И. Э. Савко, доцент, кафедры риторики и методики преподавания языка и литературы Белорусского государственного университета, кандидат педагогических наук
Учёт грамматических ошибок в письменных работах учащихся V-XI классов
Грамматические ошибки, как правило, возникают в результате нарушения словообразовательных, морфологических и синтаксических норм. Их причиной чаще всего является то, что система языка «шире» языковой нормы, поэтому потенциальных возможностей образовать слово, словоформу, словосочетание или предложение в языке больше, чем конкретных их реализаций, закрепившихся в норме. Дети сначала усваивают систему языка в целом, а потом овладевают нормой. До тех пор, пока у школьников не сформировалось представление о норме, сохраняются условия для возникновения грамматической ошибки.
В нормах оценки результатов учебной деятельности учащихся по русскому языку, утверждённых Министерством образования Республики Беларусь, отмечается, что орфографические и пунктуационные ошибки на ещё не изученные правила или на правила, не предусмотренные школьной программой, при проверке письменных работ исправляются, но не выносятся на поля и не учитываются при выставлении отметки [1]. По отношению к грамматическим ошибкам такого указания нет, исходя из чего можно предположить, что учитель при проверке письменных работ учеников в любом классе должен исправлять и учитывать все грамматические ошибки. Однако, как известно, морфологические и синтаксические нормы изучаются поэтапно в связи с рассмотрением соответствующих языковых единиц, что и отражено в учебной программе по русскому языку в рубриках «Грамматическая норма». Поэтому рассмотрим, какие грамматические ошибки целесообразно учитывать при выставлении отметок за письменные работы в V—XI классах.
Первая группа грамматических ошибок обусловлена нарушениями словообразовательных норм, регулирующих выбор морфем, их расположение и сочетание в слове. Согласно учебной программе по русскому языку, представление о словообразовательной норме даётся в пятом классе в начале учебного года в разделе «Культура устной и письменной речи», и у пятиклассников необходимо формировать умения «обнаружения нарушений языковой нормы в речи» [6, с. 8].
Словообразовательные нормы к пятому классу усваиваются большинством школьников на интуитивном уровне. Поэтому грамматические ошибки, проявляющиеся в нарушении модели или расположения, сочетаемости значимых частей слова, необходимо учитывать во всех творческих работах учащихся с V по XI класс, например: 1. Он был непредугадаемый человек. 2. Её пора было выдавать в замужи. 3. Необходимо употреблять это слово своеместно. 4. Его речь полна оптимизма и позитизма. При изучении раздела «Состав слова. Образование слов» в VI и X классах желательно организовать целенаправленную работу по осознанию школьниками сущности этих грамматических ошибок, их нахождению и исправлению. В остальное время обучение словообразовательным нормам может носить дифференцированный характер с учётом того, соблюдаются ли они в речи учащихся.
Вторая группа грамматических ошибок связана с нарушениями морфологических норм.
Определённую информацию о правилах образования форм разных частей речи ученики получают ещё в начальной школе, в результате чего они должны уметь правильно:
изменять существительные и прилагательные по падежам и числам;
склонять личные местоимения с предлогами и без предлогов;
изменять глаголы в настоящем и будущем времени по лицам и числам [7, с. 58— 62].
Это и нужно учитывать при оценивании письменных работ в V классе, а остальные ошибки, вызванные нарушениями морфологических норм, целесообразно, с нашей точки зрения, только исправлять.
В VI классе начинается систематическое изучение морфологии, учащиеся углубляют знания о морфологических нормах, поэтому к грамматическим ошибкам, учитываемым в сочинениях и изложениях шестиклассников, добавляются следующие:
после изучения раздела «Имя существительное»:
употребление в винительном падеже одушевлённых существительных в падежной форме неодушёвленных (и наоборот): нарисуй эти куклы;
неправильное определение рода частотных склоняемых существительных, например: новая шампунь, старенькое заборишко, хорошая врач;
неправильное определение рода частотных (или изученных) неизменяемых имён существительных, сложносокращённых слов, например: розовое фламинго, этот АЭС;
неправильное употребление' существительных, имеющих форму только одного числа, например: рыбная консерва, наши гордости;
неправильное образование падежных форм, в том числе форм именительного и родительного падежа множественного числа, например: нет время, опытные тренера, несколько апельсин;
склонение неизменяемых существительных, например: на пианине;
употребление изменяемых существительных как неизменяемых, например: с Русланом Нестерович;
после изучения раздела «Имя прилагательное»:
неправильное образование форм степеней сравнения качественных имён прилагательных, например: более удобнее, самый красивейший, крепчейший,
образование форм степеней сравнения прилагательных, не имеющих данных форм, например: неподвижнее, более нижний;
неправильное образование кратких форм прилагательных (данная ошибка встречается редко в связи с нечастотностью кратких форм прилагательных в речи школьников), например: день тёпл;
употребление в полной форме прилагательных, не имеющих такой формы, например: были очень радые;
после изучения раздела «Имя числительное»:
неправильное образование падежных форм числительных, например: с семистами, в двухтысяче восемнадцатом, полтора килограммам;
нарушение грамматической сочетаемости собирательных числительных и существительных, например: двое щенков, с обоими подругами;
неправильное образование формы дробных числительных и сочетающихся с ними существительных, например: три четвёртые этой территории, две целые пять десятых граммов;
после изучения темы «Местоимение»:
неправильное образование падежных форм местоимений, например: был у его;
склонение притяжательных местоимений его, её, их, например: ихние родители.
В VII классе расширение знаний учащихся о морфологических нормах происходит при рассмотрении глагола, его особых форм и наречия.
После изучения раздела «Глагол» в перечень грамматических ошибок, подлежащих учёту в письменных работах школьников, добавляются ошибки:
связанные с неправильным употреблением глаголов несовершенного и совершенного вида класть — положить, ловить — поймать и др., например: споймал бабочку, ложу учебники;
в образовании форм разноспрягаемых глаголов, например: вы хочете, бегишь быстро;
образовании форм настоящего или будущего времени глаголов, например: сыпет, замахаешь;
образовании форм прошедшего времени глаголов с суффиксом -ну-, например: за мёрзнул;
образовании форм повелительного наклонения глаголов, например: ляжьте.
Необходимо отметить, что ошибки, обусловленные нарушением норм употребления глагола, связаны, как правило, с образованием форм конкретных слов.
С причастиями и деепричастиями семиклассники знакомятся впервые, поэтому нарушения правил образования особых форм глагола учитываются только после рассмотрения соответствующих лингвистических тем. Так, после изучения раздела «Причастие» на поля выносятся ошибки, связанные:
с неправильным образованием причастий настоящего времени, например: махающий, перед авающие;
неправильным образованием причастий прошедшего времени, например: замерев- ший;
с образованием от глаголов совершенного вида причастий с суффиксами, характерными для причастий несовершенного вида, например: придущий.
После изучения раздела «Деепричастие» учитываются ошибки, обусловленные:
неправильным выбором формообразовательного суффикса деепричастия, например: увидевши;
образованием деепричастий несовершенного вида от глаголов, не имеющих данных форм, например: едя, пёкши.
Основной морфологической нормой, которую усваивают семиклассники, работая над разделом «Наречие», является правильное образование форм степеней сравнения, после чего учитываются ошибки, связанные с нарушением данной нормы, например: говори более громче.
При проверке письменных работ в VIII— IX классах на поля выносятся все вышеназванные грамматические ошибки.
В X классе морфологическим нормам уделяется особое внимание [3, с. 106—154], при этом работа над ними проводится на основе трудных случаев образования форм разных частей речи и на базе лексики, находящейся не только в активном, но и в пассивном словарном запасе старшеклассников.
Учебной программой по русскому языку [5] определено, что десятиклассники должны соблюдать практически все морфологические нормы русского литературного языка и правильно употреблять:
существительные, определение рода, числа и падежа которых традиционно вызывает затруднения; несклоняемые и сложносокращённые существительные в соответствии
с их родом, числом и падежом; падежные формы одушевлённых и неодушевлённых существительных во множественном числе;
прилагательные в полной и краткой формах, в формах степеней сравнения;
количественные и порядковые числительные в разных падежных формах; сочетания, обозначающие дробные числа; сочетания собирательных числительных с существительными;
притяжательные местоимения; личные, отрицательные и неопредёленные местоимения с предлогами;
временные формы глаголов, имеющих чередование в основе, оканчивающихся на -еть, разноспрягаемых; формы повелительного наклонения глаголов;
причастия и деепричастия;
наречия в формах степеней сравнения.
Все ошибки, связанные с нарушениями данных норм, учитываются в письменных работах старшеклассников.
Третья группа грамматических ошибок обусловлена нарушениями синтаксических норм.
В V классе пропедевтическая работа над данными нормами осуществляется в практическом аспекте при изучении раздела «Синтаксис и пунктуация», в результате чего в письменных работах пятиклассников учитываются грамматические ошибки, связанные:
с неправильным согласованием в роде существительных, входящих в активный словарный запас пятиклассников, и прилагательных, например: большой собака;
неправильной координацией в роде подлежащего-существительного и сказуемого- глагола в форме прошедшего времени: прибежал собака;
неправильным выбором предложно-падежной формы имени существительного при управлении (в ряде случаев), например: оплатите за проезд.
Первый и второй вид грамматических ошибок имеет морфолого-синтаксическую основу.
В VI классе новых сведений о синтаксических нормах не добавляется. Проводится работа над более детальным обучением правильному образованию словоформ и сочетанию их с другими словами в предложении, что и учитывается при проверке письменных работ шестиклассников.
В VII классе обучение синтаксическим нормам осуществляется при рассмотрении причастия, деепричастия и предлога.
После изучения раздела «Причастие» учитываются грамматические ошибки, вызванные:
нарушением целостности причастного оборота, например: В деревне было много приехавших детей на каникулы,
отрывом причастного оборота от определяемого слова, например: Осторожные дятлы теперь возвращаются в посёлок, летом распуганные людским шумом;
нарушением согласования причастий, употреблённых в причастном обороте, с определяемым словом, например: Мальчишки сидели за столом, заставленном интересными приборами;
употреблением действительного либо страдательного, возвратного либо невозвратного причастия без учёта контекста (данные ошибки встречаются нечасто), например: Собиравший со вчерашнего вечера дождь наконец пошёл.
После изучения раздела «Деепричастие» на поля выносятся грамматические ошибки, вызванные тем, что основное действие, выраженное глаголом-сказуемым, и добавочное действие, названное деепричастием, относятся к разным лицам или предметам, например: Моя фантазия, читая книги, рисует образ каждого из героев. Однако, с нашей точки зрения, на данном этапе нельзя учитывать ошибки, обусловленные неправильным употреблением деепричастных оборотов в безличных предложениях, например: Приехав к бабушке, мне хорошо отдыхается, так как данные предложения будут рассматриваться только в VIII классе.
Работа над синтаксическими нормами осуществляется и при изучении раздела «Предлог», после чего в творческих работах школьников учитываются ошибки, связанные с нарушением норм управления в конструкциях:
с предлогами благодаря, согласно, вопреки, например: вопреки прогноза синоптиков;
предлогом по, в том числе во временном значении, например: по полях, по завершению работы;
предлогами в, из, на, с в конструкциях, обозначающих место, например: пришел со школы;
предлогами о, об, обо, например: расскажи об себе;
со словами, близкими по значению или по составу, но требующими разного управления, например: свойственный для меня.
В VIII классе обучение синтаксическим нормам проводится в тесной связи с изучением синтаксиса словосочетания и простого неосложнённого и осложнённого предложений.
В результате работы над разделом «Словосочетание» совершенствуются умения восьмиклассников соблюдать нормы согласования и управления, а в письменных работах учащихся учитываются все ошибки, обусловленные нарушением данных норм.
Учебной программой определено, что при работе над разделом «Предложение» необходимо формировать умения правильно употреблять полную и краткую формы прилагательного в составном именном сказуемом [6, с. 42]. Однако определённый материал по данной теме представлен в учебном пособии для VIII класса только в практическом аспекте (упр. 124) [2, с. 90], и это неслучайно, поскольку, как известно, в научной литературе нет единства мнений о том, какими правилами регулируется употребление краткой и полной форм прилагательных в зависимости от смысла сказуемого. Однозначно считается грамматической ошибкой только употребление прилагательных-сказуемых в полной форме при наличии при них зависимых слов, обычно являющихся дополнениями, например: Мальчик непохожий на отца, причём данная ошибка классифицируется как нарушение и морфологической нормы, и синтаксической. Поэтому, с нашей точки зрения, учителю необходимо быть весьма осторожным при оценивании в творческих работах школьников правильности выбора краткой или полной формы прилагательного, выступающего в роли сказуемого.
В упражнении 160 учебного пособия по русскому языку для VIII класса имеются определённые сведения и о нормах согласования в падеже географического названия и нарицательного существительного (родового понятия) [2, с. 113]. Однако поскольку в программе не зафиксировано, что восьмиклассники должны овладеть данной нормой, этот материал представлен в рубрике «Учёные пишут», в связи с чем целесообразно дать его для ознакомления и предложить учащимся пользоваться им как справкой в том случае, если возникнет вопрос о правильном употреблении подобных приложений в речи.
В разделе «Простое осложнённое предложение» предусмотрено изучение нескольких синтаксических норм.
В соответствии с программой по русскому языку восьмиклассники должны усвоить нормы согласования сказуемого с подлежащими, образующими однородный ряд, и определения с определяемыми словами, образующими однородный ряд [6, с. 43]. Однако в учебном пособии для VIII класса соответствующий материал не представлен, и это, с нашей точки зрения, вполне обоснованно: в лингвистической литературе мнения по данному вопросу значительно расходятся. Более того, принцип научности в преподавании учебных предметов в учреждениях общего среднего образования требует отбирать содержание материала в строгом соответствии с тем, что однозначно установлено в лингвистической науке. Поэтому ошибки в письменных работах учащихся, обусловленные несоблюдением данной нормы, видимо, целесообразно исправлять, но не выносить на поля, за исключением таких нарушений, которые можно осознать даже на интуитивном уровне, например: Девочка и мальчик пришла вместе (однако такие ошибки в речи учащихся среднего и старшего школьного возраста встречаются, как показывает практика, нечасто).
Остальными названными в программе синтаксическими нормами, регулирующими построение осложнённого предложения, восьмиклассники должны овладеть, и в их письменных работах учитываются ошибки, вызванные:
нарушением норм построения предложений с однородными членами, а именно:
включением в однородный ряд слов, обозначающих несопоставимые понятия, например: Горожане были в праздничной одежде и в хорошем настроении;
нарушением смысловой сочетаемости однородного члена со словом, к которому он относится, например: Антон увидел молнию и гром и побежал в дом;
соединением в однородном ряду родовых и видовых понятий, например: В смешанном лесу растут грибы, боровики, подосиновики, подберёзовики;
неправильным употреблением повторяющихся и двойных союзов, например: 1. В его словах не то звучала досада, не то обида. 2. Задания направлены не только на формирование умений подбирать, но и разграничивать синонимы;
нарушением норм управления слов, объединённых в однородном ряду, например:
Мы гарантировали и достигли значительного роста заработной платы;
нарушением грамматической связи между однородными членами и обобщающим словом, например: В этой речке ловят разных рыб: щуки, караси, окуни и другие;
включением в однородный ряд слов, не представляющих собой видового понятия по отношению к родовому, названному обобщающим словом, например: В шкафу хранились канцелярские принадлежности: бумага, скрепки, папки, отчёты, приказы;
нарушением норм построения предложений с обособленными определениями и обстоятельствами:
норм употребления причастных и деепричастных оборотов, изученных в разделе «Морфология» в VII классе;
норм видо-временного соотношения глаголов-сказуемых и деепричастий, например: Отлетая совсем недалеко, стайка воробьёв уселась на куст жасмина.
В IX классе изучается синтаксис сложного предложения и предложений с чужой речью, в связи с чем осуществляется ознакомление с соответствующими синтаксическими нормами.
В процессе работы над разделом «Сложносочинённое предложение» ещё раз обращается внимание на правильное употребление повторяющихся и двойных союзов, например: Не то шёл дождь, не то моросило.
После изучения раздела «Сложноподчинённое предложение» учитываются следующие нарушения синтаксических норм:
неправильное расположение придаточной определительной части, например: Бобры заселяли небольшие речки в широколиственных лесах, сток которых регулировали своими плотинами;
неправильный выбор союза, союзного слова, например: Обратите внимание на фразу, где говорится об умении держать себя в руках;
употребление разных по виду частей в качестве однородных, например: Старшеклассники рассказали о конференции, в которой принимали участие и на какие темы были их доклады;
употребление лишнего союза или союзного слова, например: Сегодня целый день был дождь, несмотря на то что хотя синоптики обещали хорошую погоду;
немотивированное расчленение частей сложноподчинённого предложения, например: Здесь такие глухие леса. Что в них легко заблудиться.
В разделе «Чужая речь и её виды» изучаются правила замены прямой речи косвенной, после чего на поля выносятся ошибки, вызванные нарушениями данных норм, в частности:
смешением прямой и косвенной речи, например: А. С. Пушкин в стихотворении «Именины» пишет, что пойте песни в добрый час;
употреблением в предложении с косвенной речью двух подчинительных союзов или союза и союзного слова, например: Экскурсовод спросил, что хотим ли мы подняться на башню.
Отдельно необходимо рассмотреть ошибку, обусловленную употреблением прямой речи при вводных словах или предложениях, указывающих на источник сообщения, например: По словам И. А. Крылова: «Вору дай хоть миллион — он воровать не перестанет». Здесь произошло смешение двух способов передачи чужой речи, и поэтому, с нашей точки зрения, подобная ошибка квалифицируется в первую очередь как грамматическая. Однако она обнаруживается, как правило, только в письменной речи, поэтому её можно считать и пунктуационной.
Таким образом, к концу IX класса учащиеся знакомятся со всеми предусмотренными программой по русскому языку синтаксическими нормами, что и учитывается при проверке письменных работ в X классе.
В XI классе знания старшеклассников о синтаксических нормах обобщаются и углубляются. Рассмотрим, какая информация о грамматических ошибках, обусловленных нарушениями данных норм, добавляется на этом этапе.
В учебном пособии для XI класса представлены сведения о некоторых правилах координации (согласования) сказуемого с подлежащим, выраженным словосочетанием со значением количества [4, с. 71]. Однако, во-первых, в научной литературе нет единства мнений по данному вопросу, во-вторых, в учебном пособии не отражены (и вряд ли могут быть отражены) все правила, регулирующие эту норму (например, употребление ограничительной частицы требует постановки сказуемого в форму единственного числа и в том случае, если в составе подлежащего есть числительные два, три, четыре: Прошло только два часа). Поэтому при проверке письменных работ старшеклассников учителю нужно быть очень внимательным при решении вопроса о том, нарушены или не нарушены правила координации сказуемого и подлежащего, выраженного количественно-именным сочетанием.
Это же касается и нормы выбора именительного или творительного падежа сказуемого, представленной в учебном пособии [4, с. 80], но не указанной в учебной программе для XI класса, и названных в учебной программе норм употребления полной и краткой форм прилагательного в составном именном сказуемом и норм координации (согласования) сказуемого с подлежащими, образующими однородный ряд. Сведения о последней норме отсутствуют в учебном пособии, и это вполне оправданно, потому что информация о данной норме достаточно объёмная и не всегда однозначная.
Ещё одна норма, охарактеризованная в учебном пособии для XI класса, касается падежа определений, относящихся к сочетаниям числительных два, три, четыре и существительных [4, с. 84]. Хотя в учебной программе нет указания на то, что одиннадцатиклассники должны овладеть данной нормой, включение этого материала в учебное пособие представляется нам целесообразным, поскольку подобные конструкции частотны, а правила не вариативны и легко усваиваются старшеклассниками. Поэтому с данной синтаксической нормой учащихся необходимо познакомить, после чего можно учитывать соответствующие ошибки в их письменных работах.
В § 12 учебного пособия для XI класса имеется материал и для работы над нормами употребления однородных членов предложения [4, с. 102—103]. Анализ текста упражнения 140, в котором требуется найти, исправить синтаксические ошибки и объяснить причину их появления, показывает, что предварительно одиннадцатиклассникам следует дать информацию о том, что употребление в качестве однородных членов полной и краткой форм прилагательных и причастий является грамматической ошибкой, например: Платье дорогое и красиво. Нарушение данной нормы, хотя оно и нечастотное, также следует учитывать в письменных работах старшеклассников.
В XI классе добавляется информация и о том, что «деепричастный оборот можно употреблять в безличном предложении при инфинитиве» [4, с. 115], поэтому учитель уже должен учитывать ошибки, обусловленные употреблением деепричастного оборота в безличных предложениях при отсутствии в составе сказуемого глагола в форме инфинитива, например: Купив новые коньки, мне не сидится дома.
Программой по русскому языку определено, что одиннадцатиклассники должны соблюдать нормы построения сложносочинённых предложений, в связи с чем, с нашей точки зрения, следует актуализировать знания учащихся о том, что повторяющиеся и двойные союзы в сложносочинённых предложениях стоят перед каждой из частей: например: Не только ночи стали холодными, но и днём тепла не было. Если в предложении есть общий второстепенный член либо общее вводное слово, они располагаются перед первой частью союза, например: В лесу то прокричит сова, то вспорхнет какая-то птичка, встревоженная ночными хищными зверьками. После формирования соответствующих умений, следует учитывать ошибки, вызванные нарушением данных норм, например: Дождь то шёл, то снова выглядывало солнце.
Ещё одна грамматическая ошибка обусловлена употреблением в качестве однородных члена простого предложения и придаточной части, например: 1. Муравьи используют кислоту и как метку для следов, и когда защищаются или наступают. 2. Интервью дал учёный, давно занимающийся этой проблемой и который является автором многих книг. Представление о ней даётся в темах «Однородные члены предложения» и «Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными», после чего она учитывается при выставлении отметки.
Безусловно, в школьном курсе русского языка рассматриваются не все морфологические и .синтаксические нормы, однако у старшеклассников должно быть сформировано умение строить свои высказывания, соблюдая известные им нормы и изменяя предложения в случае сомнения в правильности выбора словоформы или синтаксической конструкции. В связи с этим при проверке письменных работ в конце обучения в XI классе целесообразно учитывать все грамматические ошибки.
Список цитированных источников
Нормы оценки результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Русский язык». — Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie- doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya. — Дата доступа: 20.03.2018.
Русский язык : учебное пособие для 8 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л. А. Мурина [и др.] — Минск, 2011.
Русский язык : учебное пособие для 10 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л. А. Мурина [и др.] — Минск, 2015.
Русский язык : учебное пособие для 11 класса учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения / Л. А. Мурина, Ф. М. Литвинко, Е. Е. Долбик. — Минск, 2017.
Учебная программа по учебному предмету «Русский язык» для X—XI классов учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания (базовый уровень). — Минск, 2017.
Учебные программы для учреждений общего среднего образования с белорусским и русским языками обучения и воспитания. Русский язык. Русская литература. V—IX классы. — Минск, 2017.
Учебные программы для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения. 1—4 классы. — Минск, 2012.