Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Камышловский педагогический колледж»
Сборник подвижных игр

Камышлов, 2018
Сборник упражнений, направленных развитие ловкости, координации движений / сост. Н.С. Кондратьева. Камышлов: ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018.
В данный сборник включены подвижные игры, которые можно использовать на спортивных занятиях и во время прогулок в детском саду, на уроках физической культуры в начальной школе, а так же при составлении различных сценариев спортивных праздников в виде конкурсов и эстафет.
В сборнике можно найти игры любой направленности, как для зала, так и для спортивной площадки. Многие игры можно включать в календарно-тематическое планирование как подвижные игры на уроках по кроссовой подготовке, легкоатлетической подготовке, гимнастике и при планировании вариативной части рабочей программы.
©ГБПОУ СО «Камышловский педагогический колледж», 2018
Содержание
Пояснительная записка 5
«Охотники и утки» 8
«Удочка» 8
«Кружева» 9
«Кто быстрее?» 9
«Прихлопни комара» 10
«День и ночь» 10
«Соперники» (Петушки) 11
«Лягушка» 11
«Кто дальше?» 12
«Змейка (Проведи мяч)» 12
«Гусеницы» 13
«Из обруча в обруч» 13
Эстафета с мячами 14
«Бычки» 14
«Посадка картофеля» 15
«Мяч в кругу» 15
«Кто дальше?» (зимняя) 16
Охотник и зайцы 16
«Спутанные кони» 17
«Дойди до середины» 17
«Горелки» 18
«У ребят порядок строгий» 18
«Не попадись» 19
«Подними предмет» 19
«Свободное место» 19
«Снайперы» 20
«Встречная эстафета» 20
«Через ручеек» 21
«Космонавты» 21
«Поезд» 22
Список литературы: 23
Пояснительная записка
Игры, рекомендуемые школьной программой, направлены на решение не только образовательных, но также воспитательных и оздоровительных задач. Это особенно важно, так как всех, кто причастен к педагогике беспокоит гиподинамия детей. Двигательный режим ребенка заметно сокращается с момента поступления его в школу, что связано с началом новой деятельности - учебы. Единственным средством профилактики гипокинезии детей может стать создание оптимального объема двигательной активности с правильной постановкой учебной и внеклассной работы по физической культуре в школе. Немалая роль принадлежит здесь и подвижной игре - естественному виду живой и непосредственной деятельности, любовь и привычка к которой закладывается с раннего детства.
Дефицит движений детей школьного возраста становится причиной ослабления всего организма, что сказывается на снижении его общей биологической устойчивости. Среди школьников особенно распространены хронически заболевания дыхательных путей, и это служит причиной болезней внутренних органов, является постоянным очагом интоксикации сенсибилизации организма. Особую роль в профилактике заболеваний органов дыхания играет организация разнообразных подвижных игр и других физических упражнений на открытом воздухе. Установлено. Что при систематических занятиях резко сокращается количество заболеваний дыхательных путей (тонзиллитов, бронхитов), заметно улучшается осанка детей, снижается избыточный у многих детей вес.
Особенно важны занятия играми и корригирующей гимнастикой с детьми, относящимися к специальной медицинской группе. Не только уроки физкультуры, но и активный отдых во время перемен, занятия играми на свежем воздухе в режиме продленного дня содействуют созданию оптимального объема двигательной активности учащихся.
Успехи школьника в учебе во многом определяют четкое соблюдение режима дня и адекватные физические нагрузки. Чтобы правильно выбрать для школьника необходимый двигательный режим, организовать занятия физической культурой и спортом нужно учитывать особенности возрастного развития и возможности детей.
Мальчики и девочки младшего школьного возраста (7-9 лет) по показателям физического развития (вес, рост, окружность грудной клетки и пропорции тела) различаются незначительно. В этом возрасте они мало растут - от 120 до 137 см., а вот вес тела увеличивается более заметно: средняя прибавка составляет 2,5 кг. В год (с 26 кг. в 7 лет до 33,5 кг в 10 лет). Окружность груди, равнявшаяся в 7 лет половине роста, к 10 годам уменьшается на 2 - 3 см. (68 - 69 см.) из - за вытягивания тела в длину. Продолжается окостенение скелета, поэтому неправильная посадка за партой, односторонняя нагрузка (скажем ношение портфеля в одной руке, увлечение однообразными играми) могут привести к сутулости, искривлениям позвоночника. Особенно часто это наблюдается у детей со слабой мускулатурой, мало двигающихся. В дальнейшем, после окостенения скелета, у них на всю жизнь остаются боковые искривления позвоночника (сколиозы) сутулая или круглая спина, а живот в связи со слабостью брюшного пресса будет выпячен. В возрасте от 7 до 10 - 11 лет постепенно завершается окостенение рук? Укрепляются суставной и связочный аппараты, а также мышцы кисти. Это позволяет выполнять более тонкую и тяжелую работу и ряд сложных физических упражнений. По мере развития костей улучшается координация движений, растет мышечная сила.
Сердечно - сосудистая система имеет следующие особенности: в 7 - 9 лет вес сердца составляет 0,5% веса всего тела - почти как у взрослого. Однако снабжение органов и тканей всего организма кровью происходит у детей почти в два раза быстрее. Это объясняется более высокой частотой сердечных сокращений (в состоянии полного мышечного покоя она равна 85 - 90 уд / мин в 7 лет и 80 - 85 - в 10 лет); более высокой скоростью кровотока, то есть скоростью, с которой кровь проходит по сосудам тела и возвращается к сердцу; большим количеством артерий и капилляров.
В 7 - 11 лет у ребят еще слабо развиты дыхательные мышцы; дыхание более поверхностное и частное - 22 - 24 раза в минуту. Обмен веществ и уровень энергетических затрат организма в состоянии покоя довольно высоки (много энергии идет на рост и увеличение массы).
Организм ребенка отдает больше тепла, чем организм взрослого человека, из - за большей относительной поверхности тела, приходящейся на единицу веса. Так в 7 лет она равна 360 см2 /кг, в 10 - 338 см2 /кг, а у взрослого - 230 см2 /кг. В связи с эти потребность в питании (на 1 кг веса) у младших школьников значительно выше, чем у подростков и взрослых (М. Я. Студеникин, В. Н. Бисярина).
Возраст - своеобразный мостик между детством и отрочеством. Вчерашний ребенок становится школьником. Есть понятие «готовность к школьному обучению». Им психологи и физиологи обозначают ту степень физического и умственного развития, ту сумму знаний умений и навыков, которыми должен обладать ребенок, чтобы справиться с новыми обязанностями и задачами. Нередко родители считают: ребенок готов к школе, если владеет навыками чтения, счета, письма. Между тем гораздо важней не столько тот или иной, хотя и необходимый для обучения, навык, сколько общий уровень развития - и физического и умственного. Причем не следует рассматривать физическое развитие как нечто второстепенное - именно от него часто зависят успехи первоклассника.
Семь лет - это тот узловой момент, когда меняются жизненные условия и увеличиваются нагрузки, перестраивается организм. Это выражается в широком размахе колебаний в физической и психической сфере, в общей неустойчивости организма, в его податливости внешним воздействиям.
Цель сборника: отбор и систематизация упражнений, направленных на координацию движений, развитие ловкости, опорно-двигательного аппарата, способности бега, чувства спортивного соперничества, глазомера, опорно-двигательного аппарата
Задачи:
Подбор упражнений, направленных на развитие координации движений, ловкости.
Систематизация упражнений для развития ловкости, координации движений.
Оформление сборника упражнений для развития ловкости, координации движений
«Охотники и утки»
Цель игры: развитие глазомера, ловкости.
На игровой площадке чертится круг диаметром 5— 8 м (в зависимости от возраста игроков и их числа).
Все играющие делятся на две команды: «утки» и «охотники». «Утки» располагаются внутри круга, а «охотники» за кругом. «Охотники» получают мяч.
По сигналу или по команде учителя «охотники» начинают мячом выбивать «уток». «Убитые утки», в которых попал мяч, выбывают за пределы круга. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все «утки» из круга. Во время броска мяча «охотникам» нельзя переступать черту круга.
Когда будут выбиты все «утки», команды меняются местами.
Вариант игры: из числа играющих выбираются 3— 4 «охотника», которые стоят в разных концах площадки. У каждого «охотника» по малому мячу. Играющие разбегаются по площадке, но не выходят за ее пределы.
По сигналу или команде учителя все играющие останавливаются на своих местах, а «охотники» целятся и бросают в них мячи. Играющие могут уклоняться от летящего мяча, но им нельзя сходить со своего места.
Выбитые «утки» выходят из игры. Выигрывает «охотник» выбивший наибольшее число «уток».
«Удочка»
Цель игры: развитие ловкости, координации движений.
Из общего числа играющих выбирается водящий. Остальные игроки встают в круг диаметром 3—4 м.
Водящий становится. В центр круга. У него в руках веревочка длиной 2 м с привязанным к концу мешочком с песком. Водящий вращает веревочку так, чтобы мешочек с песком летел над уровнем пола на высоте 5—10 см.
Каждый из играющих должен подпрыгнуть и пропустить летящий мешочек. Тот, кого водящий задел летящим мешочком, получает штрафное очко. Подсчитывается общее число штрафных очков после того, как мешочек совершит 8—10 полных кругов. Побеждает тот, кого веревочка ни разу не задела по ногам.
После смены водящего игра начинается сначала.
«Кружева»
Из играющих детей выбирают двоих: один «челнок», другой — «ткач». Остальные дети становятся парами, лицом друг к другу, образуя полукруг. Расстояние между парами 1—1,5 м. Каждая пара берется за руки и поднимает их вверх, образуя «ворота».
Перед началом игры «ткач» становится у первой пары, а «челнок» — у второй и т. д. По сигналу учителя (хлопок, свисток) или по его команде «челнок» начинает бежать «змейкой», не пропуская ни одних ворот, а «ткач», следуя его путем, пытается догнать его.
Если «челнок» успеет добежать до последней пары полукруга и не будет пойман, то он вместе с «ткачом» становится последней парой, а игру начинает первая пара, распределив роли «челнока» и «ткача».
Если «ткач» догоняет «челнок» и успевает «запятнать» его прежде, чем он достигнет последней пары, то сам становится «челноком», а игрок, бывший «челноком», идет к первой паре и выбирает из двоих себе пару. С этим игроком он образует пару в конце полукруга, а оставшийся без пары становится «ткачом».
Правила игры: игра заканчивается, когда пробегут все пары.
«Кто быстрее?»
Цель игры: обучение ходьбе на лыжах (в младших классах) разными способами.
На игровой площадке, покрытой снегом, отмечают линии «старта» и «финиша» с расстоянием между ними 25—30 м.
На линии старта выстраиваются 3—5 играющих на расстоянии 1,5—2 м друг от друга и по сигналу или команде учителя начинают бег на лыжах. Побеждает тот участник, кто первым пересечет линию финиша.
Варианты игры:
забеги можно осуществлять с помощью палок или скользящим шагом без них, определяя победителя по итогам двух заездов;
можно проводить игру, разделив детей на 2—4 команды с равным числом участников, в виде эстафеты.
«Прихлопни комара»
Цель игры: обучение основным видам движения (прыжкам), развитие координации движения и ловкости, тренировка глазомера.
На игровой площадке дети образуют круг диаметром 4—5 м, стоят на расстоянии вытянутой руки друг от друга. В центре круга стоит воспитатель. У него в руке прут, длина которого должна быть равна радиусу круга. К концу прута на веревочке длиной до 0,5 м привязана яркая ленточка или платочек («комар»). Воспитатель держит прут так, чтобы «комар» находился на 5—10 см выше вытянутых рук ребенка, и, плавно водя прутом по кругу, заставляет «комара» летать.
Задача детей состоит в том, чтобы, подпрыгивая на месте, суметь двумя ладонями «прихлопнуть комара».
Правила игры: дети должны совершать прыжки на двух ногах или отталкиваясь одной ногой, что зависит от условий игры. Ребенок не должен покидать свое место в кругу в погоне за комаром. Если ребенку удалось прихлопнуть «комара», то движение «комара» прекращается, пока ребенок его не отпустит. Воспитатель отмечает наиболее, ловких, сумевших «прихлопнуть комара».
«День и ночь»
Цель игры: развитие силовой выносливости, быстроты реакции.
На игровой площадке на некотором расстоянии друг от друга проводятся две линии. У одной линии выстраиваются мальчики, у другой — девочки. Между ними находится ведущий. Команда мальчиков — «ночь», команда девочек — «день». По команде «Ночь!» мальчики ловят девочек, по команде «День!» девочки ловят мальчиков.
Правила игры: «осаленные» переходят в команду соперника.
«Соперники» (Петушки)
Цель игры: освоение прыжков на одной ноге, развитие ловкости и координации движений.
На игровой площадке очерчивается круг диаметром 1,5—2 м. Двое игроков становятся в центр круга лицом друг к другу. Каждый стоит на одной ноге (вторая согнута в колене), руки скрещены на груди.
Игра начинается по сигналу воспитателя: хлопок в ладоши, свисток и т. п. Задача играющего, прыгая на одной ноге и толкая соперника плечом, заставить его опустить вторую ногу или вытолкнуть его за пределы круга.
Игра проводится попарно, а победители пар встречаются между собой.
«Лягушка»
Цель игры: обучение прыжкам с места в длину в воде, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Игра проводится на мелководье, где глубина достигает колен ребенка.
Перед началом игры воспитатель показывает детям, как скачет лягушка, а потом предлагает повторить.
Стоя в воде, ребенок глубоко приседает, затем, резко выпрямляя ноги, отталкивается ими от дна и совершает прыжок, вытянув руки вперед. Во время прыжка ноги подтягиваются к рукам. Ребенок опускается на обе ноги.
После овладения техникой прыжка воспитатель может устроить соревнование между 3—4 «лягушками», кто из них прыгнет дальше за 3—5 прыжков.
«Кто дальше?»
Цель игры: освоение ребенком бега со скакалкой.
На игровой площадке проводится линия. Одновременно могут участвовать 2—4 ребенка с короткими скакалкам.
По первому сигналу воспитателя они начинают бег, прыгая через скакалку через каждый шаг, а по второму сигналу (через 1—1,5 минуты) останавливаются. Побеждает ребенок, который оказался впереди.
Вариант игры: на игровой площадке проводятся две параллельные линии на расстоянии 4—3 м (в зависимости от возраста и умения детей): линии старта и финиша.
У линии старта стоят 2—4 ребенка со скакалками, которые начинают по сигналу воспитателя бег. Побеждает ребенок, который первым пересечет линию финиша.
«Змейка (Проведи мяч)»
Цель игры: обучение ведению мяча (ногами, клюшкой, руками), обходя препятствия, развитие ловкости и координации движений.
На игровой площадке проводится линия. Перпендикулярно к ней расставляют в ряд 8—10 предметов (кегли, кубики, вбитые в землю колышки и т. п.) на расстоянии 1 м друг от друга.
По сигналу или команде воспитателя ребенок должен вести мяч ногой от линии, обходя все предметы «змейкой», то справа, то слева, не потеряв при этом ни разу мяч и не сбив ни одного предмета.
Побеждает тот игрок, кто пройдет «змейку» без ошибок.
Вариант игры:
можно сделать две одинаковые линии «змейки» на расстоянии 2 м друг от друга и проводить одновременно соревнование на скорость между двумя участниками;
ребенок будет вести от линии маленький мяч клюшкой, обходя предметы «змейки»;
игрок будет вести мяч от линии, обходя все предметы «змейки», ударяя его при этом о пол или землю.
«Гусеницы»
Цель игры: обучение в игровой форме прыжкам на одной ноге, развитие координации движений.
На игровой площадке перед началом игры проводят дне параллельные линии на расстоянии 6—10 м (в зависимости от возраста и возможностей играющих детей). Это линии «старта» и «финиша».
В зависимости от числа участников, все играющие дети делятся ни 2—3 команды с равным количеством игроков.
По команде воспитателя, команды подходят к линии старта и строятся в колонну друг за другом с дистанцией между колоннами 1,5—2 м. Каждый играющий сгибает ногу в колене. Стоящий за ним ребенок одну руку кладет на плечо стоящего впереди, а другой рукой держит его согнутую ногу. У последнего игрока нога просто согнута в колене. Таким образом, образуется команда-цепочка. По сигналу воспитателя каждая из команд-цепочек начинает движение вперед, передвигаясь прыжками на одной ноге.
Побеждает та команда, которая быстрее преодолеет расстояние между линиями и пересечет линию «финиша».
«Из обруча в обруч»
Цель игры: развитие основных видов движения (прыжки в длину с места), укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие координации движений.
На игровой площадке кладут обручи на расстоянии 30 см друг от друга. При отсутствии обручей на полу или на земле можно начертить на таком же расстоянии друг от друга круги или квадраты. Всего 6—8.
Дети выстраиваются в колонну и по сигналу воспитателя начинают прыжки на двух ногах из обруча в обруч, следуя с интервалом друг за другом, не мешая при этом друг другу. Ребенок, закончивший прыжки и достигший последнего обруча, бегом возвращается и становится в конец колонны.
В конце игры воспитатель отмечает качество прыжка и приземления детей, не забывая отметить положительное участие всех детей в игре.
Эстафета с мячами
Цель игры: обучение быстро и точно передавать мяч другому игроку, развитие ловкости и координации движения.
На игровой площадке проводится черта. Играющие дети разделяются на 2—3 команды с равным числом игроков. Команды становятся у черты в колонны на расстоянии вытянутых рук друг за другом. Расстояние между колоннами 1—1,5 м. Ноги играющих расставлены на ширину плеч. Стоящий первым в колонне ребенок держит в руках мяч.
По сигналу воспитателя (хлопок в ладоши, свисток и т. д.) или его команде: «Вверх!..» или «Поднять руки!..» все дети поднимают руки вверх, а стоящий первым ребенок передает мяч через голову второму, второй — третьему и т. д., пока мяч не получит последний ребенок в колонне. Когда мяч получает последний играющий, то он бежит и отдает мяч воспитателю.
Побеждает команда, игрок которой первым отдал мяч воспитателю.
Варианты игры:
сначала мяч передается вверху спереди назад, а потом в обратном направлении: сзади наперед, а поэтому воспитателю отдает мяч игрок, стоящий первым
мяч передается назад внизу между широко расставленными ногами;
комбинация двух движений: мяч передается назад вверху над головами, а вперед — внизу, между широко расставленными ногами.
«Бычки»
Цель игры: укрепление опорно-двигательного аппарата, развитие ловкости и координации движений.
На игровой площадке чертятся две параллельные линии на расстоянии 5—10 м (в зависимости от возраста детей). К первой линии подходят одновременно по 3—4 ребенка. Перед каждым на линии лежит по одинаковому мячу.
По сигналу или команде воспитателя дети становятся на четвереньки и начинают движение ко второй линии, одновременно толкая головой перед собой мяч.
Побеждает тот игрок, кто первым пересечет вторую линию, не потеряв при этом мяч.
«Посадка картофеля»
Цель игры: развитие быстроты, силовой выносливости.
Создаются две команды по пять человек. Игрок, стоящий первым - капитан, он держит в руках мешочек с пятью картофелинами (камешками). На расстоянии двадцати-тридцати шагов от каждой колонны начерчены пять кружков. По сигналу капитаны команд бегут к кружочкам и сажают картошку по одной в каждый кружочек, затем возвращаются и передают мешочек следующему игроку, который, взяв мешочек, бежит собирать картошку, и т. д.
Правила игры:
капитаны стартуют по сигналу;
игроки не выходят за линию без мешочка. Если картошка упала, ее следует поднять и затем бежать;
подбегать к команде надо с левой стороны.
«Мяч в кругу»
Цель игры: обучение передвижению в воде, развитие ловкости, умение бросания мяча.
Игра проводится в бассейне или на ограниченном участке водоема с глубиной по пояс играющим детям.
Из числа играющих детей выбирается водящий. Остальные дети становятся в круг на расстоянии вытянутой руки друг от друга. Водящий становится в центр круга.
По сигналу или команде воспитателя дети начинают перебрасывать мяч друг другу через круг, а водящий старается поймать его. Если водящий ловит мяч, то он занимает место в круге среди других играющих, а ребенок, который бросил мяч, становится на место водящего.
Правила игры: во время перебрасывания (броска и ловли мяча) можно делать шаг вперед или назад, падать в воду, но не вырывать мяч из рук другого; нельзя толкаться.
«Кто дальше?» (зимняя)
Цель игры: скольжение по льду с сохранением равновесия, развитие меткости, глазомера.
На игровой площадке «раскатывается» ледяная дорожка длиной 5—7 м. На расстоянии 1,5 м от начала дорожки кладут кубик (шайбу). Дети по очереди, разбегаясь с расстояния 2—3 м, скользят по дорожке на подошве обуви и стараются при скольжении ногой отодвинуть кубик как можно дальше.
Победителем считается тот игрок, который отодвинул кубик дальше всех.
Вариант игры: если после первой попытки кубик все еще находится на ледовой дорожке, игрокам предоставляется вторая попытка. Причем игрок, не сдвинувший кубик в первой попытке, выбывает из дальнейших соревнований.
Охотник и зайцы
Цель игры: обучение бегу в игровой манере, развитие ловкости и координации движения.
Из числа играющих детей выбирают двоих: «охотника» и «бездомного зайца». Остальные дети - «зайцы» чертят для себя на игровой площадке кружки-«домики» диаметром до 50 см.
Каждый заяц занимает свой «домик» - кружок. Воспитатель подает сигнал, по которому охотник начинает преследовать «бездомного» зайца. Убегая от охотника, «заяц» петляет между домиками, а потом неожиданно может заскочить в любой домик и стать за спиной живущего там «зайца». В тот же момент этот «заяц» превращается в «бездомного», должен покинуть «домик» и убегать от гоняющегося теперь за ним охотника.
Как только охотник догнал зайца и дотронулся до него рукой, они меняются местами: заяц становится охотником, а охотник — зайцем.
Вариант игры: общее число зайцев уменьшается, а вместо кружочков «домиками» для «зайцев» служат дети, по 3—4 взявшиеся за руки.
Они открывают «двери» (поднимают руки) перед «бездомным зайцем», пуская его в дом, и закрывают перед «охотником». Одновременно через другие «двери» домик покидает заяц, находившийся в нем. В остальном игра идет по тем же правилам.
«Спутанные кони»
Цель игры: развитие силовой выносливости, укрепление костно-мышечного аппарата ног.
На игровой площадке чертится линия. На расстоянии от нее (не более 20 м) устанавливаются флажки, стойки.
Играющие делятся на три-четыре команды и выстраиваются за линией. По сигналу первые игроки команд начинают прыжки, обегают флажки и возвращаются обратно бегом. Затем бегут вторые и т. д.
Правила игры:
выигрывает команда, закончившая эстафету первой;
прыгать следует правильно, отталкиваясь обеими ногами одновременно, помогая руками.
«Дойди до середины»
Цель игры: развитие ловкости, укрепление мускулатуры рук.
Для данной игры берутся две круглые палки одинаковой длины и одинакового диаметра. К середине каждой палки привязывается конец шнура длиной 8—10 м, а его середина отмечается привязанной яркой ленточкой. Двое играющих берут по палке и отходят друг от друга на длину шнура так, чтобы он был в натянутом состоянии.
По сигналу проводящего игру дети начинают быстро вращать палки обеими руками, наматывая на них шнур, и продвигаться постепенно вперед, поддерживая шнур в натянутом состоянии. Выигрывает тот участник, который раньше намотает шнур до ленточки.
В игре может принимать участие любое количество детей. Каждый раз играет другая пара.
Варианты игры:
выигравший получает право продолжить игру с другим партнером до первого поражения. Выявляется участник, победивший большее число раз.
проигравшие выбывают, а между победителями пар устраивается соревнование с последующим выбыванием до выявления одного победителя.
«Горелки»
Цель игры: закрепление в игровой форме навыков бега, развитие ловкости, координации движений.
На игровой площадке проводится линия. Играющих должно быть нечетное число. Из них выбирается один «водящий» («ловящий»). Остальные играющие строятся в колонну парами на расстоянии вытянутых рук, не доходя 2—3 шагов до проведенной линии, и берутся за руки.
Водящий становится на проведенную линию на 2— 3 шага сзади колонны играющих.
Дети в колонне говорят рифмовку:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло.
Глянь на небо — Птички летят,
Колокольчики звенят!
Раз, два, три — беги!..»
После слова «беги» дети, стоящие в последней паре, бегут по обе стороны колонны. Они стремятся пробежать вдоль всей колонны и стать первой парой, успев взяться за руки.
Ловящий старается успеть поймать одного из них, пока дети не успели встретиться и взяться за руки. Если ловящий (водящий) успевает поймать одного играющего, то уже он с этим играющим становится в первой паре, а оставшийся без пары игрок становится «ловящим».
Игра заканчивается после того, как все пары пробегут по одному разу, но может продолжаться и дальше. В таком случае, когда пробежали все пары, колонна делает 2—3 шага назад к линии.
«У ребят порядок строгий»
По сигналу учителя все разбегаются по площадке (залу) и произносят: «У ребят порядок строгий, знают все свои места. Ну, трубите веселее: тра-та-та, тра-та-та!». На следующий сигнал учителя играющие быстро строятся в колонну по одному (всего три колонны), каждый должен найти свое место. Выигрывает колонна, учащиеся которой быстро и правильно построились. Игра повторяется два раза.
«Не попадись»
Чертится круг, играющие располагаются на расстоянии одного шага от черты. Выбирается водящий (или двое), который встает в центр круга. Дети впрыгивают двумя ногами в круг и выпрыгивают обратно. Водящий бегает по кругу, стараясь коснуться играющих, когда они находятся внутри круга. При приближении водящего играющие прыжком на двух ногах возвращаются за линию. Тот, кого осалили, получает штрафное очко, но из игры не выбывает. Через некоторое время игра останавливается, подсчитывается количество проигравших и выбираются новые водящие из числа тех детей, которые ни разу не были осалены. Игра повторяется 2-3 раза.
«Подними предмет»
Цель игры: развитие ловкости, умения сохранять равновесие, освоение координации рук и ног, правильного положения туловища при передвижении на лыжах.
По условиям данной игры ребенок должен спуститься на лыжах с невысокой горки. На середине спуска находится приготовленный заранее предмет (еловая шишка, кегля, флажок и т. п.), который ребенок должен поднять, присев и наклонившись во время движения, не потеряв при этом равновесия.
Вариант игры: ребенок может спускаться с этой горки на санках, а во время движения поднять определенный предмет. Предметов может быть несколько, и за каждый из них начисляются очки.
«Свободное место»
Цель игры: развитие скоростных качеств, ловкости, внимания.
Из числа играющих выбирается водящий. Остальные дети становятся в круг, очерчивая к тому же небольшой круг (диаметром 40 см) вокруг своих ног. Водящий подбегает к одному из стоящих и дотрагивается до него рукой. После этого водящий бежит в одну сторону, и игрок — в другую. Каждый из них стремится быстрее обежать круг и занять освободившееся место. Оставшийся из двоих без места становится водящим, и игра продолжается.
Правила игры: пробегать через круг запрещается.
«Снайперы»
Цель игры: обучение метанию (вместе мяча — снежок), развитие точности броска, глазомера.
На игровой площадке сначала строится из снега стенка длиной до 2 м и высотой до 1 м. На ее плоский верхний край кладут яркий кубик, кеглю или другой яркий предмет.
На расстоянии 1,5—3 м (в зависимости от возраста детей) от стенки проводится линия. От этой линии дети по очереди стараются сбить предмет со стенки снежками (количество снежков может быть ограничено или не ограничено).
На верхний край стенки можно положить несколько ярких предметов на расстоянии 30—40 см друг от друга, чтобы в игре одновременно приняло участие несколько детей.
Победителем считается тот, кто поразил цель меньшим количеством снежков.
Вариант игры: после поражения цели ребенок отходит шаг назад и снова начинает поражать цель определенным количеством снежков (3 снежка). Так продолжается до промаха. Победителем считается тот, кто поражает цель с самой дальней дистанции.
«Встречная эстафета»
Цель игры: развитие быстроты, внимательности.
На поляне проводят две черты или прокладывают два параллельных лыжных следа на расстоянии 60 м — это стартовые линии. Играющие делятся на две команды с равным числом участников, которые выстраиваются в колонны на противоположных стартовых линиях.
По сигналу или команде учителя стоящие первыми в колоннах начинают бег в прямом направлении навстречу друг другу, стремясь как можно быстрее добежать до противоположной линии.
В момент пересечения линии играющий подает условный знак (поднятая рука, крик и т. п.), по которому начинает бег следующий участник команды. Побеждает та команда, все игроки которой первыми соберутся за стартовой чертой другой команды.
«Через ручеек»
Цель игры: развитие координации движений. На игровой площадке проводят две линии (можно извилистые) на расстоянии 1,5—3 м друг от друга (в зависимости от возраста играющих детей). Это «ручеек». Через «ручеек» проложены камешки на расстоянии 20— 30 см друг от друга (кусочки картона, дощечки или просто нарисованные на полу кружки). Они расположены с таким расчетом, чтобы ребенок мог без особого труда перебраться с одного камешка на другой, а затем и с одного бережка ручейка на другой.
Воспитатель подводит играющих детей к черте (бережку ручейка) и объясняет, что нужно по камешкам перебраться на другой берег, не замочив ноги. Потом воспитатель показывает, как это нужно делать. За воспитателем дети по очереди, перепрыгивая с камешка на камешек, перебираются на другой берег ручейка. Тот ребенок, который оступился и стал мимо камешка, а значит, замочил ноги, отправляется сушить их на скамеечку и временно выбывает из игры.
Игра продолжается несколько раз. Затем воспитатель хвалит всех детей, отмечая в то же время самых быстрых и ловких.
«Космонавты»
На площадке (в зале) в разных местах обозначаются ракеты. У каждого надпись сбоку – маршрут: «Земля – Луна - Земля», или «Земля – Венера - Земля», или «Земля – Марс – Земля». В каждой ракете 8-10 мест. Весь зал (или площадка) – ракетодром. Во всех ракетах на 2-3 места меньше, чем играющих в каждой команде. Играющие образуют круг и, держась за руки, идут по кругу со словами: «Ждут нас быстрые ракеты для прогулок по планетам, на какую захотим, на такую полетим! Но в игре один секрет – опоздавшим места нет!». После слова «нет» все разбегаются и стараются занять место в одной из ракет. Опоздавшие становятся в центр круга. Игра повторяется 2-3 раза. Отмечаются те играющие, кто совершил больше полетов.
«Поезд»
Цель игры: обучение в игровой форме основным видам движения (ходьба, бег), развитие координации движений, укрепление опорно-двигательного аппарата.
Перед началом игры воспитатель строит всех играющих в колонну вдоль одной из сторон игровой площадки и коротко напоминает, как движется поезд, ведомый «паровозом». Для того чтобы показать игру, во главе колонны «паровозом» становится воспитатель, а остальные играющие дети — «вагоны». В дальнейшем, после короткой дистанции, место «паровоза» занимает один из детей.
По сигналу воспитателя «паровоз» дает гудок «У-у-у!..» и «поезд» медленно трогается с места. Вагоны двигаются друг за другом с соблюдением определенного интервала (без сцепления), а дети при этом совершают движения согнутыми в локтях руками и произносят звуки «чу-чу-чу!..»
Воспитатель регулирует скорость движения «поезда», постепенно ускоряя движение, переходя на быструю ходьбу, а затем и на бег.
Воспитатель подает команду: «Поезд подходит к станции…» Движение поезда замедляется.
Воспитатель подает следующую команду: «Станция… Остановка…» Поезд останавливается. На станции во время остановки возможна замена «паровоза»: во главе состава становится другой ребенок, а бывший «паровоз» занимает место «вагона».
Воспитатель снова подает сигнал, и «поезд» отправляется в дальнейший путь. Так в течение игры поезд проходит через несколько станций со сменой «паровоза».
Правила игры: дети должны во время игры, особенно при смене ритма движения «поезда», строго соблюдать интервал между «вагонами», не натыкаться друг на друга, не толкать друг друга, не выходить во время движения из «состава».
Вариант игры: движение поезда может быть со сцеплением: во время движения только «паровоз» совершает движение руками, согнутыми в локтях, а руки всех детей-«вагонов» находятся на поясе впереди идущего.
После окончания игры воспитатель хвалит всех детей, отмечая при этом лучшие «вагоны» и лучший «паровоз».
Список литературы:
1. Сазонов А.С. Методический сборник "Игры для учащихся младшего школьного возраста" http://ped-kopilka.ru/blogs/sazonov-alexey/metodicheskii-sbornik-igry-dlja-uchaschihsja-mladshego-shkolnogo-vozrasta-3558/html (дата обращения 9.04.18).
2. Лигостаев Д.В. Сборник подвижных игр для начальной школы https://kopilkaurokov.ru/fizkultura/prochee/sbornik-podvizhnykh-ighr-dlia-nachal-nykh-klassov# (дата обращения 9.04.18).
3. Михайлова Т.А. Сборник подвижных игр для детей младшего школьного возраста https://multiurok.ru/files/sbornik-podvizhnykh-ighr-dlia-dietiei-mladshiegho.html (дата обращения 9.04.18).