СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Настоящий сборник методических материалов подготовлен в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений с целью повышения родительской компетенции, создания партнерского взаимодействия взрослых и детей в направлении формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
В сборнике представлены возможные формы работы с родителями такие как родительские собрания, КВН, детско-родительское сообщество, экскурсии. Подробно описана работа с родителями по основным блокам парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»: «Реклама», «Труд и продукт труда», «Деньги и цена», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Благодаря данному сборнику педагогам представляется возможность систематизировать, грамотно и четко выстроить работу с законными представителями детей, родителями, социальными партнерами.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад «Звездочка» с. Калинка
Хабаровского муниципального района Хабаровского края
сборник методических рекомендаций
по взаимодействию доу с законными представителями (родителями) и социальными партнерами
в направлении экономического воспитания детей дошкольного возраста
Составил:
воспитатель Андреева Е.Д.
учитель логопед Онохова Ю.Е.
с.Калинка
2019г
аннотация
к сборнику методических рекомендаций
Настоящий сборник методических материалов подготовлен в помощь воспитателям дошкольных образовательных учреждений с целью повышения родительской компетенции, создания партнерского взаимодействия взрослых и детей в направлении формирования предпосылок финансовой грамотности у детей старшего дошкольного возраста.
В сборнике представлены возможные формы работы с родителями такие как родительские собрания, КВН, детско-родительское сообщество, экскурсии. Подробно описана работа с родителями по основным блокам парциальной образовательной программы дошкольного образования «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности»: «Реклама», «Труд и продукт труда», «Деньги и цена», «Полезные экономические навыки и привычки в быту». Благодаря данному сборнику педагогам представляется возможность систематизировать, грамотно и четко выстроить работу с законными представителями детей, родителями, социальными партнерами.
Желаем успехов!
Введение 4
Взаимодействие педагогов и родителей в решении задач по воспитанию финансовой грамотности дошкольников 6
Детско-взрослое сообщество «К11ПИЛОЧКА" 11
Приложение 1 15
Сценарии родительского собрания 15
Тема: «Семейный бюджет и ребенок» 15
Приложение №2 18
Родительское собрание «Дети и деньги» 18
Приложение 3 21
Родительское собрание 21
«Экономическое воспитание дошкольников Папка - передвижка 25
Приложение 4 28
Анкета для родителей 28
Приложение 5 29
Круглый стол для родителей «Экономическое воспитание дошкольников» 29
Приложение 6 36
КВН для детей подготовительной группы совместно с родителями «Царица-Экономика» 36
Список использованной литературы 42
Время не стоит на месте, меняющиеся социально-экономические условия определяют необходимость подготовки растущего поколения к предстоящей трудовой деятельности, при этом возрастает значимость навыков и умений ориентироваться в новых жизненных ситуациях, быстро приспосабливаться к ним и принимать решения.
Современный ребёнок уже с первых лет своей жизни попадает в экономическую среду, наполненную экономическими понятиями и процессами. Он знакомится с профессией родителей, совместно с семьей совершает покупки в магазинах, просматривает рекламу по телевизору, слышит разговоры родителей о бюджете семьи – это далеко не полный перечень того, с чем постоянно сталкивается дошкольник.
Знание объективных экономических законов необходимо современному человеку, и чем раньше произойдет первое знакомство с их содержанием, чем раньше состоится встреча с ними ребенка, тем активнее пойдет процесс его общего развития.
В возрасте до 7 лет основы финансовой грамотности могут прививаться через базовые нравственные представления: о добре, зле, красивом, некрасивом, о хорошем и плохом.
Нравственные представления дошкольников в основном формируются на основе наглядных примеров. Дети не всегда могут оценить тот или иной поступок, но знают, как именно они должны поступить («поделится, подарить, положить в копилку и т.д.) дошкольнику можно сколько угодно говорить о нормах и правилах, но, если слова не будут связаны с определенной последовательностью действий, они окажутся бесполезны.
В связи с тем, что дошкольник получает свой первый экономический опыт в семье, изучение основ финансовой грамотности необходимо осуществлять в тесной взаимосвязи с родителями (законными представителями). На всех этапах работы важно единство подходов к решению проблем экономического воспитания дома и в дошкольном учреждении. Необходимо информировать родителей о возможности, задачах и содержании экономического воспитания детей в детском саду и в семье; приобщать к участию в различных мероприятиях в дошкольном учреждении.
В процессе организации образовательной деятельности необходимо обеспечить психолого – педагогическую поддержку семьи и повышение компетентности родителей в вопросах формирования финансовой грамотности ребенка.
Данное методическое пособие поможет педагогам мотивировать родителей (законных представителей) к плодотворному взаимодействию в качестве помощников в процессе изучения ребенка основ финансовой грамотности.
Основной целью взаимодействия педагога с родителями является создание содружества «родители – дети - педагоги», в котором все участники образовательных отношений влияют друг на друга, побуждая к саморазвитию, самореализации и самовоспитанию.
Начиная работу по воспитанию финансовой грамотности дошкольников, следует с самого начала поставить в известность родителей (законных представителей) о предстоящей работе, обеспечить себя их поддержкой. Работа с детьми и родителями не должна носить насильственного характера. На родительском собрании воспитатель раскрывает идею программы воспитания финансовой грамотности у детей: цель, задачи, содержание. Очень важно показать необходимость работы по данной проблеме, что мы вкладываем в понятие «финансы», финансовое воспитание.
Часто сама проблема вызывает у родителей опасение, настороженность, поскольку финансовая грамотность (как педагогическая проблема) и дети дошкольного возраста, на первый взгляд, просто несовместимы. Следует раскрыть, почему выбраны для изучения именно эти социальные явления - труд, реклама, деньги; базисные качества экономической деятельности – бережливость, экономность, рациональность, имеющие жизненно важное значение.
Н еобходимо учитывать, что в реализации программы по экономическому воспитанию дошкольник сталкивается со сложными категориями и понятиями, поэтому важно избегать не нужной дошкольнику перегрузки. Не случайно мы выбрали для вхождения в мир финансов понятные, очень важные для социальной адаптации явления. У ребенка уже есть об этих явлениях некоторые первичные житейские представления, которые можно рассматривать как важную ступень к формированию понятий.
Воспитателю важно познакомиться с профессиями родителей своих воспитанников, уточнить наличие тех, которые можно назвать новыми, современными, нетрадиционными. Это будет необходимо для проведения занятий по знакомству детей с людьми разных профессий, с трудом людей. Важно выяснить и увлечения родителей, может быть, есть среди них коллекционеры, нумизматы, которых можно будет пригласить на занятие с детьми в соответствии с содержанием темы занятия.
Знания по теме «Профессии» надолго и более глубоко остаются в детской памяти, когда касаются профессиональной деятельности близких родственников, дети как бы «проживаются» этой темой совместно с родителями.
При встрече с родителями на собрании, необходимо объяснять родителям, что показать детям значение труда в жизни людей, многообразие профессий возможно только при условии непосредственного участия и помощи родителей. Дети должны знать, как называются профессии их родителей, содержание их деятельности, каков продукт их труда и, наконец, почему все люди трудятся.
Появилось много новых профессий, которые связаны с работой на компьютере, и дети зачастую говорят: «Моя мама работает компьютерщицей и кофе приносит директору», «бумаги складывает», «ходит по кабинетам» и т.п. Дети должны знать, что люди многих профессий связаны с необходимостью использования компьютера, но они не «компьютерщики»: профессия может иметь совсем другое название.
Очень действенно, если родители примут участие образовательном процессе и смогут продемонстрировать в группе свою профессию наглядно.
Хорошим методом ознакомления дошкольников с различными профессиями является экскурсия, которую можно организовать также с помощью родителей группы. Посещение различных рабочих мест взрослых даст возможность ребятам испытать яркие и новые впечатления и возможность наблюдать различные способы выполнения профессиональных действий.
Старшим дошкольникам доступно понятие «династия», когда у многих членов семьи может быть одна и та же профессия – врачи, учителя, инженеры, фермеры, артисты, фотографы.
Важнейшим направлением взаимодействия воспитателя и родителей является воспитание уважительного отношения к любому труду, к людям любой профессии.
Детям дошкольного возраста пока рано выбирать свою будущую профессию, поэтому первоначальные представления о труде взрослых помогают детям узнать о том, что все они работают, о некоторых сторонах их профессиональной деятельности, название разных профессий, что нужно им для работы (предметы труда, оборудование), что они делают на работе, т.е. результаты работы и др.
Воспитатель подбирает литературу, которую родители могут читать детям. Дает советы относительно того, как обсуждать прочитанное, когда целесообразно задать несколько вопросов, а когда достаточно одного, но очень важного и определяющего все содержание прочитанного. Особенно это необходимо учитывать после прочтения произведений на морально – этические темы.
Часто о труде у детей складываются противоречивые представления: возвышенные оценки, которые дает воспитатель детям в детском саду, не совпадают с получаемыми впечатлениями в условиях семьи («Опять на работу! Отдохнуть не успели, а выходные прошли! Скорей бы отпуск!»). дети рано начинают понимать, что причина посещения детского сада - работа мамы. Редкие выходные дни – благо. К сожалению, дети не знают, что многие мамы не смогут жить без работы, без своих коллег, без общения с ними.
Необходимо подчеркнуть, что родителям следует чаще рассказывать детям о положительных сторонах своей работы, о коллегах, чем они гордятся, за что получили поощрение или награду, радоваться за своих коллег, не завидовать, не осуждать, а проявлять чувство сорадости за успехи других и за свои собственные удачи.
Не следует скрывать и негативные стороны профессии, например, «У конструктора, архитектора, учителя, редактора, ученого, писателя устают глаза, ему много приходится читать, писать, работать с чертежами; у балерины «трудятся» ноги, ведь ей постоянно надо их тренировать; у милиционера – очень опасная работа» и т.д. У детей пяти-шести лет должно складываться объективное, реальное представление о той или иной профессии.
Самым действительным средством трудового воспитания детей является личное участие детей в хозяйственно-бытовых делах семьи. Четырех – пятилетний ребенок уже способен иметь в семье постоянный обязанности, и первой из них должно быть наведение порядка в своем собственном хозяйстве.
Посещение магазинов с родителями – еще один путь приобщения дошкольников к семейной экономике. Оставить ребенка дома одного – нельзя и небезопасно, поэтому целесообразно готовить ребенка к предстоящим посещениям магазинов. Например, мама предлагает вместе составить список предстоящих покупок, выделить возможную сумму на какую-то покупку ребенку обещает ему, если он будет терпеливым, тогда на обратном пути «мы погуляем в сквере, ты покачаешься на качелях, я посижу и посмотрю, как быстро ты научился лазать по лестнице» и т.д.
Д еньги для ребенка – предмет большой притягательной силы, особенно мелкие деньги, монеты.
У некоторых детей иногда возникает желание иметь копилку. При этом часто инициаторами являются сами родители. «Заведи копилку, соберешь побольше денег - купишь, что захочешь». Иногда такое решение заканчивается нежелательными последствиями. Ребенок начинает выпрашивать у родителей, бабушки, папы деньги, лишь бы бросить в копилку, не зная, зачем они ему нужны.
Поэтому в каждом конкретном случае может быть принято свое решение, заводить копилку или нет. Нужна беседа с ребенком, которая поможет выяснить его мотивы: как он потратит собранные деньги, что он хочет купить, кого порадовать и т.д., но копилка может иметь место в жизни ребенка только тогда, если не будет способствовать воспитанию привычки клянчить и выпрашивать деньги.
Одним из ярких явлений современной социально-экономической жизни является реклама.
Воспитатели вместе с родителями уточняют знания детей о том, что такое реклама, зачем она нужна людям, кто рекламу делает, зачем нужен закон о рекламе, всегда ли можно верить рекламе. Дети знают только телерекламу, хотя видов рекламы огромное разнообразие. Необходимо рассказывать детям, кто делает рекламу, какие профессии нужны для работы в рекламном агентстве. Пусть родители вспомнят случаи, когда им пришлось воспользоваться услугами рекламы, и она им помогла (покупка материалов для ремонта квартиры, новой косметики, электротоваров и др.).
Необходимо детям рассказать о том, что реклама адресуется взрослым, так как только взрослые работают и у них есть деньги. Дети только могут смотреть и сообщать родителям об увиденном. Следует объяснить детям, почему люди, не смотря на рекламу, не спешат сразу покупать товар: одни думают, надо ли это делать, а может быть, товар некачественный, надо на него посмотреть, а у других пока просто нет на покупку товара денег. Иногда реклама бывает обманной (случаи с рекламой лекарств, разных целителей, антирекламы и др.).
Итог работы по проблеме «реклама и дети» - придумывание рекламы вместе с родителями к рисункам детей по темам: «Если бы у меня было собственное дело», «Какая реклама мне нравится», «Телереклама» и т.п. К примеру, в детском саду они рисуют на темы «Свое дело», «Моя профессия – кем я буду», а дома с родителями придумывают к рисунку рекламу. Возникает интересное сотрудничество родителей и детей, сотворчество, которое их сближает, приводит к взаимопониманию и содержательному общению.
Особый интерес вызывают развлечения, конкурсы, праздники, «Ярмарка прошлого, настоящего и будущего», включающие экономические, экологические, математические задачи. Положительный эмоциональный фон, создаваемый в процессе развлечений, обеспечивает особую действенность, активизирует мыслительную деятельность, развивает сообразительность, смекалку, творческие способности. Любое развлечение очень оживляет разыгрывание «экономических» ситуаций из сказок, которые позволяют по-новому взглянуть на известные сюжеты – А. Толстого «Золотой ключик» или «Приключения Буратино», К. Чуковского «Муха-Цокотуха» и др.
С введением в действие Федеральных государственных стандартов дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 г. № 1155), перед дошкольным учреждением встают новые задачи, непосредственное вовлечение родителей в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
Принципиальным условием решения важнейшей задачи объединения педагогов и родителей в интересах ребенка является, прежде всего, создание особой формы общения между родителями и педагогами, которая обеспечит доверительный, деловой контакт. Это возможно лишь в условиях неформального взаимодействия. Для того, чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада.
Создание детско-взрослого сообщества в ДОУ – один из путей инновационного развития учреждения. По определению Л. М. Клариной, «детско-взрослое сообщество – это такое совместное бытие взрослых и детей, для которого характерно их содействие друг другу, сотворчество, сопереживание, где учитываются интересы, склонности, особенности каждого, его желания, права и обязанности». Модели детско-взрослого сообщества могут быть самыми разнообразными и иметь свою структуру, в которой отражены принципы, содержание, целевые ориентиры, формы деятельности.
Примерная модель детско-взрослого сообщества
Родители (законные представители)
Социальные партнеры
Детско-взрослое сообщество
Дети
Педагоги
Принципы детско-взрослого сообщества:
С целью привлечения родителей и социальных партнеров к мероприятиям по реализации программы по экономическому воспитанию дошкольников необходимо создать условия, которые помогут заинтересовать всех участников и успешно включится в работу по реализации запланированных задач.
Главными функциями детско-взрослого сообщества являются:
· коммуникативная – формирование условий для общения, проведения мероприятий;
· предметно-деятельностная – непосредственное решение задач развития личности;
· социально-воспитательная – реализация интересов индивида и группы путем развития разнообразных способностей;
· социально-культурная – формирование собственной социокультурной среды
Формы работы могут быть:
· Взросло-детские проекты
· Детско-взрослые мастерские
· Мастер-классы
· Экскурсии
· Акции
· Создание мини-музеев
· Конкурсы
· Выставки
· Презентации
· Ярмарки и другое
Примерная циклограмма мероприятий по экономическому воспитанию
детско-взрослого сообщества «Копилочка»
Месяц | Экскурсии | Выставки Ярмарки | Викторины | Вечера вопросов и ответов |
Родительские собрания |
Сентябрь | Экскурсия в магазины |
| Викторина «Что я знаю о труде» |
| Тема: «Семейный бюджет и ребенок» Приложение № 1 |
Октябрь | Экскурсия в парикмахерскую | Осенняя ярмарка поделок |
|
|
|
Ноябрь | Экскурсия в больницу |
|
| Круглый стол «Экономическое воспитание дошкольников» Приложение№ |
|
Декабрь |
|
| Викторина «Умники и умницы» |
| Тема: «Дети и деньги» Приложение № 2 |
Февраль |
| Выставка рисунков «Деньги будущего» |
|
|
|
Март | Экскурсия в школу |
| Викторина «Что? Где? Когда?»
|
|
|
Апрель | Экскурсия на почту |
|
| КВН Тема «Царица-Экономика» Приложение №
|
|
Май | Экскурсия в библиотеку |
|
|
| Тема: «Юный экономист» (подведение итогов года) |
Цель:
Ознакомление детей с разнообразием профессий взрослых и важности труда через экскурсии и встречи с представителями различных профессий.
Задачи:
Развивать интерес к различным профессиям;
Формировать реалистические представления о труде людей;
Помочь понять важность, нужность каждой профессии;
Развивать коммуникативные навыки;
Развивать связную речь, мелкую моторику рук, воображение, память;
Развивать образное и пространственное мышление, побуждать детей к творчеству и самостоятельности;
Ход экскурсий:
1.Проявление вежливости и уважения к взрослым;
2.Рассматривание и изучение предметов помощников для изучаемой профессии;
3. Вопрос – ответ. Диалог с представителем изучаемой профессии по интересующим вопросам детей;
4. Наблюдение за работой представителя профессии;
5.Подведение итогов и выводы детей.
Цель: рассмотреть направления воспитания ребенка как полноправного, думающего о проблемах семьи человека.
Задачи:
-Воспитывать у родителей желание планировать семейный бюджет совместно с ребенком;
- Способствовать вовлечению детей в обсуждение семейного бюджета;
- Формировать умение воспитывать у детей уважительное отношение к труду, желание быть экономным и бережливым.
Форма: беседа, дидактическая игра
Предварительная работа: индивидуальный опрос детей о трате денег («На что ты потратил бы деньги?»)
Ход родительского собрания
- Здравствуйте, уважаемые родители! Рада приветствовать вас в нашей группе! Перед вами на столах лежат два карандаша: красный и зеленый. Положите в один общий стакан зеленый карандаш, если вы составляете письменный бюджет на месяц, а красный – если нет.
Положите зеленый карандаш, если вы обсуждаете с детьми семейный бюджет, и красный – если не обсуждаете.
Посмотрите, сколько у нас красных карандашей получилось в стакане. Значит, нам есть что обсудить сегодня.
Наша встреча сегодня будет посвящена теме: «Ребенок и семейный бюджет».
Вы уже знаете, что в нашей группе вводится дополнительное образование «Основы финансовой грамотности». Думаю, вам, родителям необходимо понимать, для чего оно предназначено, и какова ваша роль в формировании финансовой грамотности у детей.
В ходе нашей встречи мы постараемся решить следующие задачи:
Как дать понятие ребенку, откуда берутся деньги в семье и на что они тратятся;
У современных детей появился культ денег, в большинстве своем они стремятся к легкому заработку, а культура траты денег и вовсе отсутствует. А т.к. основы этой культуры закладываются, в первую очередь, в семье, то становится понятным, почему назрела необходимость поговорить об этом.
Уважаемые родители, а вы помните, на что вы потратили свою первую зарплату?
Ответы родителей…….
Этот же вопрос я задала детям. Ответы могут удивить:
% - потратили бы деньги на сладости;
% - на отдых с друзьями;
% - отдали бы деньги маме;
% - потратили деньги на игрушки другие личные нужды.
Считаю, что всем нам есть, о чем задуматься... Материальные ориентиры наших детей акцентируются, в первую очередь, на себе, и лишь потом на семье. Они не имеют понятия о семейном бюджете, из чего он складывается, и как им распоряжаться.
Семейный бюджет отражает ту модель жизни, которую сформируют ваши дети. А скопируют они его из семьи, из телепередач, мультфильмов, книг. С самого раннего детства ребята сталкиваются с литературными героями, которые тратят деньги, порой, бездумно. Давайте вместе постараемся вспомнить эти персонажи.
- Муха-Цокотуха
- На что она потратила найденную копеечку? – на праздник с друзьями.
- Буратино – хорошая идея покупки куртки папе Карло, но привела она к финансовому мошенничеству. Вот к чему привел обмен знаний на развлечение (букварь на театральное представление).
А вот Кот Матроскин – купил дом, корову – прекрасный эконом и хозяин.
- Многим из нас знакома такая ситуация: Мама с ребенком идут мимо прилавков магазина. Любимое чадо настоятельно требует купить ему очередную игрушку или шоколадку. Мама или растерянно смотрит по сторонам (ей неудобно перед людьми), или кричит на ребенка (у нее сдают нервы). Нужно найти оптимальный для двух сторон выход их ситуации. Как вы поступите?
Ответы родителей …
Воспитатель: А вот что советуют психологи: Если ребенок просит купить что-то дорогостоящее, на ваш взгляд, ненужное ему, договоритесь, что он получит желаемое, если, например, будет выносить мусор ежедневно. Так он получит урок: чтобы чего-то добиться, нужно приложить усилия.
Еще одно средство от привязанности к ненужным тратам – научить ребенка считаться с интересами родителей: например, скажите ребенку, что в этом месяце хватит денег только на новый мобильный телефон для мамы.
Важно понимать, что ни в коем случае не нужно выполнять желание «маленького кумира» по первому требованию. Дайте ему понять, что интересы других членов вашей семьи не менее важны, чем его интересы. Попробуйте, составляя план покупок на следующий месяц постепенно привлекать ребенка, так он поймет стоимость денег, что деньги – не бумажки, которые мама ловит, как снежинки, а это способ улучшить жизнь всех членов семьи.
Необходимо воспитывать у детей культуру тратить деньги. Сэкономить, значит заработать, сказал А. Смит. Все верно, но есть статьи, на которых экономить не следует. Это… (ответы участников) (Если они не участвуют, то – здоровье) Можно сэкономить на дорогой и очень модной одежде, но нельзя экономить на хорошей книге, на билете на хороший спектакль, на хорошей музыке – они помогут вам окрасить мир в новые краски. Помните, что за деньги не купить хорошее настроение, или уважение близких, или их любовь. Не обедняйте себя и своих детей, стараясь соизмерять все с деньгами. Давайте не забывать, каков бы ни был ваш семейный бюджет, потратить вы его должны не только на материальную пищу, но и на духовную, питающую внутренний мир вашего ребенка.
В завершении нашей встречи, я хотела бы подарить вам памятки по экономическому воспитанию детей в семье.
Памятка родителям по экономическому воспитанию детей в семье
1. Не скрывайте от ребёнка, каким способом зарабатываются семейные деньги и, на что они расходуются.
2. Объясняйте ребёнку, какой вид деятельности, какой доход приносит.
3. Просите ребёнка купить к обеду продукты на определённую сумму в Вашем присутствии и сделайте это сами. Сравните у кого и, почему это получилось лучше.
4. Если Вы решили давать ребёнку деньги на карманные расходы, то старайтесь, чтобы на игрушки он копил сам, откладывая желанную покупку на какое-то время.
5. Не превращайте деньги в способ наказания или поощрения.
6. Внушайте ребёнку, что ничто не даётся даром: надо потрудиться, чтобы заработать деньги.
7. Учите детей понимать разницу между желаниями и нуждами. Они должны уметь соизмерять желания с возможностями семьи и научиться получать желаемое ценой собственных усилий.
8. Читайте и обсуждайте с детьми детскую литературу экономической направленности.
Цель: обсудить проблему формирования экономического сознания и поведения; развивать у родителей интерес к совместному общению и обсуждению проблем воспитания детей.
Мы всех вас пригласили
На встречу в детский сад
Нам очень нужно с вами
Союзниками стать.
Различные вопросы
Мы будем обсуждать
И детям нашим вместе
Мы станем помогать
Сегодня мы собрались
Один вопрос решить
Что делать, чтоб тропинку к финансам проложить.
Здравствуйте, уважаемые родители! Спасибо, что нашли время прийти на собрание.
Сегодня тема нашего родительского собрания: «Дети и деньги».
Интерес к деньгам - естественный этап развития современного ребенка, который уже в три-четыре года понимает значение денег, как мерила стоимости товаров и услуг.
В наш век рыночных отношений, деньги стали занимать главное место в жизни не только взрослых людей, но, увы, и детей. А как же иначе, если мама с папой целый день только и делают, что говорят о том, что, сколько стоит, где подорожало и как заработать.
Дети и деньги - не простой вопрос, на который нет однозначного ответа. Давать ли детям деньги и если давать - то, как и сколько? Эти вопросы во все времена вызывали всегда бурные дискуссии.
Одно из крайних мнений - ребенку деньги не нужны, другое, столь же категоричное, - деньги нужно давать по первому требованию, независимо от планов родителей.
Предлагаю вам разделится на две группы. Одна группа будет сторонником приобретения детьми личного опыта обращения с деньгами, другая группа будет противником.
Давайте попробуем вместе с Вами разобраться в этих вопросах.
Многие родители считают неправильным обсуждать с детьми финансовые вопросы. А как считаете вы?
Наша материальная жизнь основана на денежных отношениях. Обсуждать финансовые вопросы и воспитать у ребенка правильное отношение к деньгам и материальным ценностям так же важно, как научить его вести себя за столом.
Капитал каждого юного магната стоит на трех китах: деньги подаренные, карманные и заработанные.
Подарки. Большинство российских психологов считают, что дарить деньги ребенку до 14-16 лет не стоит. Ориентироваться на его пожелания – да, выбрать вместе с ним – да, передать в руки конверт – нет! Значение конверта может быть переведено так: «У меня есть деньги, но нет на тебя времени. Мне все равно, что ты хочешь. Давай-ка ноги в руки и сам».
Если все же кто-то из родственников подарил бумажку – порадуйтесь вместе с ребенком и просто спокойно поговорите: как он распорядится деньгами – проест на мороженое или купит что-то стоящее?
Важно. Ребенок не должен тратить подаренные деньги как попало. Договоритесь, что он выдвигает предложение, а решение принимаете вместе на семейном совете.
Карманные деньги. Даете ли вы своим детям карманные деньги? Необходимо ли это?
Отношение многих родителей к карманным деньгам и самостоятельным заработкам детей до сих пор остаётся двойственным. С одной стороны, многие боятся, что деньги «испортят ребенка». Это является отголоском довольно распространенного мифа о том, что деньги есть нечто грязное и недостойное, с чем ребенку не следует иметь дело. С другой стороны, для многих родителей деньги и подарки – это самый простой и удобный способ «отделаться» от ребенка, в прямом смысле – откупится от своих воспитательных обязанностей.
Вывод: Основная причина, по которой стоит давать детям деньги состоит в том, что ребенок должен научиться обращаться с деньгами.
Карманные деньги выдаются в установленных размерах в оговоренные сроки и не могут быть ни изъяты в наказание, ни восполнены в случае утери или нерационального расходования.
Поощрение
Стоит ли поощрять детей деньгами?
Денежные поощрения не должны касаться всех выполняемых ребенком обязанностей, а любая помощь не должна тут же «оплачиваться», иначе довольно скоро ребенок перестанет что-либо делать по простой просьбе, а будет требовать денежную компенсацию. Трудно ожидать искренней помощи и участия от человека, который привык за каждую вымытую тарелку или поход за лекарством получать «зарплату». Тут нужно соблюдать золотую середину, впрочем, это касается любых, не только денежных поощрений.
Можно выделить одно или два-три поручения, за качественное выполнение которых последует денежное вознаграждение. Да, именно за качественное, ведь здесь велик риск того что, стремясь «заработать» побольше, ребенок будет выполнять работу именно ради денег, а не ради хорошего результата, то есть чем быстрее, тем лучше.
Задания могут быть любые, от банального мытья посуды, до дел «особой сложности» по дому, каких-то дачных работ (зависит от возраста ребенка и фантазии родителей).
Важно: Поощрение ребенка не должно быть только в денежном виде. Необходимо использовать и другие методы поощрения, такие как похвала. Детей обязательно надо хвалить, можно в качестве бонуса сводить на какое-то интересное мероприятие, взять в поездку, подарить вещь, о которой мечтал ребенок. Именно похвала и родительское признание успехов ребенка должны быть основной мотивацией, а не деньги и подарки.
Не нужно платить ребенку за то, чтобы он чего-то НЕ делал. Например, если каждый раз ребенок плачет около кабинета врача, вы ему суете Чупа-чупс, чтобы он замолчал, вы провоцируете новые крики. Ребенок понимает, что, если он будет кричать, он получит леденец. Если не будет, то получит ничего. Гораздо разумнее, если поощрить конфетой его хорошее поведение.
В завершении нашей встречи, хотелось бы услышать от вас, уважаемые родители, анализ нашего собрания. Чем была полезна для вас наша встреча? Актуальна? И с каким настроением вы сегодня покинете стены детского сада.
Цель: повысить компетентность родителей по вопросу экономического воспитания детей дошкольного возраста
Задачи:
• Познакомить родителей с необходимостью экономического воспитания, его возможностями;
• расширить кругозор родителей посредством игр экономической направленности.
Оборудование: столы, разделенные на две группы, фломастеры, листы бумаги, конфеты, Д/и «Профессии», Д/и «Собери банкноту».
Добрый день! Чтобы научить наших маленьких воспитанников экономическим понятиям, необходимо самим в них хорошо ориентироваться.
Ребенок поневоле встречается с экономикой, даже если его не учат этому. Он узнает, что такое «мое», «твое», «наше», «обмен», «деньги», «цена», «дорого», «дешево», «продать», «заработать». Дети быстрее впитывают атмосферу новой реальности, лучше адаптируются к ней.
Нынешним дошкольникам предстоит жить в XXI веке. Это они будут осваивать новую картину мира, складывающуюся, в том числе и из экономики. Это потребует от них умений правильно ориентироваться в жизни, самостоятельно, творчески действовать, а значит строить свою жизнь более организованно, разумно, интересно. Именно в дошкольном возрасте у детей приобретается первичный опыт ориентировки в элементарных экономических явлениях, формируется основа в создании будущего экономического мышления.
Насыщение жизни дошкольников элементарными экономическими сведениями способствует развитию у них предпосылок реального экономического мышления, что сделает этот процесс более осознанным.
Семейное экономическое воспитание имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с другими формами общественного воспитания. Оно освящено авторитетом родителей, силой семейных традиций и обычаев. В отличие от дошкольного экономического воспитания, объектом которого является фактически группа детей, семейное воспитание индивидуально, оно обращено непосредственно к ребенку.
Процесс экономического воспитания дошкольников реализуется через различные формы его организации. Основная форма обучения - игра. Именно через игру ребёнок осваивает и познаёт мир.
Сделать экономику понятной помогут сюжетно- ролевые игры. Так, играя в профессии, дети постигают смысл труда, воспроизводят трудовые процессы взрослых и одновременно «обучаются» экономике. Игра-стратегия – сложная многоплановая деятельность, которая предусматривает не только осознание игрового замысла, сюжетной линии, но и конкретную последовательность совместных действий всех участников, с которыми необходимо договориться, объединить усилия, не раз выполнять индивидуальный и коллективный выбор.
Сегодня предлагаю, отправится в увлекательное путешествие в «Игровой мир экономики».
Вам необходимо разделится на 2 команды по цвету фантика, который вы получили в начале встречи и придумать название для команды.
Разминка для команд
Экономические загадки:
Люди ходят на базар:
Там дешевле весь…. (товар)
На товаре быть должна
Обязательно…. (цена)
Как ребенка нет без мамы,
Сбыта нету без (рекламы)
Чуть оплошаешь -так в тот же момент
Рынок захватит весь твой…(конкурент)
Коль трудился круглый год,
Будет кругленьким …. (доход)
Журчат ручьи, промокли ноги,
Весной пора платить …(налоги)
Дела у нас пойдут на лад:
Мы в лучший банк внесли свой…. (вклад)
Приносить доходы стал
В банке папин …. (капитал)
На рубль-копейки, на доллары-центы,
Бегут набегают в банке (проценты)
Мебель купили, одежду, посуду.
Брали для этого в банке мы …. (ссуду)
Чтобы дом купить я смог,
Взял кредит, внеся…. (залог)
И врачу, и акробату
Выдают за труд…. (зарплату)
В банке для всех вас висит прокламация:
«деньги в кубышках съедает…» (инфляция)
Чтобы партнеров не мучили споры,
Пишут юристы для них…. (договоры)
Игровое упражнение «Черный ящик»
Вам предстоит угадать, что лежит в волшебной коробке
Загадка.
Их делают из бумаги и металла.
У одних людей их много, а у других мало.
В разных странах их называют по-разному.
Что это?
- Правильно, деньги – это неотъемлемая часть экономики
Игра «Собери банкноту»
«Составление рекламы»
Чтобы получить прибыль от продажи товара, его нужно выгодно продать.
Кто хочет свой товар продать,
Тот с нею должен подружиться
И будут так товар хвалить,
Что долго он не заежиться.
Вы, конечно, догадались, что речь идет о РЕКЛАМЕ
Молочный завод решил расширить ассортимент своей продукции. К лету они планируют начать выпуск двух новых сортов мороженого «МОЛОЧНОЕ» и «ШОКОЛАДНОЕ».
Придумать слоган, т. е. лаконичную, легко запоминающуюся фразу, выражающую суть рекламного сообщения, к рекламе мороженого.
Что характерно для хорошей рекламы: КРАТКОСТЬ, ОБРАЗНОСТЬ, ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОСТЬ ДЛЯ ЗРИТЕЛЯ
Игра «Услуга - товар»
Составить пазлы и определить, услугу или товар производит представитель данной профессии.
Автослесарь - У
Маляр-штукатур –У
Клоун –У
Банкир -У
Гончар –Т
Продавец –У
Милиционер –У
Тракторист –У
Врач - У
Парикмахер – У
Повар -У/Т
Плотник -Т
Рыбак –Т
Пожарный –У
Швея-У/Т
Учитель- У
Художник –У/Т
Решение экономических задач.
• Когда валенки стоят дороже: летом или зимой?
• Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие?
• Где дороже бутылка «Пепси» - в пустыне или на севере?
• В двух магазинах продают огурцы: в одном магазине по цене 5руб. за 1 кг, а в другом по 6 руб. за 1 кг. В каком магазине раскупят огурцы быстрее?
• Зайцы целую неделю продавали морковку по 6 руб. за 1 кг, к концу недели она потеряла товарный вид: сморщилась, стала гнить. Никто не покупал. Посоветуйте, что делать Зайцам?
Экономика в сказках
Процесс познания экономики не прост, но с помощью сказок мы можем рассмотреть различные экономические понятия.
- Определите, какие экономические понятия можно рассмотреть в данных сказках
1. «Сказка о рыбаке и рыбке» (потребности для жизни)
2. «Федорино горе» (труд)
3. «Телефон» (потребности)
4. «Муха-цокотуха» (деньги)
5. «Терем-теремок» (распределение труда)
6. «Иван царевич и Серый волк» (потребности, обмен, бартер)
7. Кот в сапогах» (реклама)
8. «Огниво» (обмен, деньги)
Подведение итогов собрания.
Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. А самое главное: наши воспитанники вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.
Советы для родителей, стремящихся воспитать социально адаптированных в современных экономических условиях детей.
Рассказывайте детям о своей работе
Дети не осознают связь между трудом и деньгами, если не будут знать, кем работают их родители, как зарабатывают средства к существованию. Вы довольны своей работой и зарплатой? Поделитесь этой радостью с ребенком. Если работа вам не нравится, но приносит материальное благополучие, скажите об этом ребенку. Он с детства должен знать, что такое «зарабатывать на жизнь». Работа должна не только нравиться, она должна «кормить». Эти старомодные истины о деньгах и труде помогут вашим детям стать самостоятельными.
2. Не скрывайте от детей свое материальное положение
Конечно, ребенку нет необходимости вникать во все нюансы семейного бюджета, но он должен знать о материальном положении семьи и уважать, сохраняя в тайне доверенную ему информацию. Так вы ненавязчиво объясните малышу, куда идут деньги, научите его соизмерять желания с возможностями, мириться с некоторыми ограничениями. Наградой будут вам вопросы сына или дочери «а можем ли мы позволить себе?», «не очень ли это дорого?»
3 . Не приучайте детей к излишествам
Недопустимо, когда ребенок чуть ли не ежедневно получает от вас подарки и ни в чем не знает отказа. Он очень быстро привыкнет к этому, его запросы растут. Подумайте о будущем. Научите малыша ограничивать себя.
4. Формируйте у детей разумные потребности
Как научить человека разумно тратить деньги? Только приучая анализировать свои текущие расходы. Слушая детские «я хочу», почаще спрашивайте: «А зачем тебе это?» Дети должны стремиться делать покупки, вместе с тем им даже полезно расстраиваться из-за невозможности осуществить свое желание. Получая все по первому требованию, они переходят грань разумного.
5. Учите детей бережливости
Не оставляйте без внимания испорченные предметы, сломанные игрушки, разорванные книги. Покажите ребенку как их можно починить. Если малыш будет видеть вашу заботу о продлении срока службы окружающих вас и его предметов, он научится беречь не только свои, но и чужие вещи. Ваше равнодушие приведет к обратному результату.
6 . Помогите детям осознать стоимость вещей
С раннего детства дети должны знать стоимость вещей, которыми они пользуются: книг, игрушек, одежды. Малыши не должны привыкать к тому, что все, что ломается, автоматически заменяется новым. В каждой вещи ребенок должен видеть ценность, которую кто-то создал своим трудом, а родители подкрепили ее своей работой, т. е. купили на заработанные деньги.
7. Привлекайте детей к работе по дому
М аленькие дети с удовольствием помогают по дому. Самое главное, позволить им это! И, конечно, похвалить, хотя детская работа далека от совершенства. Не забывайте, что ребенок может заниматься домашней работой непродолжительное время, поэтому, давая поручения, рассчитывайте на его силы. Постепенно у дошкольника разовьется самодисциплина и он будет выполнять даже самую неинтересную работу. В противном случае вы вырастите лентяя, не способного даже на самообслуживание.
8. Дети должны знать цену деньгам
Для того чтобы дети умели разумно распоряжаться деньгами и понимали, чего стоит их заработать, необходимо дать им возможность приобрести практический опыт. Хорошо, когда дети рано узнают цену окружающих их вещей. Для этого чаще посылайте ребенка в магазин за покупками. Это поможет ему осознать, что за все – игрушки, продукты, книги необходимо расплачиваться деньгами, которые выдаются родителям за их труд.
Очень важно научить человека жить по средствам, избегая долгов. Для этого с детства малыш должен получать от вас деньги на карманные расходы и учиться их тратить, планировать крупные покупки. Решить эту задачу помогут игрушки-копилки. Расходы ребенка следует контролировать, развивая способность разумно распоряжаться личными сбережениями. Дошкольник должен усвоить основное жизненное правило – нет денег, нет и расходов.
Полезен игровой опыт зарабатывания денег: ярмарка-продажа детских поделок, спектакль, да мало ли что еще можно придумать, чтобы подарить радость прикосновения к самостоятельно заработанным деньгам. Обсудите, как их можно их потратить. И никогда не используйте деньги для подкупи или наказания. В эту ловушку легко угодить! Найдите другие стимулы для ребенка.
Приобщая дошкольника к экономике, вы поможете ему стать самостоятельным, научите ценить свой и чужой труд, отличать истинные ценности от мнимых. Дети вырастут социально адаптированными, успешными людьми, будут легче преодолевать жизненные невзгоды, а финансовые затруднения не покажутся им беспросветной трагедией.
1. Нужно ли детям рассказывать о деньгах?
Да
Нет
2. Нужно ли детей знакомить с экономикой?
Да
Нет
3. Как вы относитесь к желанию детей иметь копилку
Положительно
Отрицательно
4. Должны ли иметь карманные деньги дети дошкольники?
Да
Нет
5. Замечаете ли вы у ребенка интерес к домашней работе?
Да
Нет
6. Как ребенок относится к труду?
Охотно принимается за дело
Неохотно берется за дело
7. Имеет ли ребенок постоянные обязанности дома?
Да
Нет
8. Участвует ли ребенок в процессе планирования предстоящих покупок?
Да
Нет
9. Знают ли дети профессии родителей
Да
Нет
Цель: Обратить внимание родителей на экономическое воспитание детей.
Познакомить родителей с особенностями отношения ребенка к деньгам, труду взрослых, семейному бюджету.
Оборудование: музыкальное сопровождение, рисунки детей на тему
«Друзья копеечки», жетоны, пословицы и поговорки, карточки с ситуациями, бумага, карандаши, памятка для родителей.
Родители входят в зал, оформленный детскими рисунками и плакатами:
«Знания – самая выгодная инвестиция»
Бенджамин Франклин
«Все идет от родителей – от того, как они относятся к своим детям, какой стимул для их развития находят»
А. Розенбаум
«Тот, кто думает, что деньги способны на все, вызывает подозрения в том, что он сам способен на все ради денег»
Бенджамин Франклин
1. Выступление воспитателя.
Да, так уж устроено у людей,
Хотите вы этого, не хотите ли,
Но только родители любят детей
Чуть больше, чем дети родителей.
Ведь им не всегда щебетать на ветках.
Когда-то и им малышей растить,
Все перечувствовать и пережить,
И побывать в «стариках» и «предках».
Ребёнок еще и слова не научился толком выговаривать, а уже осмысленно тычет пальчиком в золотые, алые, изумрудные обёртки. Маленький хитрец отлично знает, в каком магазинчике игрушки, где продается мороженое и сосачки. Редкая мама, а уж тем более бабушка устоит перед соблазном купить ребёнку не то, так другое…
Дети хотят жить на широкую ногу. Мир рекламных роликов и теле шоу сбивает детей с толка. Этот мир кажется им вполне реальным. Против бешеной и настойчивой рекламы нет (или почти нет) защиты. Голову надо мыть только таким шампунем, носить в кармане только такой сотовый телефон, отдыхать не в деревне у бабушки, а на Черном море.
Ребенок заворожен формой вещей, фирменными этикетками. Чем дальше, тем больше он стыдится, что в его семье не такой, «как положено» уровень жизни. Он не видит, что роскошно живут единицы, которые бросаются в глаза.
Шестилетняя Таня с плачем выбегает из групповой комнаты к маме, она опять сломала свою игрушку. «Не волнуйся, доченька, – успокаивает ее мать, – купим тебе другую».
Игорь в десять лет выпрашивает у родителей новый магнитофон, взамен прежнего, исправного, но менее «навороченного».
Максим в двадцать лет не может найти себе работу, соответствующую его способностям, поэтому живет дома на всем готовом, позволяя родителям содержать его.
Лена двадцать пять лет продает жилплощадь, чтобы купить дорогую шубу, которую некуда носить.
Сколько еще таких примеров можно привести! И это – все реальные истории, реально существующие люди, не имеющие представления о разумных потребностях, бережливости, цели труда и стоимости вещей.
Многие родители избалованных подарками детей, молодых иждивенцев, которые не могут или не хотят жить самостоятельно, жалуются: «сын ничего не бережет», «дочь не знает цену деньгам». A где дети могут приобрести такие знания? Как выработать у них жизненно необходимые навыки, воспитать человека, готового войти в жесткий мир нашей экономики?
Часто встречаются родители, считающих обязанными себя обеспечить детям беззаботную жизнь, потому что «они еще маленькие» или потому что «мы желаем им счастья». Вместе с тем опыт показывает, что дети, не получившие в семье практические ориентиры в экономических и финансовых вопросах, оказываются неприспособленными к жизни, не могут твердо встать на ноги.
Чтобы избежать разочарования, нужно быть готовым к тому, что вас ждет и подготавливать подрастающего человечка по мере того, как он растет.
А что же знают дети о деньгах? Предлагаю посмотреть видео. (Просмотр предварительно записанных на диск ответов детей на тему «Что такое деньги?»)
Проанализировав ответы детей и, проведенное ранее анкетирование родителей детского сада, считаю, что круглый стол на тему «Экономическое воспитание детей» поможет нам найти ответы на многие вопросы.
Родители делятся на две команды.
2. Викторина:
1) Как называются иностранные деньги? (валюта)
2) Как можно по - другому назвать деньги? (рубли, копейки)
3) Как называется количество денег, которое надо заплатить за товар? (сумма, цена)
4) Как называется ввоз товаров в страну? (импорт)
5) Как называется вывоз товаров из страны? (экспорт)
6) Что такое семейный бюджет и из чего он складывается?
7) Крупное учреждение, где хранятся финансовые средства? (банк)
8) Самый дорогой металл? (золото, платина)
9) Объявление, извещение о товаре, услуге? (реклама)
10) Натуральный обмен, товарная сделка. (бартер)
11) Деньги, выдаваемые вперед за счет заработка. (аванс)
12) Его все платят. (налог)
3. Конкурс «Путаница»
Каждая команда получает лист бумаги, на котором написано необычным способом три поговорки или пословицы. За определенное время все участники должны правильно прочесть поговорку или пословицу.
1-й лист.
Оенвижан олед – игьнед. (Деньги дело наживное)
Тябюл течс – игьнед (Деньги счет любят)
Адов отч, игьнед. (Деньги, что вода)
2-й лист.
Еьтсачс хагьнед в ен. (Не в деньгах счастье.)
Атабрещ ен акчеепок ашан и. (И наша копеечка не щербата)
Имьдюл имырбод с а, ьтиж имагьнед с ен. (Не с деньгами жить, а с добрыми людьми).
4. Рассматривание ситуаций.
- Мама с дочкой пришли в магазин. Девочка попросила у мамы денег купить самой понравившуюся шоколадку, которая стоит 9,90 рублей. Мама дала ей 10 рублей. Должен ли ребенок принести сдачу? (Ребенок должен принести сдачу, даже если это всего 10 копеек, т. к. это не его деньги, не им заработанные). Ребенок не обращает на номинал денег внимания, для него «денежка», что 10 рублей, что 10 копеек. Ребенок не принесет сдачу с 10, не принесет и со 100 рублей.
- Ребенку на день рождения подарили 1000 рублей, родители на семейном совете решили купить новые ботинки, а ребенку хотелось игрушку. Правильно ли поступили родители? Нет, родители поступают не верно. В этом возрасте можно попытаться убедить, что ботинки ему нужнее, чем игрушка, заранее договориться, но не приказывать.
(выслушать мнение родителей на данные вопросы)
С какого же возраста следует знакомить ребенка с деньгами, с какого возраста необходимо заниматься повышением финансовой грамотности детей?
Этот вопрос сугубо индивидуален, т. к. развитие каждого отдельного ребенка протекает не одинаково, но то, что нужно начинать прививать финансовую грамотность, как можно раньше - это факт. Обозначим этот возраст - 3 года.
С чего нужно начать повышение финансовой грамотности?
1) Так как ведущей деятельностью подрастающего человечка является игра, то начинать необходимо именно с этого вида деятельности. Очень хорошим подспорьем являются настольные бизнес - игры: Денежный поток для детей (возраст: от 6 лет и старше, Миллионер Classic. Монополия (возраст: от 6 лет, Анти - Монополия (возраст: от 8 лет, Монополист Лунопарк (версия игры Монополия) (возраст: от 5 лет). Эта тема актуальна, поэтому на прилавках магазина сейчас можно найти и другие экономические игры, которые дают первоначальное представление о современном бизнесе. Но самое главное, такие игры способны сформировать у детей четкое представление о деньгах, развить у них навыки управления своим денежным потоком. Такие игры способствуют повышению финансовой грамотности и самих родителей (никого для кого нет секрета, что в советские времена, вопросом финансовой грамотности занимались крайне редко или вообще умалчивался, а также сближению родителей и детей в результате совместной игры. Такие игры вызывают интерес детей к данной теме и, благодаря этому, дети продолжают дальнейшее самостоятельное изучение данного предмета. Но вы, наверное, заметили, возрастной диапазон таких экономических игр 5-8 лет и старше. А как же быть с тем, что лучше начинать финансовое образование детей, как можно раньше (с 3 лет? Чтобы малыш понимал, что такое деньги и для чего они нужны, помогут ролевые игры, например, «Магазин» (научит вести счет деньгам): ребенок уже знает к этому времени, что все необходимое для дома берется в магазине и, что в магазине происходит обмен денег на товар. В данной игре важно показать ребенку, что деньги имеют такую способность, как заканчиваться. Вместе поразмышляйте о том, что можно сделать, чтобы не оставить все деньги в магазине, откуда же появляются деньги, как они добываются.
Такие размышления с ребенком в раннем возрасте могут приятно вас удивить, а также вы будите замечать, как развивается финансовое мышление ребенка. Вообще, любые действия, которые вы производите с деньгами, важно проигрывать с ребенком.
Ходите ли вы в банк, берите ребенка с собой, а затем, придя домой, поиграйте с ним в игру «Банк» (игра научит экономить, после этого обязательно поразмышляйте, для чего нужно делать такие вклады, что это может принести в дальнейшем. По началу на многие вопросы будете отвечать сами (но и не спешите с ответом, дайте возможность самому ребенку что-нибудь сказать). По истечению времени, вы будете поражены насколько практично будет подходить ребенок к столь важному вопросу, как деньги, как финансово грамотно (хотя и по - детски) будут звучать все его размышления, касающиеся денег. И больше вы никогда не услышите истерический плач ребенка в магазине: Хочу-у-у.
Хотите привить в ребенке предпринимательскую жилку, то в этом вам поможет ролевая игра «Рынок», где уместен еще торг. И помните, что необходимо постоянно ребенка хвалить за изобретательность и предприимчивость.
2) Формирование у детей правильного мышления тоже является неотъемлемой частью финансовой грамотности.
«Мы можем позволить себе это, но я хотел бы потратить эти деньги на другое»
«У нас есть деньги, но мы ведь запланировали их на…»
«У тебя есть деньги, и ты вправе их потратить так, как ты только захочешь»
Общайтесь с детьми и помните, что возможности и способности детей гораздо больше, чем мы взрослые предполагаем. Думайте позитивно, и прививайте к ребенку позитивное финансовое мышление.
3) Формирование у детей дисциплины. Соблюдение порядка приводит к экономии времени, к адекватному оцениванию всех своих достижений, появляется чувство уважения к себе. А если присутствует дисциплинированность к себе, то, как правило, это качество проявляется во всем, в частности, и к деньгам. Развиваются такие черты характера, как экономичность, точность, ответственность.
Когда нужно впервые выделить своему чаду деньги на карманные расходы?
Как только ваш малыш научился считать. В игровой форме вы можете показать ребенку, какие бывают деньги, какие купюры существуют и, что на одну «бумажку», можно купить очень много «чупиков». «Счет - карманные деньги – игра» - это то, что позволит ребенку грамотно манипулировать деньгами, как «взрослые», ведь именно к этому стремятся все дети. Да и с математикой тогда в школе проблем не будет, ведь вы на примере, будете проводить вычислительные операции, и решать житейские задачки. Но это лишь с учетом, что вы регулярно анализируете денежный поток своего ребенка, всегда поддерживаете ум малыша в тонусе.
Сколько стоит давать карманных денег детям?
Это зависит от вашего семейного бюджета, и насколько ваш ребенок готов иметь карманные деньги. Что я имею в виду, говоря о готовности ребенка иметь карманные деньги? Посмотрите, как ваш ребенок относится к деньгам: попустительски, «транжирит» любые появившиеся в его личной копилке деньги и т. д., то, возможно, нужно начать с минимальной суммы, увеличивая постепенно сумму денег на карманные расходы, по мере того, насколько разумно ваш ребенок подходит к доходам и расходам своего личного бюджета. Но это ваш труд, финансовой грамотности (правильному распоряжению своими деньгами) должны научить вы!
Как часто давать карманных денег ребенку?
Самым маленьким человечкам, которые только еще познают мир, можно давать тогда, когда вы идете вместе в магазин, т. к. они еще не чувствуют периоды времени и для них неделя - это как для взрослого месяц. В младшем школьном возрасте можно уже ограничить выдачу денег одной неделей, а в подростковом возрасте - месяц.
Стоит ли наказывать его деньгами за проступки, за плохие отметки в школе?
Лишать детей денег просто недопустимо. Проступки детей, плохие отметки - это одно, а деньги - это другое. Эти две вещи никак не должны пересекаться друг с другом. Чтобы увеличить хорошую успеваемость достаточно позаниматься с ребенком, говорить о важности данного предмета, тоже касается проступков и плохого поведения. Что же касается денег, то, выдавая деньги на карманные расходы, мы планируем научить ребенка грамотно распоряжаться деньгами, т. е. учим его финансовой грамотности, а чему мы научим, если лешим его того, что является целью обучения!
Могут ли деньги испортить ребенка?
Могут, если не обучать финансовой грамотности с раннего детства. А если же вы регулярно учили ребенка, как правильно подсчитывать доходы и расходы, учили экономить, учили распределять деньги на благотворительность, подарки, непредвиденные нужды и т. д., т. е учили грамотно манипулировать деньгами, то у ребенка будет «здоровое» отношение к деньгам.
Контролируйте ребенка, но не заметно, пусть он считает, что все его «финансовые операции» проходят под его личным контролем. И постоянно хвалите за успехи и достижения в финансовом образовании, ведь «Доброе слово даже кошке приятно» И помните, финансовая грамотность и будущее вашего ребенка зависит от вас, проложите своему ребенку путь к счастливому, финансово грамотному, финансово свободному будущему!
5. Тест для родителей «Ребёнок и деньги».
Проверьте себя! Как в вашей семье обстоит дело с обсуждаемой проблемой? Для ответа на этот вопрос поможет наш маленький тест.
1. Если ребёнок просит меня купить что – то недорогое, я покупаю.
Всегда – 3.
Иногда – 2.
Только если он этого заслуживает – 1.
2. Я хочу, чтобы мой ребенок ничем не отличался от сверстников. Если ее одноклассница ходит в новом дорогом платье, я в лепешку расшибусь, но куплю такое же.
Обязательно – 3.
Подумаю, могу ли себе позволить такую покупку – 2.
Обойдётся – 1.
3. Дочь однажды заявляет маме: «Себе ты купила босоножки за две тысячи, а мне всего за 500 рублей!»
Конечно, мама не права – 3.
Если мама хочет, она может покупать себе любимые вещи главное, чтобы семья тоже не страдала – 2.
Какая негодяйка, да как она смеет так говорить? –1.
4. Сын возмущается, что родители купили новый холодильник, а он по–прежнему обходится без компьютера.
Родители – жадюги. Мальчику нужно играться столько, сколько он захочет – 3.
Если семье нужен большой холодильник, то парень должен это понять—2.
Пускай идет разгружать вагоны и покупает себе хоть «Мерседес» – 1.
5. Карманные деньги детям необходимы.
Всегда – 3.
Если они не могут зарабатывать сами – 2.
Обойдутся! Все, что им нужно, купят родители. С голоду не помрут! – 1.
6. Я трачу на ребенка столько, сколько могу
Всегда – 3.
Не балую, в день рождения и на Новый год подарки получает, а в другое время – пусть заслужит – 2.
Сыт, обут, одет. Остальное – мелочи – 1.
Итак, вы набрали:
От 12 до 18 очков.
Осторожней! Вы вконец забаловали свое дитя! Не стоит так часто покупать ему то, что он хочет, а уж тем более позволять ему обсуждать ваши личные покупки. Он не смеет в это влезать, и обсуждать с ним правомерность покупок совершенно ни к чему.
От 6 до 12 очков.
Золотая середина вроде все по делу, ваш ребенок не избалован, но и не заброшен вниманием и заботой. Продолжай в том же духе!
От 1до 6 очков.
Ну, вы перебарщиваете! Строгость строгостью, но держать ребенка в «черном теле» не нужно. Он может возненавидеть вас, заработать кучу комплексов, да просто вырасти очень жадным и злым человеком. Помните, что доброта и ласка, проявленные в подарках, - прекрасный воспитательный прием. Нужно только следить за тем, чтобы этот приём применялся вовремя.
Обсуждение.
6. Выставка детских работ на тему «Друзья Копеечки»
7. Итог.
Дети и деньги – тонкий инструмент воспитания, пользоваться им надо осторожно, учитывая быстрое взросление. Вместо вчерашнего давления, требуется ваш добрый совет как более опытного человека: увидите, он найдет понимание.
Мы пред будущим в ответе:
Наша радость, боль и грусть,
Наше будущее – дети…
Трудно с ними, ну и пусть.
Спасибо за внимание.
Интеграция образовательных областей: «Познание», «Коммуникация», «Социализация».
Цель: закрепить у дошкольников полученные экономические знания; доставить им радость и удовольствие от игры; объединить детей и взрослых к участию в совместных мероприятиях.
Задачи:
Образовательные:
-формировать умение работать в команде
- формировать умение находить коллективный ответ путем обсуждения
-закрепить представление детей о сущности экономических явлений и понятий, изученных в течение года
-закрепить знание, пословиц, поговорок, изученных ранее
Развивающие:
-развивать внимание, сообразительность, логическое и нестандартное мышление, кругозор
Воспитательные:
-воспитывать уважение к людям труда, умеющим зарабатывать деньги
Методические приёмы:
-игровой (дидактические игры)
-наглядный (иллюстрации, карточки)
-словесные (вопросы, индивидуальные ответы, напоминания)
-поощрение
Оборудование:
Оформленный зал в соответствии с игрой; плакат с надписью КВН; эмблемы для членов команд; «монетки»; карточки-картинки с изображением товара, продукции, профессий, орудий труда; карта-схема города, панно для выкладывания картинок, подарки.
Ход игры:
Под песню «Мы начинаем КВН» дети заходят в зал.
Воспитатель: Сегодня мы проводим КВН —КВН дошкольников –экономистов, где встречаются две команды: «Мальвинки» и «Буратинки». В состав каждой из команд входят заранее подготовленные два родителя: мама и папа. Я прошу команды поприветствовать друга.
«Приветствие команд»
Девиз1команды:
Мы —ребята-Буратинки,
Любим в КВН играть,
Дружно, честно побеждать!
Девиз 2 команды:
Мы веселые-Мальвинки
В игры разные играем
В КВНе побеждаем!
1конкурс. Разминка «Занимательные задачи».
Воспитатель задает вопросы командам по очереди, за правильный ответ команды получают 1 монетку- «мальвинку» или «буратинку».
1. Когда коньки стоят дороже: летом или зимой? Почему? (Зимой. На них большой спрос.)
2. Какие яблоки можно продать при одинаковой цене быстрее: свежие или подгнившие? (Свежие.)
3. Где будет мороженое дороже: в пустыне или на севере? (В пустыне.)
4.В каком магазине раскупят огурцы быстрее? где цена 5 рублей за килограмм, или где цена 10 рублей за килограмм? Почему? (Где дешевле.)
5.Может ли Незнайка в Германии купить подарки друзьям на 100 рублей? (Нет. Там другие деньги.)
6.Где лучше купить книгу в киоске или в книжном магазине? (В книжном магазине. Там дешевле.)
2конкурс «Где изготовлен товар?»
Воспитатель: Наш город богат промышленными и продовольственными товарами, выпускаемыми на разных заводах и фабриках. Дети должны подобрать соответствующие карточки-картинки с изображённой продукцией и прикрепить их в нужном месте.
Оценка конкурса: 1 монетка за правильно прикреплённую карточку. На карте-схеме города обозначены известные заводы и фабрики: («Ламзурь», «Хлебзавод»,«Лисма»,«Тепличный»,«Кабельный»,«Консервный»,«Биохимик,«Электровыпрямитель».
Жюри подводит итоги.
3 конкурс «Кому, что нужно для работы?»
Раздаются карточки (профессия –орудия труда), нужно правильно соединить картинки.
Оценка конкурса: 1 монетка команде, которая правильно и быстро выполнит задание.
Жюри подводит итоги.
4конкурс Капитанов «На что потратить семейный бюджет, а что может подождать»
(капитаны вспоминают, из чего состоит бюджет семьи: заработная плата, пенсия, стипендия, премия)
Вам за короткое время нужно будет разложить карточки в особом порядке: На верхнюю полоску положить карточки, с картинками того, на что в первую очередь нужно потратить деньги из семейного бюджета, а на нижнюю –что может подождать. Обязательно объясните свой выбор.
(Дети выполняют и объясняют.)
На столе лежат карточки с картинками:
Квитанции (имеется в виду оплата коммунальных услуг, оплата д/с), Сладости,
Книги,
Продукты,
Развлечения,
Игрушки,
Одежда,
Лекарство.
Оценка конкурса: 1 монетка команде, чей капитан правильно и быстро выполнит задание.
Жюри подводит итоги.
Рекламная пауза команды «Мальвинок» и «Буратинок» (домашнее задание) вместе с родителями рекламируют любую продукцию нашего города
5 Конкурс для родителей «Вспомним пословицы и поговорки»
Воспитатель: господа бизнесмены, вспомните пословицы и поговорки в которых затрагиваются вопросы экономики.
Оценка конкурса: 1 монетка за каждую пословицу.
1. Деньги легче прожить, чем нажить.
2. Кто баклуши бьёт –добра не наживёт.
3. Копейка рубль бережёт.
4. Честность-лучшее богатство.
5. Раз ты бездельник –сиди без денег.
6. Деньги не то, что заработано, а то, что с умом потрачено.
7. Не деньги нас зарабатывают, а мы их.
8. Не сиди на печи –будешь есть калачи.
9. Покажи товар лицом.
10. Лениться да гулять –добра не знать.
11.Делу время потехе час.
12.Без труда не вытянешь и рыбку из пруда.
Жюри подводит итоги.
Музыкальная пауза: Команда «Мальвинки»
1.Начинаем петь частушки,
Просим не смеяться.
Тут народу очень много,
Можем постесняться.
2. С экономикою нас
Начали знакомить.
Что такое «вклад» и «банк»,
Как деньги экономить.
3. Мы доход своей семьи
Вместе посчитали.
Знаем цену всем вещам,
Что нам покупали.
4. «Бизнес», «бартер» и «бюджет»
-Что это такое?
От гремучих этих слов
Детям нет покоя.
5. Будем знанья получать,
Капитал накопим.
И тебе, наш детский сад,
В будущем поможем.
6. Мы частушки вам пропели
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы все попросим,
Чтоб вы нам похлопали.
Команда «Буратинки»
Сочиняли мы частушки,
Очень все старались.
Только просим, чтобы вы
На нас не обижались.
В детском садике с монетой
Удивили мы полсвета,
Покупаем, продаём,
Мы играть не устаём.
Моя бабушка в чулке
Денежки хранила.
И пропали деньги те –
На спички не хватило!
Я бабуле говорю:
В банк тебя я отведу.
Там проценты ты получишь,
Заживёшь на них ты лучше.
Экономика больна,
И страдает вся страна.
Дайте вырасти нам только
–Вылечим её тогда.
Мы частушки вам пропели,
Думаем, что хороши,
Так похлопайте дружнее,
Мы старались от души.
6.Конкурс «Блиц-опрос».
Воспитатель: каждой команде задаётся блок из 10 вопросов, предполагающих ответ, одним словом.
Оценка конкурса: 1 монетка за каждый правильный ответ.
Вопросы для команды «Мальвинки».
1. Люди ходят на базар
Там дешевле весь (товар)
2. Мотоцикл экономит время, а велосипед что экономит? (деньги)
3. Чтобы партнёров не мучили споры - пишут юристы для них (договоры)
4. Учреждение, в котором хранят деньги (банк)
5. Он в нашем доме считает электроэнергию (счётчик)
6. Чтобы дом купить я смог
Взял кредит, внеся (залог)
7. Деньги, которые люди получают за свой труд (зарплата)
8. За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробил (кассир)
9.Информация о товаре (реклама)
10. Что такое бартер? (обмен)
Вопросы для команды «Буратинки».
1. Место, где продают товар по строго фиксированным ценам (магазин)
2. Любой предмет, который можно купить или продать (товар)
3. Мебель, хлеб и огурцы
Продают нам (продавцы)
4. В чём измеряется цена товара? (в деньгах)
5. Мебель купили, одежду, посуду,
Брали для этого в банке мы (ссуду)
6. Место торговли, где можно торговаться (рынок)
7. И врачу и акробату
Выдают за труд (зарплату)
8. Как называются иностранные деньги? (валюта)
9. На товаре быть должна
Обязательно (цена)
10. То, что продаётся или покупается (товар)
Жюри подводит итоги конкурса.
6 конкурс «Найди в сказке экономику»
Надо назвать соответствующую сказку.
Оценка конкурса: 1 монетка за каждый правильный ответ.
1.Сказки, отражающие труд людей:
«Морозко» «Мужик и медведь»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
К.И. Чуковский «Федорино горе»
2.Сказкио потребностях и возможностях:
Народные сказки «Жадная старуха»,
«Иван –царевич и серый волк»,
«Как коза избушку построила».
А.С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
3.Сказки о бартере:
Народные сказки:
«Лисичка со скалочкой», «Мена», «Выгодное дело»
В. Катаев «Дудочка и кувшинчик»
4.Сказки о деньгах:
К.И. Чуковский «Муха –цокотуха»
Г.Х. Андерсен «Огниво»
А. Толстой «Золотой ключик или приключения Буратино»
5.Сказки о рекламе:
Народные сказки «Лиса и козёл»
Г.Х. Андерсен «Новое платье короля»
Ш. Перро «Кот в сапогах»
С. Михайлов «Как старик корову продавал»
6. Сказки о бедности и богатстве: «Кот в сапогах», «Хаврошечка»
Г.Х.Андерсен «Дюймовочка»
А.С. Пушкин «Сказка о попе и работнике его Балде»
В конце игры жюри подводит общий итог КВН, выявляются победители. Награждаются все участники игры.
1. А. А. Смоленцева «Введение в мир экономики, или как мы играем в экономику», издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г. Санкт-Петербург 2001 год.
2. Е. А. Курак, «Экономическое воспитание дошкольников», издательство «Сфера» г. Москва 2002 год.
3. А. А. Смоленцева, О. В. Пустовойт «Математика до школы» Часть 1, издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС» г. Санкт-Петербург 2010 год.
4. Е. Н Табих «Дошкольникам об экономике», издательство «Вышэйшая школа» 2007 год.
5. Т. А. Шорыгина «Беседы об экономике», издательство «Сфера» г. Москва 2009 год
6.https://docplayer.ru/42870781-Kvn-dlya-detey-podgotovitelnoy-gruppy-sovmestno-s-roditelyami-tema-carica-ekonomika.html
7. Андреев Н. «Семейная экономика» // Семья и школа» 1985 №12
8. Газета «Школьный психолог» №7-8февраль, 1998 г. статья «Цена денег»
9. Курак Е. А. «Экономическое воспитание дошкольников» М.: ТЦ Сфера, 2002.
10. Мельникова О. И. «Экономика – детям, большим и маленьким» М. 1984г.
11.https://www.maam.ru/detskijsad/kruglyi-stol-dlja-roditelei-yekonomicheskoe-vospitanie-doshkolnikov.html
12. Кларина Л.М. Уроки гнома Эконома и феи Экологии: -М.: Вита-Пресс, 2002. 287 с
13. Шатова, А.Д. Экономическое воспитание дошкольников / А.Д. Шатова. – М., 2005. 254 с.
14. Стахович Л.В., Семенкова Е.В., Рыжановская Л.Ю. Методические рекомендации для воспитателя по финансовой грамотности для организации обучения и воспитания дошкольников – М.: ВИТА-ПРЕСС, 2019.