчивается трагически?
- Крестьянских душ владение Покончено. Последыш ты! Последыш ты! По милости Мужицкой нашей глупости Сегодня ты начальствуешь, А завтра мы Последышу Пинка — и кончен бал!
Агап – человек с проснувшимся и неокрепшим чувством собственного достоинства. «Комедия» действует на него губительно, и если сперва вахлакам кажется, что они потешаются над помещиком, то вскоре выясняется, что они унижают самих себя.
Итоги урока
- В чем символический смысл главы «Последыш»?
- Составьте ассоциативный ряд к одному из героев главы (7-8 слов).
- Как вы думаете, почему после этой главы мужики перестанут спрашивать встречных о счастье?