К
артотека театрализованных игр для формирования коммуникативных умений детей старшего дошкольного возраста.
1. Пояснительная записка.
Театрально – игровая деятельность имеет большое значение для всестороннего воспитания детей: развивает художественный вкус, творческие способности, формирует чувство коллективизма, развивает память, способствуют развитию коммуникативных умений.
Театрализованные игры включают:
действия детей с кукольными персонажами (сюжетными и образными игрушками), пальчиковыми, бибабо, плоскостными фигурами, куклами марионетками;
непосредственные действия по ролям;
литературную деятельность (проявляется в виде диалогов и монологов от лица персонажей литературных произведений, с использованием слов автора);
изобразительную деятельность – носит характер пространственно - изобразительной, оформительской: дети создают рисованные или аппликативные декорации, костюмы персонажей;
музыкальную – исполнение знакомых песен от лица персонажей, их инсценировани, приплясывание, напевание и т.д.
Работа по ознакомлению с театрально – игровой деятельностью начинается с младшего дошкольного возраста (разыгрывание с помощью воспитателя знакомых сказок, народных песенок, потешек, небольших занимательных сценок) и продолжается в среднем и старшем дошкольном возрасте (создание мини-этюдов, игр-имитаций, элементов логоритмики, пальчиковой и артикуляционной гимнастики, театральных постановок, мини-спектаклей). Всё это является хорошим средством повышения эмоционального тонуса малышей, развития их общительности, стремления принимать активное участие в общих затеях.
Организация театрализованных игр непременно связана с работой над выразительностью речи. Педагог учит детей управлять силой голоса, тембром, темпом речи, соответствующим персонажу, учит звукоподражанию, чёткой дикции. После разучивания текста воспитатель начинает работать с детьми над движениями; учит их по средствам движения передавать характер литературного героя (лиса – хитрая, ходит на цыпочках, в глазки всем заглядывает, вертит головой в разные стороны, хочет всем понравиться).
Для театральных постановок и мини – спектаклей необходимы несложные атрибуты, элементы костюмов, декорации. Они должны соответствовать требованиям охраны жизни и здоровья детей. Изготовление несложных атрибутов осуществляется на занятиях ИЗО и в свободное время.
Организация театрализованной деятельности создает условия для приобретения новых знаний, умений и навыков; расширяет круг общения детей, помогает каждому ребенку найти своё особенное место, стать полноценным членом сообщества.
Именно в общем спектакле дети естественно и непринужденно усваивают богатейший опыт взрослых, перенимая образцы поведения. Участвуя в совместной с взрослыми деятельности с «открытым», незапрограммированным результатом, дети знакомятся с разными моделями поведения людей, усваивают правила хорошего тона, этикета.
2. Содержание театрализованных игр детей старшего дошкольного возраста.
1. Игра «Мы в театре»
Цели игры: дать детям представление о театре, вызвать интерес к нему. Познакомить с терминами «публика», «пьеса», «спектакль», «партер», «эмблема». Учить взаимодействовать и договариваться друг с другом, выручать товарища. Соблюдать правила культуры общения в отношениях со сверстниками и взрослыми; учить разыгрывать несложные театральные этюды.
Материал и оборудование: тумба с окошком и надписью «касса», куклы бибабо, фланелеграфе и карточки с изображением животных, несколько использованных театральных билетов из разных театров. На каждого ребёнка изготовленный воспитателем театральный билет, программа спектакля.
Ход занятия:
Педагог встречает детей перед входом в зал.
Педагог:
Сегодня мы с вами пойдём в театр. Кто из вас был в театре? Вам там понравилось? (Ответы детей.) Люди, которые приходят смотреть представление в театре, - это публика. Сегодня публикой будем мы с вами.
Приглашает детей войти в зал. Все подходят к тумбе с надписью «касса».
Театр открывается, всё готово к началу представления. Билеты продаются в кассе за вежливое слово.
Разыгрывает с героями плоскостного театра на фланелеграфе стихотворение Э. Мошковской «Вежливое слово».
В три часа открылась касса, собралась народу масса,
Даже Ёжик пожилой притащился чуть живой…
- Подходите, Ёжик, Ёжик!
Вам билет в каком ряду?
- Мне поближе: плохо вижу.
Вот СПАСИБО! Ну, пойду.
Говорит Овечка: - Мне-е-е одно местечко!
Вот моё БЛАГОДАРЮ – доброе словечко.
Утка: - Кряк! Первый ряд! Для меня и для ребят! –
И достала Утка ДОБРОЕ УТРО.
А Олень: - ДОБРЫЙ ДЕНЬ! Если только вам не лень,
Уважаемый кассир, я бы очень попросил
Мне, жене и дочке во втором рядочке
Дайте лучшие места, вот моё ПОЖАЛУЙСТА!
И вдруг, отпихнув старух, стариков, Петухов, Бурундуков…
Вдруг ворвался Косолапый, отдавил хвосты и лапы.
Стукнул Зайца пожилого…
- Касса, выдай мне билет!
- Выше вежливое слово?
- У меня такого нет!
- Ах, у вас такого нет? Не получите билет!
- Мне – билет!
- Нет и нет. Не стучите – мой ответ. Не рычите – мой совет,
Не стучите, не рычите, ДО СВИДАНИЯ. ПРИВЕТ.
Ничего кассир не дал! Косолапый зарыдал… (Э. Мошковская.)
Педагог:
Как помочь косолапому? (Дети называют вежливые слова, медведь получает билет.) Раз вы такие молодцы, то тоже получайте билеты в театр! (Раздаёт билеты.) На билетах написано название и адрес театра, дата (день, месяц и год) и время начала представления, название спектакля, обозначены ряд и места, на которых мы должны сидеть. Чтобы узнать, кто будет исполнять роли, кто придумал и поставил спектакль, нужно купить программу. Театральные программы продаёт капельдинер. (Его роль исполняет воспитатель. Дети покупают программки за вежливые слова.)
Откройте и рассмотрите её. В программе напечатано всё, что нам интересно знать о представлении, - какие актёры играют, кто сочинил пьесу и как она называется. Пьеса – это сочинение, написанное для представления в театре, то есть её можно прочитать. А спектакль можно посмотреть – это зрелище, которое представляют актёры, или, как их ещё называют, артисты. Запомнили? А теперь мы с вами проёдём в зрительный зал. Места, которые расположены ближе к сцене, называются партером, что в переводе с французского означает «на земле». У нас билеты в партер. Занимайте свои места. Спектакль начинается!
Воспитатели показывают детям кукольный спектакль – сказку «Гуси-лебеди».
Педагог:
Понравился вам спектакль? Вы не устали? Давайте поиграем.
Проводится музыкальная игра «Чей кружок скорее соберётся?» (под русскую народную мелодию «Как под яблонькой»).
Педагог:
Мне очень понравилось, как вы играли. А вам понравилось представление в нашем театре? Хороший у нас театр? Жаль только, что у него нет названия и эмблемы. Эмблема – это символ театра. Театры отличаются друг от друга – есть кукольные, детские, оперы и балета и многие другие. Вот посмотрите, у меня есть билеты из разных театров. На каждом билете есть эмблема. (Дети рассматривают билеты, педагог объясняет символику эмблем.)
Домашнее задание: придумать название театра и его эмблему с помощью родителей.
2. Игра - драматизация сказки «Теремок»
Цели игры: Формировать у детей интерес к играм – драматизациям, развитие целостного восприятия русской народной сказки.
Продолжать развивать у детей умение создавать выразительный образ в игре - драматизации, развивать умение имитировать характерные действия персонажей. Формирование навыков сотрудничества, умение понимать эмоциональное состояние сверстника, через роль в игре. Совершенствовать культуру зрителя. Воспитание, добра, бережного отношения к друг другу через сказку.
Оборудование: Декорация теремка; маски животных для сказки.
Предварительная работа. Чтение русской народной сказки «Теремок», рассматривание иллюстраций к сказке, показ сказки на фланелеграфе, плоскостного театра, коллективная работа по ИЗО деятельности (аппликация) по сказке.
Атрибуты: Теремок, костюмы.
Действующие лица: Сказочница (воспитатель), Мышка, Лиса, Лягушка, Волк, Заяц, Медведь.
Приготовить для зрителей детей билеты.
Стоит в поле теремок-теремок. Он не низок, не высок. Бежала мимо мышка - норушка. Кто будет мышкой? Наряжайся, к теремку отправляйся и за дело принимайся. Увидела мышка теремок, остановилась и спрашивает:
-Терем, теремок! Кто в невысоком живет?
Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нем жить. (Убирается в доме)
Кто следующий придёт в теремок? А кто будет лягушкой?
Прискакала к теремку лягушка-квакушка и спрашивает:
- Терем - теремок! Кто в невысоком живет?
- Я, мышка-норушка, а ты кто?
- А я, лягушка-квакушка!
- Иди ко мне жить!
Лягушка прыгнула в теремок, стали они вдвоем жить. (Лягушка печет пироги)
Какой персонаж пришел в теремок следующий?
Бежит мимо зайчик - побегайчик. Остановился и спрашивает:
- Терем - теремок! Кто в невысоком живет?
- Я, мышка - норушка!
- Я, лягушка - квакушка! А ты кто?
-А я, зайчик - побегайчик!
- Иди к нам жить!
Заяц скок в теремок! Стали они втроем жить. (Заяц колет дрова)
Кто потом пришел к теремку? Кто у нас будет лисичкой-сестричкой? Показывай, как идет лисичка-сестричка.
Идет лисичка - сестричка.
Постучала в окошко и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в невысоком живет?
- Я, мышка - норушка!
- Я, лягушка - квакушка!
- Я, зайчик-побегайчик!
- А ты кто?
- А я, лисичка-сестричка!
- Иди к нам жить!
Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить. (Лиса носит воду)
Какой персонаж следующий прибежал к теремку? А как наш волчок бежит?
Прибежал волчок серый бочок, заглянул в дверь и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в невысоком живет?
- Я, мышка - норушка!
- Я, лягушка - квакушка!
- Я, зайчик - побегайчик!
- Я, лисичка - сестричка!
- А ты кто?
-А я волчок серый бочок!
- Иди к нам жить!
Волк и влез в теремок. Стали они впятером жить. (Волк подметает двор)
Стоит в поле теремок, теремок,
Он не низок, не высок!
Дорогие звери, кто же забыл сегодня в нашу сказку придти? (Медведь)
На улице уже весна, как долго спит Медведь.
А мы его сейчас пойдем и разбудим.
Игра "У медведя во бору”
Медведь вылезает
Медведь - зверь лесной и спит зимой.
Хватит тебе, Медведь, спать!
Все вокруг радуются весне, пойдем с нами плясать!
Танец зверей, медведь танцует и нечаянно ломает теремок
Чем о домике жалеть, лучше новый сложим!
И пошла у них работа: принялись они бревна носить, доски пилить – новый теремок строить.
Ритмическое упражнение: «Пила»
Берем в руки пилу, наклоняемся…
Запилила пила, зажужжала, как пчела.
Дети имитируют пилку досок и бревен, приговаривая «Вжик-вжик, вжик-вжик)
(вдох-выдох, носят брёвна, строят теремок.
Напилили досок, стали брёвна носить. Теремок новый строить. Работали дружно, весело.
Пальчиковая игра «Строим теремок»
Тук-ток, тук-ток! Дети ударяют кулачками друг о друга.
Застучал молоток.
Будем строить теремок
С высоким крыльцом, Поднимают руки.
С окнами большими, Сгибают поднятые руки в локтях и кладут
одну ладонь на другую («окно») .
Со ставнями резными. Разводят руки в стороны («раскрывают ставни»).
Тук-ток, тук-ток! Дети ударяют кулачками друг о друга.
Замолчал молоток. Опускают руки.
Вот готов наш теремок. Соединяют руки над головой («крыша»).
И построили теремок новый, красивый, просторный!
Лучше прежнего выстроили!
Стоит в поле теремок, теремок
Он не низок, не высок, не высок.
Без веселья здесь нельзя
В теремке живут друзья! (вместе)
Сказке наступил конец,
а кто слушал, молодец.
Дружба сказке помогла.
С дружбой спорятся дела.
3. Драматизация сказки «Колобок» на новый лад.
Цели игры: Пробуждать интерес детей к театрализованной игре;
учить посильному участию в драматизации, имитируя характерные движения героев сказки, передавать эмоциональное состояние голосом, мимикой.
Формировать умения вступать детей в контакт со сверстниками и взрослыми, умение передавать информацию, вступать в диалог, слушать собеседника, совершенствовать культуру зрителя.
Оборудование: компьютер, маски животных.
Действующие лица: колобок, заяц, волк, медведь, лиса, девочка Таня.
Планируемый результат: Дети изображают героев сказки, имитирую характерные им признаки, передают эмоциональное состояние героев мимикой, голосом. Активно вступают в контакт со взрослыми и сверстниками, умеют передавать информацию, вступают в диалог, слушают собеседника.
Ведущая: Жили, были дед да баба. Попросил дед бабу испечь колобок.
( Дед и баба встают около стульчиков)
Дед: баба, испеки мне колобок.
Баба: Хорошо. (Уходит за домик)
Ведущая: Пошла баба по амбару помела, по сундукам поскребла и наскребла горсти две муки на колобок. Замесила тесто на сметане, скатала колобок, испекла его в масле и положила на окошко остудиться. (Баба выходит из домика, выводит колобка, садит около окошка, сама садится на стульчик).
Ведущая: Надоело колобку лежать, вот он и покатился по дорожке.
(Дед и баба стоят, качают головой, изображают горе).
Ведущая: Катится колобок по дорожке, катиться, а навстречу ему заяц. Увидел заяц колобка такого румяного, вкусного и говорит:
Заяц: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня, я тебе песенку спою, садись на пенёк.
- Я колобок, колобок!
По амбару метён,
На сметане мешён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
И от тебя убегу.
Ведущая: И покатился колобок дальше: только заяц его и видел.
Катится колобок по тропинке в лесу, а навстречу ему волк. Подошёл волк к колобку, понюхал его и говорит:
Волк: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня серый волк, я тебе песенку спою, садись на пенёк.
- Я колобок, колобок!
По амбару метён,
На сметане мешён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
И от тебя убегу.
Ведущая: И покатился колобок дальше: только волк его и видел.
Катится колобок по лесу, а навстречу ему медведь. Подошёл медведь к колобку, понюхал его, посмотрел какой колобок румяный, вкусный и говорит:
Медведь: Колобок, колобок! Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня косолапый, я тебе песенку спою, садись на пенёк.
- Я колобок, колобок!
По амбару метён,
На сметане мешён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
И от тебя убегу.
Ведущая: И покатился колобок дальше: медведь только в след ему и посмотрел.
Катится колобок, катится, а навстречу ему лиса. Подошла лиса к колобку, понюхал его и говорит:
Лиса: Здравствуй, колобок! Какой ты румяный, вкусненький. Я тебя съем!
Колобок: Не ешь меня рыжая, я тебе песенку спою, садись на пенёк.
Я колобок, колобок!
По амбару метён,
На сметане мешён,
Я от дедушки ушёл,
Я от бабушки ушёл,
Я от зайца ушёл,
Я от волка ушёл,
Я от медведя ушёл.
И от тебя убегу.
Лиса: (соскакивает с пенька, загораживает дорогу колобку)
Не пущу! Съем!
Колобок: Да ни ешь ты меня. Пойдём лучше к моей бабушке, она тебя пирожками угостит.
(Взялись за руки, идут по дорожке)
Ведущая: Идут они по дорожки, видят медведь стоит. Медведь как зарычит:
Медведь: Вы куда?
Колобок с лисой: В гости, к бабушке, она нас пирожками угостит.
Медведь: Возьмите меня с собой
.Колобок с лисой: Пойдём.
(Взялись все за руки, идут по дорожке)
Ведущая: Пошли они опять, по лесной тропинке. Смотрят, а навстречу им волк идёт, зубами стучит от голода. Волк их и спрашивает:
Волк: Вы куда?
Колобок, лиса, медведь: В гости, к бабушке, она нас пирожками угостит.
Волк: Возьмите меня с собой.
Колобок, лиса, медведь: Пойдём.
(Взялись все за руки, идут по дорожке)
Ведущая: И пошли они все вместе по лесу дальше. Видят, зайчик стоит, весь дрожит от голода. Зайка увидел колобка, зверей и спрашивает:
Заяц: Вы куда?
Колобок, лиса, медведь, волк: В гости, к бабушке, она нас пирожками угостит.
Заяц: Возьмите меня с собой.
Колобок, лиса, медведь, волк: Пойдём.
(Взялись все за руки, идут по дорожке)
Ведущая: И пошли они все вместе по дорожке к домику, где жил дед да баба.
Увидели дед да баба, что колобок вернулся, обрадовались. А колобок и говорить:
Колобок: Меня звери съесть хотели, но ни съели. Баба, угости их пирожками.
Баба: Хорошо, сейчас напеку.
Ведущая: А давайте мы все поможем бабушке напечь пирожков для всех.
(Поём песенку «Я пеку, пеку, пеку», баба берёт разнос с пирожками и выносит зверям)
Ведущая: Вот такая наша сказка. И колобок остался цел и звери сыты. Тут и сказке конец, а всех гостей и артистов приглашаю в группу на чаепитие.
4. Игра – драматизации « Заюшкина избушка».
Цели игры: Воспитывать интерес и любовь к сказкам, прививать социальные навыки. Изображать характерные особенности поведения персонажей, используя мимику и жесты, проявлять чуткость, отзывчивость, сопереживание к партнёрам по общению; оценивать эмоциональное поведение друг друга.
Материал. Декорации к сказке: домики Лисички и Зайчика, шапочки и костюмы героев сказки.
Предварительная работа. Чтение русских народных сказок, подвижные игры «У медведя во бору», «Лиса в курятнике», «Зайцы и волк», игровые упражнения « кто как кричит», « кто как передвигается».
Ход занятия: Ход игры-драматизации:
Ведущий. Посмотрите и послушайте сказку «Заюшкина избушка».
Жили-были Лиса и Заяц. У Лисы была избушка ледяная, а у Зайца - лубяная. Пришла весна-красна. Под теплыми лучами весеннего солнышка избушка Лисы растаяла, а избушка Зайца стоит как ни в чем не бывало. Вот и побежала Лиса к соседу
Лиса. Заинька-соседушка, пусти меня погреться. Пусти, родненький!
Заяц. Заходи, Лисонька.
Ведущий. Не успела Лиса войти в избушку, как тут же стала гнать бедного Зайца.
Лиса (в окошке). Уходи прочь, Косой! Чтобы духу твоего не было!
Ведущий. Погнала Лиса Зайца. Сел он на пенек и заплакал. Идет мимо Собака: «Ав-ав-ав! О чем, Заяц, плачешь?».
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла. Она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Собака. Не плачь, Заяц. Я ее выгоню!
Ведущий. Пошла Собака к избушке и стала гнать Лису.
Собака. Ав-ав-ав! Поди, Лиса, прочь. Ав-ав-ав!
Лиса (в окошке). Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам!
Ведущий. Испугалась Собака и в лес убежала. А Заяц по-прежнему сидит на пеньке и плачет. Идет мимо Волк.
Волк (участливо). О чем, Заяц, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у лисы ледяная. Пришла весна, у нее избушка растаяла -она и попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Волк. Не плачь, Заинька. Я ее выгоню!
Заяц. Нет, не выгонишь. Собака гнала ~ не выгнала, и ты, Волк, не выгонишь.
Волк. Нет, выгоню!
Ведущий. Подошел Волк к избушке и стал гнать Лису.
Волк. Поди, Лиса, вон!
Ведущий. А Лиса Волка ничуть испугалась.
Лиса (в окошке). Как выскочу, как е прыгну, пойдут клочки по закоулочкам
Ведущий. Испугался Волк и . убежал. Идет мимо Зайца Медведь.
Медведь (участливо). О чем, Заяц плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и рас яла. Она попросилась ко мне погрет да меня и выгнала.
Медведь (важно). Не плачь, Зайчик, я ее выгоню!
Заяц. Нет, Медведь, не выгонишь. бака гнала - не выгнала, Волк гнал - невыгнал, и ты, Медведь, не выгонишь.
Медведь (упрямо). Нет, вы-го-ню!
Ведущий. Подошел Медведь к бушке и стал гнать Лису.
Медведь (рычит). Поди вон, Лиса! Не-мед-лен-но!
Ведущий. А Лиса не испугалась.
(в окошке). Как выскочу, как прыгну, пойдут клочки по закоулочкам.
Ведущий. Испугался Медведь и в убежал. Идет мимо Зайца Петух.
Петух. Ку-ка-ре-ку! (Участливо) чем, Зайка, плачешь?
Заяц. Как мне не плакать? Была у меня избушка лубяная, а у Лисы ледяная. Пришла весна, избушка у Лисы и растаяла. Она попросилась ко мне погреться да меня и выгнала.
Петух. Я ее сейчас выгоню!
Заяц. Нет. Не выгонишь. Собака гнала - не выгнала, Волк гнал - не выгнал. Медведь гнал - не выгнал, и ты, Петушок, не выгонишь.
Петух. Нет, я выгоню! Я - храбрый Петух! Ку-ка-ре-ку!
Ведущий. Подошел Петух к избе и стал гнать Лису.
Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Поди, Лиса, вон.
Лиса. Шубу надеваю...
Петух. Ку-ка-ре-ку! Несу косу на плечи, хочу Лису посечи! Ступай, Лиса вон.
Ведущий. Лиса испугалась и убежала. И стали Заяц и Петух жить поживать в Зайкиной избушке. Вот и сказке конец!
5. Игра – драматизация «Как муравьишка дом искал»
Цели игры: Пробуждать интерес детей к театрализованной игре;
учить посильному участию в драматизации, имитируя характерные движения героев сказки, передавать эмоциональное состояние голосом, мимикой.
Формировать умения вступать детей в контакт со сверстниками и взрослыми, умение передавать информацию, вступать в диалог, слушать собеседника, совершенствовать культуру зрителя.
Действующие лица: Муравей, Ветер и Ветерок, Бабочки, Божьи Коровки, Жучки и Паучки.
Атрибуты: Костюмы сказочных героев, иллюстрации серии «ДЕРЕВЬЯ» Н.В.Нищевой и Муравейника.
Ход игры-драматизации:
Дети входят в зал под фонограмму «Звуки леса» и рассматривают иллюстрации серии «Деревья» Н.В Нищевой.
Ведущая рассказывает о приходе Осени в лес и обращает внимание на иллюстрацию с изображением Муравейника.
Задаёт вопросы:
1. Кто живёт в муравейнике?(муравьи)
2. Что вы можете рассказать о муравьях?( трудолюбивые, выносливые, хорошие друзья и помощники).
С этого Муравейника началась история, которую я хочу вам рассказать( предлагает детям выбрать роли и костюмы).
У берёзки под горой Муравейник был большой,
Муравьи в нём дружно жили, дружбой крепкой дорожили! Самый младший Муравей не хотел иметь друзей!
Вверх по дереву забрался, на листочке отдохнул…
Ветер озорной промчался и листочек с ветки сдул!
Звучит музыка Прокофьева «Фея Осени»
- импровизация ВЕТРА и ВЕТЕРКА
Ведущая: Ветер с листиком играл - то кружил им, то качал. Муравей летал, летал...Наконец, листок упал!
Муравей в краю чужом, как теперь найти свой дом?
Видит он, что у опушки пляшут Бабочки - подружки!
Звучит музыка Свиридова «Вальс»
Танец - импровизация БАБОЧЕК
Муравей: Помогите, помогите! Дорогу к дому покажите!
Звучит музыка Свиридова «Осень»
Муравей плачет
Бабочка (подлетает с остальными Бабочками к Муравью):
Муравейка, не грусти! Мы поможем дом найти!
Под свою музыку Бабочки переносят Муравья на лужайку.
Бабочка: Очень долго мы летали - наши крылышки устали! Муравей: Что ж, спасибо и за это! (Бабочки улетают) Муравейник, где ты, где ты?
Ведущая: Вот Божьи Коровки встали по - порядку,
Дружно на лужайке делают зарядку!
Звучит музыка Свиридова «Парень с гармошкой»
Упражнение «Весёлая зарядка»
Муравей: Помогите, помогите! Дорогу к дому подскажите!
Звучит музыка Свиридова «Осень» Муравей плачет
Божьи Коровки:
не грусти!
Мы поможем дом найти!
Божьи Коровки под свою музыку переносят Муравья на полянку.
Божьи Коровки:
Очень долго мы летали -
Наши крылышки устали!
Муравей: Что ж спасибо и за это! (Божьи Коровки улетают) Муравейник, где ты, где ты?
Ведущая: Тут Жучки зажужжали - они мимо пролетали! Муравей: Помогите, помогите! Дорогу к дому подскажите!
Звучит музыка вихаревой «Жучок»
Жучки подлетают к Муравью
Жучки: Муравейка, не грусти! Мы поможем дом найти! Вместе с нами поиграй, на полянке полетай!
Жучки: Очень долго мы летали - наши крылышки устали! Муравей: Что ж, спасибо и за это!(Жуки улетают) Муравейник, где ты, где ты?
Ведущая: Вдруг, Паучки мохнатые - лапки полосатые
Муравьишку окружили - паутину распустили!
Звучит музыка Свиридова «Колдун»
Танец - импровизация Паучков.
Ведущая: Муравьишка закричал, всех друзей своих позвал! Муравей: Помогите, помогите! Вы, друзья, меня спасите! Ведущая: Насекомые сбежались, крепко лапками держались -
Паучки со всех ног удирали наутёк!
(Паучки убегают, насекомые встают полукругом около Муравья)
Песня «Дружный хоровод» Черновой
Ведущая: Погляди- ка, Муравейка, под горой твой Муравейник Муравей: Спасибо! Буду всех я любить!
Буду дружбой дорожить,
Никого не обижать, всем я буду помогать!
Ведущая:
Муравьишка дома оказался -
В Муравейник быстро он забрался!
6. «В гостях у Рыбки»
Цель: Освоение варежковых кукол (рыбок)
Познакомить детей с приёмом кукловождения варежковых кукол;
развивать координацию движений рук под музыку, умение ориентироваться в пространстве, умение импровизировать; воспитывать умения детей действовать в коллективе.
Ход занятия
Под музыку дети проходят в театральную студию, здороваются с куклами и становятся в круг.
Педагог: Я рада вас видеть в нашей волшебной театральной студии «Сказка» и предлагаю в кругу дружбы поприветствовать друг друга, говоря комплименты.
Игра «Комплимент для друга»
Упражнение «Я, ты, он, она – вместе дружная семья»
Дети вместе с педагогом: Я, ты, он, она - дети указывают друг на друга.
Вместе дружная семья - жестом показывают дружбу.
Педагог: Повернись к соседу - поворачиваются друг к другу.
Улыбнись соседу - улыбаются.
Повернись к соседу - поворачиваются друг к другу.
Обними соседа – обнимаются.
Повернись к соседу - поворачиваются друг к другу.
Пожми руку соседу – жмут друг другу руки.
Педагог: Сегодня, как и обычно, вас ждут интересные встречи и приключения. Мы с вами отправимся в морское королевство.
Но для начала я хочу с вами поиграть в интересную игру «Рыбки-подружки»
И.п.: дети стоят по кругу, обе руки за спиной.
Педагог: Однажды, выплыла одна рыбка из своего домика и стала искать свою подружку (кисть правой руки вывести плавно из-за спины и остановить перед собой). Поплыла в одну сторону, поплыла в другую (кисть двигается то в одну сторону, то в другую). Поплыла вверх, поплыла вниз (кисть руки двигается то вверх кончиками пальцев, то вниз). Не нашла подружку рыбка и поплыла обратно к себе в домик…(рука плавно изгибаясь, отводится за спину).
Выплыла другая рыбка и тоже стала искать свою подружку (кисть левой руки плавно выводится из-за спины в положении перед собой, повернув ладонь к себе; далее повторяются все выше описанные движения).
И вот, поплыли обе рыбки из домика и встретились…(вывести обе руки из-за спины плавно изгибая, и остановить перед собой, кончиками пальцев одной руки прикоснуться к другой, обе ладони повёрнуты к себе). И поздоровались подружки:
Здравствуй, рыбка! Здравствуй, рыбка! Стали подружки плавать, танцевать, играть. Рыбки поплыли вверх, вниз, в одну сторону, в другую. Рыбки играли и танцевали, Плавали вместе И вместе устали. Полежали, отдохнули, Хвостиками вильнули, Уплыли к себе домой И дома заснули… | -двигаются пальцы одной руки. -двигаются пальцы другой руки. -произвольно плавно вращать кистями обеих рук. -кистями обеих рук выполняются движения, соответствующие тексту. -положить обе ладошки рук к себе на грудь. -обе руки плавно возвращаются в исходное положение. |
Педагог: Молодцы ребята! А сейчас я предлагаю вам отправиться в морское путешествие, где вас ждут чудеса и превращения. Станьте прямо, закройте глаза. Под музыку вы будите кружиться и повторять за мной волшебные слова:
Быстро, быстро кружимся.
С волшебством подружимся.
Хлопнули в ладоши и остановились.
В море тёплом, синем все мы очутились.
Звучит музыка и пока у детей закрыты глаза педагог одевает на руку варежковую куклу - Рыбка. Дети открывают глаза.
Рыбка: Здравствуйте ребята. Я очень рада гостям. С гостями можно играть, танцевать и веселиться. А вы ребята, любите веселиться? (ответы детей)
А чтобы было интересней, я приглашу ещё рыбок.
Детям раздаются платочки из лёгкой ткани. Кончик платочка зажимается между средним и безымянным пальцем. Большой кусок платочка находит со стороны ладони – получились «рыбки с хвостиками».
Педагог: Чтобы ваши рыбки ожили, каждый должен произнести волшебные слова: «Раз, два, три – рыбка оживи».
А сейчас проверим, все ли рыбки ожили. Я буду давать команды, а ваши рыбки должны их выполнять. (Даются команды: пошевелить туловищем, проплыть вверх, проплыть вниз).
Рыбка: Я вижу, что все рыбки в порядке, значит можно веселиться.
Под музыкальное сопровождение («Аквариум» Сен-Санса) дети ходят по всему помещению и плавно двигают рукой с платочком, имитируя движения рыбки в воде. Когда музыка останавливается, все рыбки сбираются в круг.
Рыбка: Спасибо ребята, что поиграли с нами, но нам пора уплывать.
Педагог: Ребята, попрощайтесь со своими рыбками и отпустите их вот в эту волшебную коробочку. (Дети поочереди опускают руку в волшебную коробочку и оставляют там платочки).
Педагог: Рыбки уплыли, а мы с вами ещё немножко попутешествуем по этому сказочному морскому королевству. Как вы думаете, кто кроме рыбок здесь обитает? (ответы детей)
Сейчас я предлагаю лечь на коврик, закрыть глаза и отправиться в путешествие по морскому королевству, а с кем вы там повстречаетесь, вы мне расскажите по возвращению.
Упражнение «Морское королевство» Дети лежат на коврике свободно. Под музыку сочиняют кого из жителей морского королевства они повстречали. После того, как музыка закончится, дети рассказывают, что они «видели»
Педагог: Наша встреча подходит к концу. Что вам сегодня больше всего запомнилось, и что понравилось? (ответы детей). И в завершении нашей встречи я каждому в ладошки пложу хорошее настроение, а вы обязательно поделитесь этим хорошим настроение со своими друзьями.
Звучит музыка, дети прощаются с куклами и уходят
7. «Путешествие в страну сказок»
Цель. Развивать диалогическую речь, интонационную выразительность речи. Познакомить с образованием имени Баба Яга. Развивать творческое воображение, навыки импровизации, учить вживаться в художественный образ, соотносить эмоциональное состояние героя с характером музыки, вступать во взаимодействие с партнером, в подгруппах, побуждать к выразительности в этюдах (пантомимика), передавать через рисунок эмоциональное состояние – радость. Воспитывать доброту, развивать эмпатию.
Ход занятия:
Приветствие. Игра «Улыбка».
Ведущий. Мне очень приятно видеть ваши приветливые лица и добрые глаза. Давайте начнем наше занятие – игру со светлой, доброжелательной улыбки, такой же, как эта музыка (звучит музыка). Подарите свою улыбку соседу слева, а потом соседу справа, улыбнитесь мне, а я – вам.
Ведущий. Скажите, вы любите сказки? Я принесла вам книгу, в которой собраны разные сказки и называется она «Книга сказок». Хотите посмотреть? (рассматривают иллюстрации и видят, что герои из сказок перепутаны). Ничего не могу понять, что произошло. Все герои сказок перепутаны. (Из книга вылетает записка, ведущий читает)
Кто на ступе в лесу летает и в избушке там живет,
Кто детей всегда ругает, сказки слушать не дает?
Ведущий. Кто это, ребята, вы догадались?
(показалась картинка с Бабой Ягой)
Узнали Бабу Ягу,
Я вам пакость покажу!
Перепутаю все сказки,
Чтоб не знали дети ласки.
Ведущий. А вы знаете, почему ее зовут Баба Яга? От слова «ягать», значит «кричать, ругаться». Вот и сейчас она постаралась и перепутала все сказки. Что будем делать? (ответы детей) Давайте попробуем попасть в страну, где живут сказки. Произнесем волшебные слова:
Два раза хлопни,
Три раза топни,
Вокруг себя обернись,
И в сказочной стране очутись.
Ведущий. Интересно, в какой сказке мы очутились?
По сусекам он скребен,
На сметане он мешен,
На окошке стужен,
Круглый бок, румяный бок
Покатился … (колобок)
Ведущий. Вы помните песенку колобка? Мы поможем героям этой сказки, если пропоем эту песенку по определенным правилам. Надо разделиться на 3 команды. Каждой команде я дам колобка (картинку). Вам надо узнать настроение колобка и спеть его песенку с этим настроением. А другие команды должны отгадать ваше настроение.
Игра «Узнай настроение героя»
Ведущий. А теперь другая загадка.
Прыгает, скачет, горько плачет
Собака не помогла, медведь не помог,
Один петушок горю помог.
Ведущий. Узнали сказку? Давайте поиграем в нее. Представим себе, что каждый из вас станет той самой лисой из сказки:
Как вы думайте, когда у лисы растаял дом, какое у нее было настроение?
Когда лиса прогоняла зайца, какое у нее было настроение?
(Этюды на выражение эмоций и выразительность движений «Лиса осталась без крова»)
Этюд «Заяц с собакой идут к лисе»
Ведущий. Идет зайка по лесу и плачет. А навстречу ему … (собаки). Узнали они про горе зайца и решили выгнать лису. Покажите, какое у них было настроение. Как изменилось настроение у собак и зайца, когда лиса испугала их.
Этюд «Заяц с медведем идут к лисе»
Ведущий. С каким настроением пошел медведь прогонять лису? А заяц? Что изменилось после слов лисы?
Этюд. «Петух и заяц выгоняют лису»
Ведущий. Каким был петух? Заяц? Лиса?
Ведущий. Отгадайте следующую сказку.
Бабушка девочку очень любила,
Шапочку красную ей подарила,
Девочка имя забыла свое,
А ну, подскажите имя ее?
Ведущий. Давайте вспомним, как волк притворился бабушкой и разговаривал с внучкой Красной шапочкой. Найдите себе пару, договоритесь, кто будет волком, а кто Красной шапочкой. (разыгрывание диалога, затем меняются ролями)
Ведущий. Давайте заглянем в книгу. Посмотрите, все герои сказок в своих сказках. Мы помогли героям.
Беседа. «Почему Баба Яга злая»
Ведущий. Как вы думайте, почему Баба Яга такая злая? Может она хочет, чтобы ее боялись? Что сделать, чтобы она не была такой злой? Может ее надо пожалеть? Давайте сделаем для нее что-нибудь хорошее, например, нарисуем ее портрет – веселой и нарядной старушки.
Начинаем рисовать,
На всех нас без сомненья
Влияет настроение,
Кто веселится, кто грустит,
Кто испугался, кто сердит…
Ведущий. Ну что ж, рисунки готовы, осталось написать добрые слова к ним. Думаю, сейчас Баба Яга станет намного добрее, не будет больше вредничать и делать зло другим. А мы с вами сейчас встанем в круг, возьмемся за руки и снова улыбнемся друг другу
8. Игра – Драматизация «Маша и медведь»
Цели игры: продолжать знакомить детей с культурой и бытом русского народа, формировать опыт социальных навыков поведения.
Способствовать использованию как вербальных (темп, сила голоса, интонационная выразительность), так и невербальных (жесты, мимика, поза) средств выразительности. Вызвать в детях состояние творческого поиска, вдохновения. Стимулировать развитие внимания, памяти, мышления, воображения. Развивать представления детей о нравственных качествах человека, уверенность в победе доброго начала. Развивать пластику, моторику, чувство ритма, музыкальные способности.
Предварительная работа: Чтение детям русской народной сказки «Маша и медведь», рассматривание иллюстраций, беседа по прочитанному, обыгрывание отдельных диалогов, просмотр видео сказки, игры – драматизации по сказке.
Декорации к сказке: В правом углу – дом медведя. В нём находится печка, бочонок с мёдом, горшок с кашей, маленький столик, мука, скалка, рушник. На стене висит связка чеснока, портрет медведя. Большой короб на лямках и шапочка с нарисованными пирожками, спрятаны за домом. В левом - домик самой Маши и её родных. Дом виден только снаружи (дверь, окно), фундамент дома украшен цветами. Середина зала – лес. Украшен елочками, грибами, ягодами.
Действующие лица: Машенька, медведь, бабка, дед, подружки, белочки, зайчики, ведущий.
Костюмы: Детские театральные костюмы медведя, зайцев, белочек. Русские народные сарафаны для Маши, ведущей, подружек. Фартук, косынка, юбка - для бабки. Рубаха, кушак, кепка – для деда.
Ход игры:
Ведущий: Дед Иван да бабка Даша
Жили вместе с внучкой Машей,
Доброй, умной и послушной.
Деда с бабой уважала
И во всём им помогала.
Маша: (говорит под музыку)
Я у бабушки живу, я у дедушки живу,
Им во всём конечно помогу,
В доме чисто приберу, пол везде я подмету,
Потому что очень их люблю!... (имитирует, как подметает )
Бабка: Маша, а ты бельё постирала?
Маша: Постирала, бабушка. А, знаешь, у меня столько мыльной воды осталось - прямо не знаю, куда её девать.
Бабка: А давай, Маша, мы для ребят мыльных пузырей много-много выдуем (игра с мыльными пузырями).
Вбегают подружки, танцуют. ( Хоровод под русскую народную песню «Во поле береза стояла»)
Подружка 1: Машенька, скорей вставай,
Все грибы не прозевай.
Маша: Отпустите, Баба с Дедом!
Я вернусь домой к обеду.
Погуляю лишь в лесу,
Грибов-ягод принесу.
Подружка 2
Нам давно пора идти.
Солнце вон как высоко,
А до леса далеко.
Подружка 3:
Наберем мы землянички,
Говорят, пошли лисички,
Подружка 1:
Подберезовики в ряд
Возле просеки стоят…
Маша: Бабушка, дедушка - ну отпустите!
Дед:
Эх, когда я молод был
Часто по грибы ходил,
Сыроежки собирал,
Грузди, рыжики искал.
Суп грибной я обожаю,
Отпустить тебя решаю.
Бабка: Ладно, внученька, иди.
Только засветло вернись
Да в лесу не заблудись.
Ведущий: Вот пришли подружки в лес,
А в лесу полно чудес.
Маша: Ой, смотри, я гриб нашла!
Подружка 1 (догоняет Машу)
Ты куда одна пошла?
Далеко не уходи.
Маша: Вон еще гриб впереди!
(Убегает за деревья, слышится только ее голос.)
Маша: (из-за деревьев)
Вот свинушки, вот опята,
Вот лисички, вот лисята.
Ой, а сколько земляники,
И черники, и брусники.
Подружка 2: Машенька, ты где? Ау! (оглядывается по сторонам)
Подружка 3: Где ты, Машенька, вернись,
Ну, ау! Ну, отзовись!
Подружка 2: (грустно)
Видно, Маша заплутала.
Что-то я совсем устала.
Начало уже смеркаться
И пора нам возвращаться.
Ведущий:
Думала Маша, что знает дорогу,
Но оказалось, знает немного,
И сама не поняла, как в дремучий лес зашла,
Села Маша на пенёк
И проплакала денёк.
Маша: Не найти домой дорожки.
Страшно мне. Устали ножки.
Ведущий: Зайцы, белки прискакали,
Машу дружно утешали,
Чтобы ей не горевать,
Стали весело плясать.
(Хоровод вокруг Маши)
Белочка 1: Девочка-красавица, только ты не плачь! (гладит её по голове)
Белочка 2: Вот тебе орех,
Будь же веселее всех!
Маша: Потерялась я в лесу
И до дома не дойду.
Зайчик 1:
Возле речки, за опушкой
Видел я одну избушку,
Кто-то всё же там живёт,
Грустно песенки поёт...
Зайчик 2: Ты беги туда, спроси,
Как дороженьку найти.
Маша:
Спасибо, белочки, спасибо, зайчики!
Пока не стемнело, избушку найду
И у хозяев дорогу спрошу! (машет рукой на прощанье и отправляется в путь)
Маша: К дому долгая дорога...
Отдохну - ка здесь немного
Ведущий: Вечером пришел медведь
Стал от радости реветь…
Медведь:
Одному в избушке скучно.
Будешь, Маша, мне подружкой.
Мы теперь с тобой вдвоем
Очень славно заживем.
Я малиной угощу.
Но домой не отпущу.
Маша (огорченно) Что ж поделать!? Хоть не рада,
Жить в лесной избушке надо!
Медведь:
Будь хозяйкой в доме, Маша!
Прибери, свари мне кашу,
Отдохнуть приляг в кровать.
Только, чур, не убегать!
Ведущий:
Вот, уснул большой Медведь,
Перестал он песни петь,
Только Маша не спала,
Думу думала она...
Маша (радостно) Ай да Маша, молодец!
Догадалась наконец!
Маша: Сыплю я на стол муку...
Замешу я тесто...
Пирожков я напеку,
Только интересно...( имитирует действия)
Догадается или нет,
Мишка косолапый,
Что я в коробе сижу,
Еду к деду с бабой!
Медведь: Что ты, Машенька печёшь?
И о чём ты там поёшь?
Маша: Напекла я пирожки,
Ты в деревню их снеси,
Бабу с дедом угости.
По дороге только, знай,
Пирожки не вынимай,
А я сяду на сосну,
За тобою прослежу.
Медведь: Ладно, Маша, отнесу.
Только выйду, посмотрю,
Вдруг там дождичек идёт,
Пирожки твои зальёт.
В это время Маша прячется в короб. На голову одевает шапочку с пирожками. Входит медведь, взваливает короб на плечи и шагает в лес.
Медведь: Сяду, что ли, на пенек.
Съем румяный пирожок!
Маша (выглядывая из корзинки, за спиной медведя)
Вот лентяй! Шагай-ка дальше.
Сесть не вздумай на пенек,
Есть румяный пирожок!
Медведь: Ох, глазаста эта Маша!
Знать, идти придется дальше.
Высоко, видать, сидит —
Далеко она глядит.
Ох-ох-ох... Устали ноги.
До чего ж хорош пенек...
Сяду, съем-ка пирожок!
Маше тут не углядеть...
Маша: Ошибаешься, Медведь.
Все я вижу, все я слышу!
И не вздумай даже, Миша,
Ты садиться на пенек.
Есть румяный пирожок!
Медведь: Где же девочка сидит.
Что далёко так глядит?
Эта Маша — всех хитрей!
Побегу-ка поскорей! ( идет к дому Маши)
Медведь (подходя к дому)
Уф!.. Закончена работа—
Вот он дом, а вот ворота. (Стучит в ворота.)
Кто тут в доме? Отпирайте
И гостинцы принимайте.
Пирожки прислала Маша,
Дорогая внучка ваша.
(Выходят бабушка с дедушкой.)
Дед: Ну, а где ж она сама?
Маша: Баба, деда! Вот и я! (Маша выскакивает из короба, обнимает бабушку и дедушку)
Медведь: Ох, ты Машенька моя!
Обманула ты меня!
Маша: (подходит к медведю, гладит по голове, выходят все участники сказки)
Ты, Мишутка, не грусти,
За обман меня прости.
И пословицу одну
Ты, Мишутка, заучи.
А пословица такая:
Пословицу все герои говорят вместе:
Нет милей родного края,
И милей твоих родных.
Лучше бабушки и деда,
Лучше пап, и лучше мам
Никого на свете нет.
Говорим ребята вам.
9. «Путешествия по сказкам - в гости к хозяюшки- сказочнице»
Цель игры: Учить детей активно и свободно использовать знакомые сказки.
Развивать выдумку, находчивость, чувство юмора.
Воспитывать интонационную выразительность речи.
Методическое оборудование:
Сказки “Колобок”, “Курочка ряба ”, “Маша и Медведь”;
Дом, печь, скамейка, тесто, мука, готовый колобок, готовые пирожки, корзинка,
Театр на кружках «Маша и медведь»; Театр пошаговый «курочка ряба»;Игрушка –колобок.
Ход игры:
(Звучит музыка)
(Дом, в доме Хозяюшка лепит тесто. Входят дети.)
Хозяюшка:
Здравствуйте, ребята!
Здравствуйте дорогие гости!
А хотите отправиться в путешествие по сказкам?
-Да!
Тише ,детки ,проходите !
Нашу сказку не спугните,
Здесь бывают чудеса,
Где же прячется она?
Сказку мы сейчас расскажем,
И расскажем ,и покажем!
(за ширму) Песня пироги
Хозяюшка: - Да вот, по амбару помела, по сусекам поскребла, набрала муки, замесила тесто. Испеку колобок да пирожков для вас. А вы мне помогайте.
Пальчиковая гимнастика (звучит музыка)
Тесто мнем, мнем, мнем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки одновременно и поочередно)
Тесто жмем, жмем, жмем!
Колобок мы испечем! (Руками совершаем движения как будто лепим снежки)
Повтор сначала.
Тесто мнем, мнем, мнем! (Очень энергично сжимаем и разжимаем руки в кулачки одновременно и поочередно)
Тесто жмем, жмем, жмем!
Пирожки мы испечем! (Хлопаем руками)
Хозяюшка: - Вот и готов наш колобок. Давайте я его в печь поставлю пусть подрумянится, а вы послушайте, кто же у меня во дворе песни поет да веселится?
Инсценировка отрывка хороводной игры «Жили у бабуси два веселых гуся»
ЖИЛИ У БАБУСИ ДВА ВЕСЁЛЫХ ГУСЯ
Из за ширмы: - Пи-пи-пи!
Хозяюшка: - Кто это?
Дети: - Мышка
Хозяюшка: - мышка рассказывает, что видела она не простое яйцо, а золотое хвастает, наверное. Даже сказку нам такую принесла. А что же это за сказка кто знает? ( Дети: «Курочка ряба»)
Хотите поиграть в сказку?
Инсценировка отрывка сказки “Курочка ряба ”
(пошаговый театр)
Хозяюшка: Жили старик со старухой, и была у них курочка Ряба.
Снесла курочка яичко: (ко-ко-ко) яичко не простое, а золотое.
Старик бил-бил – не разбил; старуха била-била – не разбила.
Хозяюшка: Мышка бежала, хвостиком махнула.
Ребенок: Пи-Пи-Пи
Ребенок (мышка): Бежит, раняет яйцо.
Хозяюшка: яичко упало и разбилось.
Ребенок (старик): Старик плачет,
Ребенок (старуха): старуха плачет;
Ребенок (курица): курочка кудахчет: «Не плачь, старик, не плачь, старуха.
Я снесу вам яичко другое, не золотое, а простое».
Хозяюшка: Давайте, чтобы наша мышка не грустила, развеселим ее и поиграем в игру
Подвижная игра “Кот и мыши”
Хозяюшка: - Дружно, весело играли, а загадку не отгадали?
Слушайте внимательно ,какая сказка к нам в гости придет ?
Загадка:
Маша в коробе сидит,
Далеко она (глядит).
Кто несет ее, ответь,
Быстрыми шагами ?
А несет ее (медведь).
Вместе с пирогами.
Театрализованная постановка отрывка сказки «Маша и медведь» (настольный театр на кружках)
Хозяюшка: Ходила, ходила Машенька по лесу - совсем заблудилась..Пришла она в самую глушь, в самую чащу. Видит-стоит избушка. Постучала Машенька в дверь - не отвечают. Толкнула она дверь, дверь и открылась. А в той избушке жил большущий медведь.. Вернулся вечером медведь, увидел Машеньку, обрадовался говорит, - теперь не отпущу тебя! Будешь у меня жить. Будешь печку топить, будешь кашу варить, меня кашей кормить. Потужила Маша, погоревала, да ничего не поделаешь. Стала она жить у медведя в избушке. Стала Машенька думать, как ей от медведя убежать. Напекла она пирожков, достала большой-пребольшой короб и говорит медведю:
Маша: - Отнеси пирожки дедушке и бабушке. А я за тобой с высокого дерева смотреть буду. Выйди посмотри, нет ли дождика.
Хозяюшка: Маша садится в короб кладет пирожки и ждет. Вернулся медведь, видит - короб готов. Взвалил его на спину и пошёл в деревню. Шёл-шёл, устал и говорит:
Медведь: - Сяду на пенек, съем пирожок. Маша (из короба): - Вижу, вижу, не садись на пенек, не ешь пирожок. Хозяюшка: Подходит он к деревне, а собаки почуяли медведя и бросились на него. Со всех дворов бегут, лают Собачка: Гаг-Гав! Испугался медведь, поставил короб у ворот и пустился в лес без оглядки.
Методические рекомендации к организации театрализованной деятельности.
1. Педагогу необходимо уметь выразительно читать, рассказывать, смотреть и видеть, слушать и слышать, быть готовым к любому превращению, т.е. владеть основами актерского мастерства и навыками режиссуры. Одно из главных условий – эмоциональное отношение взрослого ко всему происходящему, искренность и неподдельность чувств. Интонация голоса педагога – образец для подражания. Поэтому, прежде чем предложить детям какое-либо задание, следует неоднократно поупражняться самому.
2. Воспитатель должен быть предельно тактичен. Например, фиксация эмоциональных состояний ребенка должна проходить естественно, при максимальной доброжелательности со стороны педагога и не превращаться в уроки мимики.
3. Обязанности педагога:
-создавать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности (свободно и раскрепощено держаться при выступлении перед взрослыми и сверстниками (в т.ч. предоставление главных ролей застенчивым детям, включение в спектакли детей с речевыми трудностями, обеспечение активного участия каждого ребенка в спектаклях); побуждать к импровизации средствами мимики, пантомимы, выразительных движений и интонаций - приобщать детей к театральной культуре (знакомить с устройством театра, с видами кукольных театров (би-ба-бо, настольным, теневым, пальчиковым и др.), театральными жанрами и пр.);
- обеспечивать взаимосвязь театрализованной деятельности с другими видами (использование игры-драматизации на занятиях по развитию речи, музыкальных, по художественному труду, при чтении художественной литературы, организации сюжетно-ролевой игры и пр.);
- создавать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (спектакли с участием детей, родителей, сотрудников; организация выступлений детей старших групп перед малышами и пр.).
4. Во время занятий необходимо:
- внимательно выслушивать ответы и предложения детей;
-если они не отвечают, не требовать объяснений, переходить к действиям с персонажем;
- при знакомстве детей с героями произведений выделять время на то, чтобы они могли подействовать или поговорить с ними;
- спросить, у кого получилось похоже и почему, а не у кого лучше;
- в заключении различными способами вызывать у детей радость.
5.Основные требования к организации театрализованных игр в детском саду (И.Зимина):
1. Содержание и разнообразие тематики.
2. Постоянное, ежедневное включение театрализованных игр вовсе формы педагогического процесса, что делает их такими же необходимыми для детей, как и сюжетно-ролевые игры.
3. Максимальная активность детей на этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми на всех этапах организации театрализованной игры.
Психологические практические рекомендации по организации детской театрализованной деятельности (М.В.Ермолаева):
1.В театрализованной деятельности в тесном взаимодействии с развитием творческих способностей формируются все стороны личности ребенка; воображение обогащает интересы и личный опыт ребенка, через стимулирование эмоций формирует сознание нравственных норм.
2.Механизм воображения в театрализованной деятельности активно влияет на развитие эмоциональной сферы ребенка, его чувства, восприятие создаваемых образов.
3. При систематических занятиях театрализованной деятельностью у детей развивается способность активно использовать различные виды знаково-символической функции, способность к созданию образов и эффективные механизмы воображения, которые влияют на развитие творческого воображения.
4. Театрализованные игры должны быть разной функциональной направленности, содержать образовательные воспитательные задачи, выступать как средство развития психических процессов ребенка, чувств, нравственных понятий, познания окружающего мира.
5. Подходить к организации театрализованной деятельности нужно с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, чтобы у нерешительных воспитывать смелость, уверенность, а у импульсивных – умение считаться с мнением коллектива.
6.Театрализованные игры должны быть различны по своему содержанию, нести информацию об окружающей действительности, необходим специальный отбор художественных произведений, на основе которых строятся сюжеты.
Специальные занятия не должны проводиться в изоляции от воспитательно-образовательной работы, которую осуществляют педагоги групп, музыкальный руководитель, преподаватель по изобразительной деятельности (Л.В.Куцакова, С.И.Мерзлякова).
На музыкальных занятиях дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его движениями, жестом, мимикой, слушают музыку к спектаклю, отмечая разнохарактерное содержание и т.д.
На речевых занятиях у детей развивается четкая дикция, ведется работа над артикуляцией с помощью скороговорок, чистоговорок, потешек; дети знакомятся с литературным произведением к постановке спектакля.
На занятиях по изобразительной деятельности знакомятся с репродукциями картин, с иллюстрациями, близкими по содержанию сюжета, учатся рисовать различными материалами по сюжету сказки или отдельных ее персонажей.
Особое содержание и настроение должна приобрести вся игровая деятельность детей в свободное от занятий время в самостоятельной детской деятельности. Дети могут выступать в роли актеров, зрителей, контролеров, билетеров, дежурных по залу, экскурсоводов.
Регламентация занятий.
Театральные занятия проводятся со всеми детьми старшей и подготовительной групп без специального отбора. Оптимальное количество детей – 12-16 человек, в подгруппе должно быть не менее 10 человек. Занятия проводятся 2 раза в неделю в утреннее или вечернее время. Продолжительность каждого занятия: 15-20 минут в младшей группе, 20-25 минут — в средней и 25-30 минут — в старшей. Индивидуальная работа и общие репетиции проводятся 1 раз в неделю не более 40 минут (Э.Г.Чурилова).
Занятия желательно проводить в просторном, регулярно проветриваемом помещении с использованием мягких, объемных модулей различной конструкции с наличием музыкального инструмента, аудиотехники. Форма одежды облегченная, предпочтительно спортивная, обязательна мягкая обувь или чешки.
Первые театрализованные игры проводит сам воспитатель, вовлекая в них детей. Далее в занятиях используются небольшие упражнения и игры, в которых педагог становится партнером в игре и предлагает ребенку проявить инициативу в се организации, и только лишь в старших группах педагог может иногда быть участником игры и побуждает детей к самостоятельности в выборе сюжета и его разыгрывании.
Н.Ф.Сорокина рекомендует проводить занятия ежедневно: два раза в неделю по три занятия (два утром, одно вечером), в остальные дни недели – одно утром и одно вечером продолжительностью 15 минут, начиная со второй младшей группы.
Для правильной организации театральных занятий с дошкольниками рекомендуется учитывать следующие принципы (Э.Г.Чурилова).
1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.
2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации педагогического процесса, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.
3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.
4. Сотрудничество детей друг с другом и с взрослыми.
68