СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОУП.09 ИСТОРИЯ по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические указания для выполнения практических занятий по предмету ОУП.09 История разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

Просмотр содержимого документа
«СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ ОУП.09 ИСТОРИЯ по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей»

Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа

Государственное профессиональное образовательное учреждение

Ямало-Ненецкого автономного округа

«Надымский профессиональный колледж»



УТВЕРЖДЕНА


приказом директора ГПОУ ЯНАО

«Надымский профессиональный колледж»

от 03.05.2024 г. № 39-од







СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ

ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


ОУП.09 ИСТОРИЯ


по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей
























Надым, 2024



Методические указания для выполнения практических занятий по предмету ОУП.09 История разработаны на основе Федерального государственного образовательного стандарта и в соответствии с рабочим учебным планом по специальности среднего профессионального образования по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.


Организация-разработчик:

Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)



Составитель:

Малиновский Святослав Сергеевич преподаватель истории первой квалификационной категории ГПОУ ЯНАО «НПК»


РАССМОТРЕНА

на заседании УМО преподавателей

гуманитарного цикла

Протокол № 5

от «20» апреля 2024 г.

Председатель УМО:

_____________ (Е.Е. Тен)


ОДОБРЕНА

Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»

Протокол № 5

от «24» апреля 2024 г.

Председатель НМС:

_____________ (Л.А. Гильмутдинова)

СОДЕРЖАНИЕ



  1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

стр. 3

  1. ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

стр. 5

  1. ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

стр. 6

  1. ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ.

стр. 8

  1. КРИТЕРИЯ ОЦЕНИВАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

стр. 26

  1. СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

стр. 27


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебному предмету ОУП.09 История составлены на основе рабочей программы по данному предмету и предназначены для обучающихся, изучающих предмет ОУП.09 История в ГПОУ ЯНАО «НПК» в пределах освоения основной профессиональной образовательной программы СПО (ПОП СПО) на базе основного общего образования при подготовке квалифицированных рабочих, служащих по специальности 23.02.07 Техническое обслуживание и ремонт двигателей, систем и агрегатов автомобилей.

Целью практических работ является овладение знаниями, умениями и практическим опытом по учебному предмету ОУП.09 История. В результате выполнения практических работ формируются:

Содержание учебного материала по истории структурировано по проблемно-хронологическому или проблемному принципу с учетом полученных обучающимися знаний и.

Так, учебный материал по истории России подается в контексте всемирной истории. Отказ от «изоляционизма» в изучении истории России позволяет формировать у обучающегося целостную картину мира, глубже прослеживать исторический путь страны в его своеобразии и сопричастности к развитию человечества в целом. Кроме того, предлагается интегрированное изложение отечественной и зарубежной истории, преемственность и сочетаемость учебного материала «по горизонтали». Объектом изучения являются основные ступени историко-цивилизационного развития России и мира в целом.

Особое значение придается роли нашей страны в контексте мировой истории ХХ—XXI вв.

Значительная часть материала посвящена роли географической среды и климата, путей и средств сообщения, особенностям организации поселений и жилищ, одежды и питания, то есть тому, что определяет условия жизни людей. Обращается внимание на формы организации общественной жизни (от семьи до государства) и «механизмы» их функционирования. Знакомство с религиозными и философскими системами осуществляется с точки зрения «потребителя», то есть общества их исповедующего, показывается, как та или иная религия или этическая система определяла социальные ценности общества.

Важное значение придается освещению «диалога» цивилизаций, который представлен как одна из наиболее характерных черт всемирно-исторического процесса XIX—XXI вв. Подобный подход позволяет избежать дискретности и в изучении новейшей истории России.

При изложении учебного материала различных тем приведен перечень подлежащих изучению учебных элементов. После наименования учебного элемента в скобках римской цифрой указан уровень необходимого освоения данного элемента.

Изучение истории основывается на знаниях, полученных обучающимися при изучении в школе обществознания, физики, литературы, географии и т.д.

Структура программы линейная, предполагающая последовательное изучение тем по принципу «от общего к частному (конкретному)».

При изучении материала преимущественно используются словесные методы обучения, которые включают рассказ, беседу, дискуссии в сочетании с демонстрацией наглядных пособий. Для успешного усвоения знаний, приобретения обучающимися практических навыков, опыта самостоятельной деятельности в содержание обучения включено выполнение лабораторных и практических работ, рефератов.

Наряду с федеральным базисным компонентом в содержание отдельных тем программы включены региональный и (или) профессиональный компоненты.

Наряду с изучением теоретического материала по дисциплине «История» большое внимание должно быть уделено практическим занятиям. Последние представляют собой весьма важную часть в общем объеме дисциплины. Они дают, возможность обучающимся ознакомиться с такими вопросами, как основные черты исторических периодов, события в истории России и т.д.



ОБЩИЕ МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ И УКАЗАНИЯ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ

1.1 Подготовка к практической работе

Для выполнения практических работ обучающийся должен руководствоваться следующими положениями:

  1. Внимательно ознакомиться с описанием соответствующей практической работы и установить, в чем состоит основная цель и задача этой работы;

  2. По лекционному курсу и соответствующим литературным источникам изучить теоретическую часть, относящуюся к данной работе.

1.2 Выполнение практических работ

Успешное выполнение практических работ может быть достигнуто в том случае, если обучаемый представляет себе цель выполнения практической работы, поэтому важным условием является тщательная подготовка к работе.

1.3 Оформление практических работ

Оформление практических работ является важнейшим этапом выполнения. Каждую работу обучающиеся выполняют, руководствуясь следующими положениями:

1. На новой странице тетради указать название и порядковый номер практической работы, а также кратко сформулировать цель работы;

2. Записать при необходимости план решения заданий;

3. Схемы и графики вычертить с помощью карандаша и линейки с соблюдением принятых стандартных условных обозначений;

4. После проведения практических занятий обучающиеся должны составить отчет о проделанной работе. Практическая работа должна быть написана разборчивым подчерком и выполнена в тетради с полями для проверки работы преподавателем.

Итогом выполнения является устная защита работы, по вопросам, которые прописаны в конце каждой работы.



ТЕМЫ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ



1 семестр:

1. Противоречия внешней политики СССР: деятельность НКИД и Коминтерна. Результативность внешней политики СССР межвоенного периода. Работа с историческими источниками;

2. Распространение фашизма в Европе. Коминтерн и антикоминтерновский пакт. Нарастание мировой напряжённости в 1930-х годах. Работа с картами;

3. Развитие мировой культуры ХХ:века. Развитие кинематографа и массовой культуры. Влияние Первой мировой войны на творчество писателей («Потерянное поколение»). Мораль и цензура в массовой культуре («Кодекс Хейса», «Comicscode»). Работа с историческими источниками и дискуссия;

4. Начало Второй мировой войны. Причины и начало Великой Отечественной войны. Работа с картами и источниками;

5. Анализ и обобщение информации, высказывание и аргументации собственной точки зрения по вопросам темы «Общие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции»;

6. Крупнейшие битвы Первой мировой войны. Взаимодействие Западного и Восточного фронтов. Революция 1917 г. и выход России из войны. Бои на Западном фронте. 14 пунктов В. Вильсона. Итоги войны;

7. Анализ исторических источников по теме с целью выявления причин, хода и последствий Февральской революции 1917 года;

8. Революция и Гражданская война в России. Общественно-политическая и социокультурная жизнь в РСФСР в годы Гражданской войны. Работа с историческими источниками.

9. Анализ информационных источников по выделению главной мысли автора, формированию и аргументации собственной позиции по теме «Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.»;

10. Анализ и обобщение информации, использование исторических источников, высказывание и аргументации собственной точки зрения по вопросам темы «Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика». Работа с исторической картой по теме «Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках».


2 семестр:

11. Поиск, анализ и публичное представление информации по теме «Ряд важнейших достижений советских ученых в области военно-прикладных научных знаний модификации военной техники. Профессиональная деятельность выдающихся ученых, конструкторов военной техники: В.А. Депярев, С.В. Ильюшин, М.И. Кошкин, С.А. Лавочкин, Е.О. Патон, А.Н. Туполев, Г.С. Шпагин, А.С. Яковлев»;

12. Работа с историческими картами по поиску, анализу, обозначению главных стратегических наступательных операций воюющих сторон в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.;

13. Причины и этапы Холодной войны. Политика «разрядки»: успехи и проблемы. Работа с историческими источниками и картой;

14. Причины и характер блокового противостояния. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора (ОВД). Движение неприсоединения. Работа с картами;

15. Послевоенное изменение политических границ. Изменение этнического состава в странах Европы. Антиколониальное движение и зарождение независимых государств в третьем мире. Работа с картами;

16. «Оранжевые» революции на постсоветском пространстве и в развивающихся странах. Работа с историческими источниками;

17. Освоение космоса и космическая гонка. Первые спутники и испытания. Полёты первого отряда космонавтов. Влияние космической программы на общественную жизнь. Работа с историческими источниками;

18. Мировая культура и глобализация. Взаимное влияние в ХХ-ХХI веках. Работа в формате дискуссии, работа с историческими источниками;

19. Общественная жизнь СССР в середине 1960-х - начале 1980-х годов. Переход от периода «Оттепели» к периоду «развитого социализма». Внутренняя и внешняя политика. Работа с историческими источниками;

20. Общественная жизнь в СССР в годы «Перестройки». Внешняя политика СССР в период с 1985 по 1991 гг. Дебаты «за» и «против».



ОПИСАНИЕ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


1 СЕМЕСТР:


Практическая работа № 1: Противоречия внешней политики СССР: деятельность НКИД и Коминтерна. Результативность внешней политики СССР межвоенного периода. Работа с историческими источниками.


Цель:

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Теоретическое сопровождение:

Коминтерн (111-й Коммунистический интернационал) - Международная организация, объединявшая коммунистические партии мира и направленная на установление советской власти по всему миру. Штаб-квартира организации располагалась в Москве

НКИД (Народный Комиссариат Иностранных Дел) Орган государственной власти СССР, в полномочия которого входило ведение международных отношений Советского Союза.


Ход работы:

Используя дополнительную литературу, сеть интернет подготовить доклады по темам: «Сражение на оз. Хасан», «Сражение на реке Халкин-Гол», «Пакт Молотова-Риббентропа».


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 2: Распространение фашизма в Европе. Коминтерн и антикоминтерновский пакт. Нарастание мировой напряжённости в 1930-х годах. Работа с картами.


Цель:

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

-умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.

- умение осуществлять с соблюдением правил информационной безопасности поиск исторической информации по истории России и зарубежных стран ХХ - начала XXI вв. в справочной литературе, сети Интернет, средствах массовой информации для решения познавательных задач; оценивать полноту и достоверность информации с точки зрения ее соответствия исторической действительности.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час


Ход работы:

Найти и представить информацию о приходе к власти фашистских (Германия и Италия) и империалистических (Япония) сил, о их влиянии на мировую историю, их акциям по отношению к независимым государствам и чужим народам.


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 3: Развитие мировой культуры ХХ:века. Развитие кинематографа и массовой культуры. Влияние Первой мировой войны на творчество писателей («Потерянное поколение»). Мораль и цензура в массовой культуре («Кодекс Хейса», «Comicscode»). Работа с историческими источниками и дискуссия.


Цель:

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. Час.


Ход работы:

Используя дополнительную литературу и сеть интернет подготовить доклады по темам: «Потерянное поколение», «Развитие Олимпийского движения», «Кинематограф США», «Кинематограф Германии», «Кинематограф Франции».


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 4: Начало Второй мировой войны. Причины и начало Великой Отечественной войны. Работа с картами и источниками.


Цель:

- понимание значимости России в мировых политических и социально­ экономических процессах ХХ - начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально­ экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ - начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Теоретическое сопровождение:

РККА (Рабоче-крестьянская красная армия) - с 1918 года, вооружённые силы РСФСР, а в дальнейшем и СССР. Изначально набирались на добровольческой основе. С 1936-го года, введена призывная служба

Вермахт - вооружённые силы фашистской Германии. После Версальского мира (1918) Германии было запрещено иметь полноценную армию. Пришедшая к власти в 1933 году национал-социалистическая партия Германии игнорировала ноту Версальского договора и начала подготовку армии, способную на завоевательные походы. В период с 1939 по 1941 год, Вермахт подчинил Германии большую часть Европы

Операция «Барбаросса» - план нападения Германии на СССР летом 1941 года. План заключался в «молниеносной войне» - массированном наступлении, способном в кратчайшие сроки сломить оборону СССР и позволить немецким войскам взять столицу-Москву.


Ход работы:

Найти и представить информацию о важнейших битвах начального периода Второй мировой войны, подвиге советского народа, столкнувшегося с немецко ­ фашистскими войсками;

Составить краткую биографическую справку о герое Великой Отечественной войны и его вкладе в историю России и родного края.

Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 5: Анализ и обобщение информации, высказывание и аргументации собственной точки зрения по вопросам темы «Общие итоги Великой Отечественной и Второй мировой войны. Решающий вклад СССР в победу антигитлеровской коалиции».


Цель:

- понимание значимости России в мировых политических и социально­ экономических процессах ХХ - начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально­ экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ- начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Теоретическое сопровождение:

У окончания Второй Мировой войны можно выделить два конкретных политических исхода. Во-первых, было необходимо провести справедливый международный суд над военными преступниками, чьи интересы привели к началу Мировой войны и чьи методы показали бесчеловечность идеологий немецкого фашизма и японского империализма. Во-вторых, наиболее острым стал вопрос предотвращения будущих мировых конфликтов и создание системы коллективной безопасности. Для обеспечения мирного будущего в 1945 году была создана Организация Объединённых Наций (ООН).


Ход работы:

Подготовить доклад о героях родного края - участниках Великой Отечественной войны.

Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 6: Крупнейшие битвы Первой мировой войны. Взаимодействие Западного и Восточного фронтов. Революция 1917 г. и выход России из войны. Бои на Западном фронте. 14 пунктов В. Вильсона. Итоги войны.


Цель:

- знать имена героев Первой мировой войны, уметь составлять описание событий Первой мировой войны, устанавливать причинно-следственные, пространственные, временные связи исторических событий, явлений, процессов; характеризовать их итоги, анализировать текстовые, визуальные источники исторической информации, в том числе исторические карты/схемы, по истории России и зарубежных стран.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Теоретическое сопровождение:

Первая мировая война (28.07.1914 - 11.11.1918) - вооружённый конфликт между Антантой (Россия, Франция, Великобритания, Япония, США) и Тройственным Союзом (Германия, Австро-Венгрия, Османская империя).

Западный фронт Первой мировой войны - условное обозначение Западноевропейского театра военных действий (Германия и Австро-Венгрия против Франции, Великобритании и Италии (с 1915)). Запад определяется от Германии

Восточный фронт Первой мировой войны - условное обозначение Восточноевропейского театра военных действий (Германия, Австро-Венгрия и Османская империя против России и балканских стран). Восток определяется от Германии.


Ход работы:

Найти и представить информацию о важнейших битвах Первой мировой войны, взаимодействие Западного и Восточного фронтов;

Составить краткую биографическую справку о героев Первой мировой войны и его вкладе в историю России и родного края.


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.




Практическая работа № 7: Анализ исторических источников по теме с целью выявления причин, хода и последствий Февральской революции 1917 года.


Цель:

- знать ключевые события, основные даты и этапы Российской революции, уметь характеризовать историческое значение Российской революции, выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Теоретическое сопровождение:

Великая Российская революция современный исторический термин, включающий в себя события Февральской и Октябрьской революций (1917), а также Гражданской войны в России (1918 - 1922).

Февральская революция (8-16.03.1917) - массовые антиправительственные акции петроградских рабочих и солдат петроградского гарнизона, которые привели к свержению российской монархии и созданию Временного правительства.

Временное правительство - Высший исполнительно-распорядительный и законодательный орган государственной власти в России в период между февралём и октябрём 1917 года. Было создано в ходе начавшейся Февральской революции.

Советы рабочих и солдатских депутатов - форма народной власти, создаваемая в противовес Временному совету. Советы создавались левым крылом Государственной думы (Эсеры, РСДРП).

Двоевластие - период с февраля по октябрь 1917 года, в ходе которого контроль над властью в стране одновременно находился в руках Временного правительства («сверху») и в руках Советов рабочих и солдатских депутатов («снизу»).


Ход работы:

Найти и представить информацию о событиях Великой русской революции и их влиянии на дальнейшие события истории Мира, России и родного края.

Составить краткую биографическую справку о ключевых исторических личностях периода Великой русской революции.

Подготовить презентацию о событиях Февральской революции, Третьеиюльского мятежа, Октябрьской революции и Второго съезда советов. Практическое задание (задача): № n.


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.




Практическая работа № 8: Революция и Гражданская война в России. Общественно-политическая и социокультурная жизнь в РСФСР в годы Гражданской войны. Работа с историческими источниками.


Цель:

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ - начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Теоретическое сопровождение:

Октябрьская революция (25-26.10.1917) вооружённое восстание, окончившееся свержением Временного правительства и установлением советской власти.

Гражданская война в России (1918 - 1922) - вооружённый конфликт между сторонниками советской власти (Красные) и противниками (Белые).

Красные - условное обозначение сторонников советской власти в годы Гражданской войны (В.И. Ленин, Л.Д. Троцкий, Ф.Э. Дзержинский).

Белые - условное обозначение противников советской власти. Состояло из разрозненных политических группировок: монархисты (А.И. Деникин), комитет участников учредительного собрания (Комуч -А.В. Колчак), эсеры (Б.В. Савинков).

Интервенция - иностранные войска (Англия, Франция, США, Япония), участвовавшие в Гражданской войне в России на стороне белых в надежде приобрести зону влияния на территории России.

Военный коммунизм - внутренняя политика советского государства в период Гражданской войны, направленная на мобилизацию экономики и общества на время вооружённого конфликта.


Ход работы:

Составить презентацию о родном крае в годы Революции и Гражданской войны;

Подготовить сообщение об одном из видных командиров Красной или Белой армии;

Подготовить сборник высказываний историков и общественных деятелей о Гражданской войне, её значение и истории России.


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 9: Анализ информационных источников по выделению главной мысли автора, формированию и аргументации собственной позиции по теме «Предпосылки и значение образования СССР. Принятие Конституции СССР 1924 г.».


Цель:

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ - начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Ход работы:

В дополнительной литературе и сети интернет найти две противоположные точки зрения историков на НЭП и подготовиться к обсуждению в форме дебатов «НЭП: передышка или всерьёз и надолго?».


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.




Практическая работа № 10: Анализ и обобщение информации, использование исторических источников, высказывание и аргументации собственной точки зрения по вопросам темы «Форсированная индустриализация: региональная и национальная специфика». Работа с исторической картой по теме «Крупнейшие стройки первых пятилеток в центре и национальных республиках».


Цель:

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально-экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Теоретическое сопровождение:

На ранних этапах СССР отставал от зарубежных стран в развитии промышленного производства. С учётом неблагоприятной внешнеполитической обстановки для Советского Союза, недостатки развития промышленного комплекса (в том числе и оборонной промышленности) могли негативно сказаться на готовности страны к отражению внешних угроз. В 1931 году, И.В. Сталин сделал следующее заявление: «Мы отстали от передовых стран на 50-100 лет. Мы должны пробежать это расстояние в десять лет. Либо мы сделаем это, либо нас сомнут».

Форсированная индустриализация - экономическая политика, направленная на интенсивное развитие промышленных комплексов СССР при снижении уровня зависимости от импортной техники.

Коллективизация - экономическая политика, направленная на укрупнение крестьянских хозяйств за счёт объединения их в коллективные хозяйства (колхозы).

Стахановское движение - Движение передовиков производства, названное по шахтёру А. Стаханову, перевыполнившему план в 40 раз. Стахановцы за свой ударный труд почитались в обществе


Ход работы:

Подготовить подборку высказываний историков о СССР в 1930- х годах и подготовиться к обсуждению в форме дебатов о противоречивости характера экономического и политического развития страны.


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



2 СЕМЕСТР:


Практическая работа № 11: Поиск, анализ и публичное представление информации по теме «Ряд важнейших достижений советских ученых в области военно-прикладных научных знаний модификации военной техники. Профессиональная деятельность выдающихся ученых, конструкторов военной техники: В.А. Депярев, С.В. Ильюшин, М.И. Кошкин, С.А. Лавочкин, Е.О. Патон, А.Н. Туполев, Г.С. Шпагин, А.С. Яковлев».


Цель:

- понимание значимости России в мировых политических и социально­ экономических процессах ХХ - начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально­ экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ- начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Теоретическое сопровождение:

Эвакуация - в контексте Великой Отечественной войны, мероприятие, направленное на спасение населения и промышленной базы СССР от угрозы оккупации. За 1941-1942 год в тыл Советского Союза было эвакуировано свыше 2 тыс. промышленных предприятий и свыше 25 млн. человек.


Ход работы:

Найти и представить информацию о состоянии развития отраслей промышленности СССР в годы войны, о вкладе жителей тыловых районов СССР в победу в Великой Отечественной войне.


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 12: Работа с историческими картами по поиску, анализу, обозначению главных стратегических наступательных операций воюющих сторон в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.


Цель:

- понимание значимости России в мировых политических и социально­ экономических процессах ХХ - начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально­ экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ- начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Теоретическое сопровождение:

Коренной перелом в Великой Отечественной войне - Исторический период 1942-1943 года, когда стратегическая инициатива перешла от фашистской Германии к СССР. Ключевыми событиями коренного перелома стали Сталинградская битва (24.07.1942 - 2.02.1943) и Курская битва (5.07. - 23.08.1943).


Ход работы:

Подготовить сообщение о формировании и боевом пути воинской части, сформированной в вашем регионе;

Составить подборку из воспоминаний участников Сталинградской и Курской битв, отражающих ожесточённость сражений и героизм советского народа.


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 13: Причины и этапы Холодной войны. Политика «разрядки»: успехи и проблемы. Работа с историческими источниками и картой.


Цель:

- понимание значимости России в мировых политических и социально­ экономических процессах ХХ - начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально­ экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ - начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Ход работы:

В дополнительной литературе и сети интернет найти две противоположные точки зрения историков на причины Холодной войны и подготовиться к обсуждению в форме дискуссии;

Составить краткую справку о сторонах Холодной войны (НАТО, ОВД, «Движение неприсоединения»).


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.




Практическая работа № 14: Причины и характер блокового противостояния. Организация Североатлантического договора (НАТО). Создание Организации Варшавского договора (ОВД). Движение неприсоединения. Работа с картами.


Цель:

- понимание значимости России в мировых политических и социально­ экономических процессах ХХ - начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально­ экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ- начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Теоретическое сопровождение:

НАТО (Северо-Атлантический Альянс) - Военно-политический блок стран Западной Европы и США, чья политика была направлена против СССР и просоветских социалистических государств. Альянс сформирован в 1949 году, существует до сих пор.

ОВД (Организация Варшавского Договора) - Военно-политический блок социалистических стран Восточной Европы и СССР, чья политика была направлена на обеспечение коллективной безопасности против потенциальной агрессии блока НАТО. Сформирована в 1955 году, расформирована в 1989 году.


Ход работы:

В дополнительной литературе и сети интернет найти две противоположные точки зрения историков на причины Холодной войны и подготовиться к обсуждению в форме дискуссии.


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 15: Послевоенное изменение политических границ. Изменение этнического состава в странах Европы. Антиколониальное движение и зарождение независимых государств в третьем мире. Работа с картами.


Цель:

- понимание значимости России в мировых политических и социально­ экономических процессах ХХ - начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально­ экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ- начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Ход работы:

Найти и представить информацию о странах, получивших независимость от европейского колониального владычества. Обратить внимание на то чьей колонией страна была и какое влияние на страну оказывали США и СССР.


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 16: «Оранжевые» революции на постсоветском пространстве и в развивающихся странах. Работа с историческими источниками.


Цель:

- понимание значимости России в мировых политических и социально­ экономических процессах ХХ - начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально­ экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ - начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Ход работы:

Найти и подготовить информацию об «Оранжевых революциях» (перевортах) на территории республик бывшего СССР. Подготовиться к дискуссии в форме дебатов.


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 17: Освоение космоса и космическая гонка. Первые спутники и испытания. Полёты первого отряда космонавтов. Влияние космической программы на общественную жизнь. Работа с историческими источниками.


Цель:

- понимание значимости России в мировых политических и социально­ экономических процессах ХХ - начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально­ экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ- начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Ход работы:

Используя дополнительную литературу и информацию из сети Интернет, подготовить презентации по темам: «Советское и американское ракетостроение», «Первые спутники», «Первый отряд космонавтов», «Лунная гонка».


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 18: Мировая культура и глобализация. Взаимное влияние в ХХ-ХХI веках. Работа в формате дискуссии, работа с историческими источниками.


Цель:

- понимание значимости России в мировых политических и социально­ экономических процессах ХХ - начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

- знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально­ экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ - начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

- умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

- знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Ход работы:

Используя дополнительную литературу и информацию в сети Интернет, подготвить аргументы для дискуссии в форме дебатов «Глобализация и массовая культура - угроза культурной независимости или необходимость для внутреннего развития».


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.




Практическая работа № 19: Общественная жизнь СССР в середине 1960-х - начале 1980-х годов. Переход от периода «Оттепели» к периоду «развитого социализма». Внутренняя и внешняя политика. Работа с историческими источниками.


Цель:

- понимание значимости России в мировых политических и социально­ экономических процессах ХХ - начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

-знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально­ экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ- начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

-умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

-знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Теоретическое сопровождение:

«Оттепель» - исторический термин, обозначающий период руководства СССР первым секретарём ЦК КПСС Н.С. Хрущёва (1954-1964). Период отметился предоставлением ряда свобод в творчестве, а также курсом на десталинизацию.

Период «Развитого социализма» - исторический термин, обозначаюший период руководства СССР генеральным секретарём ЦК КПСС Л.И. Брежневым (1964-1982). Период отметился сворачиванием реформ Хрущёва, а также объявлением курса на достижения политической, экономической и социальной стабильности. Период также называют периодом «Застоя».


Ход работы:

1) Составить презентацию о родном крае в 1960-1980-е годы; 2) Подготовить сборник высказываний историков и общественных деятелей о периоде «развитого социализма».


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



Практическая работа № 20: Общественная жизнь в СССР в годы «Перестройки». Внешняя политика СССР в период с 1985 по 1991 гг. Дебаты «за» и «против».


Цель:

- понимание значимости России в мировых политических и социально­ экономических процессах ХХ - начала XXI в., знание достижений страны и ее народа; умение характеризовать историческое значение Российской революции, Гражданской войны, новой экономической политики, индустриализации и коллективизации в Союзе Советских Социалистических Республик, решающую роль СССР в победе над нацизмом, значение советских научно-технологических успехов, освоения космоса; понимание причин и следствий распада СССР, возрождения Российской Федерации как мировой державы, воссоединения Крыма с Россией, специальной военной операции на Украине и других важнейших событий ХХ - начала XXI в.; особенности развития культуры народов СССР (России);

-знание имен героев Первой мировой, Гражданской, Великой Отечественной войн, исторических личностей, внесших значительный вклад в социально­ экономическое, политическое и культурное развитие России в ХХ - начале XXI в.;

- умение составлять описание (реконструкцию) в устной и письменной форме исторических событий, явлений, процессов истории родного края, истории России и всемирной истории ХХ - начала XXI вв. и их участников, образа жизни людей и его изменения в Новейшую эпоху; формулировать и обосновывать собственную точку зрения (версию, оценку) с использованием фактического материала, в том числе, используя источники разных типов;

-умение выявлять существенные черты исторических событий, явлений, процессов; систематизировать историческую информацию в соответствии с заданными критериями; сравнивать изученные исторические события, явления, процессы;

-знание ключевых событий, основных дат и этапов истории России и мира в ХХ - начале XXI вв.; выдающихся деятелей отечественной и всемирной истории; важнейших достижений культуры, ценностных ориентиров.


Продолжительность выполнения: 1 акад. час.


Теоретическое сопровождение:

Перестройка - экономическая программа СССР (1987-1991), направленная на сокращение влияния государства на экономику и введение элементов рыночной экономики (коммерческие банки, кооперативные предприятия).

«Гласность» - внутренняя политика СССР (1987), которая заключалась в предоставлении большей свободы слова, включая критику советской власти.

«Новое Политическое Мышление» - Программа внешней политики СССР, направленная на преодоление противостояния социалистического и капиталистического блока


Ход работы:

1) Подготовиться к дискуссии в формате дебатов «Был ли распад СССР неизбежен?»; 2) Подготовить сборник высказываний историков и общественных деятелей о роли М.С. Горбачёва в истории.


Отчет:

Полученные ответы запишите в рабочую тетрадь, сдайте работу в конце практического занятия.



КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ


Выполненные задания должны быть представлены на занятии в формате устного ответа или в случае подготовленного материала, согласно которому студент должен был озвучивать свой доклад. При выполнении практической работы в формате теста, предусмотрено выполнение работы на выдаваемых студентах листах бумаги. Результат выполнения практических заданий оценивается по пятибалльной системе.


Критерии оценки по фактическому материалу, озвучиваемому в докладах:


Оценка «5» (отлично) ставится, если студент выполняет работу в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности; самостоятельно и рационально определяет содержание работы; в отчете правильно и аккуратно выполняет все записи, таблицы, схемы; отражает собственный взгляд на исторические проблемы и их решение.

Оценка «4» (хорошо) ставится, если выполнены требования к оценке 5, но было допущено два-три недочета, не более одной негрубой ошибки и одного недочета.

Оценка «З» (удовлетворительно) ставится, если работа выполнена не полностью, но объем выполненной части таков, что позволяет получить правильные результаты и выводы; если в ходе работы не отражается собственный взгляд на исторические проблемы и их решение.

Оценка «2» (неудовлетворительно) ставится, если работа выполнена не полностью и объем выполненной части работы не позволяет сделать правильных выводов.


Критерии оценки текстовых заданий:


Процент результативности (правильных ответов)

Оценка уровня подготовки

балл (отметка)

вербальный аналог

86 - 100

5

Отлично

70 - 85

4

Хорошо

51 - 69

3

Удовлетворительно

менее 51

2

Неудовлетворительно





СПИСОК ИСТОЧНИКОВ


Основные источники

  1. Мединский В. Р. Торкунов А. В. История. История России. 1914—1945 годы : учебник / В. Р. Мединский, А. В. Торкунов ; Минпросвещения России. - Москва : Образовательно-издательский центр "Академия", 2024. - 464с. : ил.

  2. Мединский В. Р. Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. 1914 год - начало XXI века : учебник (в 2 частях) / В. Р. Мединский , А. О. Чубарьян ; Минпросвещения России. - Москва : Образовательно-издательский центр "Академия", 2024. - 496с. : ил.

  3. Мединский В. Р. Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. 1914 год - начало XXI века : учебник (в 2 частях) / В. Р. Мединский , А. О. Чубарьян ; Минпросвещения России. - Москва : Образовательно-издательский центр "Академия", 2024. - 496с. : ил.

Дополнительные источники

  1. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. об­разования. — М., 2020.

  2. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учрежде­ний сред.проф. образования. — М., 2020.

  3. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.


Электронные ресурсы

www.gumer.info (Библиотека Гумер).

www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).

www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).

www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной лите­ратуры по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).

https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).

https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека). www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).

www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).

www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).

www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты Рос­сии, изданные в XVI—XVIII столетиях).

www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР). www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электрон­ные издания произведений и биографических и критических материалов).

www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео). www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).

www.history.tom.ru (История России от князей до Президента). www. statehistory. ru (История государства).

www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).

www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).

www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России). www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).

www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).

www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»). www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект). www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).

www.temples.ru (Проект «^рамы России»).

www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).

www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. — коллекция Льва Бородулина).

www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект). www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал). www.all-photo.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях). www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий). www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).

www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях). www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал). www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов).

www. sovmusic. ru (Советская музыка).

www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio). www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).

www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).

www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).