Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 4»
Тема: «Сборник заданий по работе с текстом для учащихся с ОВЗ (5-6 классы)»
Номинация: «Организационные и учебно-методические условия обучения детей с ограничениями здоровья»
Вид продукции: учебно-методическая разработка
Семенова Екатерина Юрьевна,
учитель русского языка и литературы
Первоуральск, 2022
Содержание
Пояснительная записка………………………………………..…………….3
Часть 1. Прозаические тексты………………………….………….………..8
Часть 2. Стихотворные тексты……………………………………….……23
Терминологический словарик……………………………………………..26
Список использованных источников ………..…………….…..………….26
Пояснительная записка
Обоснование актуальности данной методической разработки
Актуальность методической разработки обусловлена целями и задачами реализации Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (утвержден приказом Министерства просвещения Российской Федерации от 31 мая 2021 г. N 287), обеспечивающего преемственность с ФГОС начального общего образования ОВЗ. В МАОУ СОШ № 4 реализуется Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования для учащихся с задержкой психического развития (утверждена директором МАОУ СОШ № 4, приказ от 01.09.18 № 597-од).
Приоритет в организации обучения в соответствии с указанной программой – создание учителем качественной индивидуализации обучения, позволяющей гарантировать ребенку удовлетворение общих с обычными детьми и особых образовательных потребностей. Другими словами, учитель должен создать оптимальные условия реализации реабилитационного потенциала учащегося.
Выполнение данной задачи вызывает у учителя определенные трудности, связанные с индивидуализацией обучения в условиях инклюзии и классно-урочной системы. В методической разработке предлагаются формы и методы обучения для организации работы с учащимися 5-6 классов с задержкой психического развития на уроке и дома, реализуется принцип индивидуализации в обучении. Кроме того, методическая разработка направлена на формирование у учащихся универсальных учебных действий и читательской грамотности, что является основой успешного освоения образовательной программы.
Цели и задачи данной продукции
Цель: оказать методическую помощь учителям, реализующим адаптированную основную образовательную программу для учащихся с ЗПР на уровне основного общего образования.
Задачи:
Актуализировать необходимость применения индивидуального подхода в обучении учащихся с ограниченными возможностями здоровья, в т. ч. с задержкой психического развития.
Разъяснить формы и методы обучения учащихся с ЗПР на примере организации работы с текстом, позволяющие добиться результативности освоения учащимися образовательной программы.
Способствовать распространению педагогического опыта по обучению учащихся с ЗПР.
Краткое обоснование методов и форм работы
Организация работы с текстом предполагает применение методов коррекционно-развивающей работы, направленных на оптимальное усвоение учащимися изучаемого материала:
- коммуникативный метод обучения: беседа по содержанию учебного материала, в том числе эвристическая или проблемно-поисковая; самостоятельное изучение учащимися текста;
- познавательный метод обучения: выполнение учащимися работы по образцу или алгоритму;
- преобразовательный метод обучения: выполнение учащимися упражнений, основу которых составляет практическая деятельность;
- контрольный метод обучения: выполнение учащимися заданий с целью выявления качества усвоения знаний, умений и навыков и их коррекции.
Формы работы – индивидуальная, парная (учитель – ученик).
Обоснование особенностей и новизны предлагаемой разработки
Особенности:
- отобраны и собраны в единый сборник тексты для учащихся 5-6 классов, которыми не располагает учебник;
- работа с текстами позволяет комплексно организовать процесс формирования у учащихся с ЗПР читательской грамотности, овладев которой они смогут осознанно прочитать текст математической задачи, какого-либо упражнения или задания на других уроках;
- для повышения познавательного интереса учащихся для работы с текстом использованы стихи первоуральского поэта Михаила Стулина.
Новизна разработки заключается в том, что учащимся предлагается поработать не только с прозаическими текстами, но и поэтическими. В сборник включены стихотворения первоуральского поэта Михаила Стулина, предоставленные составителю сборника родственниками поэта.
Краткое описание ожидаемого/полученного результата
-- владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым);
-- адекватно понимать, интерпретировать текст;
-- анализировать текст с точки зрения его темы, основной мысли, основной и дополнительной информации;
-- использовать толковый словарь;
-- выражать личное отношение к художественному произведению, аргументировать свою точку зрения.
Познавательные универсальные учебные действия
-- умение определять понятия;
-- устанавливать аналогии;
-- устанавливать причинно-следственные связи.
Регулятивные универсальные учебные действия
-- определять совместно с педагогом потенциальные затруднения при решении учебной задачи;
-- находить совместно с педагогом средства для устранения затруднений при решении учебной задачи.
-- готовность и способность обучающихся к саморазвитию;
-- сформированность мотивации к учению и познанию;
-- сформированность эстетических потребностей, ценностей и чувств.
Методические рекомендации для учителя по работе со сборником
Учащиеся с ЗПР – это преимущественно дети с нормальным интеллектом, у которых отсутствует мотивация к учебе, либо имеется отставание в овладении школьными навыками (чтения, письма, счета). Отсутствие концентрации и быстрое рассеивание внимания приводят к тому, что им трудно или невозможно функционировать в большой группе и самостоятельно выполнять задания. Кроме того, излишняя подвижность и эмоциональные проблемы являются причинами того, что эти дети, несмотря на их возможности, не достигают в школе желаемых результатов. Учащимся с ЗПР необходим хорошо структурированный материал. Это обеспечивает доступность выполнения заданий.
Учителю, работающему с учащимися с ЗПР, важно учитывать особенности организации обучения:
Учет работоспособности и особенностей психофизического развития
учащихся с ОВЗ: замедленность темпа обучения, рациональная дозировка на уроке содержания учебного материала, дробление большого задания на части, поэтапное разъяснение задач, последовательное выполнение этапов задания с контролем / самоконтролем каждого этапа; повторение учащимися инструкций к выполнению задания; предоставление дополнительного времени для выполнения задания или сдачи домашнего задания, сокращенные задания, направленные на усвоение ключевых понятий, возможность двигаться в индивидуальном темпе, максимальная опора на практическую деятельность.
Использование дополнительных вспомогательных приемов и средств:
памятки, образцы выполнения заданий, алгоритмы деятельности, печатные копии заданий, например, написанных на доске; использование упражнений с пропущенными словами / предложениями, использование листов с упражнениями, которые требуют минимального заполнения, использование маркеров для выделения важной информации; предоставление альтернативы объемным письменным заданиям (например, устное сообщение по обозначенной теме).
Охранительный режим: создание климата психологического комфорта,
предупреждение психофизических перегрузок.
Учащиеся с ЗПР нуждаются в большем количестве проб, чтобы освоить способ деятельности, поэтому необходимо предоставить возможность действовать ученику неоднократно в одних и тех же условиях. Именно этот принцип составляет основу сборника текстов, представленного в методической разработке.
Первым заданием к каждому тексту сборника стоит задание или «выразительно прочитать текст», или «прочитать текст вслух». Учителю не следует отказываться от этого задания, ведь во время чтения вслух учащийся с ЗПР намного больше сконцентрирован на материале и не отвлекается на посторонние раздражители. Учитель может давать на подготовку таких заданий несколько (например, 3-5) минут.
Некоторые устные задания педагог может попросить выполнить учащегося письменно, а письменные – устно.
Учителю стоит просить учащегося выполнять каждое задание за определенное количество времени, постепенно уменьшая это количество времени.
До начала работы со сборником учитель может познакомить учащегося с терминологическим словариком.
Часть 1. Прозаические тексты
1. Прочитайте выразительно текст.
Осень
Пришла золотая осень. В пёстрый наряд оделись деревья. Загрустили берёзки – желтеют их круглые листочки. Дрожат осинки – опадает их зелёный наряд. Шумят листвой дубы – редеет их могучая крона. Поникли от дождя ветки сосен. Только колючие иголочки на ели не унывают.
А лето было радостное! Цветы, ягоды, пение птиц. Скоро заснёт всё до весны.
1. Выпишите из текста слова, значения которых вам непонятно. Выясните их значения по толковому словарю.
2. Выпишите из каждого абзаца 3-4 ключевых слова.
3. Устно объясните, почему текст так назван. Запишите другое название к этому тексту.
4. Устно объясните, может ли первое предложение из второго абзаца текста быть основной мыслью.
2. Прочитайте выразительно текст.
Бобровый пруд
Протекал в лесу тихий ручеёк. Пришёл к ручью бобёр. Наносил он сучьев, напилил острыми зубками молодых осинок. Построил зверёк плотину. Разлился большой бобровый пруд. Завелись в пруду рыбки. Поселились на берегу лягушки. Свила у берега гнездо утка. Весело стало лесным жителям. Стрекозы комаров гоняют. Ласточки грудкой по воде чиркают, радостно щебечут. Прилетел чёрный аист у воды на одной ноге подремать. Спасибо бобру!
1. Выпишите из текста слова, значения которых вам непонятно. Выясните их значения по толковому словарю.
2. Устно объясните, почему текст так назван. Запишите другое название к этому тексту.
3. Устно объясните, может ли быть фраза «Жители леса благодарны бобру за пруд» основной мыслью текста.
3. Прочитайте выразительно текст.
Помоги другу
На улице мороз. Метель заметает дорожки. Ты сидишь в тепле и готовишь уроки. Вдруг слышишь в стекло тоненький стук. За оконной рамой ты видишь птичку. Синичка ходит по снежку. Через стекло на тебя смотрят глазки-бусинки. Птица просит о помощи. Бедняжка сильно голодает.
Кто поможет синичке выжить в зимнюю пору?
Ты открываешь форточку, бросаешь горсточку зерна. Потом надо отрезать сало и привязать кусочки за окном. Птичка отплатит тебе добром. В твоём саду не будет вредителей. Ты встретишь весну с радостной песней птиц.
1. Выпишите из 1 и 2 абзаца 3-4 ключевых слова.
2. Устно объясните, почему текст так назван. Запишите другое название к этому тексту.
3. Устно объясните, может ли быть фраза «За доброту отплатят добром» основной мыслью текста.
4. Прочитайте выразительно текст.
Удивительное дерево
В Сибири растёт кедр. Он достигает в высоту сорока метров. Это ценное хвойное дерево. Из него делают посуду, мебель.
В посуде из древесины кедра неделями не киснет молоко. В прекрасной мебели из кедра не заводятся вредные насекомые.
Сколько шишек созревает к осени на кедре! Люди мешками собирают кедровые шишки. Из них добывают орешки. Крепкие шишки трут на особой тёрке. При этом орехи остаются целыми. Их отделяют от шелухи. В урожайный год в кедровнике поспевают тонны орехов. Из них делают полезное масло.
1. Прочитайте выразительно текст.
2. Выпишите из текста слова, значения которых вам непонятно.
3. Выпишите из каждого абзаца 3-4 ключевых слова.
4. Устно объясните, почему текст так назван. Запишите другое название к этому тексту.
5. Устно объясните, может ли третье предложение текста быть основной мыслью.
5. Прочитайте текст вслух.
(1)Лист, листочек! (2)Откуда произошло это название? (3)Может быть, потому мы называем листком бумагу, лежащую перед нами, что сотни лет назад люди в самом деле использовали для письма листья деревьев… (4)Жители жарких стран, например, писали друг другу послания на широких листьях пальм или бананов.
(5)А на Руси бумагу заменяла береста — белоснежная кора берёзы. (6)В музеях хранятся написанные на бересте книги, их писали от руки монахи в монастырях.
(7)Бумага впервые была изготовлена в Китае, её делали из бамбука, шелковицы, рисовой соломы. (8)Сырьё измельчалось в огромной ступе, а затем всё это варилось в больших чанах. (9)Изготавливали бумагу вручную.
(10)В наше время бумага изготавливается на бумажных комбинатах, их строят обычно поближе к лесу, на берегах больших рек. (11)Мощные дробильные машины за несколько часов превращают брёвна в мелкую щепу, как это делали когда-то вручную в ступке. (12)Готовая бумажная масса попадает из котлов в бумагоделательную машину. (13)Бумага сворачивается машиной в огромные рулоны, затем её гладят — пропускают через тяжёлые валы. (14)Потом отправляют на фабрику, где делают тетради, или в типографию, где печатают газеты и книги.
(15)Всем известно, что из дерева изготавливают сотни предметов, но всё же самый замечательный из них — листок бумаги.
1. В предложениях 10–12 найдите антоним к слову «слабый» и выпишите его.
2. В предложениях 12-13 найдите слово со значением «густая смесь, похожая на тесто». Выпишите это слово.
3. Из чего, по свидетельству автора текста, делали бумагу в Китае? Запишите ответ.
4. Напишите заголовок к тексту.
5. Допишите основную мысль текста: «Листок бумаги – самый...»
6. Прочитайте текст вслух.
(1)В детстве у меня была любимая кукла. (2)Я с ней никогда не расставалась. (3)Гуляла, ела, играла. (4)Я рассказывала ей о своих неудачах и радостях.
(5)А ещё у меня была любимая подруга Маша. (6)Она рано лишилась родителей и жила с бабушкой. (7)В день моего семилетия ко мне пришли гости.
(8)Мы очень любили одну игру. (9)Мама привязывала к ленте игрушки, а мы
с завязанными глазами должны были их среза́ть. (10)В тот день рождения игрушек на всех не хватило. (11)Тогда мама предложила привязать мою любимую куклу. (12)Я так мечталасрезать её, но мне досталась книга. (13)А куклу срезала подружка, та самая, любимая.
(14)С тех пор я никогда не видела Машу. (15)И очень долго не могла её простить. (16)Мне казалось, она приехала, чтобы отнять кусочек моего сердца. (17)Я потеряла куклуи потеряла подругу.
(18)Сейчас, когда я выросла, я часто вспоминаю тот день. (19)Вновь вижу тихую радость в красивых и грустных глазах Маши. (20)С какой взрослой, материнской любовью прижала она к себе мою куклу в розовом платье. (21)И унесла её, пряча под тёплой шубкой. (22)А я стояла у окна и сквозь слёзы смотрела на улицу.
(23)И только много позже я поняла, что никакая игрушка не дороже счастья другого человека.
1. В предложениях 18-20 найдите слово со значением «весёлое чувство, ощущение большого душевного удовлетворения». Выпишите это слово.
2. В предложениях 19−20 найдите антоним к слову «весёлые» и выпишите его.
3. Какой факт свидетельствует о том, что автор текста долго не могла простить подругу Машу? Запишите ответ.
4. Допишите основную мысль текста: «Никакая игрушка не дороже счастья…»
7. Прочитайте текст вслух.
(1)Жила девочка Настя со своей мамой. (2)Однажды Насте подарили в горшочке цветок. (3)Она принесла его домой и поставила на окно.
– (4)Фу, какой гадкий цветок! – сказала мама. – (5)Листья у него похожи на языки, да ещё с колючками. (6)Наверное, ядовитый. (7)Я его и поливать не стану.
(8) Настя ответила:
– (9)Я сама буду поливать. (10)Может быть, у него цветы будут красивые.(11)Цветок вырос большой-большой, а цвести и не думал. (12)Его надо выбросить, – говорила мама, – от него ни красы, ни радости. (13)Когда девочка заболела, она очень боялась, что мама выбросит цветок или не будет поливать его, и он засохнет. (14)Мама позвала к Насте врача и попросила:
– (15)Посмотрите, доктор, у меня девочка всё хворает и вот совсем слегла.
(16)Доктор осмотрел Настю и сказал:
– (17)Если б вы достали листья одного растения… (18)Они как будто надутые и с шипами.
– (19)Мамочка! – обрадовалась Настя. – (20)Это же мой цветок! (21)Вот он!– (22)А я его выбросить хотела, – вздохнула мама.(23)Она стала давать дочери отвар из этих листьев, и скоро девочка встала с постели.
– (24)Вот, – сказала Настя, – я его берегла, мой цветочек, и он меня сберёг.
1. В предложениях 11−13 найдите слово со значением «веселье, чувство удовольствия, удовлетворения». Выпишите это слово.
2. В предложениях 4–6 найдите антоним к слову «целебный» и выпишите его.
3. Какой факт свидетельствует о том, что маме Насти не понравился цветок? Запишите ответ.
4. Допишите основную мысль текста: «Настя берегла цветок, и он…»
8. Прочитайте текст вслух.
(1)Оля и Лида, маленькие девочки, пошли в лес. (2)После утомительной дороги сели они на траву отдохнуть и пообедать.
(3)Вынули из сумки хлеб, масло, яйца. (4)Когда девочки уже закончили обед, недалеко от них запел соловей. (5)Очарованные прекрасной песней, Оля и Лида сидели, боясь пошевельнуться.
(6)Соловей перестал петь.
(7)Оля собрала остатки своей еды и обрывки бумаги и бросила под куст.
(8)Лида же завернула в газету яичные скорлупки и хлебные крошки и положила кулёк в сумку.
(9) - Зачем ты берёшь с собой этот мусор? - сказала Оля.
(10) - Брось под куст. (11)Ведь мы в лесу. (12)Никто не увидит.
(13) - Стыдно... перед соловушкой, - тихо ответила Лида.
(В. А. Сухомлинский)
1. В предложениях 1-2 найдите слово со значением «трудный, надоедливый». Выпишите это слово.
2. В предложениях 11-13 найдите синоним к слову «совестно» и выпишите его.
3. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Оля и Лида не хотели спугнуть соловья? Запишите ответ.
4. Допишите основную мысль текста: «В своих поступках Лида руководствуется совестью, поэтому она…»
9. Прочитайте текст вслух.
(1)Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2)Собака бежала впереди меня. (3)Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться, как бы зачуяв перед собою дичь. (4)Я глянул вдоль аллеи и увидел молодого воробья. (5)Он упал из гнезда и сидел неподвижно, беспомощно растопырив крылышки.
(6)Моя собака медленно приближалась к нему. (7)Вдруг, сорвавшись с близкого дерева, старый черногрудый воробей камнем упал перед самой её мордой. (8)Весь взъерошенный, искажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул он раза два в направлении зубастой раскрытой пасти. (9)Он ринулся спасать, он заслонил собою своё детище! (10)Но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голосок одичал и охрип, он замирал, он жертвовал собою! (11)Каким громадным чудовищем должна была ему казаться собака! (12)И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке... (13)Сила‚ сильнее его воли, сбросила его оттуда.
(14)Мой Трезор остановился, попятился... (15)Видно‚ и он признал эту силу. (16)Я поспешил отозвать смущённого пса - и удалился, благоговея.
(17)Да, не смейтесь. (18)Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед её порывом. (19)Любовь‚ думал я, сильнее смерти и страха смерти. (20)Только любовью держится и движется жизнь. (По И. С. Тургеневу)
1. В предложениях 8-10 найдите слово со значением «испытывать дрожь при сильном волнении». Выпишите это слово.
2. В предложениях 2-5 найдите антоним к слову «старый» и выпишите его.
3. Какие факты, по мнению автора текста, свидетельствуют о том, что старый воробей очень боялся собаки? Запишите ответ.
4. Допишите основную мысль текста: «Любовь сильнее…»
10. Прочитайте текст вслух.
(1)В морозное утро слышу: кто-то стучит настойчиво, нетерпеливо. (2)Выхожу на крыльцо - никого нет. (3)И снова тот же стук. (4)Наверное, кто-то балуется, сейчас подкараулю. (5)Выглядываю из окна: снова никого нет, только нахохлившиеся воро́ны на деревьях сидят. (6)И опять: «Стук, стук, стук». (7)Наконец из окна вижу: на крылечке топчется серая ворона и толстым клювом барабанит по ступенькам, будто возмущается: «Что же вы так долго корм не выносите?»
(8)Одеваюсь и с ведром иду к ящику, куда обычно ссыпают пищевые отходы, а во дворе, хоть солнце уже яркое и небо ясное, морозец за уши пощипывает. (9)Высыпаю корм-отходы и иду к дому, оборачиваюсь на вороний галдёж: сильные бессовестные вороны оттесняют от корма маленьких галок, между собою дерутся. (10)И тут замечаю: из-под сарая скачет ворона с перебитым крылом, волочит его по снегу, пытается взлететь на ящик, а не может. (11)Тогда села она вдали, распустила крылья и, вытянув шею, издала громкий, жалобный крик; но никто ей из ворон не отозвался. (12)И вдруг к больной и беспомощной птице подлетает с кормом маленькая юркая галочка, опустилась возле неё, отдала пищу и за другой порцией улетела.
(13)Стою озадаченный, ничего не понимаю. (14)Оказывается, не бросить слабого в беде - это тоже чудесный закон природы! (По А. Дорохову)
1. В предложениях 7−9 найдите слово со значением «многоголосый крик, шум». Выпишите это слово.
2. В предложениях 5−7 найдите антоним к слову «тонкий» и выпишите его.
3. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что среди ворон была больная и беспомощная птица? Запишите ответ.
4. Определите и запишите основную мысль текста.
11. Прочитайте текст вслух.
(1)Пушкин начал писать очень рано. (2)Сестра его рассказывала, что ещё девятилетним мальчиком до поступления в Лицей он пробовал сочинять. (3)Он разыгрывал перед сестрой маленькие комедии. (4)Когда одну из них Ольга Сергеевна осмеяла, Пушкин не обиделся, а сам на себя сочинил по-французски эпиграмму.
(5)Многих древних и современных писателей Пушкин тоже полюбил в раннем детстве. (6)Едва научившись читать, он забирался в отцовский кабинет, доставал из книжного шкафа какой-нибудь томик в красивом переплёте и погружался в чудесный мир фантазии. (7)В семье книги очень ценили. (8)Отец Пушкина, Сергей Львович, прекрасно знал литературу, мастерски декламировал, сам писал изящные стихи. (9)Василий Львович, дядя Александра, был признанным поэтом. (10)В гостиной у Пушкиных постоянно бывали писатели и поэты, говорили и спорили о литературе. «(11)В самом младенчестве, - вспоминал о сыне Сергей Львович, — он показывал большое уважение к писателям. (12)Когда к нам в гости приезжал Николай Михайлович Карамзин, шестилетний Александр вслушивался в его разговоры и не спускал с него глаз». (13)А когда маленького Сашу уводили из гостиной в детскую и укладывали спать, няня Арина Родионовна принималась напевать ему песни, рассказывать русские народные сказки. (14)Он засыпал под певучий голос няни.
(15)Книги, разговоры писателей и поэтов в гостиной, сказки и песни няни — всё это питало душу маленького Саши, откладывалось в памяти и позже повлияло на его творчество. (По М. Басиной)
1. В предложениях 10−12 найдите слово со значением «чувство почтения, признание достоинств другого человека». Выпишите это слово.
2. В предложениях 1−4 найдите антоним к слову «большой» и выпишите его.
3. Какой факт, по мнению автора текста, свидетельствует о том, что Пушкину нравилось читать книги? Запишите ответ.
4. Определите и запишите основную мысль текста.
12. Прочитайте текст вслух.
(1)Это произошло в дни Великой Отечественной войны. (2)Сержант Виктор Данилин шёл осенней ночью на боевое задание по фронтовому шоссе. (3)Впереди у дома с высокой железной оградой он увидел каких-то людей. (4)«Свои», — решил сержант и продолжил путь, но он ошибся: это были фашисты. (5)Три дюжих солдата, которые первыми заметили, что за гость к ним пожаловал, набросились на советского воина. (6)Двое схватили его за руки, а третий прыгнул ему на спину. (7)Но Данилин молниеносным ударом ноги под коленку сбил первого фашиста, затем второго. (8)Высвободив руки, он принялся за третьего.
(9)Схватил его за маскировочный халат и с размаху, словно тюк с тряпьём, отшвырнул в сторону. (10)Когда фашисты опомнились, сержанта и след простыл. (11)Выполнив боевое задание, Данилин вернулся в штаб.
(12)За проявленное мужество его представили к награде. (13)Генерал, который вручал героическому сержанту орден, спросил: «Как Вам удалось, не прибегая к оружию, расправиться сразу с тремя фашистами?» (14)В ответ Данилин произнёс только одно слово: «Са́мбо!» (15)И военным сразу всё стало ясно.
(16)С тех далёких пор ни один солдат не может обойтись без навыков владения приёмами самообороны. (17)Самбо - составное слово: САМ - это сокращённо САМозащита, Б - Без, О - Оружия, а всё вместе - Самозащита Без Оружия. (18)Так родилось слово «са́мбо». (19)Са́мбо является гордостью российского спорта. (20)Этот вид борьбы придумали именно в нашей стране, его создатели изучили десятки видов народной борьбы, которыми так богата Россия, и от каждого взяли для са́мбо самое ценное. (По Г. Юрмину)
1. Подберите и запишите синоним к слову «дюжий» из предложения 5.
2. Определите и запишите лексическое значение слова «пожаловал» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
3. Почему, по мнению автора текста, самбо является гордостью российского спорта? Запишите ответ.
4. Сформулируйте и запишите последний пункт плана к предыдущим двум пунктам:
1. Победа Данилина в неравной борьбе.
2. Секрет победителя.
5. Определите и запишите основную мысль текста.
12. Прочитайте текст вслух.
(1) У нас часто леса гибнут от безжалостного обращения с ними.(2)Люди бессознательно бросают спичку, и от её огня погибают большие участки леса. (3)Много леса вырубают. (4)Срубить дерево легко, а чтобы вырастить его, надо десятки лет.
(5)За посадками деревьев следит лесовод.(6)Он устанавливает места, которые пострадали от пожара, намечает, где надо расчистить лес от бурелома, отводит участки для работы лесорубов, участвует в борьбе с вредителями леса. (7) Гусеницы иногда съедают подрастающие побеги, объедают листья. (8) Зайцы, мыши объедают корни молодых деревьев.
(9) Но есть у леса и друзья-птицы. (10) Они прекрасные помощники лесоводов. (10) Берегите, ребята, лес как зеницу ока! (11) Это наше богатство!
1. Почему, по мнению автора текста, нужно беречь лес? Запишите ответ.
2. Определите и запишите лексическое значение слова «отводит» из предложения 5. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
3. Подберите и запишите синоним (синонимы) к слову «бурелом» (предложение 6).
4. Определите и запишите основную мысль текста.
5. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
13. Прочитайте текст вслух.
(1) На Руси солонка всегда была предметом очень почитаемым. (2) Ведь наряду с хлебом соль являлась символом благополучия, вот почему дорогих гостей издревле встречали хлебом-солью. (3) Без деревянных расписных солонок, которые назывались солоницы, не обходилось ни одно праздничное торжество. (4) Говорят, что наиболее почётными местами за столом считались те, что располагались ближе к солонке.
(5)Каких только солонок не выдумывали русские мастера: в виде уточек, коробочек с резными коньками, главками церквей или двуглавым орлом. (6)Например, для Русского Севера, вологодской и архангельской губерний, типичной была солонка в форме плывущей птицы с головой уточки (такую солонку называли утицей). (7)Вырезая солонку-утицу, мастера оставляли между грудью и клювом перемычку, которая служила удобной ручкой. (8)Спинку и часть хвоста отпиливали, чтобы сделать в туловище углубление для соли, а затем выпиленную часть возвращали на место. (9)Около хвоста просверливали отверстия, в которые вставляли круглый стержень - вертлюг. (10) Когда нужно было открыть солонку, крышку на вертлюге легко отводили в сторону, но бывали у солонок-утиц и съёмные крышечки.
(11)В Верхнем и Среднем Поволжье были очень распространены нарядные солонки, по форме напоминавшие кресла. (12)За столетия мастера выработали особый тип крышки на вертлюге для солонки-кресла. (13)Такая крышка вращается на двух вертлюгах, вставленных в подлокотники солонки. (14)Она легко откидывается и упирается в спинку солонки, которая служит ручкой. (15)Крышки и спинки солонок-кресел красочно расписывали (ещё одно свидетельство особого отношения мастеров к солонке), и эта чудесная яркая роспись до сих пор сохранилась в некоторых крестьянских домах Поволжья. (16)А солонка и сейчас всегда наготове держит перед нами соль - и спасибо ей за это…
(По Н. Орловой)
1. Почему, по мнению автора текста, без деревянных расписных солонок на Руси не обходилось ни одно праздничное торжество? Запишите ответ.
2. Определите и запишите лексическое значение слова «отводили» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
3. Подберите и запишите синоним к слову «издревле» из предложения 2.
4. Определите и запишите основную мысль текста.
5. Сформулируйте и запишите второй пункт плана к уже имеющимся:
1. Особое отношение к солонке на Руси.
2. …………………………..
3. Солонки-кресла в Поволжье.
14. Прочитайте текст вслух.
Собиратель русских слов.
(1)Владимир Иванович Даль был талантливым и трудолюбивым человеком. (2)Он получил образование морского офицера, затем врача, был известен и как автор множества сказок, рассказов, очерков. (3)Его литературный талант высоко ценил Александр Сергеевич Пушкин. (4)Но делом его жизни стало собирание русских слов.
(5)Владимир Иванович поставил перед собой цель собрать и записать все русские слова. (6)В военном походе, в госпитале, в служебной поездке записывал он слова, пословицы, поговорки, загадки. (7)Он любил и понимал родной язык. (8)Умел вслушиваться, вдумываться в живое народное слово. (9)Работу по собиранию и записи слов он начал ещё юношей и продолжал до самой смерти. (10)За неделю до смерти больной Даль поручает дочери внести в словарь четыре новых слова, которые услышал от прислуги.
(11)Делом всей жизни Даля стал «Толковый словарь живого великорусского языка». (12)В него Даль включил 200 тысяч слов и 30 тысяч пословиц. (13)Более сорока лет без помощников, в одиночку собирал, составлял Даль свой словарь. (14)Это настоящий подвиг человека, влюблённого в русский язык.
1. Какую цель поставил перед собой Владимир Иванович Даль? Запишите ответ.
2. Определите и запишите лексическое значение слова «внести» из предложения 10. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
3. Подберите и запишите синоним (синонимы) к слову «талант» из предложения 3.
4. Определите и запишите основную мысль текста.
5. Сформулируйте и запишите первый пункт плана к уже имеющимся:
1) ……………………………………….
2) Собирание слов - дело всей жизни В. И. Даля.
3) «Толковый словарь живого великорусского языка» - подвиг человека.
15. Прочитайте текст вслух.
(1)Расщедрилась природа и подарила тёплые денёчки. (2)Но осень уже поселилась в лесу. (3)Деревья сбросили свой роскошный наряд, и лес заметно поредел.
(4) Бесчисленные листья устилают землю. (5)Они разных цветов: жёлтые, оранжевые, красные. (6)Подсушит их солнце, и ветер погонит по лесным тропинкам. (7)Только их шорох нарушает покой лесного царства.
(8)Но страшен лес в непогоду. (9)Под напором ветра жалобно стонут и гнутся к земле деревья. (10)Они уже не борются с ним. (11)Дождь бьёт по листьям, и они становятся похожими на жалкие лохмотья. (12)Под натиском осенних дождей и первых холодов сдаются дары природы: цветы, травы, кусты. (13)Только краснеют кисти рябин, а плоды шиповника висят, как блестящие ёлочные шарики.
1. Определите и запишите лексическое значение слова «роскошный» из предложения 3. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
2. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову. «лохмотья» из предложения 11.
3. Почему, по мнению автора текста, страшен лес в непогоду? Запишите ответ.
4. Определите и запишите основную мысль текста.
5. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
16. Прочитайте текст вслух.
(1) Стояла зима. (2)Снег падал пушистыми хлопьями, приятно касался лица. (3)Рыжая собачка прижалась к двери подъезда, беспомощно повизгивала и дрожала от холода. (4)Ей хотелось обогреться, но никто не спешил ей на помощь.
(5)Вдруг кто-то толкнул дверь. (6)Собачка вскочила, увидела невысокого человека в кожаном пальто. (7)Доверчиво прикоснулась она к его руке. (8)Он отряхнул снег с её спины и поманил за собой. (9)Дома он выделил ей оловянную тарелку, блюдце, и собака осталась жить у него. (10)Незнакомец оказался знаменитым артистом Дуровым.
(11)История Каштанки описана в известном рассказе Чехова. (12)Но не все знают, что столяр судился с Дуровым, чтобы вернуть собаку. (13)Дуров предложил хозяину большие деньги, и столяр начал колебаться. (14)Судья почувствовал, что столяр не привязан к собаке. (15)Каштанка осталась у артиста.
1. Почему судья оставил собаку Дурову? Запишите ответ.
2. Определите и запишите лексическое значение слова «колебаться» из предложения 13. Подберите и запишите предложение, в котором данное многозначное слово употреблялось бы в другом значении.
3. Подберите и запишите синоним (синонимы) к этому слову «поманил» из предложения 8.
4. Определите и запишите основную мысль текста.
5. Составьте и запишите план текста из трёх пунктов.
Часть 2. Стихотворные тексты
Стихотворения, написанные первоуральским поэтом Михаилом Павловичем Стулиным (1930-2005), предоставлены составителю сборника родственниками поэта.
Задания к стихотворениям М. Стулина
1. Прочитайте выразительно стихотворение.
2. Какие слова, словосочетания больше всего вам нравятся в стихотворении? Почему? Дайте устный ответ на эти вопросы.
3. Что (какая картина) возникает перед вашими глазами, когда вы читаете стихотворение? Дайте устный ответ на этот вопрос.
4. Что чувствуете вы, читая стихотворение? Дайте письменный ответ на этот вопрос.
5. Определите тему стихотворения. Запишите ее.
6. Найдите выразительные средства, которые использует поэт в стихотворении. Выпишите их.
Вечер
За деревней у околицы,
В зыбких месяца лучах
Хороводы хороводятся,
Песни ладные звучат…
Покружились, посидели,
Песни нежные попели,
И в деревню, где огонь,
Увела народ гармонь.
Наш флот
Велик наш флот – сомнений нет и споров.
Велик во всех веках, на всех морях.
Величественна в памяти «Аврора».
Величествен в бессмертии «Варяг».
Советский флот бессмертие стяжал.
Я счастлив, что к нему принадлежал.
* * * (По вечерам так пахнет снегом талым)
По вечерам так пахнет снегом талым,
А по утрам вновь воздух чист и свеж.
И вся природа, кажется, устала
От зимних и сугробов, и одежд.
Уж солнце не торопится садиться
В густую крону бронзовой сосны.
А в полдень катятся по крышам льдистым
Жемчужины невидимой весны.
Элегия
Не может солнце к нам пробиться,
Все тучами обнесено.
Уже шумливые синицы
Стучатся по утрам в окно.
Уже не просыхают лужи,
И по утрам в них хруст стекла…
И кажется, что жить все хуже…
Что все прошло! Что жизнь прошла!
Осень
Висят прически мокрые у кленов,
Так рано вечером уже темно.
Похолоданьем ранним удивленный
Стучится тополь ветками в окно.
* * *
Я в книги окунулся очень малым,
Сейчас забыл, который шел мне год.
Весь день, забывши про еду бывало,
Читал взахлеб и ночи напролет.
Боясь, что я ослепну из-за них,
Родители те книги отнимали.
Что зрячее я становлюсь от них,
Они, быть может, и не понимали.
Дома!
Скрип под ногой отцовского крылечка.
И запахи исконные сеней.
Здесь тихая установилась вечность,
И я хотел бы вечным быть при ней.
Входная дверь, обитая кошмой,
Иконостас старинных образов.
Лишь здесь я понял, что пришел домой,
И что отсюда родины был зов.
Терминологический словарик
Абзац - отрезок письменной речи, состоящий из одного или нескольких предложений.
Антонимы - это слова одной части речи, различные по звучанию и написанию, имеющие прямо противоположные лексические значения, например: «правда» — «ложь», «добрый» — «злой».
Ключевые слова – это опорные, важные, главные слова текста, которые несут на себе содержательную нагрузку всего высказывания.
Многозначные слова — это слова, имеющие несколько лексических значений.
Основная мысль — это то, к чему призывает, чему учит автор, это то главное, что хотел сказать автор этим текстом; это главный посыл, который автор хотел вложить в свое произведение, его ключевая идея.
План текста - это перечень, список, состоящий из основных тем или мыслей текста, которые изложены в логической последовательности.
Синонимы – это слова, относящиеся к одной части речи, которые пишутся по-разному, но имеют близкое смысловое значение, например: ветер — вихрь — шквал — ураган.
Тема текста - то, о чём или о ком говорится в тексте.
Факт в тексте – это реальное явление, предмет, событие, число, это то, что действительно произошло, существует.
Список использованных источников
1. Материалы к ВПР. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://rus6-vpr.sdamgia.ru/problem?id=51
3. Определения понятий. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/
2. Тексты для диктантов. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: URL: https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/2015/09/26/
20