СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Сборник упражнений по теме "ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ" 3 класс

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Упражнения по формированию грамматических умений, используемых при изучении имени прилагательного в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Сборник упражнений по теме "ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ" 3 класс»

ГБОУ СОШ 10 «ОЦ ЛИК»

г.о. Отрадный Самарской области






Учитель начальных классов:

Дудукина Ольга Владимировна















«Имя прилагательное»

1. Спишите, заменив прилагательное антонимом.

Толстый – ..., частый – ..., трудный – ..., здоровый – ..., близкий – ..., новый – ..., ясный – ..., широкий – ... , сытый – ..., мокрый – ..., горячий – ..., шершавый – ..., полезный – ..., храбрый – ... .

2. К каждому имени прилагательному подберите синоним.

Быстрый – ..., знойный – ..., жестокий – ..., молочный – ..., гигантский – ... .

3. Спишите, заменяя имена прилагательные синонимами. Определи род имени прилагательного.

Тихая езда – ..., тихий голос – ..., густой лес – ..., горячая вода – ..., горячее лето – ..., тёмное небо – ..., тёмное лицо – ..., старая книга – ..., старый человек – ... , верный друг – ..., верный ответ – ..., чёрное пятно – ..., быстрая машина – ..., быстрая белочка – ... .


4. Сравните и запишите. Образец: Перец и мёд. – Горький и сладкий.

Река и ручей. Уголь и мел. Камень и пушинку. Орла и воробья. Клюкву и сахар.

Мёд и лимон. Перец и арбуз. Огурец и помидор. Тропинку и дорогу. Зайца и тигра. Зиму и лето.


5. Спишите, заменив прилагательное в каждом словосочетании антонимом. Определи род им. прил.

Холодный утюг, холодное пальто; мелкий пруд, мелкий дождь; сладкое яблоко, сладкое лекарство;

чистый пол, чистое небо; тихая езда, тихий голос; мягкая зима, мягкий человек.


6. Запишите имена прилагательные в три столбика. Выделите окончания. Определи род, число им. прил.

Вечерн.. звезда, мягк.. одеяло, верхн.. этаж, скрипуч.. дерево, грустн.. картина, серебрист.. иней, соседн.. поле, летн.. заря, золот.. шар.


7. Запишите словосочетания во множественном числе. Выделите окончания. У имён прилагательных единственного числа определите род.

Ярк.. цвет, лёгк.. облако, тёмн.. туча, дремуч.. лес, последн.. стая.


8. Запишите имена прилагательные с именами существительными, данными в скобках. Определи род и число. Выделите окончания.

Весенний (ручеёк, листва, дни, солнышко). Тихий (ночь, голоса, мальчик, утро). Голубой (небо, простор, лента, колокольчики).


9. Подбери подходящие по смыслу имена прилагательные. Выдели окончания. Определи род им. прил.

Зима (какая?)__, воробей (какой?)____, облако (какое?)__, деревья (какие?)___ .


10. Вставь в текст подходящие имена прилагательные. Выдели их окончания, определи род, число прилагательных. Выдели ГЧП. Определи вид время, лицо, число, род глагола.

Наступила (вид, время, лицо, число, род) (__) весна. Появилась (__) травка. Дятел прилетел к (___) берёзке. Он пробил в коре дырочку и стал пить (___) сок.


11. Прочитай. Распространи предложения текста именами прилаг. Выдели их окончания, определи род, число и падеж прилаг. Выдели ГЧП. Определи вид время, лицо, число, род глагола. Озаглавь текст. Напиши его в тетрадь.

Пришла зима. Стоят морозы. Земля покрылась снегом. Спит лес. Деревья украшены узорами инея. В снег спрятались елочки.


12. А) Выпиши из текста имена существительные и относящиеся к ним имена прилагательные. Покажи окончания имён прилагательных, род, число и падеж.

Б) Выпиши из текста глаголы мн. числа, образуй от них глаголы ед. числа будущего простого времени. Текст списывать не нужно.

По утрам на лесную полянку прилетали тетерева. Птицы гуляли по свежей травке и поедали семена растений. В соседней роще жили сороки. Однажды ранним утром с неудачной охоты возвращалась голодная лиса. Она почуяла вкусный запах. У лисы заблестели хитрые глаза, задрожал пушистый хвост. Но тут с макушки высокого дерева затрещала сорока. Тетерева взлетели в воздух. Белобокие сороки спасли их от лисицы.

13. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, вставь окончания имён прилагательных. Определи род и падеж прилагательных. Определи время, род глаголов.


Март — первый в…сенн__ месяц. Днём на тёпл__ солнышке таяло, ночью (под)м_розило. Сне… по

дёрнулся льдист__ корочкой. (С) д_лёк__ юга л_тят гр_чи. Если в_сна поз_н__, гр_чи могут опаздывать.


14. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, вставь окончания имён прилагат. Определи род и падеж прилагательных. Определи время, род глаголов.


Как кр_сив лес поз…н__ ос_нью. Ветра нет, в мя…к__ прохладн__ воз духе разлит запах осени. Лё…к__ туман ст…ит над (по)желтевш__ п…лями. Сквозь тонк__ ве…ки д…ревьев б…леет бледн__небо. На ли…ках в…сят последн___ л…сточ…ки.


15. Спиши текст. Вставь пропущенные буквы, напиши окончания имён прилагат. Определи род и падеж прилагательных. Определи время, род глаголов.


Долго (за)держивается в средн__ п…л…се поз…н__ осень. Дож…ь, холо… . Л…са и п…ля (по)т…мнели. Всё вокру… задёрнуто сиз__дымкой х…лодн__ тумана. А потом, нак…нец, (у)дарит лё…к__ моро… . Мя…к__ свеж__ сн…жок укутает землю.


16. Дополните предложения так, чтобы получился связный рассказ. Определи род и падеж прилагательных. Определи время, род глаголов. Подчеркни ГЧП.


Подберезовик.

Мама срезала н…жом _________ . У гриба _________ маленькая, _______ дли…ая, мохнатая. Это гри… — _________ . Он растет под ________ .

Слова для справок: гриб, шляпка, ножка, подберезовик, березой.


17. Составь и запиши связный текст из деформированных предложений. Подберите к тексту название. Подчеркни ГЧП. Определи время, лицо, число глаголов. Определи число прилагательных.

подарил, детям, ежика, дедушка

летом, сенях, он, в, жил

еж, в, уснул, норе, зимой

ежик, голодный, весной, придет

берегитесь, мыши!

мягкие, стояли, дни, серые

зима, снежком, завалила, легким, город

деревья, все, снегу, стоят

утром, к, расчистили, беседке, дорожку, мы, узкую.


18. Разделите текст на предложения. Поставьте в конце каждого предложения нужный знак. Подчеркни ГЧП. Определи время, лицо, число глаголов. Определи число прилагательных. Определи тип текста (описание, повествование, рассуждение).

Скоро весна.

А) Ярче светит солнышко потемнели в полях дороги посинел на реке лед прилетели белоносые грачи скоро оденется лес листвою зацветет на опушке черемуха.

(По Соколову-Микитову)

Б) Солнце село стало темнеть на западе разгоралась заря с криком пронеслись журавли пролетели на ночлег утки в озере заквакали лягушки затрещали ночные кузнечики.

(По К. Ушинскому)

19. Расположите предложения так, чтобы получился связный текст. Определи род, число и падеж прилагательных. Определи время, род глаголов. Подчеркни ГЧП. Вставь пропущенные орфограммы.


1 Лоси.

Вдру… (раз)дался громкий лай.

Дети (при)шли (в)лес.

Лоси пили воду.

Около л…сного оз…ра они увид…ли лосей.

Лоси быстро скрылись (в)лесу.

2 В лесу.

Там укрылись серые еж…ки.

Рядом б…ж…т пес Бимка.

(По)веткам скач…т рыж…е белки.

Мальчики юра и ваня идут (в)лес.

(Под)елкой норка.







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!