Пояснительная записка
Лексика в системе языковых средств является важнейшим компонентом речевой деятельности: аудирования и говорения, чтения и письма. Это определяет ее важное место на каждом уроке иностранного языка, и формирование лексических навыков постоянно находится в поле зрения учителя. Его задача состоит в том, чтобы добиться полного освоения школьниками программного лексического минимума и прочного закрепления в их памяти активного словарного запаса на всех этапах обучения.
Задача практического овладения иностранным языком требует поиска путей совершенствования как методики обучения речевым умениям, так и большого внимания к организации языкового материала. В методической литературе получил освещение ряд вопросов, связанных с работой над лексикой. Однако существует ряд проблем в формировании лексических навыков, необходимых для говорения. В высказываниях учащихся не наблюдается должного варьирования лексики, и поэтому их речь в языковом отношении бывает очень часто бедна.
Это пособие предназначено для занятий на уроках с учащимися 2 - 11 классов и может быть использовано преподавателями, как часть непосредственной образовательной деятельности, так и во внеурочной деятельности с учениками.
Основная цель– использовать основные приемы при изучении лексики на уроках английского языка; отобрать возможные варианты введения лексики.
В соответствии с данной целью необходимо решить следующие задачи:
1. Определить основные этапы презентации и их особенности;
2. Определить основные способы семантизации и особенности их применения;
3. Разработать игровые формы и приемы для каждого этапа обучения лексике;
4. Рассмотреть различные способы и приемы обучения лексике;
5. Опытным путем выявить целесообразность применения на практике игровых форм и приемов обучения лексике.
Примеры заданий
Система образования призвана не только дать нашим детям определенный набор знаний, но и рассчитана на контроль за их усвоением. Без должного контроля, заключающегося в разных методиках и системах, педагогика не может существовать. Ведь только с помощью разных способов учитель может убедиться, насколько усвоены детьми умения и навыки и определить, можно ли переходить к следующему блоку знаний. На сегодняшний день разработано множество методик и форм проведения контроля. Одной из них является фронтальный опрос.
Фронтальный опрос – это уникальная возможность занять большую группу учащихся и провести текущий контроль. Однако несмотря на обилие плюсов данная система имеет и свои ярко выраженные недостатки. Конечно, педагоги отлично осведомлены о них, но все же считают методику действенной и продолжают активно использовать ее. К существенным недостаткам фронтального опроса относятся следующие моменты:
- краткие ответы не дают возможности отработать навык развернутого ответа;
- групповая работа не позволяет одному учащемуся проработать переход от одной мысли к другой, что используется в сложных темах.
Во фронтальном опросе можно используются следующие задания:
Ромашка — учитель заранее готовит ромашку по теме: в центре записывает тему урока, а на лепестках, внизу слова на русском или иностранном языках. Учащиеся по очереди отрывают по лепестку, переворачивают, читают и называют перевод слова. Можно сделать одноразовые ромашки, а можно прикреплять лепестки скотчем, тогда ромашку можно будет
использовать в нескольких классах.
Домино — каждая деталь домино состоит из двух частей — на одной слово на иностранном языке, на другой — перевод следующего слова (либо картинка). Например: a cat / собака, a dog / корова, a cow / лошадь, и т.д.
Тема «Одежда» изучается на уроках английского языка со 2 по 11 класс. Учащимся необходимо знать большое количество лексики по данной теме.
Лото — вариантов оформления много. Вот один из них. Ученикам раздаются карточки с пронумерованными полями, заполненными словами по-русски (или картинками). Ведущий достает бочонки из мешочка, называет цифры. Тот, чья цифра прозвучала, называет свое слово по-русски и его перевод на иностранном языке.
Мозаика — изготавливается на двух листах. На одном печатается картинка, на ее обороте таблица, в ячейках которой слова на русском языке. На другом листе печатается таблица с переводами слов на иностранный язык. Обе таблицы и картинка должны быть строго одного размера. Лист с картинкой и таблицей разрезается на части по границам полей таблицы. Детям раздаются части картинки, они должны прочитать слово на обороте и положить поверх ячейки с правильным переводом. Если все переводы даны правильно, то дети увидят правильно собранную картинку.
Ребусы — задание придумать свои ребусы можно дать в качестве домашнего. А на следующем занятии попросить ребят обменяться работами и разгадать полученные ребусы. Во избежание недоразумений, учителю лучше проверить и подкорректировать задания, придуманные учениками.
Самыми распространенными принципами кодирования слов можно выделить следующие:
tea+ spoon = teaspoon
2. Предмет + часть слова или часть слова + предмет: o + pen = open, y + ear = year.
t + hat = that
Из названия изображенного предмета исключаются буквы при помощи запятой(ых) – если запятая стоит слева от рисунка, то в слове надо исключить первую букву (или несколько букв, если 2-3 запятые), если справа от рисунка – то последнюю(ии)), или добавляются другие буквы взамен вычеркнутых: ‘cup = up, ‘house’’+ t = out, y +’car + d = yard, w +’nine’+ ten’+ r = winter.
sheep’’ = she
4. Буквы (буквосочетания, предметы), изображены один на другом (над ним, под ним), один в другом, рядом друг с другом (одна буква «прислонена» к другой или они как бы держатся за руки), какая-либо буква «идет» по направлению к другой (или другим), тогда при чтении, соответственно, добавляются предлоги ‘on’, ‘under’, ‘up’, ‘in’, ‘at’, ‘with’, ‘to’: e. g. k-in-d = kind, M-on-day = Monday, to-w-n = town, sk-at-e = skate, am-on-g = among, s-up-per = supper.
Кроссворды — можно дать задание придумать кроссворд по иностранному языку. Самый простой вариант — в задании просто слово на русском языке или картинка, означающая загаданное слово. Более сложный вариант вариант (подходит для старшеклассников с высоким уровнем владения языком) — самостоятельно придумываются формулировки заданий. На уроке — обмен кроссвордами, разгадывание.
Исчезнувшие буквы — письменное задание на проверку запоминания графического образа изученных слов. Учащийся должен вписать отсутствующие буквы.
Например: h__lth (health), sw_m_ing p__l (swimming pool). Такое же задание можно дать ученикам в качестве устной работы на разминку в виде презентации.
Найди соответствие — задание на карточках. Слова разделены на два столбика. Необходимо соединить линиями слово и его перевод. Например:
«Что в коробке?» — это может быть декорированная шкатулка, или ящичек, (заинтересует детей). Учитель придумывает тему занятия и подбирает предмет, который связан с этой темой: то есть если тема «Чтение» — возьмите книгу, если «Новый Год» — елочную игрушку и т. д. Спрячьте игрушку в коробку и предложите ребятам угадать, что в ней. Разрешите ученикам задавать наводящие вопросы, на которые вы будете отвечать «да» или «нет». Если вы видите, что ребятам сложно – помогите им: напишите на доске или на карточках подсказку. Можно сделать это так:
Is it …?
Has it ….?
Can it ….?
Can I…. with it?
Can I find it in / at / on the….?
Путаница — составить слово из перепутанных букв, задание на проверку запоминания графического образа лексики. Например:
tsdtien (dentist), geurson (surgeon).
Определите по контуру диких животных.
Составь слово — учитель дает длинное слово или наборы слогов, из которых дети за определенное время должны будут составить максимум других слов. Такое задание можно давать на дом. Например:
Угадай-ка! — ведущий загадывает слово по теме. Игроки угадывают его по первой букве. А также вариант типа «Поле чудес». Можно проводить также в виде интерактивной игры.
- The question is:
What do the English children hang on the Christmas trees?
- The question is:
What country sends annually a big Christmas tree to the English people to put it up on Trafalgar Square in London?
- The question is:
What is hanged on the doors of the houses in the English-speaking countries before Christmas?
-The question is:
What tree is the symbol of Christmas?
-The question is:
Name the bishop of Myra who was the prototype of Santa Claus.
Контрольное списывание с доски / учебника направлено на первичную проверку запоминания графического образа новой лексики. Усложнить задание можно ограничив время выполнения.
Исчезнувшие слова — даны предложения на иностранном языке с пропусками и список слов вперемешку. Ученики должны прочитать предложения и вставить слова из списка в пропусках.
Например: If you have a toothache you should visit the ______ (dentist).
c-t, a-d, a-m, p-n, r-d, c-r, s-t, r-n, t-n, o-d, l-g, t-a, h-n
h-r, h-s, f-x, e-g, e-t, b-d, f-y, p-t, b-g, s-y, h-p, d-g, n-t
Корректор — найти и исправить орфографические ошибки в исходном тексте или списке слов.
Например: He leaves in a small village. Следует зачеркнуть «ea» в слове leaves, исправить на «i».
Третий лишний — в ряде слов найти лишнее и вычеркнуть его. Например: river, mountain, sea (mountain — лишнее).
Поиск слов — поле, обычно в виде квадрата, заполнено буквами. «Спрятанные» по теме слова можно искать по горизонтали, вертикали, диагонали, они могут также соединяться ломаной линией. Пример ряда из такого поля pigrbwkcow (спрятаны слова pig, cow). Читайте Как составить головоломку «Поиск слов» самому.
Карты со словами по теме раздаются участникам. Задача ведущего выяснить, какое слово досталось каждому игроку: «Have you got a…?» Ведущие могут меняться. Участникам разрешается давать подсказки (на иностранном языке). Например:
Круг — учащиеся, становясь в круг, получают карточки с картинками, означающими слова по теме. Учитель, называет пару слов. Например: «a house – a flat». Чьи слова прозвучали, меняются местами.