Естественнонаучная грамотность – один из компонентов функциональной грамотности. Она позволяет человеку использовать теорию на практике и на основе этих знаний уметь описывать и объяснять явления, прогнозировать их развитие. Процесс обучения естествознанию в начальной школе призван обеспечить учащихся необходимыми общими естественнонаучными знаниями, умениями и навыками, дающими возможность успешно продолжить обучение в старшей школе.
Оно включает в себя не только знания, а ещё и умения применять эти знания в жизненных ситуациях.
Задание 1.
Формируемое умение: находить и выбирать информацию, изложенную в явном виде
Бактерии, живущие у нас во рту, являются причиной кариеса зубов. Кариес стал проблемой с начала 18 века, когда сахар стал доступным благодаря увеличению его производства из сахарного тростника.
В настоящее время мы многое знаем о кариесе. Например:
• Бактерии, которые являются причиной кариеса, питаются сахаром.
• Сахар превращается в кислоту.
• Кислота повреждает поверхность зубов.
• Чистка зубов помогает предотвратить кариес.
Какова роль бактерий при кариесе зубов?
А) Бактерии вырабатывают эмаль.
B) Бактерии вырабатывают сахар.
C) Бактерии вырабатывают минералы.
D) Бактерии вырабатывают кислоту.
Ответ: Бактерии вырабатывают кислоту.
Задание 2
Формируемое умение: находить и выбирать графическую информацию, изложенную в явном виде.
На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.
Ответ: А, в этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха – 74%.
Задание 3
Формируемое умение: находить и извлекать несколько единиц информации, расположенных в разных фрагментах текста.
Марина получила в подарок от родственников много комнатных растений. Но она совсем не знает, как за ними ухаживать. Старшая сестра решила помочь Марине и рассказала, как часто нужно поливать растения:
Частота полива: азалия – раз в 4 дня; роза – каждый день; фиалки – раз в 2 дня.
Сегодня понедельник, и все цветы уже политы.
Помоги Марине разобраться, в какой день недели нужно будет полить растения в следующий раз.
1) Азалия А) Среда
2) Роза Б) Пятница
3) Фиалка В) Вторник
Заполни вторую строку таблицы нужными буквами.
Ответ:
1 | 2 | 3 |
Пятница | Вторник,среда,пятница | Среда,пятница |
Поставь в □ «+», если ты согласен с утверждением, «-», если не согласен.
□1. Стул – это неживая природа.
□2. Волк – это живая природа.
□3. Дуб – это неживая природа.
□4.Туча – это неживая природа.
□5. Девочка – это живая природа.
Задание 4 «Впиши словечко»
1. Все, что нас окружает и не сделано руками человека называется ________________ .
2. Животные – это_________________ природа.
3. Солнце, камни, река, дождь – это ________________________ природа.
4. Растения – это ________________________ природа.
5. Люди – это_______________________ природа.
6. Предметы рукотворного мира – это _________________________________________.
Раскрась лишний предмет. Почему он лишний? Дай название группе.
1._____________________________________________
2._____________________________________________
3._____________________________________________
Что нас окружает?
Живая природа | | Неживая природа |
| Рукотворный мир Что нас окружает? | |
Живая природа | | Неживая природа |
Задание 5 Мы теперь ученики
Какое время суток изображено на картинке?
Расскажи, чем занимается мальчик?
Задание 6 Нарисуй стрелки в четвертых часах, используя закономерность.