Департамент образования Ямало-Ненецкого автономного округа
Государственное профессиональное образовательное учреждение
Ямало-Ненецкого автономного округа
«Надымский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДЕНА |
|
приказом директора ГПОУ ЯНАО |
«Надымский профессиональный колледж» |
от 03.05.2024 г. № 39-од |
СБОРНИК МЕТОДИЧЕСКИХ УКАЗАНИЙ
ДЛЯ СТУДЕНТОВ ПО ВЫПОЛНЕНИЮ
САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
ОУП.09 ИСТОРИЯ
по специальности 08.02.14 Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома
Надым, 2024
Методические рекомендации разработаны с целью оказания помощи студентам и преподавателям по организации внеаудиторной самостоятельной работы (ВСРС) по учебному предмету ОУП.09 История. В рекомендациях даются базовые требования по организации самостоятельной работы и технология организации, виды самостоятельной работы, организация контроля и планирования самостоятельной работы студентов, критерии оценивания. Методические рекомендации составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочими учебными планами по специальности 08.02.14 Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома
Организация-разработчик:
Государственное профессиональное образовательное учреждение Ямало-Ненецкого автономного округа «Надымский профессиональный колледж» (ГПОУ ЯНАО «НПК»)
Составитель:
Малиновский Святослав Сергеевич преподаватель истории первой квалификационной категории ГПОУ ЯНАО «НПК»
РАССМОТРЕНА
на заседании УМО преподавателей
гуманитарного цикла
Протокол № 5
от «20» апреля 2024 г.
Председатель УМО:
_____________ (Е.Е. Тен)
ОДОБРЕНА
Научно-методическим советом ГПОУ ЯНАО «НПК»
Протокол № 5
от «24» апреля 2024 г.
Председатель НМС:
_____________ (Л.А. Гильмутдинова)
СОДЕРЖАНИЕ |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА стр. 3 |
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ стр. 4 |
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ стр. 8 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ стр. 9 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Назначение данного пособия – оказание методической помощи обучающимся в выполнении самостоятельной внеаудиторной работы.
На внеаудиторную самостоятельную работу по учебному предмету ОУП.09 История
Задания самостоятельной работы составлены на основании требований ФГОС СПО и в соответствии с рабочими учебными планами по специальности 08.02.14 Эксплуатация и обслуживание многоквартирного дома.
Для полного овладения знаниями и умениями, обучающемуся необходимо заниматься внеаудиторной самостоятельной работой в течение учебного года.
Задания самостоятельной работы определяются преподавателем и охватывают учебный материал, который не рассматривается на аудиторных занятиях.
Самостоятельная работа предусматривает работу обучающегося с учебником, учебными пособиями, электронными учебными ресурсами. Изучив теоретический материал, обучающийся должен выполнить определенные виды работы: составить тезисы, тезисный план, конспект, выполнить реферат.
В качестве видов контроля предусмотрено: учет выполненных самостоятельных работ.
В результате выполнения самостоятельных работ по учебному предмету История (включая экономику и право) обучающиеся должны:
уметь:
- Организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов ее достижения, определенных руководителем.
- Анализировать рабочую ситуацию, осуществлять текущий и итоговый контроль, оценку и коррекцию собственной деятельности, нести ответственность за результаты своей работы.
- Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
- Работать в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством
знать:
- Основы социальных, политологических, культурных, экономических знаний процессов сложившиеся в ходе развития истории. Основные понятия, теории, подходы к изучению исторических процессов.
ВИДЫ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ И МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИХ ВЫПОЛНЕНИЮ
При написании доклада по заданной теме составляется план, подбираются материал по теме из нескольких достоверных источников (учебники, публицистика, научная литература). В процессе работы с источниками систематизируются полученные сведения, делаются анализ, выводы и обобщения. К докладу по глобальной теме могут привлекаться несколько студентов, между которыми распределяются вопросы и выступления. Доклад может сопровождаться наглядным материалом, к.т. таблицы графики, иллюстрации, диаграммы и примеры.
Содержание доклада: введение, основная часть, заключение (во введении указываются актуальность, предмет, объект, значимость).
По окончанию доклада присутствующие могут задать докладчику вопросы, обсудить некоторые моменты сообщения. Доклады могут быть зачетной работой студента по разделу, за семестр (в отдельных случаях).
Требования к составлению доклада: соблюдение структуры; присутствие статистических данных, сопровождение их графиками, иллюстрациями; сопоставление информации из нескольких источников.
Конспект объединяет в себе план, выписки и тезисы; показывает внутреннюю логику изложения; содержит основные выводы, важные положения, факты, доказательства; отражает отношение составителя к материалу и может быть использован в работе не только самим автором, но и другим человеком.
Запомнить: При составлении конспекта необходимо избегать многословия, излишнего цитирования, стремления сохранить стилистическую особенность текста в ущерб его логике.
Виды конспектов:
1) Плановый: Составляется при помощи предварительного плана; каждому его пункту соответствует определённая часть конспекта;
2) Текстуальный: Составляется преимущественно из цитат, которые связаны логическими переходами;
3) Свободный: Представляет собой сочетание выписок, цитат и иногда тезисов;
4) Тематический: Не отражает всего содержания текста, отрабатывает лишь определённую тему, отвечает на конкретный вопрос:
- хронологический: отражает хронологическую последовательность событий на фоне показа самих событий;
План — самая краткая запись, которая отражает последовательность изложения мысли; раскрывает и обобщает содержание текста; может заменить конспект и тезисы; помогает составлять записи разного рода - готовить сообщения, доклады, рефераты и т. д.; организует самоконтроль; сосредоточивает внимание; используется, чтобы восстановить в памяти хорошо знакомый текст.
Принципы составления плана:
А) готового текста:
1) членение текста на смысловые блоки;
2) определение главной мысли каждого выделенного смыслового блока;
3) формулирование пункта плана, выделяющего то существенное, что связывает его с другими частями текста в логическое целое.
Б) создаваемого текста:
1) прогнозирование структуры создаваемого текста через его причастность (введение, основная часть, заключение);
2) определение главной мысли каждой части;
3) установление круга важных вопросов в составе каждой части;
4) формулирование пунктов и подпунктов плана, составляющих в целом логическое единство
Виды плана:
А) Простой
I. …
II. …
III. …
и т. д.
Б) Сложный
I. …
1) …
2) …
II. … и т. д.
Запомнить: Пункт плана формулируется как тема, направление изложения мысли, что может быть выражено через слово или словосочетание.
Требования к составлению конспекта: конкретность, сохранение внутренней последовательности и логики; фактичность и отсутствие многословия; стилистика плана; в зависимости от вида обрабатывается одна или несколько тем.
Реферат— одна из форм интерпретации исходного текста или нескольких источников. Поэтому реферат, в отличие от конспекта, является новым, авторским текстом. Новизна в данном случае подразумевает новое изложение, систематизацию материала, особую авторскую позицию при сопоставлении различных точек зрения.
Таким образом, написание реферата предполагает изложение какого-либо вопроса на основе классификации, обобщения, анализа и синтеза одного или нескольких источников.
Виды рефератов:
1) По полноте изложения:
информативные (рефераты-конспекты);
индикативные (рефераты-резюме).
2) По количеству используемых источников:
монографические;
обзорные.
3) По читательскому назначению:
общие (характеристика содержания в целом; ориентация на широкую аудиторию);
специализированные (ориентация на специалистов).
4) По составителям:
авторефераты;
рефераты, составленные специалистами.
Запомнить: Реферат не должен отражать субъективные взгляды референта на излагаемый вопрос, а также давать оценку источнику информации.
Требования к составлению реферата: конкретность, сохранение внутренней последовательности и логики; фактичность и отсутствие многословия; стилистика плана; в зависимости от вида обрабатывается одна или несколько тем; сохранение внутренней структуры, последовательности изложения и логики; фактичность и отсутствие информации не по теме; стилистика аргументированного повествования; обрабатывается одна тема.
Рецензия—это разбор и оценка статьи, документа, научного труда, хрестоматийного материала. Она носит критико-аналитический характер, отличается лаконичностью. В содержании указываются актуальность, достоинства, недостатки работы. В тактичной форме высказывается мнение рецензента по поводу пригодности рецензируемой работы для применения в конкретном виде практической деятельности. Оценка должна носить по возможности объективный характер.
Требования к составлению рецензии: конкретность, краткость в изложении своего мнения; не менее трех аргументов при оценке достоинств, недостатков, но обязательно указать сильные стороны; выделить главное и определить область применения.
Сообщение– это краткое изложение тенденций, явлений, составляющих проблемы; информационная выдача данных, каких-либо сведений (знаковых, текстовых, изобразительных, числовых). Сообщение отличается краткостью, конкретностью лаконичностью и чаще носит характер оповещения чем анализа, обобщения. При завершении раздела сообщения имеют аналитический характер и могут отражать определенные тенденции в развитии явления или в разработке проблемы.
Требования к составлению сообщения: информативность, краткость, конкретность, лаконичность, характер оповещения.
Тезисы—это кратко сформулированные основные положения доклада, статьи, книги. Они служат для повторения, сжатой формулировки и заключения прочитанного и изученного, всегда подразумевают аргументацию, выявляют суть содержания, позволяют обобщить материал.
В тезисах кратко и логично излагается развитие темы. Каждый тезис освещает особую микро тему и составляет обычно отдельный абзац. В отличие от плана, который даже в развернутой форме только называет рассматриваемые вопросы, тезисы должны раскрывать решение этих вопросов.
Стремление автора тезисов к краткости обусловливает отсутствие в них примеров и цитат.
Виды тезисов:
1) Простые: Чаще всего составляются из цитат;
2) Основные: Формулируются самостоятельно;
3) Сложные: Совмещают в себе записи двух видов.
Требования к составлению тезисов: следование выбранному виду тезисов; каждый тезис должен указывать проблему и раскрывать ее решение.
Эссе должно содержать: четкое изложение сути поставленной проблемы, включать самостоятельно проведенный анализ этой проблемы с использованием концепций и аналитического инструментария, рассматриваемого в рамках дисциплины, выводы, обобщающие авторскую позицию по поставленной проблеме. В зависимости от специфики дисциплины формы эссе могут значительно дифференцироваться. В некоторых случаях это может быть анализ имеющихся статистических данных по изучаемой проблеме, анализ материалов из средств массовой информации и использованием изучаемых моделей, подробный разбор предложенной задачи с развернутыми мнениями, подбор и детальный анализ примеров, иллюстрирующих проблему и т.д.
Процесс написания: обдумывание — планирование — написание — проверка — правка (Планирование — определение цели, основных идей, источников информации, сроков окончания и представления работы. Идеи, как и цели, могут быть конкретными и общими, более абстрактными. Пересмотр означает редактирование текста с ориентацией на качество и эффективность).
Построение эссе - это ответ на вопрос или раскрытие темы, которое основано на классической системе доказательств. Структура: введение, основная часть, заключение.
Требования к написанию эссе: четкое изложение сути поставленной проблемы, самостоятельно проведенный анализ проблемы с помощью аналитического инструментария (классификация, обобщение, сравнение, аналогия, тождественность) в рамках дисциплины; авторская позиция в форме развернутого мнения; адекватный подбор примеров, иллюстраций для подтверждения своего мнения.
Таблица — это сжатая передача информации с выходом на причинно-следственные связи, для проведения аналогий во времени или для сравнения этих аналогий в пространстве. Включение выводов и структура таблицы зависят от схемы заданной «шапки» таблицы.
Требования к составлению таблицы: фактическая конкретность, краткость выражения мысли; зрительная осязаемость.
Схема отражает внутреннюю, внешнюю связь и обусловленность события, явления; показывает источники и направленность развития тенденций; указывает уровни расположения элементов и их соподчиненность. Ее составление возможно только после овладения информацией.
Требования к схеме: замкнута, логически последовательна по горизонтали и вертикали; стрелки правильно сориентированы на вход и выход; зрительно-осязаема.
Презентация необходима для привлечения внимания к конкретной проблеме, красочного подтверждения своих аргументов, выводов. Ее форма может быть разнообразной: от собственной зарисовки механическим способом до моделирования на электронных носителях, от макетов до реальных материальных объектов.
Требования к составлению презентации: информативность, наглядность, красочность, доступность для перевода образов в логические умозаключения.
Аналитическая записка — это высший уровень освоения материала, который подразумевает наличие навыков оперирования инструментами обобщения, сравнения, аналогии. Она направлена на осмысление воспринятого.
Требования к проведению анализа: учет всех факторов; объективность оценки наличие основных фактов; объективное оперирование фактами при рассуждении; выводы, исключающие двойное толкование; логичная последовательность изложения выводов.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ВНЕАУДИТОРНЫХ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ РАБОТ
Подготовка к итоговой контрольной работе за 1 семестр
Задание: Подготовка к итоговой контрольной работе за 1 семестр
Цель: Закрепление знаний Истории России.
Время выполнения: 4 ч.
Методические указания по выполнению задания: Внимательно повторите материал лекций, при необходимости обратитесь к ресурсам интернета или учебника. Запомните, при необходимости запишите основные даты, события термины.
Критерии оценки: Четкость, лаконичность и полнота устных ответов.
Подготовка к Дифференцированному зачету
Задание: Подготовка к Дифференцированному зачету
Цель: Закрепление знаний Истории России.
Время выполнения: 6 ч.
Методические указания по выполнению задания: Внимательно повторите материал лекций, при необходимости обратитесь к ресурсам интернета или учебника. Запомните, при необходимости запишите основные даты, события термины.
Критерии оценки: Четкость, лаконичность и полнота устных ответов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основные источники
Мединский В. Р. Торкунов А. В. История. История России. 1914—1945 годы : учебник / В. Р. Мединский, А. В. Торкунов ; Минпросвещения России. - Москва : Образовательно-издательский центр "Академия", 2024. - 464с. : ил.
Мединский В. Р. Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. 1914 год - начало XXI века : учебник (в 2 частях) / В. Р. Мединский , А. О. Чубарьян ; Минпросвещения России. - Москва : Образовательно-издательский центр "Академия", 2024. - 496с. : ил.
Мединский В. Р. Чубарьян А. О. История. Всеобщая история. 1914 год - начало XXI века : учебник (в 2 частях) / В. Р. Мединский , А. О. Чубарьян ; Минпросвещения России. - Москва : Образовательно-издательский центр "Академия", 2024. - 496с. : ил.
Дополнительные источники
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2020.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей: 2 ч: учебник для студ. учреждений сред.проф. образования. — М., 2020.
Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История для профессий и специальностей технического, естественно-научного, социально-экономического профилей. Дидактические материалы: учеб.пособие для студ. учреждений сред. проф. образования. — М., 2020.
Электронные ресурсы
www.gumer.info (Библиотека Гумер).
www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета МГУ).
www.plekhanovfound.ru/library (Библиотека социал-демократа).
www. bibliotekar. ru (Библиотекарь. Ру: электронная библиотека нехудожественной литературы по русской и мировой истории, искусству, культуре, прикладным наукам).
https://ru. wikipedia. org (Википедия: свободная энциклопедия).
https://ru.wikisource.org (Викитека: свободная библиотека). www.wco.ru/icons (Виртуальный каталог икон).
www.militera.lib.ru (Военная литература: собрание текстов).
www.world-war2.chat.ru (Вторая Мировая война в русском Интернете). www.kulichki.com/~gumilev/HE1 (Древний Восток).
www. old-rus-maps. ru (Европейские гравированные географические чертежи и карты России, изданные в XVI—XVIII столетиях).
www.biograf-book.narod.ru (Избранные биографии: биографическая литература СССР). www.magister.msk.ru/library/library.htm (Интернет-издательство «Библиотека»: электронные издания произведений и биографических и критических материалов).
www. intellect-video. com/russian-history (История России и СССР: онлайн-видео). www. historicus. ru (Историк: общественно-политический журнал).
www.history.tom.ru (История России от князей до Президента). www. statehistory. ru (История государства).
www. kulichki. com/grandwar («Как наши деды воевали»: рассказы о военных конфликтах Российской империи).
www. raremaps. ru (Коллекция старинных карт Российской империи).
www.old-maps.narod.ru (Коллекция старинных карт территорий и городов России). www. mifologia. chat. ru (Мифология народов мира).
www.krugosvet.ru (Онлайн-энциклопедия «Кругосвет»).
www. liber. rsuh. ru (Информационный комплекс РГГУ «Научная библиотека»). www.august-1914.ru (Первая мировая война: интернет-проект). www.9may. ru (Проект-акция: «Наша Победа. День за днем»).
www.temples.ru (Проект «^рамы России»).
www.radzivil.chat.ru (Радзивилловская летопись с иллюстрациями).
www.borodulincollection.com/index.html (Раритеты фотохроники СССР: 1917—1991 гг. — коллекция Льва Бородулина).
www.rusrevolution.info (Революция и Гражданская война: интернет-проект). www.rodina.rg.ru (Родина: российский исторический иллюстрированный журнал). www.all-photo.ru/empire/index.ru.html (Российская империя в фотографиях). www.fershal.narod.ru (Российский мемуарий). www.avorhist.ru (Русь Древняя и удельная).
www.memoirs.ru (Русские мемуары: Россия в дневниках и воспоминаниях). www.scepsis.ru/library/history/page1 (Скепсис: научно-просветительский журнал). www. arhivtime. ru (Следы времени: интернет-архив старинных фотографий, открыток, документов).
www. sovmusic. ru (Советская музыка).
www. infoliolib. info (Университетская электронная библиотека Infolio). www.hist.msu.ru/ER/Etext/index.html (электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова).
www. library. spbu. ru (Научная библиотека им. М. Горького СПбГУ).
www.ec-dejavu.ru (Энциклопедия культур Dеjа Vu).