СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник краеведческих игр

Нажмите, чтобы узнать подробности

Любовь к Родине начинается с любви к Малой Родине (родного края, города, в котором живешь, детского сада, родного дома).  Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры.

Просмотр содержимого документа
«Сборник краеведческих игр»


Сборник краеведческих игр по ознакомлению с городом Краснотурьинском

Составитель воспитатель МАДОУ №47 Гвоздкова И.С.


г. Краснотурьинск


«Краеведческие игры для маленьких Краснотурьинцев»


Любовь к Родине начинается с любви к Малой Родине (родного края, города, в котором живешь, детского сада, родного дома) Знакомясь с родным городом, его достопримечательностями, ребенок учится приобщаться к богатствам национальной и мировой культуры. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным краем станет возможной только при условии их активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально-практическим путем, то есть через игру, предметную деятельность, общение.


Цель: Сформировать у воспитанников чувства патриотизма, приобщение к культуре родного народа, любви к родному краю и ее природе, которая составляет их непосредственное окружение в этот период жизни через краеведческие игры.


Задачи:  

  1. Познакомить с историей и современностью нашего города.

  2. Сформировать представление о различных сторонах жизни своего города.

  3. Развивать стремление как можно лучше знать свой город.

  4. Способствовать развитию личностных качеств дошкольников средствами краеведения.


Предполагаемый результат:  

Главным результатом работы считаем воспитание современного, культурного маленького человека – юного Краснотурьинца, любящего свой город, в котором он живет.






«Изобрази явление природы».

Дидактическая задача: закрепить знания о явлениях природы, характерных для Свердловской области (радуга, разлив, листопад, дождь, снег, туман, гроза, и др.)





Материалы: картинки с изображением явлений природы.

Ход игры: Ребенок изображает с помощью пантомимы явление природы, остальные — угадывают. После угадывания воспитатель показывает картинку с изображением этого явления. После этого обсуждается, когда это явление бывает, как часто, благодаря чему появляется, как долго длится.

«Краснотурьинские тропы».

Дидактическая задача: закрепить умение ориентироваться по карте.

Материалы: карта Краснотурьинска, маленькие магнитики.

Ход игры: Детям задается маршрут от пункта А до Б, проложить дорогу по карте, показывая свой маршрут похода, отмечая его магнитиками.

«Как избежать неприятностей в тайге и на реке Турья».

Дидактическая задача: закрепить правила поведения в лесу, на водоёмах.

Материалы: картинки с изображением опасных ситуаций в лесу и на реке.

Ход игры: Воспитатель раздает картинки изображением опасных ситуаций на природе, а дети поочередно объясняют ситуацию, чего нельзя делать, и как надо было поступить.

«Знакомьтесь, мой родной Краснотурьинск».

Дидактическая задача: закрепить и систематизировать знания о родном крае, городе.

Материалы: фотографии с видами Краснотурьинска, знаковыми историческими местами, экскурсионными объектами, достопримечательностями.

Ход игры: Воспитатель показывает фрагмент какой-то известной достопримечательности, а дети должны догадаться, что это, дать название.

«Назови памятники архитектуры Краснотурьинска».

Дидактическая задача: закрепить знания о памятниках, имеющих культурную и историческую ценность, созданных человеком (памятники города, музеи, вокзалы, библиотеки и др.).

Материалы: изображения памятников архитектуры, карта Краснотурьинска.

Ход игры: Дети выбирают памятники, созданные человеком, из всего многообразия достопримечательностей, и распределяют по карте.

«Красный огонек тревоги».

Дидактическая задача: закрепить знания о растениях и животных Краснотурьинска, занесенных в Красную книгу.

Материалы: картинки растений и животных.

Ход игры: Дети выбирают из всего растительного и животного мира растения и животных, которые в опасности, рассказывают о них.

«Краснотурьинск вчера и сегодня».

Дидактическая задача: учить детей сравнивать характерные особенности старого и современного города, находить сходства и различия; развивать мышление, внимание, речь; закреплять знания о родном городе; воспитывать интерес к его настоящему и прошлому

Ход игры: Дети находят отличия сравнивая фото из прошлого и настоящего.

«Герб города Краснотурьинска» (игра)

Цель: закрепить представление детей о гербе родного города Краснотурьинска, уметь выделять герб родного города из других знаков.

Материалы: шаблон-образец с изображением герба города; контурный шаблон этого же герба; «мозаика» герба города в разо­бранном варианте.

Ход игры. Детям предлагается рассмотреть герб города и отме­тить отличительные особенности от гербов других городов нашей страны.

1. Дети по контурному шаблону при помощи шаблона-образца собирают из мозаики герб города.

  1. Дети собирают герб без помощи шаблона-образца, опираясь
    на память.

  2. Детям предлагается собрать герб города из отдельных дета­лей при помощи шаблонов-накладок.





«Район моего любимого садика №47» (настольная игра)

Цель: обобщить знания детей о районе города, в котором находится их садик, с его особенностями и достопримечательностями.

Материалы: игровое поле, наложенное на план района, с мар­шрутом следования и изображёнными на нём достопримечательно­стями района и названиями улиц; кубик с числовыми фигурами от 1 до 6; фишки в виде автомобиля и человечков;

Ход игры. Играть может любое количество детей. Они самостоя­тельно выбирают, на каком виде транспорта отправляются в путеше­ствие, или идут пешком. В зависимости от этого выбирается игровая фишка. Дети по очереди бросают кубик: сколько числовых фигур выпадает, на столько делений продвигаются вперёд. Участникам необходимо пройти весь маршрут и вернуться назад в детский сад .

МАДОУ № 47 г. Краснотурьинск



«История родного города Краснотурьинска» (игра-лото)

Цепь: закрепить у детей представление об истории родного го­рода.

Материалы: игровые поля (9 штук) с изображениями видов го­рода от его зарождения до наших дней; карточки с изображениями отдельных построек и мест, относящихся к разным временным от­резкам истории города.

Ход игры. Играть могут 3-9 детей. Ведущий раздаёт игровые поля и показывает карточки участникам. Игроки должны полно­стью закрыть своё игровое поле карточками, подходящими вре­менному отрезку.

Примечание. На каждой карточке есть надпись с названием объекта и временным отрезком.

Если ребенок ошибается, то даётся «справка ведущего», которым мо­жет быть как воспитатель, так и ребёнок.

«Заколдованный Краснотурьинск»

Задачи: закрепить представления детей об архитектуре совре­менных зданий и сооружений; познакомить с архитектурными осо­бенностями города.

Материалы: альбом с контурными изображениями зданий и других сооружений современного города; фотографии с изображе­нием этих же зданий и сооружений.

Цель: «расколдовать» город.


Ход игры. Перед началом игры воспитатель проводит с детьми мини-беседу:

  • Как называется наша страна?

  • Как называется город, в котором вы живёте?

  • Как давно был основан наш город?

  • Какие улицы города вы знаете?

  • Как называется улица, на которой ты живёшь?

  • Какие памятники нашего города вы знаете?

  • Какие памятники старины есть в нашем городе?

  • Каких великих людей, прославивших наш город, вы знаете?

  • Откуда ты это знаешь? Кто тебе об этом рассказал?

  • Что бы ты ещё хотел узнать о нашем городе?
    Воспитатель предлагает детям рассмотреть альбом с контурами зданий, затем фотографии этих же сооружений и сопоставить кон­туры с фотографиями. Например: контур здания кукольного театра - фо­тография здания кукольного театра.

Примечание. По ходу игровых действий «восстановления заколдован­ного города» воспитатель проводит заочную мини-экскурсию по этим местам (возможно личные знания и опыт детей).







«Путешествие по Краснотурьинску»

Цель: знакомить с родным городом

Материал: альбом фотографий родного города

Воспитатель показывает детям фотографии достопримечательностей города, предлагает назвать их.

«Где находится памятник?»

Цель: знакомить детей с памятниками Краснотурьинска, учить ориентироваться в родном городе

Материал: изображения памятников

Воспитатель демонстрирует детям изображения памятников, просит рассказать, где установлен этот памятник.


«Знаешь ли ты знаменитых людей Краснотурьинска?»

Цель: знакомить детей со знаменитыми людьми родного города(А.С. Попов; А.П. Карпинский; Е.С. Федоров; А.А Миславский; А.К Серов; А.Ф. Петрик; М.Н. Мещерягин)

Материал: портреты известных соотечественников

Воспитатель показывает портреты, предлагает детям назвать того, кто изображен на портрете и рассказать, чем он знаменит.

«Птицы нашего города Краснотурьинска».

Цель: знакомить детей с птицами родного города

Материал: карточки с изображениями птиц

Воспитатель демонстрирует детям карточки с изображениями птиц, просит назвать и определить, живет птица в нашем городе или нет.

«Назови красиво свой Краснотурьинск».


«К кому кораблик приплывет-
красиво город назовет».

Задачи: упражнять в подборе прилагательных; воспитывать любовь к родному городу.
Ход игры: дошкольники упражняются в подборе прилагательных (ласковых слов) к городу Краснотурьинску.
Вариантами этой игры служат упражнения: "Доскажи словечко"; "Кто больше".

«Найди герб».
Задачи: продолжать знакомить детей с историей родного города, закреплять знания  о символах Краснотурьинска.
Ход игры: дети находят герб родного города и составляют о нем рассказ.
«Я – экскурсовод».

Задачи: учить детей находить и называть памятные места города, рассказывать о них, развивать навыки чтения.
Ход игры: дошкольники представляют себя в роли экскурсоводов по родному городу, знакомят гостей города с его достопримечательностями и памятными местами.

«Пройдемся по улицам города».

Задачи: развивать лексико – грамматическую сторону речи; учить ориентироваться по карте города; закреплять знания названий улиц города.
Вариантами использования данной игры служат упражнения с картой и игра "А у нас" - дети рассказывают о своей доме и улице.



«Интервью»

Задачи: совершенствовать инициативную речь дошкольников; активизировать словарь детей; воспитывать уверенность в себе, любовь к родному городу, желание поделиться своими впечатлениями с другими.
Оборудование: микрофон.
Ход игры: дети выступают в качестве корреспондентов или респондентов, рассказывающих о родном городе.

«Составь герб родного города».

Задачи: научить детей построению герба Краснотурьинска, составлению описательного рассказа о нем.
Ход игры: дети составляют герб Краснотурьинска, рассказывают о нем.


«Город будущего».
Задачи: учить детей фантазировать, придумывать собственные названия улиц, уметь объяснять, почему именно так названа улица.
Ход игры: дети составляют рассказы о том, как они представляют город будущего, город своей мечты.




«Загадки о городе».
Задачи: формировать речевые навыки - обогащать словарный запас, монологическую речь; развивать мышление и внимание.
Ход игры: дошкольники отгадывают и составляют загадки о родном городе.



«Я знаю».
Задачи: активизировать словарный запас детей; совершенствовать мышление, память внимание дошкольников; закреплять знания о родном городе.
Ход игры: дети встают в круг, педагог кидает мяч ребенку со словами: "Я знаю пять улиц города ..." Дошкольники заканчивают предложение, начатое педагогом.

Представленные вашему вниманию игры по ознакомлению с городом Краснотурьинском воспитывают гордость, любовь и уважение к родному городу, краю. Расширяют и активизируют словарь дошкольников, развивают логическое мышление, внимание, память.