КГУ «Комплекс Белоусовская начальная школа-детский сад»
отдела образования по Глубоковскому району управления образования
ВКО
«Сборник олимпиадных заданий по предметам русский язык и литература для классов с русским языком обучения»
Выполнила :
Бывшева Елена Павловна
Стаж 26 лет
Педагог-эксперт
Пояснительная записка
«Сборник олимпиадных заданий по предметам русский язык и литература для классов с русским языком обучения»
Цель: стимулирование мотивации учащихся к более углубленному изучению гуманитарных дисциплин и поощрение интереса учащихся к предметам, таким как русский язык и литература
Задачи: 1. выявление детей, обладающих высоким уровнем интеллектуальных способностей
2.развитие познавательных и творческих способностей;
3. воспитание у учащихся любовь к русскому языку и литературе
Планируемые результаты : успешное развитие творческих способностей учащихся начальных классов, раскрытие сильных сторон школьников в области русского языка и литературы, роста интереса к данным предметам
Содержание
1. Олимпиадные задания, тесты по русскому языку для 4 класса
2. Олимпиадные задания, тесты по литературе для 4 класса
Олимпиадные задания, тесты по русскому языку для 4 класса
1.Образуй от имён существительных форму единственного числа.
Ботинки, валенки, грабли, джинсы, кавычки, коньки, тапочки, лыжи, заморозки, качели.
2.Выпиши слова, в которых находятся рядом два гласных звука.
Лауреат, струя, майор, фойе, баюшки-баю, галерея, филиал, оазис, знаю, вдвоём, желтеет, родная , её.
3.Придумай предложение, в словах которого нет безударных слогов.
4. Переставь буквы в фамилиях и узнай , какая профессия у каждого .
Алербина ,Кохуджин, Посажкин , Терапальпедов, Цепрадов.
5. Запиши слова, начинающиеся с четырёх согласных звуков подряд.
6.Выпиши существительные с суффиксом -ок.
Замок, теремок, лесок, песок, листок, приток, петушок, мешок, порошок, клубок.
7.Запиши , как называют людей , которые живут:
в Астане, в Риддере, в селе, в ауле, на юге ,на острове, на планете Земля.
8. Какое существительное имеет в именительном падеже множественного числа окончание -ы?
Мастер, доктор, директор, герб, профессор.
9.В каком падеже в слове сердце произносится [д]-мягко?
10. Укажи существительные с нулевым окончанием в форме родительного падежа множественного числа.
Апельсин, туфля, друг, помидор, стадо, блюдце, сапог, трактор, семья, шофёр, дело, чудо.
11. Переставь буквы в словах так, чтобы получились новые слова.
Розга-…, кукла-…,тапир-…, уклон-…, укор-….
12.Что означают данные выражения.
Бить баклуши-…
Капля в море-…
Высунув язык-…
13.Подбери антонимы к многозначным словам:
Мелкий (бассейн, дождь), свежий (хлеб, журнал).
14.Найди фразеологизмы-синонимы. Выпиши номера , составляющие каждую пару.
1. Тьма кромешная. 2. Глядеть в оба. 3. Поминай как звали. 4.Держать ухо востро.5. Ни зги не видно. 6. И след простыл.
15.Объясни значение слов, которые произошли от имён числительных.
Кварта́л (4) , дуэт (2) , премьера (1).
16.Исправь сказуемые , которые употреблены неправильно.
Детвора готовились к празднику. Листва облетела. Родня его любили. Стадо коров пошли к водопою.
17.Замени сочетания существительных с прилагательными сочетаниями двух существительных. Образец: стальной цвет- цвет стали, шерстяное платье- платье из шерсти.
Безоблачное небо, волчья стая, городские жители, коровье молоко.
18.На какой вопрос отвечает каждое предложение?
1) Дамира встречал Миша. 2) Внука проводил дедушка. 3) Папоротник ниже черёмухи.
19. Найди главные члены предложения.
Берег размыла весенняя вода. Скворечник заняли воробьи. Скворцы ищут приют.
20.Подчеркни словосочетания , в которых главное слово – местоимение.
Мы рисуем, читает для него, им нравится, я стою, она отдыхает.
21. Напиши имена , которыми можно назвать и мальчика , и девочку.
22. Докажи, что слова ёжик и шил пишутся по разным правилам.
23. Запиши имя существительное с двумя мягкими знаками, которые обозначают мягкость согласного.
24.Написание каких слов можно проверить с помощью слова лев?
25.Напиши как можно больше разных слов , написание которых можно проверить с помощью слова пять.
26.Подчеркни слова, имеющие нулевое окончание.
1) дом 2) бараны 3)синий 4) корень 5) идёт 6) пароход
27.Выбери верные утверждения ( их номера обведи кружком)
1) корень- это главная часть слова, в которой заключено общее лексическое значение всех однокоренных слов;
2) суффикс- это значимая часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования новых слов;
3) корень- это главная значимая часть слова, которая служит для связи слов в предложении;
4)приставка- это значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.
28. Составь и запиши сложные слова.
1) мух ловит 2) землю копает 3)кашу варит 4) звёзды падают
29.Определи , какими частями речи являются слова с данными окончаниями. Запиши цифрами и буквами.
1) глагол 2) прилагательное 3) существительное
А) –ий Б)-а В) –ешь Г)-яя Д)-о Е)-ит
30.Среди данных предложений найди распространённые , подчеркни их .
1)Идёт дождь. 2)На окне стоят цветы. 3) Надвинулась тёмная туча. 4) Над лесом блеснула яркая молния. 5) Едет машина.
31.Найди среди данных числительных найди порядковые .
1) пятое 2) сорок восемь 3) пятьдесят шестой 4) сто 5) сорок три 6) седьмое
32. Определи падеж имён существительных
1) на подставке 2) к ящерице 3) без братишки 4)около ели
33. Подберите к словам 1 столбика синонимы из 2 столбика. Запиши цифрами и буквами.
1) видите А) сторожат
2) шагаешь Б) смеётся
3) улыбается В) идёшь
4) караулят Г) смотрите
34.Проверь , правильно поставлены знаки в конце предложения. Исправь ошибки.
1) Кто сказал, что ящерица противная.
2) Каких животных вы видели!
3) Гордись своей Родиной?
35.К словам 1 – го столбика подбери антонимы из 2-го столбика. Запиши цифрами и буквами.
1) дешёвый А) укоротить
2)сытый Б) говорить
3)старый В) холодный
4) молчать Г) голодный
5) горячий Д) дорогой
6) удлинить Е) молодой
36.Где нужно вставь букву Н?
1.Дать …ему 2.Дружить с …им 3. Знать …ее 4.Покормить …их 5.Ухаживать за …ей
37.Найди слова с мягким знаком на конце, вставь его, где это нужно.
1) бежиш… 2) ходят… 3) играем… 4) прыгают… 5) вериш…
38. Укажи глаголы, у которых в окончании пишется – Е.
1) дар…шь 2) свет…шь 3) став…шь 4) помога…шь 5) понима…шь 6) утеша…шь 7) встреча…шь 8)танцу…шь 9)верт…шь 10)подбира…шь
39.Найди прилагательные , у которых в окончаниях пишется -О.
1) добр…й день 2) звонк…я песня 3) лесн…е озеро 4) радостн…я весть
5) бел…е платье
40.Укажи существительные , которые во множественном числе имеют окончание –-И (-Ы)
1) учитель 2) тонна 3) трактор 4) колесо 5) фонарь 6) волна
41. Найди лишнее слово.
1)скоро 2) весело 3)вдали 4)медленно 5) волшебно 6)летом
42.Прочитай. Найди слова , в которых допущены ошибки, подчеркни их.
1) Улыбка 2) Уменя 3) К расота 4) К морю 5) С лива
43.Выбери правильный ответ :
Склонение – это :
Изменение имён существительных по числам
Изменение имён существительных по падежам
Изменение имён существительных по родам
44. Выбери правильный ответ.
Местоимение –это часть речи, которая :
Служит для обозначения признака предмета
Не называет предмет, но указывает на него
Служит для связи слов в предложении
45. Выбери правильный ответ.
Спряжение –это:
Изменение глагола по лицам и числам
Изменение глагола по временам
Изменение глагола по числам
Изменение глагола по лицам и числам в настоящем и будущем времени
46. Выбери правильный ответ.
Однородные члены предложения относятся:
К разным словам в предложении , но отвечают на один и тот же вопрос
К одному и тому же слову в предложении, но отвечают на разные вопросы
К одному и тому же слову в предложении и отвечают на один и тот же вопрос
47.Найди лишнее слово. Подчеркни.
1) ходить 2) смеяться 3) плакать 4) писать 5) светит 6)учиться
48.Вставь, где нужно мягкий знак
1) плач… 2) мыш… 3) сторож… 4) тиш… 5) кирпич… 6) реч…
49.Укажи строчку , в которой все слова однокоренные.
1) перо, пернатые, оперенье
2) нечаянно, чайник, чай
3) столкнул, подталкивать, толковый
50. Подчеркни ряд синонимов:
1) прилежный , весёлый , добрый
2) старательный, честный, умный
3)прилежный , аккуратный, старательный
Олимпиадные задания, тесты по литературе для 4 класса
1.Запиши пословицы , в которых упоминаются числа один и семь.
2. Запиши как можно больше имён и отчеств сказочных героев.
3. Какой из жанров относится к устному народному творчеству?
1) потешка 2) басня 3)рассказ 4) стихотворение
4. О каком герое идёт речь: «Ростом только в три вершка, на спине с двумя горбами да с аршинными ушами…»
1) Маленький Мук 2)Серебряное копытце 3) Конёк-горбунок 4)Хоббит
5. Вступительная часть литературного произведения-это…
1)пролог 2) монолог 3)эпилог 4) эпиграф
6. В одной из сказок К.И.Чуковского есть Каракула. А Каракула – это…
1) щука 2) акула 3) дельфин 4)медуза
7.Какое средство выразительности использовано в стихотворении Ф.Тютчева «Весенняя гроза»?
Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нити золотит.
Олицетворение 2) сравнение 3)эпитет 4) метафора
8.Какого цвета бывают стихи?
1) чёрный 2) белый 3)красный 4) синий
9.К каком из перечисленных произведений подходит по смыслу пословица «Горькое от сладкого отличит тот, кто пробует»:
1) Елубаев Е «Легенда о ласточке» 2) «Сказание о золотом человеке» 3)Шакарим «Чаша жемчуга»
10.Найди название произведения , которое является легендой:
1) «Песня акына» 2) «Чёрный бура Ойлыбая» 3) «Сказание о золотом человеке»
11. О чём идёт речь в определении: « ….- поэтический рассказ о каком-либо историческом событии, дополненный воображением ,вымыслом»
1) сказание 2)легенда 3) повесть
12.Найди фамилию автора произведения о жизни Абая:
1) Ауэзов М 2) Шакарим 3) Алимбаев
13. Найди название произведения , которое является былиной:
1) «Кот и лиса» 2) «Илья Муромец и Святогор» 3) «Первый поход Алпамыса»
14.Найди имя героя казахского героического эпоса:
1) Змей Горыныч 2) Алпамыс 3) Алёша Попович
15.Определи название сказки о животных :
1) «Ласточка» 2) «Чудесный сад» 3) «Кот и лиса»
16.Выбери слова ,которые верно дополнят объяснение выражения: Быть незаметным и скромным –быть тише____________, ниже___________.
1)воды, цветка 2) ночи, дерева 3) воды, травы 4) звёзд, крыши
17.Придумай и запиши сказку, в которой встречаются опорные слова: заяц,лиса, апельсин, кокос, цветочки, хвост, бинт, испугался, бросился бежать.
18. Расположи предложения так, чтобы получился связный текст, запиши его. Продолжи текст.
А) Вдруг он заметил под берёзой норку.
Б) Решил ручеёк в неё заглянуть.
В) В лесу по ложбинке побежал первый ручеёк.
Г) В норке сладко спал ёжик.
Д) Холодный ручеёк разбудил его.
19.Построение художественного произведения- это…
А) сюжет Б) композиция В) эпизод
20.Как называется основная мысль басни?
А)тема Б)мораль В)идея
21. Найди из перечисленных произведений то, которое можно назвать фантастическим.
А) А.Алексин «Самый счастливый день»
Б) К.Паустовский «Стальное колечко»
В) К.Булычев «Джин в коробке»
22.Определи, какие из данных выражений являются метафорами.
А) то радовалась домбра, то испускала стон
Б) горячая схватка
В) таял он, словно лёд
Г) сладко сердцу стало
Д) величественные дубы
Е) снег цветёт весенней новью
23.Соотнеси произведения с их авторами
1)В.Гауф 1) «Сирота»
2) Р.Д.Киплинг 2) «Лето»
3) М.Ауэзов 3) «Белый пудель»
4) Абай Кунанбаев 4) «Рикки-Тикки-Тави»
5)А.И.Куприн 5) «Карлик Нос»
24.Басня- это…
А) небольшое произведение, в котором содержится поучение или осуждение плохих качеств или поступков человека
Б) народный поэтический рассказ с историческим содержанием
В) небольшое произведение патриотического содержания
25.Соотнеси черты характера человека с животными-героями басен.
1.хитрость 1.волк
2.злоба 2.лиса
3.трусость 3.ягнёнок
4.наивность 4.заяц
26.В стихотворении изменён порядок слов. Восстанови ритмический рисунок , указав стрелочками на слова, которые нужно поменять местами.
Зима злится недаром,
Прошла её пора-
Весна стучится в окно
И гонит со двора.
27.Найди сказки, которые не являются литературными.
1) «Маугли» 2) «Синдбад-мореход» 3) «Изумрудный город» 4) «Кот и лиса»
28. Укажи произведение казахского героического эпоса
А) «Ер-Таргын»
Б) «Сказание о белгородском киселе»
В) «Геракл убивает Немейского льва»
29.Найди главный признак литературной сказки :
1) автор сказки-народ
2) главный герой всегда «положительный»
3) автор сказки – реальный человек
30.Определи , чем являются данные высказывания.
1) «Махнул палицей-тысячу положил» 1)олицетворение
2) «Пахучее сено» 2) гипербола
3) «Звёзды, как золотая россыпь» 3) сравнение
4) «Даже время идти по степи устаёт» 4) эпитет
31.Подбери синонимы к словам.
1)иногда 2) радоваться 3) упорство 4)чудесный
32.Подбери антонимы к словам.
1) извилистый 2) любовь 3)печально 4)покупать 5) сложно
33.Замени повторяющиеся и однокоренные слова синонимами.
Мы присели отдохнуть под берёзой. На берёзе было гнездо ворон. Вороны начали громко каркать. Вороны отгоняли нас от гнезда. Мы убежали от них.
34.Расшифруй фамилии авторов, напиши правильно: сеинен, ошела,шпирнив,дорира.
35. С чего начинается сказка?
1) концовкки 2) зачина 3)присказки 4) намёка
36.Кому принадлежат следующие слова? Назови героя, название произведения, автора. «Спокойствие, только спокойствие!»
37. Что Рукодельница уронила в колодец в сказке «Мороз Иванович»?
38. Из представленного списка, выбери названия народных сказок
«Три толстяка», «Три медведя», «Два брата», «Два клёна», «Семь Симеонов»
39. Какое предложение является скороговоркой?
1) Свой огонёк ясней горит. 2) Что это дорога: кто по ней идёт- тот хромает?
3) Два щенка щека к щеке щиплют щётку в уголке
40. Кто из художников-иллюстраторов детской книги награждён специальной международной наградой – медалью Г. Х. Андерсена?
1) Владимир Сутеев 2) Татьяна Маврина 3) Владимир Конашевич
41. Кто автор строк?
Заколдован невидимкой
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Принакрылася сосна.
1) Тютчев 2) Фет 3) Есенин
42. Продолжи определение. Сказка — это ... .
1) Русская народная эпическая песня о богатырях.
2) Краткий иносказательный рассказ сатирического содержания с моралью.
3) Художественное повествовательное прозаическое произведение небольшого размера.
4) Повествовательное, обычно народно-поэтическое произведение о вымышленных лицах и событиях, преимущественно с участием волшебных, фантастических сил.
43. Продолжи название произведения. Сказка Ш. Перро "Красная ..."
1)Сумочка 2) Шапочка 3)Кофточка 4)Ленточка
44. Напиши сказочных героев, чьи имена начинаются на букву М.
45. Напиши названия произведений, пословицы, поговорки, в названиях которых есть имена числительные.
46. Найди и выпиши 4 слова, обозначающие материалы, из которых раньше изготовлялись книги. (Слова можно читать слева направо и справа налево, сверху вниз и снизу вверх, а также слово может быть изогнуто под прямым углом).
П | Е | Р | Г | Г |
С | О | В | А | Л |
К | Б | Е | М | И |
Р | Е | Н | Т | Н |
Е | С | Т | А | А |
47. Допиши предложения:
1)В.Ю. Драгунский писал о .
2)В.В. Бианки писал о .
3)Ж. Верн писал о .
4)И.А. Крылов писал .
5)В.Д. Берестов писал .
48. Вспомните и запишите пословицы по двум данным словам.
1)Труд – рыбка: 2) Время-потеха: 3) Перо-топор:
49. Что не является жанром устного народного творчества (вычеркни).
Сказка, былина, поговорка, загадка, потешка, басня.
50. Укажите, какое из перечисленных произведений – рассказ.
1) «Лягушка-путешественница» 2) «Серая шейка» 3) «Волшебное слово» 4) «Каша из топора»
Ответы к заданиям
Русский язык
1.Ботинок, валенок,_,_, кавычка, конёк, тапочка, лыжа,_,_. ( 6 б)
2. Лауреат, филиал, оазис (3б)
3. Я и он здесь. Мой дом, наш сад, их хлеб – всё , чем жил дед. Взвод пел их гимн. Цвет, вкус для пчёл – как нюх для пса. ( 1 б)
4. Балерина, художник, сапожник, преподаватель, продавец (5 б)
5. Взгляд, вздремнуть, всклокоченный, всплакну, всплеснуть, встреча. (6 б)
6.Терем/ок, лес/ок, лист/ок, петуш/ок (4б)
7.Астанчане, риддерцы, селяне и сельчане, аульчане, южане, островитяне, земляне (7б)
8.Гербы (1 б)
9.В родительном падеже множественного числа : сердец. (1б)
10. Туфель, друзей, стад, блюдец, сапог, семей, дел, чудес.(8б)
11. Гроза, кулак, пират, клоун, урок (5б)
12.Бездельничать, очень мало, стремительно. (3 б)
13. Глубокий бассейн, крупный дождь; чёрствый хлеб, старый журнал (4б)
14. 1-5,2-4,3-6.(3б)
15. Квартал- четверть года. Дуэт- участники парного выступления. Премьера-первое представление нового спектакля, первый показ нового фильма. (3 б)
16. Детвора готовилась к празднику. Родня его любила. (2б)
17. Небо без облаков, стая волков, жители города, молоко коровы. (4 б)
18. 1) Кто встречал Дамира? 2) Кто проводил внука? 3) Что ниже : черёмуха или папоротник?
19. Вода размыла. Воробьи заняли. Скворцы ищут. (3 б)
20. Таких словосочетаний нет. (1 б)
21. Женя, Фима, Саша, Кира, Паша, Алька, Варя, Гера, Слава. (9б)
22. Ёжик – безударный гласный в суффиксе –ик-, парный по звонкости согласный в конце слова; шил- орфограмма ши с буквой и ( под ударением). (1 б)
23.Сельдь (1б)
24.Таких слов нет (1 б)
25. Пятак, пятачок, пятёрка, пятерня, пятёрочка, пятиклассник и т.д. (за каждый правильный ответ ставится один балл)
26. 1, 4, 6. (3 б)
27. 1, 4. (2 б)
28. мухолов, землекоп, кашевар, звездопад. (4 б)
29. 1-В,Е 2-А,Г 3-Б,Д (3 б)
30. 2,3,4 (3б)
31. 1, 3, 6 ( 3 б)
32.1-П.п., 2- Д. п., 3- Р. п., 4- Р. п. (4 б)
33.1-Г, 2-В, 3-Б, 4-А (3 б)
34. 1- ? 2-? 3-! (3 б)
35. 1-Д, 2-Г, 3-Е, 4-Б, 5-В, 6-А ( 6б)
36. 2,5. (2б)
37. 1,5 ( 2б)
38. 4,5,6,7,8,10 (6б)
39. 3,5 (2б)
40. 2,5,6 (3б)
41. 6 (1б)
42. 2, 3,5. (3б)
43. 2 (1б)
44. 2 (1б)
45. 4 (1б)
46. 3 (1б)
47. 5 (1б)
48. 2,4,6. (3б)
49. 1 (1б)
50. 3 (1б)
Литература
1.Семь раз отмерь, а один раз отрежь. Семеро одного не ждут. Семь бед- один ответ.(3 б)
2. Мороз Иванович, Лиса Патрикеевна, Ёрш Ершович, Кот Котофеевич,.. (4 б)
3. 1 (1б)
4. 3 (1б)
5. 1 (1б)
6. 2 (1б)
7. 4 (1б)
8. 2 (1б)
9. 3 (3б)
10. 2 (3б)
11. 2 (4б)
12. 1 (2б)
13. 2 (3б)
14. 2 (2б)
15. 3 (3б)
16. 3 (2б)
17. 3 б
18. 1-В,2-А,3-Б,4-Г,5-Д (3б)
19. Б (2б)
20. Б (2б)
21. В (3б)
22. Б,Г,Е (5б)
23. 1-5,2-4,3-1,4-2,5-3 (3б)
24. А (3б)
25. 1-2,2-1,3-4,4-3 (3б)
26.Недаром злится, в окно стучится (3б)
27. 2, 4 (3б)
28. А (2б)
29. 3 (2б)
30. 1-2, 2-4, 3-3, 4-1. (4 б)
31. 1) порой, временами, подчас, изредка 2) веселиться, торжествовать, праздновать, ликовать 3) настойчивость, стойкость, постоянство, выдержка, своенравие 4) дивный, изумительный, поразительный, потрясающий, волшебный, фантастический , диковинный. (4б)
32. 1) прямой 2) ненависть 3)радостно 4) продавать 5) легко (5б)
33. вороны-птицы, берёза-дерево, мы-дети (3б)
34.Есенин, Олеша, Пришвин , Родари (4б)
35. 3 (1б)
36. Карлсон. «Малыш и Карлсон» Астрид Линдгрен (3б)
37. Веретено (1б)
38. «Семь Симеонов» (1б)
39. 3 (1б)
40. 2 (1б)
41. 3 (1б)
42. 4 (1б)
43. 2 (1б)
44. Мальвина, Морозко, Маугли, Малыш, Матроскин (5б)
45. 1 балл за каждый правильный ответ (Два сапога-пара.)
46. глина, береста, пергамент (3 б)
47.о детях, природе, приключениях, басни, стихи (5б)
48.Без труда не вытянешь и рыбку из пруда. Делу-время,потехе-час. Что написано пером, не вырубишь топором. (3б)
49. басня (1б)
50. 3 (1б)
Используемая литература
Веригина Н.А. Тайны русского языка: Книга для учащихся начальной и средней школы.- Усть-Каменогорск: Медиа-Альянс, 2006.-68с.
Есенина С.А. Как научить Вашего ребёнка писать сочинения.4 класс. Практикум для учащихся 9-10 лет. Издание для дополнительного образования. М.: «Грамотей», 64 с.
Сборник заданий областной олимпиады младших школьников «Балдырған»- Усть-Каменогорск: «Дарын», 2016-2017 у.г.-60 с.
Сборник заданий областного интеллектуального турнира «Балапан»- Усть-Каменогорск: «Дарын», 2016г.-56с.
Тесты для начальной школы.-Издательство «Арман-ПВ», 2004г.-114стр.
Тесты для начальной школы: Учебное пособие для начальной школы .-Астана, 2001г.-157с.