Риторика
Мы учимся жестам и громкости речи.
И темпы учить нам нисколько не легче.
Когда мы друг друга без слов понимаем,
То средство общения как называем?
(невербальное)
Общенье словами весьма интересное,
Оно называется просто — ...
(словесное)
Я расскажу, что вчера заболел,
Что дома лекарство я горькое ел,
Еще расскажу, что болеть очень грустно.
Когда говорю я, то речь моя...
(устная)
Вид речи, когда на бумаге пишу.
Я все что угодно листу расскажу.
Но речь уж не устная, речь иная.
Скажите, ребята, названье. Какая?
(письменная)
Учитель объяснял урок,
Мне было вовсе невдомек,
Что если я урок весь слушаю,
То называюсь я, ребята ...
(слушатель)
Буквы могут быть строчные
Или, может, прописные.
С вензелями могут быть,
Так что нужно выводить.
Мелкий, крупный и объемный,
И печатный, и зеленый...
Разный и размер у них.
Это все зовется...
(шрифт)
Очень в школу я спешил,
Поздороваться забыл:
С другом лучшим и с соседом,
С Марь Ивановной в беседе.
Обидные последствия,
Коль не сказал...
(приветствия)
Когда собрался уходить,
Ты должен вежлив быть.
Слова «пока» и «до свидания» —
То слова...
(прощания)
Если буду я не прав,
То сразу, без сомнения,
Я попрошу прощения
Словами...
(извинения)
Я «спасибо» говорю,
Значит, я...
(благодарю)
Я здороваюсь со всеми,
«До свиданья» говорю,
Если нужно — извиненье,
Нужно — поблагодарю.
Знаю я, что не невежа
Я, напротив, очень...
(вежлив)
«Что говорится?» — о тексте спрошу,
Значит, я мысль вам поведать спешу.
И мысль эта главная, все это знают.
Зовется доступно она — ...
(основная)
Автор текста может объяснять,
Доказательства и тезисы писать.
Коль такое текста изложение,
Тип его, конечно,...
(рассуждение)
Чтоб мысль основную в тексте раскрыть,
Усилия нужно к нему приложить.
Автор опишет, приложит старание,
А текст будет зваться тогда...
(описание)
У Артема день рожденья,
Мы ему в стихотвореньи
Пожеланья говорим
И подарочек вручим.
Именинник в день рожденья
Получает...
(поздравленья)
Человек дружить умеет,
К каждому найдет подход.
Отвечайте поскорее,
Как зовет его народ?
В общении решительный
Человек...
(общительный)
Речь на выступление
Не приготовил я,
Пришлось мне с ходу говорить,
Увы, мои друзья.
Получилось скомкано
И немного странно.
Это только потому,
Что речь была...
(спонтанной)
В тексте мы слова меняем,
Предложенья добавляем,
Если лишнее найдем,
Тут же это уберем.
Такие вот поправки
Мы называем...
(правкой)
Мне комплименты говорят
Большинство из всех ребят.
И ничего, что я мала,
Ведь всем приятна...
(похвала)
Получил отметку «два»,
Слезы я сдержу едва.
Чувств во мне смешение,
Мне нужно...
(утешение)
Правила для всех едины —
Каждый школьник должен знать,
Что они неоспоримы,
Где их нужно применять,
Как сказать любое слово,
Знак ударный начертать,
Где поставить запятую,
Если много, как сказать.
Вот, к примеру, «шторм» и «штормы»,
Не «шторма». Все это...
(нормы)
Если я не разрешаю,
Значит, что-то не желаю.
Если говорю я «нет»,
Это будет мой...
(запрет)
Бывают в рассуждениях
Чужие выражения.
Мысли кто-то говорил,
Автор в тексте применил.
Мысли умные и странноватые,
Коль в кавычках, зовутся...
(цитатами)
Рассказали мне рассказ
В несколько коротких фраз.
Не поверил я в него,
В нем не правда ничего.
Если не могло случиться,
Значит, это...
(небылица)
В начале издания или рассказа
Ее прочитаешь, и ясно все сразу.
Характеристики краткие эти
Как называются? Знаете, дети?
(аннотации)
Его на бумаге я ручкой пишу,
Потом аккуратно в конверт положу.
Отправлю по почте, помчится оно,
И будет доставлено в сроки...
(письмо)
На письмо пишу ответ:
«Все хорошо, живу без бед!».
Переписке с другом рад,
Я пишу. Я — ...
(адресант)
Если мне придет письмо,
Будь хоть от кого оно,
Коль его я получаю,
Как тогда я называюсь?
(адресат)
Устная речь, без сомнения,
Называется...
(говорение)
Расскажет, как пишется каждое слово.
И каждый хотел бы друга такого.
На полке он с книгами важно стоит,
Любое значение вмиг разъяснит.
Словарь это. Нету нужнее такого,
А называется просто — ...
(толковый)
Я киваю, подтверждаю,
В общем, я не возражаю.
И со всеми в классе я
Выразил...
(согласие)
Заголовками мелькает,
Новости нам сообщает.
Почта и зимой, и летом
Доставляет нам...
(газеты)
События все запишу по порядку
И их сохраню в своей синей тетрадке.
Годы пройдут, обнаружат историки
Записи эти. И скажут, что...
(хроники)
У меня торжество,
Будет чудным оно.
Всем, кого буду звать,
Не забыть бы послать
Открытки с датой,
Местом проведения.
Они зовутся... Как же?
(приглашением)
Это название произведения.
Слово вы знаете, нету сомнения.
Ну, кто же догадлив, умен да и ловок?
Иначе, название то — ...
(заголовок)
Главные в тексте слова смысловые
Мы называем всегда...
(ключевые)
Мы в быту общаемся.
Общение, наверное,
Такое называется
Общенье...
(повседневное)
Если официальная обстановка,
Общение будет немного иное,
Нужна к нему некая подготовка.
Оно называется...
(деловое)
Любые вежливые слова,
Хорошие, добрые, даже светлые,
Ты знать должен их на память сполна.
Они называются...
(этикетные)
Если слушаю я что-то,
То для следующей работы
План пишу, запоминаю,
Суть в конспекте излагаю.
Краткий мой конспект бесспорно
Называется...
(опорный)
Если ударение на слоге,
То его зову я «слоговое».
Если слово в речи выделяю,
Это ударенье...
(смысловое)
Мы друг с другом говорили,
Все на свете обсудили.
Нам не нужен был учебник —
Был умен мой...
(собеседник)
То не книга, не газета,
Интересен он при этом.
В нем картинки и рассказы.
Может, догадались сразу?
Что же это? Кто узнал?
Ну конечно, то...
(журнал)
Того, кто тексты исправляет,
Редактором все называют.
А все процессы корректирования
И исправлений —...
(редактирование)
В тексте первое предложение,
Веселое ли, печальное,
Все время и без сомнения
Зовется оно...
(начальное)
Если говорю «пока»,
Значит, нужно уходить.
Машет вслед моя рука,
Нужно вежливым мне быть.
Процессы расставания
Зовем мы все...
(прощанием)
Висит на столбе
Разноцветный листок:
«Пропала собака
По кличке "Дружок"».
Ветер подул, и в мгновение
Было сорвано...
(объявление)
Предложения читаю,
Взад-вперед, взад-вперед,
Снова слева прочитаю,
А потом наоборот.
Так и так читаются,
Как же называются?
(перевертыши)
Нас общению научит,
Вежливыми быть приучит.
Тексты с нами разбирает,
Все газеты прочитает.
Узнали вы, ученики,...
(учителя риторики)
Устно тему объясняли,
Недостатки мы искали
В выступлениях других,
Называли в речи их.
У ребят в отчетах
Исправляли...
(недочеты)
Друг мой дома, я ему
После школы позвоню.
Номер наберу: «Алло,
Дома ты уже давно?
Выходи скорей во двор».
Был коротким...
(разговор)
Когда лишь по двое общается класс,
Хоть нам называть непривычно,
Но такое общение с глазу на глаз
Зовется, ребята,...
(личное)
Я просил списать задачу,
Я сижу и чуть не плачу.
Я просил, но много раз
Слышал я в ответ...
(отказ)
На уроке текст читали,
Дружно все запоминали,
Прочитали много раз
И готовим...
(пересказ)
Я готовил пересказ
Книги, что читал весь класс.
И хотя рассказ был пробный,
Вышел пересказ...
(подробный)
Все детали упускаю,
Только главное скажу,
Лишнее в нем убираю,
Основное расскажу.
А в своей тетрадке
Пишу, что он был...
(краткий)
Тему мы уже прошли,
Но вернулись к ней опять.
Чтобы вспомнить все смогли,
Стали тему...
(повторять)
У нас с подружкой два различных мнения.
И в разговоре вышло столкновение.
Она считает, что она права,
А я твержу, что правда все ж моя.
Ужасно накалился разговор
И вылился в горячий жаркий...
(спор)
Я вчера весь день молчал,
Только головой кивал,
Жестами изображал,
Кое-что на лист писал...
Нелегко мне дался день,
Но могу сказать теперь:
Коль молчать, поймут едва.
Славно все ж, что есть...
(слова)
Ее к подарку прикрепляем,
Когда кого-то поздравляем.
В ней ты прочтешь стихотворенье
И пожеланья в день рожденья.
Узнал? Не шоколада плитка.
Конечно, речь тут об...
(открытке)
Когда здороваюсь, секрета в этом нет,
Я говорю товарищу...
(«привет»)
В почтовом ящике лежит.
Пока в конверте, то молчит.
Но только вскроешь ты его,
Вмиг заговорит...
(письмо)
Мы друг друга понимаем,
Потому что говорим,
О чем-то вслух мы рассуждаем,
Объясняем — не молчим.
Понятно было б нам едва,
Когда б не помогли...
(слова)
Ты кричал - оно молчало,
Ты молчал - оно кричало.
(эхо)
За тобою он плетётся.
Хоть на месте остаётся.
(след)
Опрокинулась под ноги,
Растянулась на дороге.
На меня она похожа,
Будто я шагаю лёжа.
(тень)
На земле он всех умней,
Потому и всех сильней.
(человек)
Они не в тягость, а в радость.
Их наказывай стыдом, а не кнутом.
Малые они – малая печаль,
Большие они – большая печаль.
(дети)
Тебе дано, а люди им пользуются.
(имя)
У мамы есть, у папы есть.
У меня есть, у тебя есть.
Чтоб тебя узнать,
Надо всех назвать.
(фамилия)
Ни на меру, ни на вес,
Но у всех людей он есть.
(ум)
Скажи, кто дела так боится,
Как палки пёс, как камня птица?
(лентяй)
Не колода и не пень,
А лежит целый день.
(лодырь)
Этому мальчишке
Доверять нельзя никак:
Что ни скажет язычишко –
Всё неправда, всё не так.
(врун)
Он боится паука,
Мышь, лягушку и быка.
Он в беде оставит друга,
Лишь бы не было недуга
У него у самого
Назовите-ка его!
(трус)
Он привык всегда, везде
Думать только о себе.
(эгоист)
Всё расскажет про ребят:
Кто дерётся, кто кричит…
Только про самого себя
Не расскажет, промолчит.
(ябеда)