Упражнения для развития познавательных способностей учащихся
2 класс.
Математика
Ученикам даётся любая нестандартная задача, для решения которой ученик должен:
1) провести анализ исходных данных;
2) выстроить последовательность действий;
3) получить искомый результат.
1.Найди логическую связь между числами первого и второго рядов и заполни окошки.
8 14 10 2
5 8 12 6
6 12 18 27
3 5 10 15
2. Разными символами обозначаются разные числа. Используя данные примеров, найдите три числа и сделайте равенства верными.
… • …• … = 15 … =
… - …=…+1 …=
…+ 15 =16 … =
… • … • …= 8 …=
• …=2 …=
…+ … = … …=
3. Поставьте знаки действий так, чтобы равенства стали верными:
54 * 6 = 27 * 3
32 * 4 = 4 * 2
4. а) Используя цифры 1,2,3,4,5, восстановите пример. Каждую цифру, используя 1 раз.
… … + … … + …= 60
б) Вставьте число, чтобы равенство было верным.
7+8+20- (13 – 9) – (12 – 8) - …= 10
5. Учащимся предлагается из трёх цифр получить как можно больше других чисел.
6. Из набора чисел выписать те, которые являются нечётными и одновременно делятся на 3.
3,6,9,12,13,15,18,22,24,27,29,33,36,38,39,41,42,46
7. Определите два числа в следующих выражениях:
Сумма двух чисел 16 их произведение 55
Сумма двух чисел 18 их произведение 45
Сумма двух чисел 16 их произведение 48
Сумма двух чисел 19 их произведение 78
Сумма двух чисел 24 их разность 18
8.Сумма трёх чисел равна 15. Сумма первого и второго 11, а разность третьего и первого 1. Найди эти числа (5,6,4)
9.Задачи на смекалку
А) Таня выше Светы, но ниже Наташи. Наташа ниже Кати, а Света выше Иры. Кто выше: Таня или Катя? Катя или Ира? Кто ниже6 Ира или Таня? (Катя, Наташа, Таня, Света, Ира)
Б) В зоопарк привезли16 животных: двугорбых, одногорбых верблюдов и несколько нерп. У этих животных на всех 17 горбов и 44 ноги. Подумайте и скажите, сколько же было двугорбых и одногорбых верблюдов и сколько нерп? Подсказкам – у нерп нет ног.
(44/4 = 11 –всего верблюдов; 16-11=5 нерп, из 11 верблюдов 6 двугорбых и 5 одногорбых – найти подбором Проверка: 6*2+5=17 – всего горбов)
Русский язык
1.Шифровка и дешифровка текста, слов
A)Собери слово из букв. (кон)
- Как преобразовать слово кон в слово мак? (кон-сон-сок-сак – мак)
Б) Зашифровать какое – нибудь грамматическое правило. Для этого необходимо придумать способ зашифровки (переставляя буквы, писать слово в обратном порядке).
В) Разбор предложения для лучшего запоминания.
Ученикам предлагается задание – сделать разбор предложения или правила, способствующее быстрому запоминанию.
2.Составление или сочинение рассказа, сказки из 3-4 слов.
А)Это могут быть существительные, прилагательные, глаголы, начинающие на одну букву.
Б) написать рассказ на тему.
В) Написать как можно больше слов на данное правило.
3. Упражнение «Вставьте буквы»
Нужно вставить в кроссворд буквы в клетках так, чтобы получились местоимения.
1) 3л.,мн.ч.,в И.п..(ОНИ)
2) 1л.,мн.ч.,в Д.п..(НАМ)
3) 3л.,мн.ч.,в Т.п..(ИМИ)
4) 3л.,мн.ч.,в Р.п..(ИХ)
5) 3л.,мн.ч.,в Д.п..(ИМ)
4. Упражнение «Хитрые вопросы»
1. Мама пришла с работы и увидев на столе посуду спросила: «Эти тарелки и чашки чистые?». Таня ответила маме четырьмя местоимениями. Какими? (ОНИ – ВЫ – МЫ- ТЫ)
2. Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево?
(оно). А какие ещё слова вы знаете, используя данный принцип.
5. А)Упражнение «Вставь слово»
С (…) ОКНО (ТОЛ)
КАБ (…) ОШКО (ЛУК)
СА (…) ОН (РАЙ)
Б) Упражнение «Какие это слова?»
К данным согласным добавьте нужное количество букв О так, чтобы получилось слово.
ВРН ГРД
ВСТК МЛТК
МЛК МРЗ
В) Упражнение «Допиши слово»
- Допиши в каждом ряду четвёртое слово, которое относилось бы к третьему так, как второе к первому.
1) РЕКА-РЫБА, НЕБО – (ПТИЦА)
2) СЛОН – ХОБОТ, ЧЕЛОВЕК – (ГУБЫ)
3) ЗАЯЦ – МОРКОВЬ, ОБЕЗЬЯНА – (БАНАН)
Г) Упражнение «Анаграммы»
Расшифруй название животных
1. Слепой землекоп (крто)
2. Комариная невеста с самоваром. (АУМХ)
3. Летающий шприц (кмрао)
Д) Упражнение «Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный»
Класс делится на две команды. Василиса Прекрасная и Кощей Бессмертный рассказывают, какими она бы хотела видеть детей, используя имена прилагательные.
Е) Упражнение «Четвёртое лишнее»
1. Дочка, почка, печь, ласточка (Печь – орфограмма «ь после шипящих у сущ ж.р.)
2. Полька, Колька, колья, письмо (Колья – орфограмма «Разделительный ь)
Ж) Упражнение «Графическая арифметика»
Корь – ь + идол – л + р =? (коридор)
Кар + то+фельдшер – дшер = ? (картофель)
Череп – п + муха = ? (черёмуха)
З)Исправь ошибки
а)Учитель пишет на доске текст с ошибками. Ученики, замечая ошибки, исправляют. Затем текст закрывается и диктуется учителем.
б)Помоги Незнайке найти «Неправильный фразеологизм»
Костя –мальчик смирный, комара не обидит (мухи)
Ребята затянули песню, кто в лес, кто по грибы. (дрова)
Кристина за словом в портфель не лезет. (карман)
Ребят в классе много – персику некуда упасть (яблоку)
И) Учитель предлагает учащимся увидеть и написать все слова, скрытые в слове Математика.
Литературное чтение
Виды работ над текстом, развивающие познавательные способности детей
1. Чтение, деление на части. Составление плана
2. Чтение с сокращением текста . Подготовка к сжатому пересказу.
3. Чтение, нахождение отрывка к рисунку.
4. Чтение, ответы на вопросы.
5. Чтение отрывка, к которому можно подобрать пословицу.
6. Нахождение предложения или отрывка, отражающего главную мысль рассказа.
7. Чтение и установление, что правдиво, а что вымышлено.(сказ)
8. Чтение, нахождение предложений, которые стали поговорками. (басня)
9. Нахождение в тексте 3,5..выводов.
10. Установление путём чтения причинно – следственных связей.
11. Чтение по ролям.
12. Нахождение предложения (отрывка), которое мог бы прочитать вот этот человек:
… … …
13. Конкурсное чтение стихотворения.
14. Нахождение в тексте выразительных средств языка.
15. Составление сравнительной характеристики героев.
Окружающий мир
1.Составление рефератов по определённой теме
2. Составление кроссвордов, викторин
3. Чтение плана местности, географической карты.
4. Составление опорных схем, таблиц
5. Практические и лабораторные работы.
Упражнения, направленные на развитие навыков саморегуляции, развитии свойств внимания, снятия эмоционального напряжения.
« Нос, пол, потолок»
По команде дети показывают рукой направления: пол, окно, потолок, дверь, нос. Педагог сначала, проговаривая команду, показывает правильно, а затем называет одно направление, а показывает другое. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
«Гномы – великаны»
По команде «Гномы» дети приседают, по команде «Великаны» встают. Ведущий сначала правильно показывает команды, затем произносит команду «Гномы», но не приседает и т.д. Задача детей не ошибаться, выполнять только словесные команды, независимо от того, что показывает ведущий.
Подобная игра «Четыре стихии». Команды: Земля, воздух, вода, огонь.
«Саймон сказал…» или «Пожалуйста…»
Ведущий произносит команду выполнить какое – либо действие (подпрыгнуть, повернуться, поднять правую руку). Если в начале команды звучит фраза «Саймон сказал…» или «Пожалуйста…» ее нужно выполнять, если нет , то не стоит. Главное не ошибиться и выполнять команды только с этими фразами.
«Запрещенное движение»
Предварительно договариваются, какие движения будут « запрещенными». Ведущий показывает какое-либо движение, а остальные его повторяют. Нельзя выполнять «запрещены» движения.
«Зеркало»
Ведущий показывает какое - либо движение или образ, остальные должны как зеркало точно его скопировать и показать. Выбирается «лучшее зеркало», которое продолжает игру.
« Веселый счет»
Возможны различные варианты проведения: счет до 10-20 в прямом и обратном порядке, сопровождающийся движениями (мотаем веревочку, поднимаемся по лесенке и т.д.)
- назови «соседей» цифры…
- «да» - «нет». Производится действие с числами, дается ответ, верен он или нет (2+1= 5 «да» – хлопок, «нет» – тишина, можно и покричать)
«Зоопарк»
Каждый превращается в любое животное, героя сказок, сего характерными движениями, повадками. Остальные пытаются угадать.
Упражнения, направленные на развитие памяти.
«Мы собирались в поход…»
Обыгрывается ситуация сбора в поход. Игра идет по кругу. Первый называет свой предмет, который возьмет с собой, следующий повторяет названный предмет и добавляет свой, и так дальше продолжается по кругу.
« Что изменилось»
Множество вариантов. Например.
- выложить предметы, картинки. Попросить запомнить. Отвернулись или опустили головы, меняем расположение, количество, состав и т.д. предметов. Затем вопросы о характере изменений.
- 5-6 человек строятся в шеренгу, потом меняется их местоположение. Запомнить кто где стоял и вернуть на места.
« Повтори за мной»
Задание выслушать, запомнить и повторить или продолжить. Зачитываются слова, пары слов, словосочетания, предложения, скороговорки.
« Кто больше увидит и запомнит»
Детям предлагается за определенный промежуток времени осмотреть и запомнить все предметы, которые есть в комнате. Затем каждый по очереди называет любой предмет обстановки, не повторяясь. Выигрывает тот, кто последним называет предмет. Игру можно усложнять, например, называть предметы только на букву…, в которых два слога, и т.д.
Упражнения, направленные на развитие мышления.
«Закончи слово, предложение»
Произносится часть слова, предложения. Нужно его продолжить.
«Назови одним словом»
Предлагается ряд слов, нужно подобрать обобщающее.
«Превращения слов»
Предлагается ряд слов, их нужно :
-превратить в «большие» (рука - ручище), «маленькие» (дом – домик),
- превратить в похожие слова по смыслу (красивый – прекрасный)
- превратить в «слова – наоборот» (белый- черный)
- «смягчить» (мол – моль) и т.д.
«Бывает – не бывает»
Предлагается ряд действий, ситуаций. Бывает – хлопок, не бывает – тишина.
«Что можно сделать с …»
Предлагается любой предмет Нужно придумать как можно больше вариантов его применения, даже самых фантастических
«Животные – растения»
Называются слова. Если это название растения нужно поднять руки вверх, если животного – хлопок, посторонний предмет – тишина. Возможны варианты.(птица, звери, рыбы; и т.д.)
Интеллектуальная разминка.
Чем отличается день от ночи?
У кого больше ног у собаки или у воробья?
Как называется день веселья радости и торжества?
Какой герой «вместо валенок перчатки натянул себе на пятки»?
Кто говорил такие волшебные слова: «Крекс, фекс, пекс!»?
Летом трава зелённая, а зимой…
Герой мультфильма, у которого любимым лакомством было варенье.
Упражнение 1. Игра «Запомни и найди»
Каждая пара игроков получает набор открыток. Задание: среди них найти ту, которую показывает ведущий. Количество открыток – 10.
Упражнение 2. Игра «Нужное число»
Ведущий показывает на короткое время геометрические фигуры разных цветов, в которых написаны числа 4, 7, 9, 16, 21. У каждого ученика такие же фигуры, но только без чисел. Задание: по памяти вписать в каждую фигуру нужное число.
Упражнение 3. Игра «Запомни движение».
Ведущий показывает движения, состоящие из 3-4 действий. Дети должны повторить эти действия, сначала в том порядке, в котором показал ведущий, а затем в обратном порядке.
Движение №1. Присесть – встать – поднять руки – опустить руки.
Движение №2. Поднять руки ладонями вверх («собирают дождик»), повернуть ладонями вниз – опустить руки вдоль туловища – поднять руки по бокам в разные стороны.
Движение №3. Отставить правую ногу вправо – приставить правую ногу – отставить левую ногу – приставить левую ногу.
Движение №4. Руки в стороны - присесть – встать.
Упражнение 4. Игра «Знаки препинания»
Задание отгадать про какой знак препинания загадка.
Я маковой крупинкой
Упала на тропинку,
Остановила вас –
Закончила рассказ.
На крохотное ушко
Похожа завитушка.
Велит нам
Постоять чуть – чуть
И отправляться
Дальше в путь.
На Странице я стою,
Всем вопросы задаю.
Согнут я всегда в дугу – Разогнуться не могу.
Я – минус в математике,
Но знак другой в грамматике.
Знаком я детворе, Меня зовут…
Упражнение 5. Игра «Запретный номер»
Игра развивает самоконтроль, самодисциплину, а также укрепляет навыки счёта.
Выбирается определённая цифра, например5. Дети встают в круг и по часовой стрелке считают по очереди: 1, 2, 3, 4… когда доходит очередь до пятого ребёнка, он не произносит цифру, а хлопает в ладоши 5 раз. В качестве запретных выбираются числа3, 5, 8, 10.
Упражнение 6. Работа в парах. Игра « Доскажи слово»»
На стол каждой пары игроков кладут карточки с недописанными словами. Задание: досказать слово.
Примерные слова: оч…, ю…, нос…, дя…., ма…, бел…, чес…,цып…, ры…, та…, зво…, жу…, фо…