КГУ «Первомайская средняя школа»
Сборник
сюжетно – ролевых игр
для детей старшего дошкольного возраста.
Автор: Кокорева Л.А.
В настоящей разработке предложены игры для ознакомления детей с разными профессиями, развития интереса и уважения к ним; воспитание навыков коллективной игры (умение договариваться, распределять роли и игрушки, радоваться успехам товарища);
Введение
«Сюжетно – ролевые игры для детей старшего дошкольного возраста».
Содержание:
1.Сюжетно – ролевая игра «Больница»
2. Сюжетно – ролевая игра «Больница»
3.Сюжетно – ролевая игра «Почта»
4.Сюжетно – ролевая игра «Шофёры»
5.Сюжетно – ролевая игра «Путешествие»
6.Сюжетно – ролевая игра «Лётчики»
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер.
Вся жизнь ребенка-дошкольника пронизана игрой, только так он готов открыть себя миру и мир для себя. Игра является одной из основных форм организации процесса воспитания, обучения и развития дошкольника.
Сюжетно-ролевая игра играет ведущую роль в формировании и развитии речи детей дошкольного возраста. В процессе сюжетно-ролевых игр создаются условия для дальнейшего упрочнения нравственных представлений, чувств, качеств детей, которые формировались в быту. Совместная игровая деятельность стимулирует развитие организованности и ответственности каждого ребенка: нужно выбрать место для игры, сделать атрибуты, правильно распределить роли. При помощи сюжетно-ролевых игр формируется личность ребенка; развития его интеллектуальных, творческих способностей, формируются нравственные качества, положительное взаимоотношение детей со сверстниками, с близкими и окружающими людьми, закрепляющие положительные тенденции в развитии старшего дошкольника и обеспечивающие нравственно-волевую готовность к обучению в школе.
Сюжетно-ролевые игры для дошкольников
1.Сюжетно – ролевая игра «Больница» (вариант 1)
Задачи: Развивать интерес и уважение к профессии врача. Помочь детям налаживать взаимоотношения в игре.
Роли | Ролевые действия |
Главный врач | Принимает на работу медицинских работников. Организует работу, контролирует, беседует с больными. |
Врач-специалист | Принимает пациента, выслушивает, прослушивает, назначает лечение. Даёт советы. Выдаёт больничный лист. |
Медсестра | Выполняет назначения врача. Беседует с больными. Моет инструменты. |
Санитарка | Убирает медицинский кабинет (моет пол, протирает пыль) |
Регистратор | Записывает больных на приём. Выдаёт талон на приём и медицинскую карту. |
Пациент | Приходит на приём к врачу с талоном и мед.картой. Рассказывает, показывает что болит. Выполняет все советы, назначения врача. |
2. Сюжетно – ролевая игра «Больница»(вариант 2)
Задачи: Помочь детям налаживать взаимоотношения в игре, развивать речь, обогащать словарь.
Роли | Ролевые действия |
Доктор | Ведёт приём, прослушивает, смотрит горло; измеряет давление, выписывает рецепт. |
Медсестра | Выполняет назначение врача, делает уколы, ставят банки, горчичники. |
Пациент | Приходит на приём к врачу, рассказывает, что его беспокоит, выполняет рекомендации врача. |
Регистратор | Заполняет карту больного, даёт талончик. |
Медсестра процедурного кабинета | Делает уколы, прививки, ингаляции, прогревание. |
Продавец в аптечном киоске | Отпускает лекарства по рецепту врача |
| |
3.Сюжетно – ролевая игра «Почта»
Задачи: Помогать детям налаживать взаимодействия в игре, развивать речь, обогащать словарь.
Роли | Ролевые действия |
Почтальон | Берёт на почте письма, газеты, журналы, открытки; разносит их по домам; отпускает корреспонденцию в почтовый ящик |
Клиент | Отправляет посылки; покупает конверты, газеты и открытки; занимает очередь; отправляет денежные переводы. Соблюдает правила поведения в общественном месте; занимает очередь. |
Оператор | Принимает посылки, денежные переводы; продаёт газеты и журналы; сортирует письма, газеты, журналы |
Шофёр | Подвозит на почту новые газеты, журналы, открытки; привозит посылки и бандероли; забирает посылки и бандероли, отвозит их на железную дорогу. |
Зав. почтой | Контролирует работу почтальона, оператора, звонит и заказывает свежие газеты, журналы, новые открытки; выдаёт зарплату. Выдаёт шофёру путёвку или лист-задание; благодарит служащих почты за хорошую работу |
4.Сюжетно – ролевая игра «Шофёры»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в игре, развивать речь, обогащать словарь.
Роли | Ролевые действия |
Шофёр | Ведёт машину, рулит, подаёт сигнал, устраняет неполадки, делает остановки, объявляет их. |
Пассажир | Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения в общественном транспорте, сидит. |
Бензозаправщик | Заливает в машину бензин, берёт деньги, пробивает чек |
Милиционер | Регулирует движение, штрафует водителя за нарушение, делает замечания шофёру, пассажиру |
Водитель др. машины | Перевозит груз, рулит, ведёт машину. |
5.Сюжетно – ролевая игра «Путешествие»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в игре,развивать речь, обогащать словарь.
Роли | Ролевые действия |
Капитан | Ведёт корабль, даёт указания другим членам команды |
Боцман | Командует матросами, следит за тем, как они выполняют работу. |
Штурман | Следит за маршрутом плавания |
Радист | Выходит на связь с другими кораблями, с диспетчерской службой на берегу. |
Врач | Лечит заболевших во время плавания |
Пассажиры | Покупают билеты, садятся на корабль, соблюдают правила поведения в общественном транспорте |
Кассир | Продаёт билеты, проверяет их |
6.Сюжетно – ролевая игра «Лётчики»
Задачи: помогать детям налаживать взаимодействия в игре,развивать речь, обогащать словарь.
Роли | Ролевые действия |
1 Пилот | Командир экипажа управляет самолётом во время полёта, руководит действиями членов экипажа |
2 пилот | Дублирует действия 1 пилота |
Штурман | Следит за навигационной обстановкой, работает с картой |
Пассажир | Покупает билет, выходит на остановках, соблюдает правила поведения во время полёта, сидит. |
Бортмеханник | Обслуживает системы самолёта и двигателя |
Стюардесса | Обслуживает пассажиров и экипаж (подаёт воду, чай, кофе). Следит за состоянием пассажиров |
Литература:
Учебно-методический журнал «Дошкольное воспитание» 1993г
Республиканский учебно- методический журнал «Дошкольное образование» 2013г
Зворыгина Е.В. « Сюжетные игры для детей». Москва, Просвещение, 1988 г.
Смоленцева А.А. «Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста». Москва, «Просвещение», 1987.