СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник диктантов по грамматике.5 кл. (для обучающихся с умственной отсталостью)

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

В сборнике представлены тексты диктантов для обучающихся 5 классов. Данные диктанты разработаны с учетом психо-физиологических особенностей обучающихся  с умственной отсталостью. Тексты диктантов расположены в соответствии с календарно - тематическим планированием.

Просмотр содержимого документа
«Сборник диктантов по грамматике.5 кл. (для обучающихся с умственной отсталостью)»

Контрольные диктанты по русскому языку.

5 класс.

Тема: Повторение. Различение предложений по интонации.

Дятел.

Стук в окно. Кто там? Молчат. Смотрю – дятел! Прицепился за раму и стучит. Избу он принял за дерево, а окно – за дупло. И в дупле кто-то сидит. Белку в дупле видел, птичку тоже. А человека увидел дятел первый раз.

Это был молодой дятел. Он еще мало, что видел. (42 слова)

Тема: Звуки и буквы (звонкие и глухие согласные на конце слова, проверка безударных гласных путем изменения формы слова).

По рога.

Ходили летом по грибы? Весной идите по рога. Это лоси их зимой скинули.

К зиме рога стали слабые. Задел лось головой за дерево – рог и упал в снег. А снег стает, вы найдете рога в лесу.

За лето у лося новые рога вырастут. (45 слов)

Тема: Состав слова. Правописания в корне.

Осень.

Осень пришла, холода и дожди принесла. Лужи покрыты тонким ледком. Пора жителям леса запас на зиму делать.

Водяная крыса картошку с огорода тащит. Медведь сало под шкурой копит. Белка грибки по сучкам развесила. Хомяк с поля носит горох. Сам рядом спит, припас сторожит.

Все зимой пригодится (списывается с доски)! (47 слов)

Задание: Разобрать слова по составу, применив к ним данные схемы: поездка/

Лесник/

Тема: Состав слова. Непроверяемые гласные и согласные в корне.

Новоселье.

Мы купили новую квартиру. Наш дом недалеко от фабрики. У дома аллея берез. Рядом остановка троллейбуса. Приехали. Шофер весело сигналит. Я хватаю свой мешок и мчусь по лестнице. Новоселы выгружают мебель, всякую утварь. Радостные улыбки украшают ненастный день. (39 слов)

Тема: Приставка и предлог.

Сказки.

Ребята на всей земле очень любят сказки. Чтение их – всегда маленький праздник. За лесами, морями живут чудеса. Иванушка летит на волшебном ковре в заморские страны. Добрый молодец спасает красавицу из темницы.

У сказки всегда хороший конец. Поэтому сказки ходят по земле и учат нас добру. (46 слов)

Тема: Разделительный твердый знак.

Угощенье.

Зимой ребята повесили для птиц кормушку. Однажды они заметили там белку. Зверек взял в лапки рябину и ловко объел ягодки.

Ребята сделали для гостьи столик. Клали туда хлеб, грибки, орешки. Иногда орешки падали в снег. У белки чутье отличное. Сразу найдет орех в снегу и съест его. (48 слов)

Тема: Части речи.

Поздняя осень.

Вчера еще грело солнце. В садах летали шумные стайки птиц. По воздуху плыла паутина.

А сегодня дунул резкий ветер. Иней лег на травы. Стали седыми их тонкие стебли. Съежились от холода листья. К вечеру выпал первый снег.

Это он одел лес и землю в белый пушистый наряд. Настала очередь зиме рисовать свою картину. (55 слов)

Задание: Второе предложение разобрать по частям речи.

Тема: Собственные и нарицательные имена существительные.

Булька.

В селоОзёры бежит собачка Булька. Бежит домой деловито. Откуда она? В деревню Сосновку отдала ее щенка Тузика. И каждый день Булька бежит кормить его.

Наступила весна. Речка Быстрянка разлилась. Теперь щенок на том берегу. Что делать?

Бурные потоки не испугали Бульку. Маленькая собачка бросилась в воду и поплыла. (50 слов)

Тема: Род и число имен существительных.

В лесу.

От селаПетушки я шел на лыжах. Тихо стояли деревья. Снежком покрыты вековые сосны и ели. На снегу следы. Это зайцы бежали к реке. Там они грызли веточки ив. Быстро взлетел глухарь. Крыльями он поднял столб снега. В сильные морозы глухари спят в сугробах. Там им тепло. (49 слов)

Задание: Грамматический разбор выделенных существительных.

Тема: Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Радости.

Девочки делились своей радостью. У каждой новая вещь. У Аленки красивая брошь. У Тани платье. Ваня молча слушал.

В лесу он видел яркие цветы и голубой ручей. Луч солнца дрожал в воде. Казалось, в ней играли серебряные рыбки.

Ваня находил радость там, где хотел. (45 слов)

Тема: Определение типа склонения имен существительных.

Суд над декабрем.

Решили птицы декабрь судить. Устали от него. День он сократил, а ночь удлинил.

Филин выступил против. Ночью хорошая охота.

Тогда надо судить декабрь за снег. Он хоть и мягкий, а травка глубоко. Теперь тетерев против. Он в снегу спит.

Судили, рядили и оставили все как есть. (49 слов)

Задание: В первых двух абзацах подчеркнуть существительные, указать склонение.

Тема: Правописание падежных окончаний существительных 1 скл.

Опушка.

Человека и зверя влечет лесная опушка. Хорошо отдохнуть там под березкой. Зимой вдоль опушки идет лыжня. В поле вьюга.По лесу трудно пройти. А на опушке тишь и бродить можно свободно. Вот следы. Это в поле мышковала лиса. Испугалась и бросилась к опушке. Заяц тоже топтался у края леса. (50 слов)

Тема: Правописание падежных окончаний существительных 2 скл.

Первая красавица.

Капля была дочкой сосульки и солнца. Она висела на кончике сосульки и хвасталась ручью.Другой такой красавицы нет на свете.

Вдруг дунул ветерок. Упала капля в ручей. А в ручье много таких.

Журчит весенний ручей. И в потоке талой воды не видно капли. (45 слов)

Тема: Правописание падежных окончаний существительных 3 скл.

В роще.

В роще росли огромные дубы. Их ветки темнели на фоне лазури. В зелени свили гнезда птицы. Пестрые дятлы стучали по толстой коре. По тропинкам бегали муравьи. Под тенью листьев цвели ландыши. Свежий воздух говорил о близости озера.

К ночи в роще наступала тишина (45 слов)

Тема: Дифференциация падежных окончаний существительных 1 и 3 склонения в Р., Д., П. падежах.

Белки – прыгуньи.

В нашей местности живут белки. Большая часть их жизни проходит на деревьях.

Я стоял у ели и наблюдал игру зверьков. Они прятались в пышной хвое, мчались к верхушке ели. В ловкости, смелости и красоте трудно найти равных белке. Как безотказно служат ей цепкие лапки и пушистый хвост! (49 слов)

Тема: Правописание падежных окончаний существительных ед.ч.

Март.

В марте зима с весной спорят.

Ночью зима ходит хозяйкой. Скует лужи. Остановит ручей. Наморозит сосульку. Свесит ее морковкой с крыши.

А днем весна гуляет, солнцем командует. Лужи на дороге блестят. Ручей в овраге журчит.Повсюду звон капели.

И нет ничего милей этой музыки весны. (39 слов)

Тема: Главные и второстепенные члены предложения.

Нашествие сорняков.

Гонит ветер по дороге листья. Идет осенний дождь. Вместе с водой и ветром прибыли в огород плоды сорняков. Кто приплыл, кто шариком прикатил. А пушинки одуванчика спустились на парашютике.

Так с осени пробрались в огород хитрые сорняки (39 слов)

Задание: 1 и 2 предложения разобрать по членам предложения.

Тема: Однородные члены предложения с одиночным союзом И.

Птицы летят.

Март прячет весну под снегом и льдом. Но уже летят на родину грачи.

В апреле чернеют проталины. Журчат в овраге ручьи. Спешат домой стрижи и скворцы.

В конце мая зеленеют луга и сады. Летят домой ласточки.

Много бед ждет птиц в дороге (44 слова)

Задание: Найти три предложения с однородными членами. Однородные члены предложения подчеркнуть.

Тема: Однородные члены предложения без союзов.

У кого какой дом.

Весной в лесу шум и гам. Это птицы начинают строить новые дома. Им нужны веточки, солома, трава, перья. Славке – портнихе нужен стебелек. Им она сошьет два листа. Ласточке нужна глина. Пеночке – травка.

Целый дворец с входом и выходом копают под землей крот и мышь. (48 слов)

Задание: В третьем предложении подчеркнуть однородные члены.

Тема: Повторение пройденного за год.

Отнятая радость.

Вдоль дороги золотая полоска. Это первые цветы. На короткой ножке солнечная капелька.

Прошло несколько дней. Шла я из деревни той дорогой.Впереди заметила фигурку. Девочка нагибалась, и за ней тускнела золотая полоска. Она рвала цветы. Я подошла к девочке. Из подола посыпались солнечные капельки.

Меньше стало на земле радости. (51 слово)



Н.Г. Галунчикова

Э.В. Якубовская