СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник творческих заданий для младших школьников

Нажмите, чтобы узнать подробности

Описание творческих заданий на развитие художественных способсностей детей. 

Просмотр содержимого документа
«Сборник творческих заданий для младших школьников»

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3Основная часть…………………………………………………………………….5

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….10

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………………….11











































ВВЕДЕНИЕ

Одной из актуальных проблем в современной педагогике и психологии, творческие задания в художественной деятельности детей с признаками художественной одаренности.

Известно, что признаки одаренности, по которым судят о ребенке, могут быть кратковременными, то есть относящимися преимущественно к данной поре жизни и не свидетельствующими об устойчивых индивидуальных свойствах. А могут иметь долговременное значение, то есть выражать подлинное становление индивидуальности и быть предвестником более зрелых достижений.

Н.С. Лейтеса [1] говорил, что слово “Одаренность” должно было бы применяться лишь в тех случаях, когда выдающиеся свойства ребенка – действительные предпосылки, ведущие к будущей зрелой одаренности. Но судить об этом в годы, когда индивидуальные признаки еще не достаточно отделены от возрастных, чрезвычайно трудно. “Я согласен с тем, кто избегает словосочетание “одаренный ребенок” в плане жесткой констатации статуса данного ребенка. В практической работе с детьми вместо понятия “одаренный ребенок” лучше использовать понятие “ребенок с признаками одаренности”, - считает Н.С. Лейтес.

Б.М. Теплов [3] отмечал, что следует размечать предвидение масштаба свершений и оценку своеобразия одаренности. Он писал, что высота одаренности обнаруживается лишь по результатам жизненного дела человека, а ее направленность и своеобразие проявляется гораздо раньше: в устойчивых интересах и склонностях, в большей или меньшей успешности выполнения разных видов деятельности, в сравнительной легкости усвоения разных предметов.

Интерес к проблеме обусловлен тем, что современная культура, в которой мы выросли и существуем, носит односторонний характер. В этих условиях художественно-творческий потенциал человека остается чем-то невостребованным, необязательным. Он пробивается вопреки всему только в случаях особой одаренности, а потому кажется редким и “экзотическим” по самой своей природе. А способности интеллектуального плана необходимы, и потому, в той или иной степени развиваются у всех людей.

Вопрос этот далеко не отвлеченный, он имеет прямое отношение к образовательной практике. Многие учителя в своей работе проследили за тем, что же необходимо для того, чтобы, как можно больше детей получили художественное развитие. И тогда одни дети выделятся в тех, кто “рожден для искусства”, а все остальные получат максимум, соприкоснуться с тем изначальным и главным в искусстве, в художественном творчестве, что поможет им в дальнейшей жизни ценить настоящее искусство, самостоятельно разбираться в нем, искать общения с ним.

Понимание художественной одаренности, которое присуще всем детям и получает особое развитие у некоторых, имеет главное значение в повседневной практике педагогики искусства.

Творческое задание – это задание на выразительность. На уроках изобразительного искусства, творческая деятельность учащихся есть сердцевина содержания художественного образования. Действительно, приобретенные на уроках искусства знания, умения и навыки представляют собой ценность постольку, поскольку они могут быть применены учащимися в художественной, творческой, по своей сути, деятельности. И только на основе данной деятельности в рамках занятий искусством происходит формирование эстетических, нравственных, мировоззренческих отношений учащихся, формирование их духовной культуры. Соответственно, творческое задание, направленное на создание учащимися нового художественного образа или его фрагмента, будучи средством педагогического управления художественной деятельностью учащихся, является центральным элементом урока искусства.

Цель- описание творческих заданий направленных на развитие художественных способностей детей.

Творческое задание, связанное с созданием целостного продукта, способно вызвать к себе интерес школьника своей содержательной осмысленностью, но одновременно предъявляет высокие требования к его творческим возможностям. Развить их можно, выделяя ту или иную проблему художественно-творческого процесса и заостряя на ней внимание ученика с помощью фрагментарных творческих заданий. Необходимо обратить внимание, что целостные творческие задания могут оказаться для ученика слишком сложными, а фрагментарные - превратиться в скучные упражнения. Следует равномерно распределять задания и учебные упражнения, чтобы и увлеченность ученика сохранить и плавно подвести его к полноценным видам творчества. [5]

























Основная часть

Творческое задание, направленное на создание учащимися нового художественного образа или его фрагмента, будучи средством педагогического управления художественной деятельностью учащихся, является центральным элементом занятия.

1. "СКЛАДНЫЕ КАРТИНКИ"

Цель: учить детей подбирать картинки с изображением предметов, названия которых рифмуются.

Ход: воспитатель раскладывает около 40 изображений предметов, названия которых рифмуются (мак - рак, олень - тюлень и т.д.). Воспитатель поднимает какую-либо картинку и просит найти парную по рифме. Игра считается законченной, когда сложено 20 пар рифмованных слов.

Методические рекомендации.

Эту игру можно начинать с 5 пар картинок, постепенно увеличивая до 20-25. Необходимо поощрять инициативу детей по самостоятельному подбору рифмующегося слова. [5]

2. "ПРИДУМАЙ РИФМОВАННОЕ СЛОВО"

Цель: учить детей самостоятельно подбирать рифмованные слова.

Ход: воспитатель называет какое - либо слово, дети придумывают к нему рифмовки.

Методические рекомендации.

Игровое упражнение можно проводить в старшем возрасте с усложнением, которое заключается в том, что воспитатель объявляет слово определенной части речи, а дети должны придумать рифмующееся слово той же части речи. [5]

3. "ПРИДУМАЕМ РИФМОВАННЫЕ СТРОЧКИ"

Цель: учить детей составлять рифмованные строчки по заданному словосочетанию.

Ход: воспитатель предлагает детям выбрать какую-либо рифмованную пару (для начала надо взять существительные) и сочинить рифму следующим образом "Жил-был кто-то и был похож на что-то". Игра считается законченной, если каждый ребенок составил рифмованную фразу по словосочетанию.

ПР: "Жил-был рак и был похож на мак".

Методические рекомендации.

Воспитатель поощряет детское творчество и предоставляет возможность самостоятельно выбирать рифмованное словосочетание. Ребенок может менять местами рифмованные слова (жил-был мак, он был, как красный рак).

В качестве усложнения между словами "Жил-был" и объектом ставятся другие слова (жил-был веселый рак, и он часто глядел на алый мак). [5]

4. "СОСТАВЛЕНИЕ ЛИМЕРИКОВ"

Цель: познакомить детей с моделью составления лимерика и упражнять в создании рифмованных текстов в стиле нелепицы.

Ход: воспитатель предлагает детям сочинить смешные стишки. Вывешивает табличку с моделью составления лимерика:



Жил-был объект

Какой?

Что делал?

С кем общался?

Вывод

Учитель предлагает детям вспомнить 2 пары рифмованных слов (птичка - синичка, бежала - лежала). Эти слова подставляются в 1-4 строчки. Вместе с детьми воспитатель сочиняет текст лимерика по модели. Лимерик повторяется несколько раз детьми.

ПР:

Жила-была певунья-птичка,

Была красивой, как синичка.

По дороге она за жуком бежала,

А потом на травке долго лежала.

Вот какая беззаботная птичка.

Методические рекомендации.

Сначала лимерики создаются группой детей, где ведущую роль играет воспитатель.

Одаренные дети, как правило, начинают быстро самостоятельно сочинять рифмованные тексты. В процессе составления лимериков воспитатель должен учить детей использовать только литературные слова, не делать повторов. [5]

5. "СОЧИНЯЕМ РАЗНЫЕ ЛИМЕРИКИ"

Цель: учить детей создавать варианты рифмованных текстов.

Ход: воспитатель предлагает вспомнить сочиненный ранее лимерик и переделать его, используя новое начало " Если бы…., но не…":

Если бы певунья-птичка

Была красивой, как синичка,

По дороге б она за жуком не бежала,

А потом на траве долго не лежала.

Вот какое правило должна знать птичка. 

Затем предложить детям новые слова зачина "Что было бы…, если бы…" и самостоятельно переделать знакомый лимерик:

Что было бы, если бы певунья-птичка

Была не такой красивой, как синичка,

То за жуком бы она не бежала,

И долго потом на траве не лежала.

Лучше пусть бы она в небесах полетала. [5]

6. "СТИШОК ПРО НАС"

Цель: учить детей создавать рифмованные тексты из 5-6 строк на основе пережитых событий.

Ход: воспитатель предлагает детям вспомнить случаи, которые происходили с ними, и написать стишок про это.

Методические рекомендации.

Воспитателю надо иметь педагогический такт. Не допускается унижение достоинства детей. [5]

7. "ПРИДУМАЕМ СТИШОК ПРО ЗАНЯТИЯ"

Цель: упражнять детей в создании рифмованных текстов на основе знаний, полученных на занятиях.

Ход: в конце какого-либо занятия (рисование, чтение художественной литературы и др.) воспитатель предлагает детям составить стишок о том, что они узнали. [5]

8.  «ЗАКОЛДОВАННЫЙ ЛЕС».

Детям раздаются листы бумаги с контурным изображением леса, частично нарушенным.

Задание: предлагается такая инструкция: «Перед вами заколдованный лес. Волшебник накрыл его шапкой-невидимкой, поэтому многие растения и обитатели леса оказались невидимыми. Но кое-что вы можете разглядеть. Давайте попробуем расколдовать лес. Посмотрите внимательно на картинку, постарайтесь превратить все линии в законченные рисунки. Помните, что лес необычайно красив и полон зверей, птиц, сказочных персонажей». Дети из бумажных фигурок и с помощью фломастеров дополняют сюжет картинки. [4]

9.  «ПУТЕШЕСТВИЕ ВОЗДУШНОГО ШАРИКА».

Педагог показывает детям воздушный шарик и говорит: «Это необычный воздушный шарик, он волшебный. Он долго путешествовал по нашей планете, посетил разные страны, увидел там много удивительного, интересного, нашёл новых друзей. Угадайте, где путешествовал наш шарик? Изобразите те места, где он побывал, а потом мы все вместе составим сказку о его путешествии». Каждый ребёнок  получает свой «воздушный шарик» (шарики одного цвета).

Задание: наклеить шарик на бумагу и дорисовать до сюжетной картинки по заданной теме. Составить рассказ по своему сюжету и дать название картинке.

Готовые работы собирают вместе, определяя их очерёдность. Вместе дети составляют рассказ по всем картинкам о путешествии шарика.  

Можно организовать коллективное творчество. При организации выполнения рисунка можно помочь детям распределить роли, т.к. задание требует согласованности действий всех детей. Главное, чтобы идея каждого ребёнка нашла выражение в совместном творчестве. [4]

10.«ШЕСТЬ ШЛЯП»

Учащихся можно разделить на группы и предложить «приобрести» одну из шляп. Дальнейшее зависит от цвета шляпы.

  • Белая шляпа требует конкретных безэмоциональных суждений.

  • Желтая шляпа — приятные, положительные суждения.

  • Черная — напротив, негативные: проблемы и трудности.

  • Красная — эмоциональные суждения без обоснования.

  • Зеленая — цитаты, эффектные, даже парадоксальные высказывания.

  • Синяя — обобщение сказанного, философский взгляд. [2]

11. «НЕСУЩЕСТВУЮЩЕЕ ЖИВОТНОЕ».

Взрослый просит ребенка представить далекие планеты, на которых обитают неведомые, фантастические животные. И также представить себе, что появился зоопарк, где можно посмотреть на этих животных. Взрослый предлагает ребенку придумать и слепить какое-нибудь необычное животное для этого зоопарка. Ребенок должен слепить воображаемое животное, дать ему название, рассказать историю о нем. [4]

12. «ПРОЗРАЧНЫЕ ЧЕЛОВЕЧКИ»

Цель: закреплять знания о яркости, сочетании красок. Развивать логическое мышление, планирующую функцию воображения.

С детьми проводят игру -эксперимент. В прозрачную емкость опускают кисть с краской, затем несколько красок.

Рассмотреть какой цвет рядом, с каким как смотрится? Как сочетается?

Белый человек рядом с красным – нарядный, веселый. Белый человек рядом с серым – бледный, спокойный. Белый человек рядом с черным – строгий, серьезный и т.д. [4]

13. «РИДУМАЙ И ДОРИСУЙ КАРТИНУ»

Программное содержание: выявить уровень творческого воображения, способность ребенка создавать новые образы.

Ход: Предложить детям закрыть глаза и задуматься, нарисовать картину. Времена года: зима. [2]

14. «ИЗМЕНИ ПРЕДМЕТ ТАК, ЧТОБЫ ПОЛУЧИЛОСЬ НОВОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ»

Могут даваться инструкции: «Преврати бабочку в цветок, крокодила в машину, неваляшку в принцессу и т. д».. [2]

15.«НАЙТИ ОБЫЧНОЕ В НЕОБЫЧНОМ»

Второе задание дается на описание картины Пабло Пикассо. [2]















































ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Следует отметить, что можно и нужно давать творческие задания, благодаря которым ученик понимает, что значит быть автором художественного произведения. Задавая тему и средства работы, учитель создает благоприятную среду, в которой развернется собственное творчество ребенка. Таким образом, творческое задание:

  • ставит ребенка в позицию творца, вплотную подводит к той черте, за которой может начаться порождение собственных замыслов;

  • способствует резкому расширению сферы внимания и объема сознания у детей; освоению методов планирования своей деятельности;

  • формирует возможности воображения на основе комбинации света, цвета, формы и пространства в технике ребенка;

  • повышает уровень концентрации внимания и психологической работоспособности.

К тому же у учителя появляется дополнительная возможность для выявления одаренных детей.

Можно сделать вывод, что творческая деятельность учащихся составляет ядро содержания художественного образования, творческое задание является центральным элементом урока искусства. Насыщение этого занятия творчества позволяет решить важнейшую задачу художественного образования – формирование художественной культуры учащихся как части их духовной культуры, а также является ничем не заменимым средством воспитания мыслящей, творчески активной личности.





































СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1. Лейтес, Н.С. Что значит “одаренный ребенок [Текст]”/ Н.С. Лейтес // Искусство в школе.-2002.- №3.- С.3-7.

  2. Максимкина, С.В. Примеры заданий на развитие творческого воображения [Электронный ресурс] / С.В. Максимкина.- Режим доступа: https://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2014/05/28/metodicheskaya-razrabotka-primery-zadaniy-na.

  3. Теплов, Б. М. Способности и одаренность [Текст] / Ю. Б. Гиппенрейтер, В. Я. Романова // Психология индивидуальных различий.- Москва: МГУ, 1981.- С. 9—20.

  4. Циглер, Е.Д. Составление рифмованных текстов [Электронный ресурс] / Е.Д. Циглер.- Электрон. текстовые дан.- Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskaya-razrabotka-sostavlenie-doschkolnikami-rifmovanih-tekstov-276079.html

  5. Черткова, Р.Е. Творческое задание как форма работы с одаренными детьми развитие [Электронный ресурс] / Р.Е. Черткова.- Электрон. текстовые дан.- Режим доступа: http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/553176/.