СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник материалов городского конкурса "Классный руководитель 2016"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Предоставление опыта работы  на городском конкурсе 

Просмотр содержимого документа
«Сборник материалов городского конкурса "Классный руководитель 2016"»

ВВЕДЕНИЕ

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от многих причин, во многом - от воспитания и образования, полученного в семье и школе.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, необходимо создать вокруг него такую атмосферу, в которой ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим.

Принятие ребенка как личности, признание его индивидуальности, его права проявлять свое “Я” - задача классного руководителя.

Цель становящейся личности - утвердить свое уникальное «я», выявить свое неповторимое предназначение. Задача классного руководителя - помочь ему в этом.

В соответствии с утвержденным Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования внеурочная деятельность рассматривается как важная и неотъемлемая часть процесса образования детей младшего школьного возраста.

Одной из перспективных технологий, способствующих формированию личностных результатов, как одной из оставляющих результатов образования, является технология проектирования. Данная технология направлена на формирование активной жизненной позиции и социальной ответственности, уважительного отношения к другим позициям, умения договариваться с другими людьми. При этом обучающиеся воспитываются не словом или чужим примером, а реальным делом, получают опыт разработки и реализации проекта на актуальном для них материале, способствует формированию мотивации к обучению, умения организовывать свою деятельность.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Цель воспитательной деятельности: создание условий для свободного общего развития личности; содействие самореализации личности обучающегося.

Задачи:

  • внедрить современные воспитательные технологии;

  • разнообразить формы сотрудничества с родительской общественностью;

  • совершенствовать механизм взаимодействия с учреждениями культуры, учреждениями дополнительного образования;

  • развивать навыки самоуправления в ученическом коллективе.

В основу воспитательной деятельности положены требования ФГОС начального общего образования, в соответствии с которыми организуется внеурочная деятельность по следующим направлениям развития личности: духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное, спортивно-оздоровительное.

Построение программы воспитательной деятельности по данным направлениям с использованием технологии проектирования предполагает разработку системы мероприятий, в которых разработка проекта становится ведущей формой работы. (Приложение №1 «Планирование проектной деятельности по направлениям внеурочной деятельности»).

Воспитание обучающихся осуществляются не только образовательным учреждением, но и семьей, внешкольными учреждениями по месту жительства. Важным условием эффективной реализации задач личностного развития и воспитания обучающихся является эффективность педагогического взаимодействия различных социальных субъектов, при ведущей роли педагогического коллектива лицея.

Проектная деятельность, организованная в классном коллективе, участие в реализации общелицейских проектов предполагает тесное взаимодействие с социумом, родительской общественностью. Таким образом, построив воспитательную деятельность на основе данной технологии, мы достигаем главной цели воспитания – содействия самореализации личности, создания условий для социально-педагогической поддержки становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России.

Проектирование всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, с другой – интегрирование знаний, умений из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Этапы работы по методу проектов предполагают не только определение и осознание какой-то проблемы, но и процесс ее раскрытия, решения, что включает четкое планирование действий, наличие замысла или гипотезы решения этой проблемы, четкое распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия.

Процесс работы над проектом включает в себя проведение экскурсий, прогулок-наблюдений, социальных акций.

Завершающий этап проектной деятельности – презентация (защита) проекта.

Немалая роль во взаимоотношениях между детьми принадлежит самоуправлению в классе. И в получении данного социального опыта большую роль также играет проектная технология, которая учит правильно выстраивать взаимоотношения в коллективе, учит сотрудничать.

Взаимодействие с педагогом-психологом позволяет на основе данных об индивидуальном развитии обучающихся, анализировать развитие коллектива, определять выбор форм и методов организации индивидуальной и групповой деятельности при работе над проектом, помогает определить выбор интересного действия для каждого обучающегося в процессе работы над проектом.

Принято считать, что работа над проектом может начинаться с 10 лет. Но с учетом разработки механизма взаимодействия с родителями, социумом, учреждениями культуры, дополнительного образования, педагогом-психологом разработанная и внедряемая в классе адаптивная модель проектирования позволяет существенно изменить возрастные границы и начать работу над проектом с 7 лет.

Данная модель предполагает наличие следующих этапов:

  1. Обучающиеся под руководством классного руководителя определяют, какие несоответствия обнаруживаются в их ближайшем окружении, что, на их взгляд, должно выглядеть по-другому. На данном этапе они описывают ситуацию, ее признаки, определяют желаемую ситуацию.

  2. Определение круга лиц, которые могут повлиять на изменение ситуации, тех, кто заинтересован в изменении данной ситуации. Определение своей роли.

  3. Определение проблемы («так должно быть» - «так есть»).

  4. Постановка целей и задач («что должно быть изменено, чтобы проблема исчезла», «какие действия для этого необходимо совершить».

  5. Определение признаков, которые будут свидетельствовать о том, что цели достигнуты («по каким признакам, приметам, мы увидим, что ситуация изменилась»).

  6. Составление плана мероприятий и необходимых ресурсов («какие мероприятия помогут нам изменить ситуацию», «какие средства нам для этого нужны»).

  7. Представление на родительском собрании проекта. Обсуждение с родителями их роли, определение объектов социального сотрудничества. Составление схемы взаимодействия.

  8. Организация и проведение мероприятий.

  9. Рефлексия («смогли ли мы изменить ситуацию», «понравилось ли вам быть его участниками», «что больше всего понравилось, запомнилось?»)

Тематика проектов в системе воспитательной деятельности представлена по направлениям внеурочной деятельности. (Приложение 1).

Разработка и ведение индивидуального маршрута занятости во внеурочной деятельности позволяет своевременно скорректировать занятость обучающихся по различным направлениям, что способствует гармоническому развитию личности обучающегося в соответствии с ФГОС. (Приложение №2 «Индивидуальный маршрут занятости во внеурочной деятельности»).

Родители знакомятся с результатами личностного развития обучающихся, совместно с классным руководителем корректируют маршрут, определяя формы работы по развитию обучающихся: совместно планируют посещение культурно-досуговых учреждений, театра, проведение спортивно-массовых мероприятий, участие в конкурсах, подготовку творческих работ, проектов и т.д. (Приложение №3 «Мониторинг занятости обучающихся во внеучебное время»)





ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Организация внеурочной деятельности на основе технологии проектирования способствует удовлетворению индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей обучающихся, ориентирует на приобретение образовательных результатов и направлена на решение следующих задач: воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека, воспитание нравственных чувств и этического сознания, воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни, формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни, воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание), воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание). (Приложение №4 «Динамика уровня воспитанности», Приложение №5 «Мониторинг духовно-нравственного развития обучающихся в динамике за 2 года»).

Данная технология способствует формированию трех уровней результатов в соответствии с ФГОС:

1)приобретению школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;

2)получению опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие обучающихся между собой на уровне класса, лицея;

3)получению школьником опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с представителями различных социальных субъектов за пределами школы, в открытой общественной среде. (Приложение №6 «Динамика уровня сформированности метапредметных результатов обучающихся»)

Последовательное восхождение от результатов первого к результатам второго уровня на протяжении трех лет обучения в начальной школе создает к четвертому классу у младшего школьника реальную возможность выхода в пространство общественного действия, т.е. достижения третьего уровня воспитательных результатов. (Приложение №7 «Мониторинг качества участия классного коллектива в мероприятиях»)

Можно дать человеку прекрасное образование, но при этом получить морального ленивца, не способного и не желающего принимать решения. Человек должен уметь не только и не столько приспосабливаться к жизни в социуме, но изменять мир. Это возможно, если сформирована творческая личность, которая ставит перед собой задачи совершенствовать свои способности и готова к поиску. В информационном мире людям нужна не только информация, но и умение обрабатывать ее. Необходимо образование, чтобы выжить экономически и преуспеть социально. Необходимо хорошее воспитание, чтобы принимать сложные решения. Хорошее образование – это приоритет не знаниям, а ценностям, которые позволяют человеку решать мировоззренческие задачи, выбирать нравственные и правовые ориентиры. Проектная деятельность – в полной мере способствует данным целям и задачам воспитания.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Ахмедьянова, А. Г. Опыт, проблемы и перспективы духовно - нравственного воспитания школьников / А. Г. Ахмедьянова / Стандарты и мониторинг в образовании. - 2010. - № 3. - С. 38 - 42.

  2. Голуб Г.Б., Перелыгина Е.А., Чуракова О.В. Основы проектной деятельности. – Изд. «Учебная литература», 2009.

  3. Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников. –М.: Просвещение, 2011.

  4. Дармодехин, С. В., Вагнер, И. В. и др. Требования к содержанию и условиям воспитания учащихся начальной и основной школы / под общ. ред. академика РАО С. В. Дармодехина-М.: ИСВ РАО, 2010.

  5. Духовно-нравственное воспитание российских школьников [Электронный ресурс] / А.Я. Данилюк, А.М.Кондаков, В.А. Тишков. - http://www.lomonholding.ru/articles/detail/?catalogue_id=12&;item_id=152

  6. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. – М.: «Просвещение», 2011.

  7. Нечаев М.П. Технологии внеурочной деятельности учащихся в реализации стандарта общего образования. – М.: УЦ «Перспектива», 2012.







3