СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

СБОРНИК речевых игр и пособий, для обучения детей 5-7 лет чтению в игровой форме.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный сборник игр и пособий имеет социально-педагогическую направленность, все задания выполняются исключительно в игровой форме. Благодаря этому интерес ребенка к занятиям поддерживается в течение всего времени. При подборе заданий были учтены индивидуальные и возрастные особенности  детей.

Материал сборника направлен не только на конечный результат — умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, толерантное отношение к окружающим.

Просмотр содержимого документа
«СБОРНИК речевых игр и пособий, для обучения детей 5-7 лет чтению в игровой форме.»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад комбинированного вида «Аленький цветочек»










СБОРНИК

речевых игр и пособий,

для обучения детей 5-7 лет чтению в игровой форме.




Составили:

  1. Корзун Татьяна Николаевна - учитель-логопед,

  2. Рукосуева Наталья Евгеньевна - учитель-логопед,

  3. Некрасова Анастасия Александровна - педагог-психолог,

  4. Буль Инна Александровна - педагог по изобразительной деятельности,

  5. Порхун Елена Владимировна - учитель-логопед,

  6. Рукосуева Анна Викторовна - учитель - дефектолог,

  7. Хлябина Монира Мухаметовна - инструктор по физической культуре.

  8. Шильникова Светлана Александровна - педагог – организатор.












г.Кодинск ,2024г.

Пояснительная записка.


Дошкольный возраст для большинства детей является наиболее благоприятным для активного развития восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Ребенок в этом возрасте физиологически готов к развивающему обучению. У него появляется желание учиться. Именно дошкольный возраст является наиболее эффективным для начала обучению чтению.

Данный сборник игр и пособий имеет социально-педагогическую направленность, все задания выполняются исключительно в игровой форме. Благодаря этому интерес ребенка к занятиям поддерживается в течение всего времени. При подборе заданий были учтены индивидуальные и возрастные особенности детей.

Материал сборника направлен не только на конечный результат — умение читать, но и на творческое развитие личностных качеств ребенка, толерантное отношение к окружающим.

Весь игровой материал систематизирован в определенной последовательности: от простого к сложному, от изучения звуков к овладению знаниями о буквах, слиянию слоговых элементов в слова.

В сборнике большое внимание отводится фонематическому восприятию. Для привлечения внимания к звуку предлагаются задания на составление слов из звуков, на нахождение звука в слове, определении его места в слове, даётся понятие твёрдых и мягких, глухих и звонких звуков. Занятия по изучению букв выстраиваются в соответствии с методической схемой: выделение звука, предназначенного для изучения, его артикуляция, характеристика звука, слуховые и дикционные упражнения, знакомство с буквой, упражнения в соотнесении звука и буквы, чтение слогов, слов, в последующем – текстов. При обучении чтению большое внимание придаётся чтению слогов-слияний.













Игры для развития фонематического слуха у детей первого года обучения (5-6 лет).


1 . «Ветер – ветерок».

Педагог предлагает встать около стульчиков. На слово "ветер" дети должны поднять руки, сильно ими раскачивать (как качаются де­ревья от ветра) и громко петь песенку - м-м-м. На слово "ветерок" дети должны присесть, тихонько петь песенку ветерка - ш-ш-ш и слегка рас­качивать руками (как качается травка от слабого ветра).

2 . «Жуки прилетели».

Взрослый: "Давайте представим, что за этим окном лес. Там живут жуки. Они летят к нам и жужжат: ж-ж-ж. (Сначала тихо, а затем громче). Устали и сели отдохнуть на листочек - ладошку. Отдохнули и полетели опять в лес.

3. «Насос».

Педагог предлагает сделать круг - мяч. "Вот какой у нас мяч, но он сдулся - ш-ш-ш (воспитатель и дети подбегают к середине круга). Давайте его надуем большим насосом - с-с-с (дети отходят назад, ими­тируют надувание мяча насосом, произносят - с-с-с). Мы так сильно накачали, что он лопнул - ш-ш-ш (дети произносят звук "ш", сбегают­ся в середину круга). Теперь давайте надуем мяч маленьким насосом - сь-сь-сь (дети имитируют работу маленького насоса, произнося звук "сь", делают круг).

4. «Будь внимательным».

Педагог: "Если я назову большого братца - звук "с", то вы подни­мете руки вверх и похлопаете, если назову маленького братца - звук "сь", вы присядете".

5. «Скажи, как я».

Педагог произносит слово с интонационным выделением одного звука, бросает мяч ребенку. Тот, поймав мяч, повторяет слово так, как воспитатель, и перебрасывает мяч воспитателю

6. «Зоопарк».

Педагог: "Вот зоопарк. Здесь будут жить разные зверюшки. Они пока у меня в коробочке. В зоопарк можно провести зверюшку только тогда, когда правильно назовешь первый звук ее имени (названия). Дети по очереди подходят, берут зверюшку, называют ее, называют первый звук слова, помещают ее в "зоопарк".

7. «Найди пару».

Педагог раздает детям по 1-ой предметной картинке, но так, что­бы у двоих детей слова - названия начинались с одного звука (машина - малина, стол - слон).

Педагог: "Посмотрите, что нарисовано на вашей картинке, поду­майте, с какого звука начинается это слово. Теперь пошли гулять, а по сигналу "Ищи" вы должны найти себе друга, название которого должно начинаться с того же звука, что и ваше слово. Держите кар­тинки так, чтобы их было видно".

8. «Назови первый звук».

Педагог: "Я назову слово, а тот, кому я брошу мяч, должен на­звать первый звук этого слова и перебросить мяч мне".

9. «Киоск открыт».

Педагог: "Я буду работать киоскером, продавать открытки. Но купить открытку можно только тогда, когда правильно назовешь предмет, который нарисован, и 1 звук слова". (Открытки по выбору педагога).

10.  «Найди братца».

I вариант:

Педагог дает каждому по 1-ой предметной картинке, вместе с детьми определяет первые звуки названий; на столе выкладываются картинки так, чтобы каждый ребенок мог найти предмет, название ко­торого начинается с братца его звука (названия его предмета)

II вариант:

"Я буду называть большого братца, а тот, кому я брошу мяч, должен назвать его маленького братца".

11. «Назови слова».

Воспитатель предлагает назвать слова, которые начинаются со звука

"л", а затем "ль".

12. «Звук потерялся»

1.В зоопарке живёт с . он (слон)

Словно дом, огромен он.

Уточнить с детьми, какой звук потерялся? (л)

2. Нам темно. Мы просим папу

Нам включить поярче ла . пу. (лампу)

Дети называют слово и пропущенный звук, (а)
3. Прыгал птенчик по дорожке

И клевал большие к . ошки. (крошки)

Дать детям задание определить, какой звук пропущен.

13. «Кто внимательный?»

1-й вариант:

Предложить детям хлопать в ладоши только тогда, когда они в словах услышат заданный звук.

2 -й вариант:

Определите первый звук в словах: баран, берёза, бабочка, Буратино, берет. Назовите слова, в которых звук « Б », а в которых «Бь »

3 -й вариант:

Предложить детям найти одинаковый звук в словах: клещи, щавель, щегол, ящик, ящерица, щека.






14. Игра « Большая стирка».

Цель: Создание условий для активизации знаний детей о звуках и буквах алфавита.

Задачи:

Формировать умение у детей правильно подбирать букву в соответствие со звуком.

Развивать внимание, память, мышление, связную речь.

Закреплять умение составлять слоги и слова, количество слогов, звуков и букв в слове.

Воспитывать любознательность, умение работать в коллективе, воспитывать интерес к игре.

Действие происходит со сказочными персонажами из сказок: Маша, медведь, мышь, лягушка, лиса, волк. Они затеяли большую стирку. Ребятам нужно помочь зверятам правильно постирать одежду и развешать на бельевую веревку с помощью прищепок.

Задания даются исходя из базовой подготовки ребенка. Могут выполняться как индивидуально, так и в коллективной форме.

Варианты игровых заданий:

Играют 2 ребенка. Перед детьми ставится тазик с одеждой, которую нужно сортировать сначала по цвету, затем каждый ребенок развешивает одежду, называя букву.

Дети вытягивают предмет одежды с определенной буквой, опустить в «тазик с водой» этот предмет можно только тогда, когда назовет несколько слов на данную букву. Тогда начнется стирка.

Индивидуальная игра: ребенок выбирает – кому хочет помочь, при этом необходимо составить словесный портрет героя из сказки. Нужно на веревку повесить футболки в определенной последовательности (слоги, слова или буквы).

Играют 4-5 детей. Ребенок берет предмет одежды, называет букву и передает ход, и так пока все не получат вещь для сушки, затем вывешивают на бельевую веревку в любой последовательности. Далее нужно запомнить расположение вещей на веревке. Затем ведущий меняет местами предметы одежды, ребята определяют, что изменилось.

Игра с использованием «бабочки». Бабочка на палочке садится сначала на футболку с согласной буквой(ребенок называет букву), потом на вещь с гласной буквой, нужно прочесть слог, или короткое слово ( мак, мел, сок…)






Цель: Создание условий для развития внимания, воображения, быстроты, ориентировки в пространстве. Формирование умений взаимодействия в команде. Закрепление речедвигательных умений через подвижную игру.

Игра «Мы шагаем»

Ходьба в колонне по одному. Инструктор произносит гласные звуки( а, о у, ы, и, э) - ходьба широким шагом, согласные звуки (п, м, н, р, с, т)- ходьба, коротким шагом, высоко поднимая колени.

Игра « Кто быстрее?»

В конкурсе участвуют две команды. Они договариваются, какую букву будут выкладывать, используя бросовый материал или инвентарь.

Напротив каждой команды лежит нужный материал.

По сигналу инструктора, дети по одному прыгают через короткую скакалку, собираются в кружок и выкладывают букву.

Чья команда выполнит первой задание – те победители.

Игра «Составь слово»

Каждая команда получает от ведущего карточки с заданиями. Для каждой команды они свои.

На карточках изображены шайба, лыжи - для первой команды. Волан, мячи для второй команды. Дети составляют эти слова из букв, набор букв прилагается.

По сигналу ведущего к обручу с буквами бегут первые участники, выкладывают первую букву заданного их команде слова и возвращаются обратно, передавая очередность следующему участнику.

Таким образом, это задание выполняют все участники каждой из команд. Побеждает команда, игроки которой первыми выполнят задание.

Игра «Выполни правильно и быстро»

В конкурсе участвуют по пять человек от каждой команды. Игроки первой команды должны написать слово «обруч», второй – «Каток».

Напротив каждой команды лежит лист бумаги и ручка, по сигналу ведущего к столу бегут, обегая конусы, первые участники команд, пишут первую букву, заданного их команде слова и возвращаются обратно.

Вторым участникам нужно написать вторую букву слова и т.д.

Кто выполнит первыми задания – те победители.

Игра «Зоркий глаз»

Дети ходят по спортивному залу, смотрят и находят в окружающих предметах на какую букву похож предмет.

О - обруч, мяч и т. д.

За каждую ассоциацию получают фишку.

У кого больше фишек – тот победитель.

Игра «Прочитай слог»

Дети с карточками, где написаны буквы, бегают по кругу, в центре которого буква. По сигналу останавливаются и произносят слоги, начиная с буквы, которая находится в центре круга.


Игра «Найди и покажи»

2 команды.

Дети с буквой в руках, находят картинку, на которой изображение начинается на эту букву, и быстро становятся в круг, где собирается команда.

Побеждает команда, игроки которой первыми выполнят задание.

Игра «Разложить картинки».

Цель: Учить дифференцировать звуки в словах.

    Детям предлагается оббежать обручи и разложить две картинки (игрушки) соответственно, на звуки [С] – [Ш],

сок, сова, собака, сапоги, сушка,

шина, шиповник, шуба, шайба, шуба и т.д.














Игра-упражнение «Поймай слово» (6 -7лет).

Цель: формирование навыков обучения чтению.

Задачи: развивать внимание, память, формировать образ слова.

Задание: зачеркни слово «КОТ».



КИТ КИТ

КОТ КИТ



КОТ КОТ КИТ

КОТ


КОТ КИТ



КОТ КИТ



КИТ КОТ КИТ


КОТ КИТ КОТ

КИТ КИТ

КОТ КИТ



КОТ КОТ КИТ

КОТ


КОТ КИТ



КОТ КИТ



КИТ КОТ КИТ


КОТ КИТ КОТ






Задание: зачеркни слово «КОТ», слово «КИТ» обведи в кружок.

КИТ КИТ

КОТ КИТ



КОТ КОТ КИТ

КОТ



КОТ КИТ



КОТ КИТ



КИТ КОТ КИТ


КОТ



КИТ КОТ


КИТ КИТ

КОТ КИТ



КОТ КОТ КИТ

КОТ



КОТ КИТ



КОТ КИТ



КИТ КОТ КИТ


КОТ



КИТ


Задание: зачеркни слово «КОТ», слово «КИТ» обведи в кружок.


КИТ КИТ

КОТ КИТ

КОМ


КОТ КОТ КИТ

КОТ

КОМ

КОТ КИТ КОМ

КОМ

КОМ КИТ


КОТ КИТ



КИТ КОТ КИТ


КОТ КОМ

КОМ


КИТ КИТ

КОТ КИТ

КОМ


КОТ КОТ КИТ

КОТ

КОМ

КОТ КИТ КОМ

КОМ

КОМ КИТ


КОТ КИТ



КИТ КОТ КИТ


КОТ КОМ

КОМ










Игры: «Укрась елочку», «Волшебный мешок», «Кто спрятался в лесу?».


Цель: развитие фонематического восприятия и зрительной памяти, посредством игр с использованием элементов ИКТ.

Закрепление понятий «звук» и «буква».




































































































«КТО СПРЯТАЛСЯ В ЛЕСУ?»
Назови фигуру и составь изображение
на которых есть буквы «Л» и «Ё»
















«КТО СПРЯТАЛСЯ В ЛЕСУ?»
Назови фигуру и составь изображение
на которых есть буквы «Л» и «Ё»





































Игровое пособие «Слова-моторика».

Цель: Совершенствование навыка слитного чтения слогов, слов. Развитие графических навыков.

Задачи:

  • автоматизировать навык чтения слияний слогов;

  •  развивать связную речь и мышление;

  • развивать концентрацию зрительного восприятия;

  • закрепить зрительные образы букв;

  • развивать зрительную память;

Задание: ребенок соединяет буквы и одновременно читает слово.





































Собери слова из букв.

Цель игры: поставить буквы в нужном порядке, подписать картинку.
Ребенок называет правильное слово, потом прислушивается к себе и подбирает буковки для записи в клеточках.



«НАЙДИ И РАСКРАСЬ»

ЦЕЛЬ: Закрепление чтения слогов. Развитие мелкой моторики, внимания.































Игра «Изобрази буквы».

Цель: Создание условий для развития внимания, воображения, ориентировки в пространстве. Формирование умений взаимодействия в группе. Закрепление речедвигательных умений через гармонию движений.

Дети делятся на 2 группы, танцуют под веселую музыку. Музыка остановилась, ведущий показывает букву, или слово, чья группа изобразит букву или составит слово вперед, та победитель.

Игра «Мы пляшем»

Цель: Формирование слуха, внимания. Закрепление гласных, согласных звуков.

Дети рассчитываются на первый, второй.

  1. Гласные, выполняют 3 притопа

  2. Согласные, выполняют 3 приседания

Выигрывает та команда, которая лучше станцует и меньше ошибается.

Спасибо за внимание!