Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Нидымская основная школа»
Эвенкийского муниципального района Красноярского края
СОГЛАСОВАНО:
на заседании
методического совета
МКОУ НОШ ЭМР
Протокол № 6
от 28 марта 2017 г.
Методическое пособие
Сборник задач по математике для учащихся 5-7 классов
(с использованием регионального компонента)

«Край родной, навек любимый
это ты, моя Эвенкия…»
Выполнил:
Андриенко Алексей Викторович
учитель физики и математики
МКОУ НОШ ЭМР
п. Нидым
2017г.
«Математика - есть познание всего сущего».
Платон.
Цель: приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интереса к культуре и истории своего народа на уроках математики
Задачи:
1. Расширение кругозора учащихся о национальном и региональном своеобразии условий их жизни
2. Развитие познавательной активности учащихся, повышение их интереса к предмету.
3.Усиление практической направленности школьного курса математики;
4. Формирование у учащихся общекультурной, этнокультурной и экологической компетенции.
Актуальность: Региональный компонент является важным составляющим содержания современного школьного образования. В числе основных его задач — приобщение подрастающего поколения к национальной культуре, духовным и нравственно-этическим ценностям своего народа, формирование интересов к родному языку и истории.
В Законе Российской Федерации “Об образовании” закреплены два компонента стандарта, учитывающие федеративный характер устройства России – федеральный и национально-региональный. Однако практика свидетельствует, что реализация принципа региональности осуществляется в основном через введение в учебный план специальных предметов и совсем не затрагивает другие общеобразовательные области, в том числе математику.
Но традиционные методики преподавания школьных предметов (в том числе математики) не позволяют полностью раскрыться индивидуальности ребенка. Содержание школьных учебников математики (теоретический и задачный материал) носит абстрактный характер, не учитывающий особенностей культуры, образа жизни и восприятия детей разных национальностей.
Таким образом, налицо противоречие между необходимостью использования принципа региональности в обучении математике учащихся и его слабой реализацией в современной школе из-за отсутствия соответствующей базы. Поиск и разработка эффективных дидактических средств, содействующих разрешению указанного противоречия, представляется достаточно актуальной проблемой. Одним из таких дидактических средств может служить система прикладных задач с региональным содержанием, представленная в данном сборнике.
Использование регионального компонента в обучении математике является средством мотивации учебно-познавательной деятельности школьников, средством решения таких задач гуманизации образования, как уровневая и профильная дифференциация обучения, практическая и профессиональная направленность обучения, расширение кругозора учащихся о национальном и региональном своеобразии условий их жизни, воспитание экологической культуры, выполнение заказа общества на активную и социально-алаптированную личность, формирующегося под влиянием социально-экономических преобразований, происходящих в России в целом и в каждом регионе в отдельности. Применение национально-регионального компонента в обучении математике позволяет увидеть «живую математику», «математику с человеческим лицом», а не сухую бездушную науку. Изучение математики в органической связи с окружающим, позволяют приобщить школьников к человеческой культуре в целом.
Методика обучения математике с использованием регионального компонента реализуется в сборнике с помощью специально разработанных дидактических материалов (задач регионального содержания) на этапах мотивации изучения нового материала, его закрепления, применения, обобщения и контроля усвоения, а также во внеклассной работе.
Региональность характеризуют следующие особенности:
- исторические и национально-культурологические (традиции, нравы, собенности образа жизни и характерные ценности);
- природно-географические (ландшафт, климат, проблемы экологии);
- социально-географические (плотность населения, характер поселений, традиционные занятия, средства сообщения);
- социально-демографические (национальный состав, миграционные процессы, половозрастная структура, характер воспроизводства населения, типы семьи и др.);
- социально-экономические (типы и характер воспроизводства, профессиональная структура, уровень жизни населения, перспективы экономического развития и др.);
- экономические отрасли региона (сельскохозяйственные, строительные, и др.)
- административно-политические (территориальное расположение и границы региона, тип инфраструктуры, организация и функционирование органов управления);
- политические (роль политических факторов в жизни региона, тенденции суверенизации, межрегиональные и межгосударственные связи и т.д.)
Практическая значимость сборника заключается в том, что разработанные дидактические материалы помогут учителям математики школ Эвенкии построить целенаправленную работу по реализации регионального компонента в обучении. Осуществление связи содержания математического образования и методики обучения с практикой является одним из моментов его модернизации.
Для составления задач были использованы статистические данные по Эвенкийском муниципальном районе. Задачи знакомят учащихся с приложениями математики в экологии, экономике, статистике, демографии и др. Школьники смогут не только закрепить изученный в школе материал по математике, но и узнать интересные факты о своем регионе.
№1. Наш район в 2015 году отметил своё 75-летие. В каком году образовался Эвенкийский муниципальный район? Как он назывался в прошлом?

№2.Флаг Эвенкии представляет собой прямоугольное полотнище, состоящее из трёх разновеликих полос: верхней – голубого, средней – белого и нижней – синего цвета. В центре флага, на белой полосе располагается символическое изображение солнца красного цвета. Отношение ширины флага к его длине – 2:3; ширины белой полосы к ширине флага 1:3,4; ширины голубой и синей полосы к ширине флага 1:5,4. Какова площадь каждой из полос и всего флага, если длина его 2м.?
№3. Основные цвета флага символизируют полярный день и ночь. В центре флага изображён круглый красный коврик — кумалан, олицетворяющий образ солнца. Сколькими способами можно составить флаги из этих цветов?
№4. Район занимает площадь 763 200 тыс км2, что составляет 4, 5 % территории России. Занимаемая территория равна по площади Румынии, Италии, Дании и Сирии вместе взятым. Какова площадь России?
№5. Нашему району по площади уступают некоторые страны мира. Площади Эвенкии – 763,2 тыс.км2, Румыния – 237,5 тыс.км2, Сирия – 185,1 тыс. км2, Иордании – 89 тыс.км2, Австрии – 84 тыс.км2, Дания – 43,1 тыс.км2, Нидерланды - 41,2 тыс.км2, Португалии – 92 тыс. км2, Албании – 29 тыс км2, Ирландии - 70 тыс. км2, Бельгии – 31 тыс.км2. Построить диаграмму площадей.
№6. Найдите значение выражения и узнайте, сколько сельских поселений входит в состав Эвенкийского района:
(7854,58+5747,66):3-1359,99+(18924:16)-4332,84=?
№7. Самый древний город края - Енисейск, он основан в 1619 году. Самые молодые города области - Лесосибирск 1975, Сосновоборск 1971, Норильск 1966,. На сколько лет Енисейск старше них?
№8. От столицы Эвенкии до якутского поселка Ессей 569 верст. Зимник здесь работает вовсю. Какая протяженность зимника в километрах? (1 верста = 1 067 м)
№9Зимой 1924 года по улицам Туры на проехал первый автомобиль. Это "механическое чудо" собрало вокруг себя толпы зевак. Автомобиль проходил 1 версту (1067 м) с хода за 84,5 секунды. Какова скорость в км/ч ?
№10Самая большая река в Красноярском крае – Енисей, она длиннее Нихней Тунгуски на 498км, а Нижняя Тунгуска длиннее Подкаменной Тунгуски на 1124 км. Вычислите длину Подкаменной Тунгуски, если длина Енисея 3487 км.
№11. Сколько времени должен затратить турист, чтобы пересечь наш район с запада на восток или с севера на юг, двигаясь пешком, если идти со скоростью 4 км/ч? (двигаясь ежесуточно по 6 часов). Расстояние между крайними северной и южной точками области равно 1500 км, между западной и восточной 850 км.
№12. Решите примеры и расположите ответы в порядке возрастания.
О
А
В
З
Т
Л
Р
О
Е
Используя найденные ответы, узнайте фамилию последнего губернатора Эвенкийского автономного округа, создана система управления финансовыми ресурсами государственных предприятий и учреждений, что даёт возможность полностью контролировать финансовые средства.
Бори́с Никола́евич Золотарёв (родился 13 марта 1953 года в станице Темиргоевская Краснодарского края) - Приходу Золотарева способствовала крупная компания «ЮКОС», имевшая серьезные планы на развитие нефтяной отрасли в Эвенкии. При Золотареве проведена масштабная реконструкция теплоэнергетического комплекса, в главных поселках округа построены мощные современные котельные. Реализованы проекты всеобщей компьютеризации учреждений и обеспечения связью всех населенных пунктов. В таежном крае появились Интернет и электронная почта.
Возобновлено строительство. В столице Эвенкии возведены два жилых микрорайона. 240 семей смогли улучшить свои жилищные условия, причем 117 из них – бесплатно.
Строились социальные учреждения. В Туре появился новый учебный корпус школы-интерната, а в Ванаваре открыт окружной детский дом. На объектах проведены масштабные работы в соответствии с новейшими строительными технологиями. Для воспитанников учреждений постарались создать достойные и самые благоприятные условия для проживания и учебы.
№13.Согласно переписям населения национальный состав населения округа был следующим (тыс. чел.):
Народ | Численность |
Русские | 11,04 (65,32 %) |
Эвенки | 3,81 (22,5 %) |
Украинцы | 0,67 (3,08 %) |
Якуты | 1,03 (6,91 %) |
Кеты | 0,29 (1,47 %) |
Немцы | 0,11 (0,73%) |
Округлите до десятых. Постройте диаграмму.
№14.За период в восемь лет население Эвенкии сократилось с 16705 человек в 2008 г. до 15414 человек в 2016 г., На сколько % изменилась численность населения района?
№15.Семья Увачан расходует в месяц примерно 450 киловатт электроэнергии. На сколько рублей в год больше Дороховы будут платить за свет? С 1 июля стоимость одного киловатт-часа электроэнергии для жителей городов Ростовской края выросла на 1,2%, 1 кВтч. стоил 44,39 рубля.
№16. Ответить на вопросы диктанта, первые буквы ответов которого откроют нужное слово:
К–одна из двух сторон, образующих прямой угол в прямоугольном треугольнике (катет)
У- равенство, содержащее неизвестное (уравнение)
М-отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противоположной стороны (медиана)
А- положение, принимаемое без доказательств (аксиома)
Л- простейший измерительный инструмент, как правило представляющий собой узкую пластину, у которой как минимум одна сторона прямая (линейка)
А- последовательность решения задач (алгоритм)
Кумалан – это национальный ковёр эвенков из оленьих шкур с чередованием белых и черных фрагментов.
Кумалан всегда считался мерилом достатка семьи, ее благополучия. Большие кумаланы расстилались в передней части чума для гостей, самые красивые передавались девушкам и были важной частью приданого.
Кумаланы шьются в технике меховой мозаики и украшаются изображениями солнца, луны и звёзд. Также они декорировались широкой кожаной каймой, придающей им нарядность и декоративность. Украшают кумаланы и геометрическим, растительным орнаментом из кожи или вышивкой.
Общим способом для украшения меховых ковриков-кумаланов является комбинирование полос белого и темного меха. Их шьют из двух или четырех шкур лобовины оленя или лося. На окантовку и детали идут кусочки меха рыси, лисицы, медведя.Н- числа, которыми мы ведём счёт (натуральные)
№17. Упростите и найдите значение выражения, которое укажет на количество улиц в поселке Тура 10,1x- 29.3+8.2x-15.2, если x=5.
№18. Результаты Всероссийской переписи населения показали динамику: 170,6 тыс. человек, из них 46 % составляют мужчины, а 54 % — женщины. По итогам переписи Эвенкийский район один из самых малонаселенных по численности населения не только России, но и мира. Динамика изменения численности населения района.
Численность населения |
1959[9] | 1970[10] | 1979[10] | 1987[11] | 1989[10] | 1990[12] | 1991[12] | 1992[12] | 1993[12] | 1994[12] |
10 320 | ↗12 823 | ↗15 968 | ↗22 000 | ↗24 769 | ↘24 005 | ↗24 290 | ↘24 067 | ↘23 171 | ↘22 132 |
1995[12] | 1996[12] | 1997[12] | 1998[12] | 1999[12] | 2000[12] | 2001[12] | 2002[13] | 2003[12] | 2004[12] |
↘20 277 | ↘20 034 | ↘19 843 | ↘19 553 | ↘19 014 | ↘18 469 | ↘18 012 | ↘17 697 | ↘17 647 | ↘17 500 |
2005[12] | 2006[12] | 2007[12] | 2008[12] | 2009[14] | 2010[15] | 2012[16] | 2013[17] | 2014[18] | 2015[19] |
↘17 422 | ↘17 278 | ↘16 979 | ↘16 705 | ↘16 434 | ↘16 253 | ↘16 183 | ↘15 881 | ↘15 591 | ↘15 425 |
2016[3] | | | | | | | | | |
↘15 414 | | | | | | | | | |
Назовите в порядке возрастания и в порядке убывания численность населения.
№19.В системе образования Эвенкийского муниципального района функционирует 43 муниципальных образовательных учреждения.
Из них:
18 дошкольных учреждений;
6 школ – детских садов;
5 начальных школ;
3 основные школы;
8 средних школ;
3 учреждений дополнительного образования детей.
Какую часть составляет каждый вид учреждений?
№20. Пекарня п. Тура в среднем за сутки производит 1800 булок хлеба.
хлеба транспортируется в магазины соседних поселков, остальная часть – в магазины поселка Тура. Сколько булок хлеба транспортируется в магазины поселка Тура?
Ты вспомнишь не страну большую,
Какую ты изъездил и узнал,
Ты вспомнишь Родину такую,
Какой ее ты в детстве увидал.
К. Симонов

2017 год объявлен в России "ГОДОМ ЭКОЛОГИИ".
№1. Красная книга Красноярского края включает в себя 111 видов птиц, что на 92 вида больше, чем млекопитающих и на 88 видов больше, чем растений. Сколько видов грибов и растений занесены в Красную книгу?
№2. Экологи призывают отказаться от живых новогодних елок в пользу искусственных. С ноября в магазинах п. Тура уже идет бойкая торговля синтетическими символами Нового года. Стоимость сертифицированной пластиковой красавицы, высота которой достигает трех метров, составляет 6 800 рублей. В какую стоимость обойдется покупка 3-х елок после повышения стоимости на 1/4?
№3. Сегодня площадь лесного фонда Эвенкии составляет около 76306 га, в том числе покрытая лесом площадь – или собственно леса 44102 га. Среди лесных насаждений преобладают лиственница (45%) и сосновые (21%). Какую площадь занимают лиственница и сосны?
№4. Река Енисей привлекает туристов из разных уголков нашей Родины, а особенно рыбаков. Дело в том, что рыбалка на Енисей хороша обилием улова и его богатством.
Улов компании рыбаков составил 34,8 кг рыбы. 6,4 кг были щуки, судака было на 1,8 кг меньше, остальная масса – окунь. Сколько кг судака и окуня поймали рыбаки?
№5. Скорость баржи по течению реки 23 км/ч, а скорость течения Тунгуски 4,5 км/ч. Какова скорость баржи в стоячей воде?
№6. На берегу реки Нижняя Тунгуска отдыхала компания туристов. Первый турист оставил после себя 1, 5кг мусора, второй турист – в 3 меньше, а третий – в 2 раза больше, чем второй. Сколько кг мусора оставила после себя компания туристов?
№7. Государственный природный заповедник «Тунгусский» располагается междуречье Подкаменной Тунгуски и её правого притока Чуни (Южная Эвенкия), в 70 километрах к северо-западу от посёлка Ванавара. Площадь заказника составляет 296,562 тыс. га. Эта территория является главным «полигоном» изучения экологических последствий Тунгусского метеорита. Он включает элементы лесостепи, леса и болотные участки. Леса занимают около 70% площади заказника, болота-15%. Какова площадь леса и болот?
№8. Лес – санитар атмосферы. Один гектар сосновых насаждений может задерживать в год до 35 т. пыли, вяз – до 43 т.. Сколько тонн пыли задержат 10 га сосны за 3 года? Сколько тонн пыли задержат 15 га вяза за 7 лет?
№9. В настоящее в области известно 76 видов млекопитающих. Самым многочисленным отрядом млекопитающих являются грызуны (29 видов) - сурки, суслики, тушканчики, мыши, полевки. Хищники представлены 12 видами (волк, лисица, хорек, ласка, горностай, перевязка, норка, барсук, выдра). Отряд насекомоядных включает 9 видов (еж, бурозубка, белозубка, выхухоль). Еще в недалеком прошлом донские степи были пристанищем огромных стад копытных. В настоящее время насчитывается всего 4 вида копытных (кабан, косуля, олень благородный, лось). Зайцеобразные включают 1 вид (заяц-русак). В отряд рукокрылых входит 9 видов (летучие мыши). Составьте диаграмму млекопитающих.
Выводы:
Содержание уроков по математике с использованием регионального компонента способствует развитию познавательной активности учащихся, повышению интереса к предмету.
В настоящее время образование должно иметь региональную направленность с целью обеспечения каждого ученика возможностью для развития его способностей на всех этапах жизни, помочь найти свое место в том региональном социуме, где он проживает в данный момент.
Материалы данной работы могут быть использованы учителями математики для построения системы уроков с использованием регионального компонента.
Использование прикладных материалов региональной направленности в учебном процессе помогает решать многие образовательные, воспитательные и развивающие задачи.
Список литературы:
Мазин А.И. Традиционные верования и обряды эвенков-ороченов (XIX – нач.XX вв.).Новосибирск: Наука, Сибирское отделение, 1984.
http://evenkia-school.ru/#
http://www.booksite.ru/fulltext/1/001/008/125/128.htm
http://www.evenkya.ru/infoeg/life/evenkiyskoe_more_taygi.html
http://www.krskstate.ru/80/kray
http://www.mnr.gov.ru/maps/?region=24
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BD%D0%B3%D1%83%D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%BE%D0%B2%D0%B5%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%B2%D0%B5%D0%BD%D0%BA%D0%B8%D0%B9%D1%81%D0%BA%D0%B8%D0%B9_%D1%80%D0%B0%D0%B9%D0%BE%D0%BD