Контрольные диктанты по русскому языку.
5 класс.
Тема: Повторение. Различение предложений по интонации.
Дятел.
Стук в окно. Кто там? Молчат. Смотрю – дятел! Прицепился за раму и стучит. Избу он принял за дерево, а окно – за дупло. И в дупле кто-то сидит. Белку в дупле видел, птичку тоже. А человека увидел дятел первый раз.
Это был молодой дятел. Он еще мало, что видел. (42 слова)
Тема: Звуки и буквы (звонкие и глухие согласные на конце слова, проверка безударных гласных путем изменения формы слова).
По рога.
Ходили летом по грибы? Весной идите по рога. Это лоси их зимой скинули.
К зиме рога стали слабые. Задел лось головой за дерево – рог и упал в снег. А снег стает, вы найдете рога в лесу.
За лето у лося новые рога вырастут. (45 слов)
Тема: Состав слова. Правописания в корне.
Осень.
Осень пришла, холода и дожди принесла. Лужи покрыты тонким ледком. Пора жителям леса запас на зиму делать.
Водяная крыса картошку с огорода тащит. Медведь сало под шкурой копит. Белка грибки по сучкам развесила. Хомяк с поля носит горох. Сам рядом спит, припас сторожит.
Все зимой пригодится (списывается с доски)! (47 слов)
Задание: Разобрать слова по составу, применив к ним данные схемы: поездка/ 
Лесник/
Тема: Состав слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне.
Новоселье.
Мы купили новую квартиру. Наш дом недалеко от фабрики. У дома аллея берез. Рядом остановка троллейбуса. Приехали. Шофер весело сигналит. Я хватаю свой мешок и мчусь по лестнице. Новоселы выгружают мебель, всякую утварь. Радостные улыбки украшают ненастный день. (39 слов)
Тема: Приставка и предлог.
Сказки.
Ребята на всей земле очень любят сказки. Чтение их – всегда маленький праздник. За лесами, морями живут чудеса. Иванушка летит на волшебном ковре в заморские страны. Добрый молодец спасает красавицу из темницы.
У сказки всегда хороший конец. Поэтому сказки ходят по земле и учат нас добру. (46 слов)
Тема: Разделительный твердый знак.
Угощенье.
Зимой ребята повесили для птиц кормушку. Однажды они заметили там белку. Зверек взял в лапки рябину и ловко объел ягодки.
Ребята сделали для гостьи столик. Клали туда хлеб, грибки, орешки. Иногда орешки падали в снег. У белки чутье отличное. Сразу найдет орех в снегу и съест его. (48 слов)
Тема: Части речи.
Поздняя осень.
Вчера еще грело солнце. В садах летали шумные стайки птиц. По воздуху плыла паутина.
А сегодня дунул резкий ветер. Иней лег на травы. Стали седыми их тонкие стебли. Съежились от холода листья. К вечеру выпал первый снег.
Это он одел лес и землю в белый пушистый наряд. Настала очередь зиме рисовать свою картину. (55 слов)
Задание: Второе предложение разобрать по частям речи.
Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.
Булька.
В селоОзёры бежит собачка Булька. Бежит домой деловито. Откуда она? В деревню Сосновку отдала ее щенка Тузика. И каждый день Булька бежит кормить его.
Наступила весна. Речка Быстрянка разлилась. Теперь щенок на том берегу. Что делать?
Бурные потоки не испугали Бульку. Маленькая собачка бросилась в воду и поплыла. (50 слов)
Тема: Род и число имен существительных.
В лесу.
От селаПетушки я шел на лыжах. Тихо стояли деревья. Снежком покрыты вековые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетел глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло. (49 слов)
Задание: Грамматический разбор выделенных существительных.
Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Радости.
Девочки делились своей радостью. У каждой новая вещь. У Аленки красивая брошь. У Тани платье. Ваня молча слушал.
В лесу он видел яркие цветы и голубой ручей. Луч солнца дрожал в воде. Казалось, в ней играли серебряные рыбки.
Ваня находил радость там, где хотел. (45 слов)
Тема: Определение типа склонения имен существительных.
Суд над декабрем.
Решили птицы декабрь судить. Устали от него. День он сократил, а ночь удлинил.
Филин выступил против. Ночью хорошая охота.
Тогда надо судить декабрь за снег. Он хоть и мягкий, а травка глубоко. Теперь тетерев против. Он в снегу спит.
Судили, рядили и оставили все как есть. (49 слов)
Задание: В первых двух абзацах подчеркнуть существительные, указать склонение.
Тема: Правописание падежных окончаний существительных 1 скл.
Опушка.
Человека и зверя влечет лесная опушка. Хорошо отдохнуть там под березкой. Зимой вдоль опушки идет лыжня. В поле вьюга.По лесу трудно пройти. А на опушке тишь и бродить можно свободно. Вот следы. Это в поле мышковала лиса. Испугалась и бросилась к опушке. Заяц тоже топтался у края леса. (50 слов)
Тема: Правописание падежных окончаний существительных 2 скл.
Первая красавица.
Капля была дочкой сосульки и солнца. Она висела на кончике сосульки и хвасталась ручью.Другой такой красавицы нет на свете.
Вдруг дунул ветерок. Упала капля в ручей. А в ручье много таких.
Журчит весенний ручей. И в потоке талой воды не видно капли. (45 слов)
Тема: Правописание падежных окончаний существительных 3 скл.
В роще.
В роще росли огромные дубы. Их ветки темнели на фоне лазури. В зелени свили гнезда птицы. Пестрые дятлы стучали по толстой коре. По тропинкам бегали муравьи. Под тенью листьев цвели ландыши. Свежий воздух говорил о близости озера.
К ночи в роще наступала тишина (45 слов)
Тема: Дифференциация падежных окончаний существительных 1 и 3 склонения в Р., Д., П. падежах.
Белки – прыгуньи.
В нашей местности живут белки. Большая часть их жизни проходит на деревьях.
Я стоял у ели и наблюдал игру зверьков. Они прятались в пышной хвое, мчались к верхушке ели. В ловкости, смелости и красоте трудно найти равных белке. Как безотказно служат ей цепкие лапки и пушистый хвост! (49 слов)
Тема: Правописание падежных окончаний существительных ед.ч.
Март.
В марте зима с весной спорят.
Ночью зима ходит хозяйкой. Скует лужи. Остановит ручей. Наморозит сосульку. Свесит ее морковкой с крыши.
А днем весна гуляет, солнцем командует. Лужи на дороге блестят. Ручей в овраге журчит.Повсюду звон капели.
И нет ничего милей этой музыки весны. (39 слов)
Тема: Главные и второстепенные члены предложения.
Нашествие сорняков.
Гонит ветер по дороге листья. Идет осенний дождь. Вместе с водой и ветром прибыли в огород плоды сорняков. Кто приплыл, кто шариком прикатил. А пушинки одуванчика спустились на парашютике.
Так с осени пробрались в огород хитрые сорняки (39 слов)
Задание: 1 и 2 предложения разобрать по членам предложения.
Тема: Однородные члены предложения с одиночным союзом И.
Птицы летят.
Март прячет весну под снегом и льдом. Но уже летят на родину грачи.
В апреле чернеют проталины. Журчат в овраге ручьи. Спешат домой стрижи и скворцы.
В конце мая зеленеют луга и сады. Летят домой ласточки.
Много бед ждет птиц в дороге (44 слова)
Задание: Найти три предложения с однородными членами. Однородные члены предложения подчеркнуть.
Тема: Однородные члены предложения без союзов.
У кого какой дом.
Весной в лесу шум и гам. Это птицы начинают строить новые дома. Им нужны веточки, солома, трава, перья. Славке – портнихе нужен стебелек. Им она сошьет два листа. Ласточке нужна глина. Пеночке – травка.
Целый дворец с входом и выходом копают под землей крот и мышь. (48 слов)
Задание: В третьем предложении подчеркнуть однородные члены.
Тема: Повторение пройденного за год.
Отнятая радость.
Вдоль дороги золотая полоска. Это первые цветы. На короткой ножке солнечная капелька.
Прошло несколько дней. Шла я из деревни той дорогой.Впереди заметила фигурку. Девочка нагибалась, и за ней тускнела золотая полоска. Она рвала цветы. Я подошла к девочке. Из подола посыпались солнечные капельки.
Меньше стало на земле радости. (51 слово)
Н.Г. Галунчикова
Э.В. Якубовская