Сборник
«Интерактивные музыкальные игры для детей дошкольного возраста
Составитель
Логинова И.В.
музыкальный руководитель
Краснотурьинск 2021 г.
Содержание
Пояснительная записка | 3 |
Игра «В ГОСТЯХ У ТРЕХ МЕДВЕДЕЙ» | 5 |
Игра «МУЗЫКАЛЬНАЯ УГАДАЙКА» | 6 |
Игра «ВЕСЕЛЫЕ ПАЛОЧКИ» | 7 |
Игра «ВЕСЁЛЫЕ ПОДРУЖКИ» | 8 |
Игра «ВОРОБЬИШКА-МУЗЫКАНТ» | 9 |
Игра «ВОТ ТАК ЗАЙЦЫ» | 10 |
Игра «ДОМИК-КРОШЕЧКА» | 11 |
Игра «КОЗЛЯТА, И ВОЛК» | 12 |
Игра «ПЕТРУШКИНЫ ИГРУШКИ» | 12 |
Игра «ЧТО ЛИШНЕЕ?» | 13 |
Игра «МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ» | 13 |
Игра «МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБЛАЧКО» | 15 |
Игра «ПОМОЖЕМ МАШЕ» | 15 |
Игра «СЛЕДЫ» | 16 |
Игра «ТРИ ПОДРУЖКИ» | 17 |
Пояснительная записка
Использование информационно-коммуникативных технологий в учебно-воспитательном процессе в дошкольном образовательном учреждении - это одна из самых новых и актуальных проблем в отечественной дошкольной педагогике. Специфика введения персонального компьютера в процесс воспитания дошкольников в нашей стране состоит в том, что компьютеры сначала используются в семье, далее в детском саду - в условиях коллективного воспитания. Использования компьютера как средства воспитания и развития творческих способностей ребенка, формирования его личности, обогащения интеллектуальной сферы дошкольника позволяют расширить возможности педагога, создает базу для приобщения детей к компьютерным обучающим программам.
Одним из главных вопросов, связанных с компьютеризацией дошкольного образования, является изучение влияния компьютера на организм, психическое состояние и развитие ребенка.
В детском саду могут использоваться только такие компьютерные программы и игры, которые соответствуют психолого-педагогическим и санитарно-гигиеническим требованиям.
Компьютер, являясь самым современным инструментом для обработки информации, служит мощным техническим средством обучения. И играет роль незаменимого помощника в воспитании и общем психическом развитии дошкольников. Компьютер привлекателен для детей, как любая новая игрушка, а именно так в большинстве случаев они смотрят на него. Общение детей дошкольного возраста с компьютером начинается с компьютерных игр, тщательно подобранных с учетом возраста и учебной направленности.
Использование информационных технологий уверенно завоевывает все новые позиции в образовании, а музыкальное образование с их помощью становится более востребованным и приобретает все большую популярность. На наш взгляд, музыка и компьютер – хорошо совместимые вещи, однако очень важно, как и какие программы, медиаресурсы будет использовать музыкальный руководитель в образовательной деятельности и в организации досуговой деятельности дошкольников.
На музыкальных занятиях и в свободное от образовательной деятельности время можно использовать компьютерные обучающие и развивающие игры, ориентированные на дошкольников, тем самым, вызывая интерес к данной образовательной области и развивая творческие и интеллектуальные способности детей. Приведём пример использования дидактических интерактивных игр:
Приключения весёлых музыкантов
Теремок
Зайцы
Струнные, ударные и шумовые музыкальные инструменты
Что делают дети в домике?
И другие музыкально-дидактические игры.
Также можно использовать интерактивные музыкальные обучающие и развивающие программы с игровым сценарием. В качестве примера рассмотрим программу «Музыкальный класс». Это одна из интересных интерактивных программ обучающего характера, которая подходит для детей старшего дошкольного возраста. У детей есть возможность самостоятельно получать знания, закреплять их с помощью проверочных заданий, анализировать свои ошибки. В разделе «История музыкальных инструментов» представлены сведения о музыкальных инструментах, об истории их создания.
Таким образом, применение компьютерных и интерактивных музыкально-дидактических игр в дошкольном обучении возможно и необходимо, оно способствует повышению интереса к обучению, его эффективности, всестороннему развитию дошкольника. Компьютерные программы развивают творческие и интеллектуальные способности детей, формируют культурно значимые умения и знания. Сегодня компьютерные технологии можно считать тем новым способом передачи знаний, который позволяет ребенку с интересом учиться, воспитывает самостоятельность и ответственность при получении новых знаний, развивает дисциплину интеллектуальной деятельности, способствует всестороннему развитию ребенка.
МИИ «В ГОСТЯХ У ТРЕХ МЕДВЕДЕЙ»
Программное содержание:
Развивать у детей способность различать регистры: высокий, средний, низкий, формировать чувство ритма.
Ход игры:
ВИДЕО 1-2 занятия.
Педагог: Вы помните сказку «Три медведя», дети называют персонажей, поясняют, какими голосами говорят медведи.
Слушают звучание голоса каждого персонажа (м/ф)
Когда медведи убежали из избушки, по звукам определяют, кто идет назад в домик.Послушайте, кто первый зашёл в избушку? А это кто? И т.д.
Проверим, правильно ли вы назвали, кто вернулся в избушку? (просматривают заключительные кадры).
На последующих занятиях дети определяют регистры и ритм шагов без видео.
В последней комнате Машенька легла на минуточку в кроватку и заснула. А в это время медведи вернулись домой. Вы помните, как их звали? (Дети отвечают.) Послушайте, кто первый зашел в избушку? (Выстукивает ритмический рисунок на инструменте на одном или двух звуках).Дети называют, кто пришел.Как мишка идет? Медленно, тяжело. Отхлопайте ритм ладошками, как он идет? И т.д.
В гостях у феи «МУЗЫКАЛЬНАЯ УГАДАЙКА»
(ПО ПРОИЗВЕДЕНИЯМ ИЗ «ДЕТСКОГО АЛЬБОМА» П.И.ЧАЙКОВСКОГО)
Программное содержание:
Закреплять знание музыки П.И.Чайковского (Детский альбом), расширять словарь образных слов, развивать творческие способности детей.
Ход игры:
Дети слушают знакомые фрагменты (на нескольких занятиях) из «Детского Альбома», называют пьесы, характеризуют их, за каждый правильный ответ Получают фишку. У кого больше, получает почетное звание «Знаток музыки Чайковского».
Просмотр мди «В гостях у феи»,
М.р: В нашей музыкальной стране произошел возмутительный случай.
Злая колдунья заколдовала «Детский альбом» П.И.Чайковского. И теперь мы не можем слышать музыку из этого альбома. Посмотрите, листочки все перепутались. Помогите Фее собрать все листочки и дать название пьесам П.И.Чайковского.
Дети называют знакомые пьесы из «Детского альбома» Чайковского.
ВАРИАНТЫ ИГРЫ без видео.
ВАРИАНТ. Фея предлагает детям вспомнить музыку из «Детского альбома» к звучащим фрагментам подобрать соответствующую иллюстрацию.
ВАРИАНТ: Предложить детям придумать движения, соответствующие характеру нескольких пьес (например: Полька, Вальс, Марш). Также дети придумывают мелодии в жанре польки, вальса, марша.
ВАРИАНТ: Предложить детям подобрать музыкальные инструменты, оркестровать знакомую и незнакомую пьесу из «Детского альбома».
«ВЕСЕЛЫЕ ПАЛОЧКИ»
Программное содержание:
Упражнять детей в различении динамики громко-тихо. Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах (музыкальных палочках).
Ход игры:
Воспитатель. Ребята, посмотрите, кто здесь притаился и дрожит?
Дети. Зайка.
Воспитатель. Вот какой забавный зайка,
Ты не бойся, побегайка!
На макушке – длинные ушки,
Пушистая спинка, мягкий животик,
А сзади у зайки – коротенький хвостик.
Тебя не будем обижать,
Будем с зайчиком играть.
Зайчик, принес музыкальные палочки.
На тихую музыку дети палочками стучат тихо.
На громкую стучат громко.
С окончанием музыки дети прячут палочки за спину, Зайчик ищет.
Загадка.
Кто трясётся за кусточком,
Маленьким дрожит хвосточком?
Ты трусливого узнай –ка –
То наверно, серый (зайка)
«Веселые подружки»
Инструкция по использованию:
В презентации детям предлагается по ритму, предварительно ими прохлопанному, узнать песенку-потешку и спеть ее.
В презентации на слайде с заданием необходимо прохлопать изображенный там ритм, затем выбрать картинку с изображением потешки.
Если выбран рисунок неправильно, открывается слайд с плачущим малышом и слышится отрицательная оценка действия. По стрелке ребенок переходит на тот же слайд с заданием.
Если рисунок потешки выбран правильно, открывается слайд, на котором звучит положительная оценка действия, и матрешка поет потешку, которая пропевается дважды.
После правильного ответа ребенок по ссылке переходит на слайд со следующим заданием. Действия проходят в том же порядке.
После выполнения всех заданий (а их три), ребенок переходит по ссылке на последний слайд, на котором изображен смеющийся малыш и звучит положительная оценка.
«ВОРОБЬИШКА-МУЗЫКАНТ» МИИ
(в каждой возрастной группе свой набор инструментов)
Программное содержание:
Совершенствовать умение различать звучание музыкальных инструментовконтрастныхи близких по звучанию.
Ход игры: Видео. (по частям 2-3 занятия) Загадать детям загадку
Чик - чирик, да чик - чирик,
По дорожки прыг, да прыг,
Любит петь среди ветвей,
Серый, смелый?... (Воробей).
Дети знакомятся с воробьишкой-музыкантом.
Я воробьишка- музыкант.
Всем известен мой талант.
Музыкальные инструменты мои замечательные.
Послушайте, дети, их обязательно!
Дети слушают звучание музыкальных инструментов, смотрят видеоизображение музыкальных инструментов.
Узнают и называют инструменты на слух.
Без видео.
По музыкальным отрывкам (в любой последовательности) дети узнают и называют знакомые музыкальные инструменты.
СТИХИ О МУЗЫКАЛЬНЫЗ ИНСТРУМЕНТАХ.
Зазвучали звуки скрипки: Ти-ли-ли, ти-ли-ли! Птички танец свой под липкой Завели, завели! Три струны всего, трям-трям. Инструмент известен нам. Балалайку мы возьмем, Плясовую заведем. Мы - на дудочке весёлой: Ду-ду-ду, ду-ду-ду! Пляшут птички во зелёном Во саду, во саду! Выходили гуси В шапках набекрень. Забренчали гусли Трень, да брень, да трень. Динь-динь-динь, мой колокольчик, Мелодичный мой звоночек. | Колокольцев перезвон – очень задушевный он. Как пошел Иван плясать, Петь и в бубен ударять: - Бум! Бум! Трам - ра - ра! Заплясала детвора! Говорите, кошки, для чего вам ложки? - Мы на ложечках играем, вас послушать приглашаем! Бывает разный барабан, Маленький и великан, С маленьким легко шагать, Весело в него стучать. А большой-как гром, как пушка, Берегите ваши уши. Пластинки выстроились в ряд Как колокольчики звенят, Ударь лишь молоточком. Детишки любят очень. |
«ВОТ ТАК ЗАЙЦЫ»
Программное содержание:
Развивать умение детей различать контрастный
характер музыки, музыкальную память.
Ход игры:
На 1,2 занятии дети слушают музыку «Плясовая», «Колыбельная», Марш. (видео-клипы) На 3й и, если понадобится, 4й встречах используется Фильм «Вот так зайцы»
Педагог: Как хорошо в лесу! Приглашает детей в домик, где у речки живут зайчики.
Никого нет? Трусишки, спрятались, но мы все равно узнаем, что они делают: спят, пляшут, или маршируют?
Звучит колыбельная, марш или танцевальная музыка, дети определяют ее название, характер и показывают движениями, что делают зайчики.
На последующих занятиях видео не используется. Дети на слух определяют название, характер музыки, жанр, показывая движениями, что делают зайчики.
Презентация «Домик - крошечка» предназначена для детей среднего и старшего дошкольного возраста
Задача: развитие звуковысотного слуха
Инструкция по использованию:
В начале презентации дети знакомятся с мелодиями, на которые они впоследствии будут опираться. Затем переходят непосредственно на слайды с музыкальными заданиями.
В презентации на каждом слайде герой с музыкальным сопровождением либо поднимается по ступенькам в дом, либо спускается по ступеням вниз из дома. Дети прослушивают мелодию, предполагают, куда направляется герой, а затем, после щелчка мышки узнают, правильно ли они ответили.
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«КОЗЛЯТА, И ВОЛК»
Программное содержание:
Развивать умение чувствовать контрастный характер музыки, узнавать музыкальные фрагменты, высказываться о прослушанном.
Ход игры.
Пояснения: голосок козлят тоненький, они поют вот так (показ),
а волк поет вот так (показ). Затем дети угадывают, кто поет.
ВИДЕО. (1-2 занятия)
Мди «ПЕТРУШКИНЫ ИГРУШКИ»
Программное содержание:
Различать музыкальные инструменты по тембру.
Формировать умение подыгрывать на детских ударных музыкальных инструментах.
Ход игры:
ВИДЕО (2 занятия)
Дети слушают звучание музыкальных инструментов.
Дети называют инструменты, услышав их звучание.
БЕЗ ВИДЕО.
Дети подыгрывают на музыкальных инструментах (сильную долю) несложные музыкальные произведения различных жанров (марш, плясовую и т.п.)
На последующих занятиях можно использовать другие музыкальныеинструменты.
Интерактивная музыкально – дидактическая
игра «Что лишнее?»
Для детей 6 – 7 лет
Игровая задача: выбрать из предложенных картинок то, что подходит.
Дидактические задачи:
формировать навыки закрепления пройденной темы.
способствовать речевому развитию детей.
развитие зрительного внимания;
формирование познавательного интереса, любознательности и активности на занятии;
формирование навыка работы на интерактивной доские или за компьютером.
!Внимание: В презентации использован макрос Drag-and-drop. Для того, чтобы работать с презентацией разрешите на запрос системе безопасности работать с этим содержимым вашему компьютеру!
Правила игры:
Внимательно прочитай задание с помощью взрослого вверху на слайде.
Самостоятельно или с помощью взрослого выполни задание на слайде.
Если выполнил его, жми на стрелку и продолжай игру, и так до её завершения.
Если понравилось, можешь ее повторить.
«Музыкальные загадки»
Музыкально – дидактическая игра для детей старшего дошкольного возраста (6-7лет)
Данная музыкально – дидактическая игра способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкальному искусству, расширению музыкального кругозора и закреплению необходимых знаний об инструментах симфонического оркестра. В игре представлены иллюстрации инструментов и их звучание, а так же детям предлагается поиграть на виртуальных музыкальных инструментах.
Музыкально – дидактическая игра может быть использована музыкальными руководителями на музыкальном занятии, учителями музыки на уроке, как закрепление пройденного материала: знакомство со звучанием инструментов симфонического оркестра, а так же воспитателями, родителями, в самостоятельной деятельности детей.
Цель и задачи ресурса:
Цель: закрепление знаний детей о музыкальных инструментах симфонического оркестра (рояль, скрипка, барабан, флейта) и их звучании.
Задачи:
развитие мышления;
развитие музыкального восприятия – слушания – интерпретации;
расширение музыкального кругозора.
формирование у детей устойчивого интереса к музыкальному искусству.
Инструкция по применению:
1. На 3-6 слайдах по щелчку мыши звучит загадка, одновременно появляется ее текст.
2. отгадав загадку, по щелчку мыши появляется иллюстрация инструмента, название и его звучание.
3. 7 слайд, отгадав все загадки, предлагается поиграть на виртуальном инструменте: кликнув мышкой на инструмент, откроется страничка в Интернете.
4. 8 слайд по окончании игры «Браво и аплодисменты»
МУЗЫКАЛЬНО-ДИДАКТИЧЕСКАЯ ИГРА
«Музыкальное облачко»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель : развитие музыкального восприятия - слушания детей.
задачи: развитие умения внимательно слушать музыку; развитие эстетического вкуса; развитие мышления и памяти.
Правила игры:
1.Наведи курсор мышки на цветную тучку. Послушай музыкальную тему. Определи, какому герою сказки соответствует ее звучание.
2. Наведи курсор мышки на героя сказки. Если звуки совпадут – ты угадал ВЕРНО!
Музыкально – дидактическая игра «Поможем маше»
для детей старшего дошкольного возраста
Цель: развитие музыкального восприятия- слушания.
ЗАДАЧИ: развитие музыкальной памяти;
развитие умения запоминать и различать музыкальные произведения;
Правила игры:
Прослушайте задание на слайде.
Следуйте указаниям на слайде четыре и пять.
Найдя пять соответствий, завершите игру.
стетических чувств.
«Следы» музыкально – дидактическая игра
для детей среднего дошкольного возраста.
Цель: закрепление знаний детей о трех ведущих жанрах музыки (песня, танец, марш).
Задачи: закрепление умения внимательно слушать музыку;
развитие внимания, мышления и музыкального слуха;
Побуждение детей к импровизации.
Правила игры:
По предложенной мелодии дети, с помощью музыкальных следов определяют жанр музыки: песня, танец, марш.
По ходу игры, дети выполняют творческое задание: маршируют, поют, танцуют.
Музыкально-дидактическая игра
«Три подружки»
для детей среднего дошкольного возраста
Цель: развитие музыкального слуха детей.
Задачи: формирование умения внимательно слушать музыку и понимать ее характер;развивать творчество, умение передавать характер музыки в движении.
Правила игры:
Наведи мышь на картинку в верхнем ряду и послушай музыкальную тему.
Выбери ту девочку, которая подходит по характеру музыкальной темы.
Звуки совпали, ты угадал верно.
Изобрази мимикой, жестами, движением характер девочек.