Сборник краеведческих игр по ознакомлению с городом Краснотурьинском
Составитель воспитатель МАДОУ №47 Гвоздкова И.С.
г. Краснотурьинск
«Краеведческие игры для маленьких Краснотурьинцев»
Любовь к Родине начинается с любви к Малой Родине (родного края, города, в котором живешь, детского сада, родного дома) Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение.
Цель: Сформировать у воспитанников чувства патриотизма, приобщение к культуре родного народа, любви к родному краю и ее природе, которая составляет их непосредственное окружение в этот период жизни через краеведческие игры.
Задачи:
Познакомить с историей и современностью нашего города.
Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города.
Развивать стремление как можно лучше знать свой город.
Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.
Предполагаемый результат:
Главным результатом работы считаем воспитание современного, культурного маленького человека – юного Краснотурьинца, любящего свой город, в котором он живет.
«Изобрази явление природы».
Дидактическая задача: закрепить знания о явлениях природы, характерных для Свердловской области (радуга, разлив, листопад, дождь, снег, туман, гроза, и др.)
Материалы: картинки с изображением явлений природы.
Ход игры: Ребенок изображает с помощью пантомимы явление природы, остальные — угадывают. После угадывания воспитатель показывает картинку с изображением этого явления. После этого обсуждается, когда это явление бывает, как часто, благодаря чему появляется, как долго длится.
«Краснотурьинские тропы».
Дидактическая задача: закрепить умение ориентироваться по карте.
Материалы: карта Краснотурьинска, маленькие магнитики.
Ход игры: Детям задается маршрут от пункта А до Б, проложить дорогу по карте, показывая свой маршрут похода, отмечая его магнитиками.
«Как избежать неприятностей в тайге и на реке Турья».
Дидактическая задача: закрепить правила поведения в лесу, на водоёмах.
Материалы: картинки с изображением опасных ситуаций в лесу и на реке.
Ход игры: Воспитатель раздает картинки изображением опасных ситуаций на природе, а дети поочередно объясняют ситуацию, чего нельзя делать, и как надо было поступить.
«Знакомьтесь, мой родной Краснотурьинск».
Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о родном крае, городе.
Материалы: фотографии с видами Краснотурьинска, знаковыми историческими местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.
Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.
«Назови памятники архитектуры Краснотурьинска».
Дидактическая задача: закрепить знания о памятниках, имеющих культурную и историческую ценность, созданных человеком (памятники города, музеи, вокзалы, библиотеки и др.).
Материалы: изображения памятников архитектуры, карта Краснотурьинска.
Ход игры: Дети выбирают памятники, созданные человеком, из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по карте.
«Красный огонек тревоги».
Дидактическая задача: закрепить знания о растениях и животных Краснотурьинска, занесенных в Красную книгу.
Материалы: картинки растений и животных.
Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.
«Краснотурьинск вчера и сегодня».
Дидактическая задача: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; развивать мышление, внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому
Ход игры: Дети находят отличия сравнивая фото из прошлого и настоящего.
«Герб города Краснотурьинска» (игра)
Цель: закрепить представление детей о гербе родного города Краснотурьинска, уметь выделять герб родного города из других знаков.
Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разобранном варианте.
Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отметить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.
1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.
Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
на память.
Детям предлагается собрать герб города из отдельных деталей при помощи шаблонов-накладок.
«Район моего любимого садика №47» (настольная игра)
Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором находится их садик, с его особенностями и достопримечательностями.
Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с маршрутом следования и изображёнными на нём достопримечательностями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков;
Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоятельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путешествие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад .
МАДОУ № 47 г. Краснотурьинск
«История родного города Краснотурьинска» (игра-лото)
Цепь: закрепить у детей представление об истории родного города.
Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов города от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным отрезкам истории города.
Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полностью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими временному отрезку.
Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.
Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым может быть как воспитатель, так и ребёнок.
«Заколдованный Краснотурьинск»
Задачи: закрепить представления детей об архитектуре современных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными особенностями города.
Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображением этих же зданий и сооружений.
Цель: «расколдовать» город.
Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:
Как называется наша страна?
Как называется город, в котором вы живёте?
Как давно был основан наш город?
Какие улицы города вы знаете?
Как называется улица, на которой ты живёшь?
Какие памятники нашего города вы знаете?
Какие памятники старины есть в нашем городе?
Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?
Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?
Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить контуры с фотографиями. Например: контур здания кукольного театра - фотография здания кукольного театра.
Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдованного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно личные знания и опыт детей).
«Путешествие по Краснотурьинску»
Цель: знакомить с родным городом
Материал: альбом фотографий родного города
Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.
«Где находится памятник?»
Цель: знакомить детей с памятниками Краснотурьинска, учить ориентироваться в родном городе
Материал: изображения памятников
Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.
«Знаешь ли ты знаменитых людей Краснотурьинска?»
Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города(А.С. Попов; А.П. Карпинский; Е.С. Федоров; А.А Миславский; А.К Серов; А.Ф. Петрик; М.Н. Мещерягин)
Материал: портреты известных соотечественников
Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.
«Птицы нашего города Краснотурьинска».
Цель: знакомить детей с птицами родного города
Материал: карточки с изображениями птиц
Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.
«Назови красиво свой Краснотурьинск».
«К кому кораблик приплывет-
красиво город назовет».
Задачи: упражнять в подборе прилагательных; воспитывать любовь к родному городу.
Ход игры: дошкольники упражняются в подборе прилагательных (ласковых слов) к городу Краснотурьинску.
Вариантами этой игры служат упражнения: "Доскажи словечко"; "Кто больше".
«Найди герб».
Задачи: продолжать знакомить детей с историей родного города, закреплять знания о символах Краснотурьинска.
Ход игры: дети находят герб родного города и составляют о нем рассказ.
«Я – экскурсовод».
Задачи: учить детей находить и называть памятные места города, рассказывать о них, развивать навыки чтения.
Ход игры: дошкольники представляют себя в роли экскурсоводов по родному городу, знакомят гостей города с его достопримечательностями и памятными местами.
«Пройдемся по улицам города».
Задачи: развивать лексико – грамматическую сторону речи; учить ориентироваться по карте города; закреплять знания названий улиц города.
Вариантами использования данной игры служат упражнения с картой и игра "А у нас" - дети рассказывают о своей доме и улице.
«Интервью»
Задачи: совершенствовать инициативную речь дошкольников; активизировать словарь детей; воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими.
Оборудование: микрофон.
Ход игры: дети выступают в качестве корреспондентов или респондентов, рассказывающих о родном городе.
«Составь герб родного города».
Задачи: научить детей построению герба Краснотурьинска, составлению описательного рассказа о нем.
Ход игры: дети составляют герб Краснотурьинска, рассказывают о нем.
«Город будущего».
Задачи: учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.
Ход игры: дети составляют рассказы о том, как они представляют город будущего, город своей мечты.
«Загадки о городе».
Задачи: формировать речевые навыки - обогащать словарный запас, монологическую речь; развивать мышление и внимание.
Ход игры: дошкольники отгадывают и составляют загадки о родном городе.
«Я знаю».
Задачи: активизировать словарный запас детей; совершенствовать мышление, память внимание дошкольников; закреплять знания о родном городе.
Ход игры: дети встают в круг, педагог кидает мяч ребенку со словами: "Я знаю пять улиц города ..." Дошкольники заканчивают предложение, начатое педагогом.
Представленные вашему вниманию игры по ознакомлению с городом Краснотурьинском воспитывают гордость, любовь и уважение к родному городу, краю. Расширяют и активизируют словарь дошкольников, развивают логическое мышление, внимание, память.