Авдюшева Е.А.
Сборник упражнений
по теме «Синтаксис сложноподчиненного предложения»
для учащихся 10-11 классов и студентов СПО
СОДЕРЖАНИЕ
Однородные члены с сложноподчиненном предложении | 3 |
Сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными | 5 |
Придаточные предложения с последовательным подчинением | 5 |
Придаточные предложения с параллельным подчинением | 6 |
Однородные придаточные предложения | 7 |
Сложное предложение с сочинительной и подчинительной связью | 8 |
Знаки препинания на стыке союзов | 9 |
Повторение | 10 |
Рецензент: кандидат филолгических наук, доцент кафедры филологии и социогуманитарных дисциплин ФГБОУ ВО «Шадринский государтвенный Педагогический университет» Сизова Т.В.
Авдюшева, Е.А.
Сборник упражнений по теме «Синтаксис сложного предложения» для студентов СПО/ Е.А. Авдюшева. – К.:
Предлагаемое пособие составлено по программе Русский язык с учетом практического опыта использования преподавателями и учащимися.
В сборник включены схемы-конспекты по основным правилам постановки знаков препинания в сложноподчиненном предложении, рассмотрены моменты постановки знаков препинания в предложениях с разными видами связи.
Пособие может быть использовано дома для углубленного изучения русского языка, для работы учащихся 10-11 классов и студентов СПО любого профиля.
Однородные члены в сложноподчиненном предложении.
Обозначьте границы придаточных предложений, выделив их скобками. Однородные члены обведите. Поставьте пропущенные запятые. Дополните схемы предложений вопросами.
Дрожащим голосом объявила она, (что ей ужинать не хочется), и стала прощаться с отцом и матерью.
Он вовремя успевает наклонить голову чтобы не разбить ее о перекладину и вихрем влетает на черный двор.
Она задумалась сделала мне знак рукою чтоб я подождал и вышла.
В прогулках своих я пробовал было брать с собою Фадеева чтоб отнести покупки домой но раскаялся.
Я поскорее поспешил проститься потому что я ехал по весьма важному делу и сел в кибитку.
Это был секретный приказ ко всем отдельным начальникам арестовать меня где бы ни попался и немедленно отправить под караулом в Казань.
Я смотрю вдаль где чуть-чуть видны силуэты судов и вижу миллионы огней.
Вещи которые крепко привязаны были к стенам и к полу отрывались и неслись в противоположную сторону.
Когда гулял я по городу турки подзывали меня и показывали мне язык.
Смотритель смотрел в окошко и когда коляска уехала обратился к жене с восклицанием.
Хозяин коровы замечает куда слетаются вороны и часто нападает на покражу.
Они не знали куда деться от жары и велели мальчишке-китайцу махать исполинским веером.
Я не знал куда ступить и в незнакомой толпе остался совершенным сиротой.
Тёма был рад что его спасли но обиделся что его выдрали за уши.
СПП с несколькими придаточными
Придаточные предложения с последовательным подчинением.
Подчеркните грамматические основы. Поставьте запятые и выделите скобками придаточные предложения. Задайте вопросы к ним.
Он торопится доесть утиное крылышко, (чтоб поспеть взять пирога), (который исчезает с невероятною быстротою).
Да я всегда знал что он ветреный человек на которого нельзя надеяться.
Она гонит от себя впечатления этой сцены потому что чувствует что готова расплакаться.
Княгиня мне говорила нынче что она знает что вы стрелялись за ее дочь.
Послы сказали что возьмут с условием если и он примет ответный подарок.
Я не противоречил княгине хотя знал что она говорит вздор.
Скажи Кириллу Петровичу чтоб он скорее убирался пока я не велел его выгнать со двора.
Я полагаю что короли хотят чтобы мы все приняли турецкую веру.
За нами долго следила японская джонка чтоб посмотреть куда мы направимся.
Наконец собрались в гостиную куда привели и милого моего братца который очень обрадовался нам с сестрицей.
Вы думали что я буду слушать смиренно дерзости потому что у меня нет денег которые бы я мог бросить на стол!
Нехорошо что у вас больные такой крепкий табак курят что всегда расчихаешься когда войдешь.
Я забыл сказать что губернатор ужасно обрадовался когда объявили ему что мы уходим.
Придаточные предложения с параллельным подчинением.
Подчеркните грамматические основы. Поставьте запятые и выделите скобками главное и придаточные предложения. Задайте вопросы к придаточным.
[Я пламенно желал вырвать его из среды злодеев, (которыми он предводительствовал), и спасти его голову], (пока еще было время).
Он объявлял им что ноги его не будет никогда в их доме и просил забыть о несчастном для которого смерть остается единою надеждою.
Тема замечает что Гнедко от удара кнутом взял сразу в галоп и приказывает Иоське когда он сядет снова ударить лошадь.
Накануне вечером когда я уже спал отец мой виделся с теми стариками которых он приказал прислать к себе.
Поутру когда мы опять остановились пить чай я узнал что мои страхи были не совсем неосновательны.
Параша просила не сказывать никому что она проболталась и уверяла что ее будут очень бранить.
Впоследствии когда мои слова сделались известны тетушкам они заставляли меня повторять их и так хохотали что приводили меня в совершенное изумление.
Однородные придаточные предложения.
Подчеркните грамматические основы. Поставьте запятые и выделите скобками придаточные предложения. Задайте вопрос к ним.
Ко мне пришел Савич сказать, (что последняя шлюпка идет на берег), (чтоб я торопился).
Там был полуразвалившийся домишко где жил некогда мой дедушка с бабушкой где родились все мои тетки и мой отец.
Но казак чует где друг где недруг.
В то же время мелькала у меня мысль что я спрятался что я не всхлипываю что маменька не увидит и не услышит моих слез.
Я доказывал Евсеичу что это совсем другое что на войне я не испугаюсь что с греками я бы на всех варваров пошел.
Мать сказала что чувствует себя лучше что она устала лежать и что ей хочется посидеть.
Они убегали на Запорожье если умели найти дорогу и если не были перехватываемы на пути.
В Пекине узнают об этом только тогда когда уже будут они под стенами и когда помешать разливу чужого влияния будет трудно.
Мы тут же нашли несколько окаменелостей которые долго у нас хранились и которые можно назвать редкостью.
К чтению также меня не тянуло потому что все было давно перечитано не один раз и многое выучено наизусть.
Сложные предложения
с сочинительной и подчинительной связью
Подчеркните грамматические основы. Поставьте запятые и выделите скобками главные и придаточные предложения. Задайте вопрос к придаточным..
[Мы разостлали их на сухом песке], (потому что мать боялась сырости), и [она прилегла на них].
Тут чудится колдуну что все в нем замерло что недвижный всадник шевелится и он разом открыл свои очи.
Ей приятно было бы услышать подтверждение того о чем она догадывалась но она чувствовала что ей было бы неприлично слышать такое объяснение от человека который по состоянию своему не мог надеяться когда-нибудь получить ее руку.
Он поймал еще двух очень больших лещей и уверял что клев не прекращался и он просидел бы всю ночь на лодке если б не боялся встревожить нас.
Она увидела что храбрость и гордое самолюбие не исключительно принадлежат только одному сословию и с тех пор стала оказывать молодому учителю уважение которое час от часу становилось внимательнее.
Теперь когда машины повернули к перевалу море осталось позади и перед глазами стоял шумный горный лес.
Ехать с отцом ему не хотелось но он еще никогда не выезжал из родного города и было страшновато от неизвестности что принесет ему дорога.
Ковшов и Тополев продвинулись в проливе до середины и наступала пора перебраться на остров чтобы с той стороны продолжать прокладку трубопровода.
знаки препинания на стыке союзов
При двух рядом стоящих подчинительных союзах (или подчинительном союзе и союзном слове), а также при встрече сочинительного союза и подчинительного (или союзного слова) запятая между ними ставится, если изъятие придаточного предложения не требует перестройки главного предложения (практически – если дальше не следует вторая часть двойного союза то, так, но, наличие которой требует такой перестройки).
Подчеркните грамматические основы. Поставьте запятые и выделите скобками главные и придаточные предложения. Задайте вопрос к придаточным. Объясните постановку знаков препинания на стыке союзов.
[Горничная была сирота], (которая, (чтобы кормиться), должна была поступить в услужение). (придаточная часть чтобы кормиться может быть опущена или переставлена в другое место предложения без перестройки главной части).
Наконец он почувствовал что больше не может что никакая сила не сдвинет его с места и что если теперь он сядет ему уже больше не подняться.
А женщина все говорила и говорила о своих несчастьях и хотя слова ее были привычными у Сабурова от них вдруг защемило сердце.
Слепой знал что в комнату смотрит солнце и что если он протянет руку в окно то с кустов посыплется роса.
Ноги женщины были обожжены и босы и когда она говорила то рукой подгребала теплую пыль к воспаленным ступням.
Надвигалась гроза и когда тучи заволокли все небо то стало темно как в сумерки.
Сборы затянулись а когда все было готово к отъезду ехать не имело уже смысла.
Он давно уже уехал и где он теперь я не знаю.
Брат строго сказал Алёше что если он обещал принести книгу так должен выполнить своё обещание.
Старик предупредил что если погода не улучшится то о рыбалке нечего думать.
Повторение
Задание. Выделить и выписать грамматические основы. Выписать простые предложения. Расставить знаки препинания.
Образец. Он развалился на ковре накрылся бараньим тулупом потому что ночной воздух был довольно свеж и потому что Бульба любил укрыться потеплее когда был дома.
Он развалился, накрылся.
воздух был свеж.
Бульба любил укрыться.
был.
Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом…
…потому что ночной воздух был довольно свеж…
…потому что Бульба любил укрыться потеплее…
…когда был дома.
[Он развалился на ковре, накрылся бараньим тулупом] , (потому что ночной воздух был довольно свеж) и (потому что Бульба любил укрыться потеплее), (когда был дома).
Когда он обращался за ответом к отцу тот говорил что его исходные точки нелепы и так рассуждать нельзя но не предлагал взамен ничего такого что привлекло бы Мишу глубиною смысла и обязало бы его молча склониться перед неотменимым.
Месяца два после свадьбы мой отчим служил на пристани в конторе и хотя очень тяжело было видеть как он приходит и садится на то место где прежде сидел отец и ест его ложкой из его тарелки всё-таки можно было ещё жить, возвращаясь домой когда он уже спал.
Тому кто когда-либо был влюблен предлагаю вспомнить что опустивши в почтовый ящик письмо обыкновенно спешишь домой быстро ложишься в постель и укрываешься одеялом в полной уверенности что не успеешь завтра проснуться как тебя охватит воспоминание о вчерашнем и ты с восторгом будешь глядеть на окно в котором сквозь складки занавесок жадно пробивается дневной свет.
Половина здания вейской типографии где были наборные цехи и печатные машины давно уж провалилась в недра земли и хотя по потолку сплошными рядами лепились лампы дневного света всё равно в наборном и печатном цехах было неуютно зябко и что-то всё время будто в заложенных ушах сверчало или работал закопанный в подземелье взрывной механизм замедленного действия.
Он принял довольно сухо Ковалева и сказал что после обеда не то время чтобы производить следствие что сама натура назначила чтобы наевшись немного отдохнуть что у порядочного человека не оторвут носа и что много есть на свете всяких майоров которые таскаются по всяким непристойным местам.
Ещё была зима но солнце начинало ходить выше и в полдень когда вышедший рано утром отряд прошел уже верст десять пригревало так что становилось жарко и лучи его были так ярки что больно было смотреть на сталь штыков и на блестки которые вдруг вспыхивали на меди пушек, как маленькие солнца.