Социально-бытовая ориентировка, 8 класс
Учитель: Родик Л.Н.
Тема: Уборка ванны, санузла. Моющие средства.
Методы обучения
Цель: Учить выполнять уборку ванной комнаты и санузла, используя моющие средства и соблюдая технику безопасности.
Задачи
Образовательные: способствовать формированию знаний о необходимости уборки, учить поддерживать чистоту. Познакомить с разнообразием моющих средств для уборки в доме. Показать связь изучаемой темы с жизнью.
Коррекционно-развивающие: создать условия для коррекции мышления через анализ и сравнение действий, коррекция произвольного внимания и памяти при выполнении практических работ, коррекция речи учащихся, стимулировать учебно-познавательную деятельность, актуализировать житейский опыт воспитанников в процессе практической деятельности.
Воспитательные: способствовать возникновению интереса к теме урока; воспитывать аккуратность, бережное отношение к чистоте ; создавать предпосылки для успешной социальной адаптации.
Здоровьесберегающие: формирование здорового образа жизни через основы правил ухода за жилищем.
Оборудование: карточки «Последовательность уборки кухни», образцы моющих средств, резиновые перчатки.
Словарная работа: моющие средства; абразивные компоненты – молотый кварц, пемза, сильные кислоты; инструкция.
План занятия:
Организация.
Актуализация опорных знаний.
Основная часть: формирование новых знаний, умений, навыков.
Практическая работа: изучение инструкций моющих средств.
Закрепление.
Итог урока.
Ход занятия
I Орг. Момент.
II Актуализация опорных знаний.
- На уроках СБО мы много говорили о соблюдении чистоты . Чему мы научились? (Ухаживать за собой, своей одеждой и обувью, ухаживать за квартирой в которой живем.)
- Давайте вспомним, почему на кухне должна быть идеальная чистота? (потому, что на кухне мы готовим пищу и грязь-это микробы, которые опасны для здоровья) .
- Расскажите о последовательности уборки кухни. Используйте при этом карточки с рисунками.
- Как вы думаете, туалет и ванна, где мы приводим в порядок себя, свою одежду и обувь, нужно мыть? Почему?
- Как вы понимаете пословицу: «Чисто не там где убирают, а там где не сорят»?
- А вы все соблюдаете правила пользования туалетом, чтобы упростить работу уборщиц, а в домашних условиях и свою?
- Скажите, что понадобится для уборки этих помещений ? (вода, тряпки, щетки). Еще для экономии сил и времени человек придумал и успешно использует различные моющие средства.
III Основная часть. Формирование новых знаний, умений, навыков.
Тема занятия «Уборка ванной, санузла. Использование моющих средств.»
(Работа с учебником, стр. 50) Воспитанники читают текст, затем отвечают на вопросы:
Почему ванна, раковина и унитаз требуют ежедневного ухода?
Что необходимо делать всем членам семьи, чтобы ванна была чистой?
Как вы дома ухаживаете за ванной?
Что облегчает работу при уборке ванной и туалетной комнат?
- Познакомимся с моющими средствами, используемыми при уборке.
Наша задача научиться пользоваться ими в соответствии с инструкциями.
- Для начала нужно определить виды загрязнений. В ванной: грязные брызги, ржавые подтеки, грязь с рук и пр. В туалете: почему так отвратительно пахнет унитаз, ведь вы за собой смыли? (этот запах распространяется от поселившихся здесь микробов, возбудителей кишечных заболеваний).
Со всеми этими ужасными загрязнениями нам помогут справиться моющие средства.
(Показ моющих средств)
Аэрозоль, гель, порошок, паста. Чтобы правильно их применять, нужно прочитать инструкцию. Она печатается на упаковке: коробке, бутылке, тубах и т.д.
Давайте поучимся изучить инструкцию на упаковке моющего средства. Вначале смотрим название и для чего предназначено. Затем как применяется. И, наконец, меры безопасной работы. (Работа по группам)
IV Практическая работа: (индивидуально) Раздаю различные моющие средства.
Определить назначение моющего средства.
Найти в инструкции меры предосторожности при работе.
Найти и прочитать способ применения данного средства.
- Как вы думаете, если моющие средства могут растворять жир, убивать микробы, не принесут ли они нам вред, если попадут на кожу или слизистую оболочку глаз, рта, дыхательных путей?
- Конечно, могут навредить. Поэтому нужно соблюдать правила безопасной работы.
Меры безопасной работы с моющими средствами (запись в тетрадь)
Хранить в месте, недоступном маленьким детям.
Перед использованием изучить инструкцию.
Работать в перчатках. После работы вымыть руки и смазать увлажняющим кремом.
Не допускать попадания в глаза, если это случилось, срочно промыть глаза большим количеством воды.
Практическое закрепление: отмыть различные виды загрязнений с помощью моющих средств.
V Итог занятия.
Что нового вы узнали сегодня на уроке?
Чему научились?
Подвести итоги, кто хорошо работал на уроке, правильно отвечал на вопросы, правильно применял моющее средство.
Самоанализ
урока «Уборка ванной, санузла. Моющие средства.»
Присутствовали: 6 учащихся, 1 (Бондатий С.) отсутствовал ( выяснить причину)
Тема занятия соответствовала требованиям учебной программы по СБО, календарно-тематическому планированию, возрасту учащихся, уровню развития познавательных возможностей.
Воспитанники имеют опорные знания по курсу СБО, личные наблюдения из жизни, умеют работать самостоятельно. На уроке наблюдался положительный эмоциональный настрой.
Изучение темы интересно учащимся тем, что она связана с жизнью, а полученные знания и умения способствуют успешной социализации.
Все этапы урока были взаимосвязаны между собой и подчинены цели и задачам занятия, целесообразны по продолжительности и логически завершены. Цель урока: учить ухаживать за ванной и санузлом с применением моющих средств соответствовала теме урока. Задачи, конкретизирующие цель урока, способствуют формированию практических умений учащихся.
Удалось выдержать запланированную поэтапную структуру урока. Практическая часть была в форме теоретического задания (индивидуального), мальчики изучали инструкцию по применению моющего средства (определяли назначение, способ применения, меры предосторожности при работе) и практического задания (удалить различные виды загрязнения с поверхностей, используя моющие средства), в ходе которых учащиеся закрепляли и обобщали полученные знания.
Фамилия, имя уч-ся | Теоретическое задание | Практическое задание |
Баженов Саша | хорошо | хорошо |
Блажилин Гриша | Удов. | хорошо |
Иванов Родион | Удов. | хорошо |
Иванов Вадим | Удов. | Хорошо |
Комаров Дима | Хорошо | хорошо |
Пика Витя | Хорошо | хорошо |
Каждый этап работы был направлен на развитие способностей учащихся, их интереса к предмету, обеспечивал более качественное усвоение материала. В процессе работы применялись различные виды: регулятивные, познавательные, коммуникативные, личностные. В ходе урока все поставленные цели выполнены. Содержание урока было доступным, объемным. Использовалась разнообразная наглядность и оборудование.
Урок соответствовал уровню учебной подготовки и развитию учащихся, специфике группы. На уроке уделялось внимание формированию логических умений наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
На уроке использовались индивидуальные, групповые, коллективные формы организации учебно-познавательной деятельности. На протяжении урока поддерживался интерес учащихся, была организована смена деятельности, опора на знания предыдущих занятий и личные наблюдения. Все воспитанники были вовлечены в работу, ответственно подошли к выполнению задания. Урок по форме был интересен, имел практическую направленность, материал по объему был доступен. Атмосфера урока была спокойной и доброжелательной.
Итог урока
Ф.И. | Повторение | Активность | Теорет.зад. | Прак.зад. | Т.Б. | Итоговая |
Баженов С. | хор | хор | хор | хор | хор | хор |
Блажилин Г | хор | уд | уд | хор | хор | хор |
Иванов Р. | уд | уд | уд | хор | уд | уд |
Иванов В. | уд | хор | уд | хор | уд | уд |
Комаров Д. | уд | хор | хор | хор | хор | хор |
Пика В. | хор | хор | хор | хор | хор | хор |
Вывод: Все мальчики справились с поставленными задачами. 66%- хорошо. Во время опроса пройденного материала, учащиеся вначале устно рассказывали об уборке кухни, а затем использовали карточки «Последовательность уборки кухни». При этом применялась система взаимопроверки и самооценки ответов. Хорошо формулируют ответы без наводящих вопросов Пика Витя, Блажилин Гриша. С практическими заданиями справились хорошо все. Убирали пятна и грязь на холодильнике, кафеле, раковине с помощью моющих средств. Правила безопасности соблюдали все, но забывали надеть перчатки. На следующем занятии закрепить навыки и умения в более объемной работе (уборка кухни, ванной, чистка раковин), обратить внимание на ТБ при работе и учить правильно пользоваться инструкциями моющих средств, быстро определяя: для чего? Как? Меры безопасности.