СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник материалов с олимпиадными заданиями по русскому языку и литературе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материалы для решения олимпиадных заданий по русскому языку и литературе

Просмотр содержимого документа
«Школьный этап по русскому 5-6 класс»



ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Школьный этап

5-6 классы

Задание 1. Расставьте ударения в следующих словах: километр, танцовщица, банты, каталог, щавель, цыган, клала, столяр, свекла ,творог.

Задание 2. Найдите слова, в которых находятся рядом два гласных звука: театр, союз, струя, пианино, яма, боец, дуэт, каучук, шпион.

Задание 3. В каком слове нет уменьшительного суффикса: ананасик, арбузик, финик, огурчик, репка?

Задание 4. Как называются жители этих стран?

Германия, США, Россия, Польша, Италия, Франция, Бельгия.

Задание 5. Сколько слов из данного списка можно понять и как существительные, и как глагол: шила, мыла, дела, жил, рыли, были.

Задание 6. Вставьте в предложения вместо точек одно из существительных в нужном падеже: рамки, предел, граница, рубеж, грань.

А) Есть … и моему терпению. Б) У куба шесть … . В) Раненый солдат находился на … жизни и смерти. Г) В последние годы в нашей стране увеличивается поток туристов из-за … . Д) Небольшая речка служила естественной … между деревня. Е) Важно в любой ситуации держать себя в … приличия.

Задание 7. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела: …в…не клади, … кровью обливается, … развесить, … тонка, в… не дует, за обе …, как свои пять …

Задание 8. Какой частью речи могут быть перечисленные ниже слова? Составьте с ними словосочетания или предложения, указав часть речи.

Печь, три, жгут, стих, пила, уж.

Задание 9. Напишите сочинение-рассуждение, в котором попытайтесь доказать или опровергнуть идею пословицы: «Грамоте учиться—всегда пригодится». (Объём сочинения—8-10 предложений).







Просмотр содержимого документа
«Школьный этап п русскому 7 -8 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ
ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ.

2017-2018 уч. г.

ШКОЛЬНЫЙ ЭТАП.

7-8 КЛАСС
Задание1 (5 баллов) Что можно предположить о «географическом происхождении» русского поэта С. Есенина, основываясь на фонетических особенностях рифмы следующих его строк? Поясните свой ответ.

И мне в ответ берёзка:

- О любопытный друг,

Сегодня ночью звёздной Здесь слёзы лил пастух.

Задание 2 (8 баллов) Даны пары слов.

А

Б

ветрило

парус

кольчуга

бронежилет

извет

донос

ланиты

щёки

очи

глаза




Почти для всех этих пар будет верно утверждение, что они могут быть употреблены в следующем контексте:

  • Что такое А?

  • Раньше так называли Б.

Но для одной пары данный контекст будет неправильным. Для какой пары он будет неправильным? Объясните почему.

Задание 3 (5 баллов) Дан ряд слов с уменьшительно-ласкательным значением: лодочка, тарелочка, вазочка, белочка, селёдочка.

Одно из этих слов образовано не так, как другие.

  1. Укажите это слово и объясните, как оно образовано.

  2. Укажите, как образованы другие слова.

Задание 4 (2 балла) Дано предложение, в составе которого употреблён фразеологи­ческий оборот (выделен жирным шрифтом).

Ты пришёл со мной побеседовать, а сам лака /лука /лыка /рыка / стыка не вяжешь - как же я тебя пойму?

Напишите правильный вариант фразеологического оборота и дайте толкование его значения.

Задание 5 (5 баллов) Дан ряд существительных: графин, горожанин, дельфин, римлянин, витамин, дворянин.

С точки зрения особенностей образования формы множественного числа ученик разделил эти существительные на две группы. Какие это группы? Обоснуйте ответ.

Задание 6 (8 баллов) Укажите, в роли каких членов предложения выступает слово КОТОРЫЙ.

  1. Шкаф, который стоял в прихожей, решено было переместить в гостиную.

  2. Скажи, которая Татьяна?

  3. На стол был подан пирог, который испекли в честь праздника.

  4. Мил человек, а который автобус до Осташкова идёт?



Задание 7 (12 баллов) Прочитайте фрагмент поэмы М.Ю. Лермонтова «Мцыри».

Немного лет тому назад,

Там, где, сливаяся, шумят,

Обнявшись, будто две сестры,

Струи Арагвы и Куры,

Был монастырь. Из-за горы И нынче видит пешеход Столбы обрушенных ворот,

И башни, и церковный свод;

Но не курится уж под ним Кадильниц благовонный дым,

Не слышно пенье в поздний час Молящих иноков за нас.

Теперь один старик седой,

Развалин страж полуживой,

Людьми и смертию забыт,

Сметает пыль с могильных плит,

Которых надпись говорит О славе прошлой - и о том,

Как, удручён своим венцом,

Такой-то царь, в такой-то год,

Вручал России свой народ.

И божья благодать сошла На Грузию! Она цвела С тех пор в тени своих садов,

Не опасаяся врагов,

гранью дружеских штыков.

Выпишите подчёркнутые слова. Определите их значение в тексте.

Задание 8 (5 баллов) Прочитайте текст орфографического правила.

В корне слова после буквы пишется , а не Ы.

  1. Восстановите школьное орфографическое правило: вставьте пропущенные

Фрагменты.



  1. Сформулируйте название этого орфографического правила,

  2. Приведите примеры его использования и исключения из этого правила.


Задание 9 (1 балл) В придуманном слове (или в сочетании слов) посредством перестановки букв местами (анаграммирования) зашифрован лингвистический термин. Пример: кекс Али (лексика).

Разгадайте зашифрованный в анаграмме лингвистический термин: некто Фиа.



Задание 10 (6 баллов) Прочитайте фрагменты текстов и определите лексическое значение подчёркнутых слов. (Текст переводить не требуется.)

  1. Камень бо есть высокь зЪло, твердыми стенами остЬненъ и не приступим ниоткуду же. Окрьстъ его пропасти великы, их же ни прЪити лзЪ бЪ, ни насыпати.

  2. И всЪмъ приазнемъ велящемъ бЪжати ему, се же не послуша, ни ужасеся, предстоящу народу, но растерза ризы своя, насыпа главу свою попЪла и привяза мечь свои на шии.



Просмотр содержимого документа
«Школьный этап по русскому 9 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Школьный этап

9 класс

1. Запишите слова, которые образуются, если прочитать в обратном порядке транскрипцию слов ноль, муж, суд, торг, ель.

_____________________________________________________________________

2. Подчеркните слова, в которых букву е нужно заменить на ё?

Афера, маневры, кортеж, житие, новорожденный, опека, оседлый.

3. Подчеркните слова, в которых представлено окончание -ая:большая, до мая, приёмная, скучая, из сарая, включая, стая.

4. Выделите окончания в словах следующей фразы: Волнуюсь из-за каких-то шестисот потерявшихся поросят.

5. Соедините стрелками слова из «Толкового словаря» В.И. Даля с их лексическим значением:

Стать рохлей, ленивым, сонным, неопрятным

Изноравливать


Изобихаживать, уряжать, обряжать; устраивать, приводить въ порядокъ

Исчаяться


Потерять терпение или надежду въ ожиданiи чего; истомиться выжиданiемъ

Изрохлиться


Корчить итальянца, подражать ему въ обычаяхъ


Изфарситься


Улучать, сноровлять, применяться, выжидать время, случай, подстерегать


Итальянить




6. Подчеркните существительные, которые могут менять свои значения при перенесении ударения с первого слога на второй: белки, замки, трусы, полки, стрелы, стрелки, стены, кружки.

7. Дети в математическом классе подсказывали друг другу во время контрольных работ по русскому языку. Чтобы учитель их не понял, они вместо букв писали числа, а между словами ставили знак //.

Расшифруйте названия мультфильмов уникальных отечественных режиссёров-мультипликаторов.

Для того, чтобы расшифровать, какие именно мультипликационные фильмы замечательных российских режиссёров зашифрованы в этом задании, вам нужно будет вспомнить порядок букв в алфавите. Например, буква «А» в алфавите 1-я, а «Я» – 33-я.

  1. «25, 21, 25, 1»

  1. «4, 1, 5, 12, 10, 11 // 21, 20, 7, 15, 16, 12»

  2. «1, 5, 1, 8, 10, 16».

  3. «19, 12, 1, 9, 12, 1 // 19, 12, 1, 9, 16, 12».

  4. «7, 8, 10, 12// 3 // 20, 21, 14, 1, 15, 6».

  5. «3, 1, 18, 6, 8, 12, 1».

  6. «17, 13, 1, 19, 20, 10, 13, 10, 15, 16, 3, 1, 33 // 3, 16, 18, 16, 15, 1».

  7. «17, 1, 5, 1, 13 // 17, 18, 16, 26, 13, 16, 4, 16, 5, 15, 10, 11 // 19, 15, 6, 4».

1. ____________________________________________________________________

2. ____________________________________________________________________

3. ____________________________________________________________________

4. ____________________________________________________________________

5. ____________________________________________________________________

6. ____________________________________________________________________

7. ____________________________________________________________________

8. ____________________________________________________________________



8. Выберите строку,

... в которой в каждом слове букв столько же, сколько и звуков:

А) ассоциация, подъём, пью, длинное;

Б) заранее, ранний, учитель, тенистая;

В) вьюга, мороженое, съезд, прогресс;

Г) длинношеее, сметана, красивая, счастье.

... все слова в которой являются безличными глаголами:

А) вечерело, смеркается, делаем, спится;

Б) дышится, дышим, рассвело;

В) светает, вечереет, бежит, думается.

Г) дышится, смерклось, подморозило, рассвело.

... все слова в которой являются притяжательными местоимениями:

А) некий, мой, свой, который;

Б) их, ваш, его, её;

В) твой, какой-то, ваш, мой;

Г) чей-то, наш, ваш, некий.

... все слова в которой являются глаголами совершенного вида:

А) прибежал, улыбнулся, сижу, думаю;

Б) выручил, помог, смотрит, улыбается;

В) выучил, прорешал, осилил, пронесу;

Г) читает, решает, помог, получили.

... все слова в которой являются существительными общего рода:

А) грязнуля, ябеда, соня, солнышко;

Б) чистюля, обжора, красавица, неряха;

В) обжора, лапушка, радость, умница;

Г) тихоня, сластёна, умница, забияка.

9. Соотнесите правую часть таблицы с левой:

Долго живут на нашей земле люди, но никто не может сказать, что видел прекрасную Землю целиком.

10. Подчеркните грамматические основы предложений.

1. Учёные построили глобусы с материками и океанами, нарисовали карты. 2. Но глобусы и карты были только моделью Земли. 3. Всю Землю целиком охватить глазом никому не удавалось. 4. Но вот произошло великое событие. 5. Случилось оно 12 апреля 1961 года. 6. Именно в этот день с космодрома Байконур стартовал в космос первый человек. 7. Звали его Юрий Алексеевич Гагарин, и было ему двадцать семь лет. 8. В 9 часов 7 минут вспыхнуло пламя в двигателях ракет. 9. 20 миллионов лошадиных сил было в них, и все они заработали слаженно и одновременно. 10. Грохот поднялся невероятный. 11. Но люди всё равно услыхали, как Гагарин засмеялся и сказал: «Поехали!» 12. И в тот же миг ракета подпрыгнула и скрылась в голубом небе.

(По А. Томилину)




Просмотр содержимого документа
«Школьный этап по русскому языку 10-11»

Школьный этап Всероссийской олимпиады школьников по русскому языку

в 2017-2018 учебном году

    1. класс



I . Владение орфоэпическими нормами русского литературного языка (ударение, произношение твердых и мягких согласных, непроизносимые согласные и т. д.).

Задание 1

Запомнить правильную постановку ударения в словах, трудных с орфоэпической точки зрения, помогает подбор к ним рифм и составление из получившихся пар двустиший, например:

Не будем улыбаться,

Хватит баловАться.

Составьте подобные двустишия для слов:

давнишний, исстари, призыв, цепочка

  1. Знание истории русского алфавита и основных этапов становления русской орфографии.

Задание 2

В 1809 г. журнал «Цветник» опубликовал подробную статью Д. Языкова «Замечания о некоторых русских буквах», где автор, излагая историю создания славянского алфавита, замечает: «Буква ___________, потеряв настоящий свой выговор, походит на древний камень, не у места лежащий, о который все спотыкаются и не относят его в сторону затем только, что он древний и некогда нужен был для здания».

Для меня непонятно, зачем предки наши сделали __________ сторожем всех согласных конечных букв. Звук, издаваемый им, то есть тупой, находится во всех языках; но кроме нашего ни в котором нет особенного для него знака...».

  1. Вставьте пропущенные названия букв.

  2. Для какого «здания» была нужна первая вставленная буква?



  1. Знание семантической системы современного русского литературного языка, элементарная осведомленность в происхождении слов и понимание закономерностей исторического развития лексического значения слова.

Задание 3

В 1570 году Иван Грозный пишет письмо английской королеве Елизавете I, в котором упрекает ее за то, что англичане нарушают правила торговли между странами:

Ажно у тебя мимо тебя люди владѣютъ, и не токмо люди, но и мужики торговые, и о нашихъ о государскихъ головахъ и о честѣхъ и о земляхъ прибытка не смотрятъ, а ищутъ своихъ торговыхъ прибытковъ. А ты пребываешь въ своемъ девическомъ чину, как есть пошлая девица… И коли ужъ такъ, и мы тѣ дѣла отставимъ на сторону.



Действительно ли царь в своем Послании стремится оскорбить Елизавету, называя пошлой девицей?

Докажите свою точку зрения.



IV. Знание русской фразеологии и умение анализировать функционирование фразеологизмов в художественном тексте

Задание 4

Закончите строки, взятые из статьи Ю.М.Лотмана «Культура и взрыв»:

Системой жестов животные информируют друг друга о своих «правах» на это пространство, силе, голоде, намерении вступить в решительное сражение и т.д. Достаточно часто этот диалог завершается тем, что один из участников, не вступая в бой, признает себя побежденным, сообщая об этом противнику, например, поджимая хвост. Конрад Лоренс отмечал, что когда в конце дуэли ворон подставляет другому ворону глаз или хищник подставляет другому горло – знаки признания себя побежденным, – бой кончается и победитель, как правило, не пользуется возможностью физически уничтожить побежденного. Выражающееся здесь различие между боевым поведением животных и человека породило первоначальный смысл русской поговорки: «_____________________________».



Вспомните еще 10 русских пословиц и поговорок, в которых фигурируют животные и птицы.



V. Знание речевых и грамматических норм русского языка и понимание их обусловленности языковой системой.

Задание 5

Найдите, исправьте и прокомментируйте ошибки.

1. О том, что победу одержит «Единая Россия», у меня даже сомнения не было.

2. От фонда красных партизанов до наших дней.

3. Мы не требуем, чтобы эти средства поступали непосредственно к нам, пусть они будут в распоряжении сельских администраций, а те сумеют ими распорядиться на пользу жителей.

4. Служа закону – служим народу.

5. Дети постарше, особенно в летний период, страдают отсутствием спортивных площадок – футбольных, волейбольных, теннисных и т.д.

Ответ оформите в виде таблицы.

Предложение с ошибкой

Правильный вариант

Комментарий







    1. Навыки синхронного и диахронического морфемного и словообразовательного анализа.

Задание 6

Каково значение индоевропейского корня *kes-, если к нему восходят русские слова каша, коса, кость, скала, час, черта, щепка, щель?

Определите буквальное значение приведенных слов, принимая во внимание значение индоевропейского корня.

   

    1. Знание морфологической системы русского языка и навыки морфологического анализа слова.

Задание 7

Как просклонять неопределенные местоимения нектонечто? В какую систему склонения входят формы некого и нечего и какие морфологические и синтаксические особенности они имеют? Как они соотносятся с формами нектонечто?



    1. Знание синтаксической системы русского языка и умение анализировать синтаксические явления повышенной сложности.

Задание 8

Составьте схему предложения, отразив в ней все синтаксические конструкции, определяющие постановку знаков препинания.

С предложением какого типа вы встретились?

Определите типы придаточных предложений.

В бывшем кабинете деда, где даже в самые жаркие дни была могильная сырость, сколько бы ни открывали окна, выходившие прямо в тяжелую, темную хвою, такую пышную и запутанную, что невозможно было сказать, где кончается одна ель, где начинается другая, — в этой нежилой комнате, где на голом письменном столе стоял бронзовый мальчик со скрипкой, — был незапертый книжный шкап, и в нем толстые тома вымершего иллюстрированного журнала. (В.Набоков)



    1. Элементарная осведомленность в области истории русского языкознания.

Задание 9

В  букварях и орфографических пособиях XVII – XIX вв. этот орфографический знак называли единитный, единительный, знак единительства. Как называется этот знак сегодня? Каковы его функции?

 

    1. Коммуникативные умения и навыки.

Задание 10

Существует анекдот:

Мальчик, почему ты плачешь? – Потерялся. – А как тебя зовут? – Не знаю. – А как зовут твоих родителей? – Не знаю. – А адрес знаешь? – Знаю: www. мальчик. ru.

Как известно, анекдоты указывают на «болевые точки» жизни общества. Почему стало возможно появление этого анекдота?

В чем отрицательные и положительные стороны отраженного в этом анекдоте общественного явления?

Укажите лингвистический прием, при помощи которого в анекдоте создается юмористический эффект.

Ответьте на каждый вопрос одним-двумя предложениями.

    1. Творческие способности.

Задание 11

Прочитайте фрагмент из «Лаврентьевского летописного свода» (1377 г.) и переведите его на современный русский язык.



































Просмотр содержимого документа
«Школьный этап по русскому языку 4 класс»

ВСЕРОССИЙСКАЯ ОЛИМПИАДА ШКОЛЬНИКОВ

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

Школьный этап

4 класс

Время выполнения - астрономический час



ЗАДАНИЯ ОЛИМПИАДЫ

Прочитайте текст и выполните задания.

(1) Чудесен, сказочен русский лес зимой.(2) Белый, пушистый повис на ветвях снег. (3) По осыпанным смолистыми шишками вершинам перелетают красногрудые клесты-еловики. (4) Тихо попискивая, возятся в сучьях хлопотливые, шустрые синицы. (5) На пухлых сугробах хитрым узором написаны заячьи и лисьи следы.(И.С. Соколов-Микитов)


  1. Определите тему текста.

  2. В каком предложении выражена главная мысль текста. Напишите номер этого предложения.

  3. Определите тип речи. Аргументируйте свой ответ.

  4. Из предложения (4) выпишите слова, в которых звуков больше, чем букв.

  5. Выпишите из предложений (1) – (4)имена прилагательные, строение которых соответствует схеме: корень-суффикс-окончание

  6. Подберите синонимы к словам: хлопотливые, хитрый (узор).

  7. Объясните значение выражений: пухлые сугробы, следы написаны хитрым узором.

  8. Выпишите из текста слова с проверяемыми безударными гласными в корне. Подберите проверочные слова.

  9. Выпишите из текста слова с нулевым окончанием, определите часть речи этих слов.

  10. Выпишите из текста предложения с однородными членами. Подчеркните однородные члены предложения.