| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение по составлению рабочей программы или календарно-тематического плана в начальной школе
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Минаева Маргарита Юрьевна
Ейск, 2020
Методические рекомендации по составлению календарно-тематических планов по учебным предметам начальной школы
Календарно-тематическое планирование составляется на основе учебной программы. Учебная программа - это предметная программа, составная часть образовательной программы. Как составная часть, учебная программа должна отвечать логике и основным целям и задачам образовательной программы. Независимо от объёма программы в часах и длительности её изучения, каждая учебная программа открывается разделом «Пояснительная записка».
В требованиях к структуре программ учебных предметов ФГОС второго поколения отмечается, что в пояснительной записке даётся общая характеристика предмета, ценностные ориентиры содержания учебного предмета, место учебного предмета в учебном плане, результаты изучения учебного предмета. Традиционно «Пояснительная записка» имеет следующую примерную структуру:
1. Цели и задачи предлагаемой программы.
2. Возрастные и психологические особенности детей, на которых рассчитана данная программа.
3. Основные принципы построения программы.
4. Краткое описание разделов программы и её некоторые связи.
5. Предлагаемая автором методика изучения программы.
6. Предполагаемые результаты изучения и формы оценки качества, результативности обучения.
Предлагаемый порядок вопросов в данной структуре является условным. В «Пояснительной записке» их не нужно нумеровать и раскрывать только в предложенном порядке. Но начинать «Пояснительную записку» всегда необходимо с обоснования цели её написания, актуальности и практической значимости предлагаемого материала.
Календарно-тематическое планирование – важный школьный документ, обеспечивающий планомерное прохождение учебной программы и выполнение её практической части. Всегда начинается с пояснительной записки. Пояснительная записка к календарно-тематическому плану должна быть чёткой, лаконичной, включать следующую обязательную информацию:
- Указание на нормативно-правовые документы, послужившие основой для написания календарно-тематического плана:
программа (её полное название, автор, издательство, год);
учебник (название, автор, издательство, год);
тетради на печатной основе (название, автор, издательство, год).
методические рекомендации (название, автор, издательство, год).
- Указание числа часов изучения предмета в неделю, в год.
- Таблица (расчасовка) изучаемого предмета по блокам.
- Указать количество проводимых контрольных работ, экскурсий, опытов, лабораторных работ за год (контрольные диктанты – 4, экскурсии – 6, практических работ - 8).
- Указание, что должен знать и уметь ученик на конец года по изучаемому предмету, в том числе универсальные учебные действия (УУД).
- Основные требования к знаниям и умениям обучающихся к концу 1 (2, 3, 4) класса в соответствии с программой учебного предмета.
При написании темы урока нельзя употреблять глаголы. При обобщении и повторении указываем темы изучаемого материала (например: Повторение по теме «Глагол»).
Контрольные, проверочные работы прописываются с указанием тем, например: Контрольная работа №1 по теме «Состав слова».
Приложением к календарно–тематическому плану являются контрольно-измерительные материалы с текстами контрольных работ.
В 1 классе должно быть прописано 40-45 уроков в календарно–тематическом планировании (в зависимости от числа учебных недель) по всем предметам в нестандартной форме. Целесообразно указывать форму проведения урока, если урок проводится не в классно-урочной форме.
Если число часов изучаемого предмета увеличивается (уменьшается) или же порядок изучаемых тем и их формулировки по программе расходятся с порядком и формулировками учебника, то пишется рабочая программа. Её пояснительная записка расширяется за счёт обоснования увеличения (уменьшения) часов, конкретно указывается, на какую тему и почему. В рабочей программе необходимо иметь контрольно-измерительные материалы, как её составную часть, при этом указать способы оценивания результатов достижений учащихся.
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение на тему: «Использование ИКТ в начальной школе»
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Минаева Маргарита Юрьевна
Ейск, 2020
Использование ИКТ в начальной школе
Главной целью внедрения информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс должно стать появление новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды.
Начальная школа - фундамент, от качества которого зависит дальнейшее обучение ребёнка, и это налагает особую ответственность на учителя начальной школы. Долгое время начальная школа в системе образования являлась «школой навыка», т.е. рассматривалась как ступень образования, где ученик должен освоить такие основные навыки, как чтение, письмо, счёт для дальнейшего образования. Сегодня начальная школа представляется иначе. Новые образовательные стандарты коренным образом меняют роль начальной школы в образовательном процессе. Она должна стать первым опытом ребёнка в образовательной системе - местом пробы своих образовательных сил. На этом этапе важно развить активность, самостоятельность, сохранить познавательную активность и создать условия для гармоничного вхождения ребёнка в образовательный мир, поддержать его здоровье и эмоциональное благополучие. Именно эти качества учащихся и развиваются с внедрением ИКТ в образовательный процесс. Младший школьный возраст характеризуется психофизиологическими возрастными особенностями, индивидуальной (визуальная, аудиальная) системой восприятия, низкой степенью развитости познавательных способностей, особенностями учебной мотивации.
Чтобы применение компьютера на предметных уроках давало положительные результаты существуют компьютерные задания в соответствии с содержанием учебного предмета и методикой его преподавания, развивающие, активизирующие мыслительную деятельность и формирующие учебную деятельность учащихся, помогаю учащимся овладевать навыками обращения с компьютером на уровне, необходимом для выполнения компьютерных заданий, организовываю уроки с компьютерной поддержкой в специальном кабинете, оборудованном в соответствии с установленными гигиеническими нормами для начальной школы, по которым использование компьютера допустимо в течение не более 10-15 минут. При разработке компьютерной поддержки предмета нужно определить:
какие темы стоит “поддерживать” компьютерными заданиями и для решения каких дидактических задач;
какие программные средства целесообразно использовать для создания и выполнения компьютерных заданий;
какие предварительные умения работы на компьютере должны быть сформированы у детей;
какие уроки целесообразно делать компьютерными;
как организовать компьютерные занятия.
Уроки с использованием компьютера проводяться наряду с обычными занятиями, где возможно и целесообразно использование компьютеров для решения частных задач урока, чтобы ребенок глубже понял, прочувствовал тему урока, творчески проявил себя. Одной из наиболее удачных форм подготовки и представления учебного материала к урокам в начальной школе я считаю, создание мультимедийных презентаций.
«Презентация» - переводится с английского как «представление». Мультимедийные презентации - это удобный и эффектный способ представления информации с помощью компьютерных программ. Он сочетает в себе динамику, звук и изображение, т.е. те факторы, которые наиболее долго удерживают внимание ребенка.
Учеными доказано, что человек запоминает 20% услышанного и 30% увиденного, и более 50% того, что он видит и слышит одновременно. Таким образом, облегчение процесса восприятия и запоминания информации с помощью ярких образов - это основа любой современной презентации. Более того, презентация дает возможность мне самостоятельно скомпоновать учебный материал исходя из особенностей моего класса, темы, предмета, что позволяет построить урок так, чтобы добиться максимального учебного эффекта. Презентация может присутствовать как во время всего урока, так и на отдельных его этапах.
На уроках математики с помощью слайдов, можно осуществлять демонстрацию примеров, задач, цепочек для устного счета, организовывать математические разминки и самопроверки. Здесь особенно нужна наглядность на всем протяжении обучения, как важное средство развития более сложных форм конкретного мышления и формирования математических понятий. При работе над задачами использую компьютерные анимационные слайды. Преимущество их в том, что в любое время можно вернуться к началу задачи, остановиться на отдельных его фрагментах, побеседовать с учащимися, выслушать различные мнения. При решении задач на движение применяю слайды, на которых изображены схемы движущихся предметов и направления, в которых они движутся. Ребятам наглядно представлена картина и легче понять, как решить данную задачу.
Для уроков окружающего мира презентация просто находка. Картинки окружающей нас природы, животные, моря, океаны, природные зоны, круговорот воды, цепочки питания – всё можно отразить на слайдах. Проверить знания становится намного легче и проще: тесты, кроссворды, ребусы, шарады – всё делает урок увлекательным, а следовательно, запоминающимся. На уроке окружающего мира во время изучения темы «Жизнь леса» перед учащимися появилась картинка, с изображением леса, а далее показывались слайды с изображением различных растений, растущих в лесу, благодаря чему, они наглядно могли увидеть этажи (ярусы), которые выделяют ученые.
На уроках русского языка очень удобно использовать презентации при работе над сочинением: план, вопросы, трудные слова, сама картина – всё это перед глазами детей. Да и не всегда в школе найдётся картина, которая необходима по программе, поэтому мультимедиа очень удобна.
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Сообщение «Требования к оформлению реферата»
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Минаева Маргарита Юрьевна
Ейск, 2020
Реферат это одна из форм устной итоговой аттестации. Самостоятельная исследовательская работа, в которой автор раскрывает суть исследуемой проблемы; приводит различные точки зрения, а также собственные взгляды не нее. Содержание реферата должно быть логичным; изложение материала носит проблемно-тематический характер.
Реферат как форма промежуточной (итоговой) аттестации стимулирует раскрытие исследовательского потенциала учащегося (выпускника), способность к творческому поиску, сотрудничеству, самораскрытию и проявлению возможностей.
Автор реферата должен продемонстрировать достижение им уровня мировоззренческой, общекультурной компетенции, т.е. продемонстрировать знания о реальном мире, о существующих в нем связях и зависимостях, проблемах, о ведущих мировоззренческих теориях, умении проявлять оценочные знания, изучать теоретические работы, использовать различные методы исследования, применять различные приемы творческой деятельности.
Необходимо правильно сформулировать тему, отобрать по ней необходимый материал. Использовать только тот материал, который отражает сущность темы. Во введении к реферату необходимо обосновать выбор темы. После цитаты необходимо делать ссылку на автора. Изложение должно быть последовательным. Недопустимы нечеткие формулировки, речевые и орфографические ошибки. В подготовке реферата необходимо использовать материалы современных изданий не старше 5 лет. Оформление реферата (в том числе титульный лист, литература) должно быть грамотным. Список литературы оформляется с указанием автора, названия источника, места издания, года издания, названия издательства, использованных страниц.
Изложение текста и оформление реферата выполняют в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32 – 2001, ГОСТ 2.105 – 95 и ГОСТ 6.38 – 90. Страницы текстовой части и включенные в нее иллюстрации и таблицы должны соответствовать формату А4 по ГОСТ 9327-60.
Реферат должен быть выполнен любым печатным способом А4 через полтора интервала. Цвет шрифта должен быть черным, высота букв, цифр и других знаков не менее 1.8 (шрифт Times New Roman, 14 пт.). Текст следует печатать, соблюдая следующие размеры полей: верхнее и нижнее — 20 мм, левое — 30 мм, правое — 10 мм. Абзацный отступ должен быть одинаковым по всему тексту и составлять 1,25 см.
Выравнивание текста по ширине. Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, применяя выделение жирным шрифтом, курсив, подчеркивание. Перенос слов недопустим!
Точку в конце заголовка не ставят. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой. Подчеркивать заголовки не допускается. Расстояние между заголовками раздела, подраздела и последующим текстом так же, как и расстояние между заголовками и предыдущим текстом, должно быть равно 15мм (2 пробела).
Название каждой главы и параграфа в тексте работы можно писать более крупным шрифтом, жирным шрифтом, чем весь остальной текст. Каждая глава начинается с новой страницы, параграфы (подразделы) располагаются друг за другом. В тексте реферата рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац. Перечисления, встречающиеся в тексте реферата, должны быть оформлены в виде маркированного или нумерованного списка. Все страницы обязательно должны быть пронумерованы. Нумерация листов должна быть сквозной. Номер листа проставляется арабскими цифрами. Нумерация листов начинается с третьего листа (после содержания) и заканчивается последним. На третьем листе ставится номер «3». Номер страницы на титульном листе не проставляется! Номера страниц проставляются в центре нижней части листа без точки. Список использованной литературы и приложения включаются в общую нумерацию листов.
Рисунки и таблицы, расположенные на отдельных листах, включают в общую нумерацию листов и помещают по возможности следом за листами, на которых приведены ссылки на эти таблицы или иллюстрации. Таблицы и иллюстрации нумеруются последовательно арабскими цифрами сквозной нумерацией. Допускается нумеровать рисунки и таблицы в пределах раздела. В этом случае номер таблицы (рисунка) состоит из номера раздела и порядкового номера таблицы, разделенных точкой.
Оформление литературы:
Каждый источник должен содержать следующие обязательные реквизиты:
- фамилия и инициалы автора;
- наименование;
- издательство;
- место издания;
- год издания.
Все источники, включенные в библиографию, должны быть последовательно пронумерованы и расположены в следующем порядке:
- законодательные акты;
- постановления Правительства;
- нормативные документы;
- статистические материалы;
- научные и литературные источники – в алфавитном порядке по первой букве фамилии автора.
В конце работы размещаются приложения. В тексте на все приложения должны быть даны ссылки. Каждое приложение следует начинать с новой страницы с указанием наверху посередине страницы слова «Приложение» и его номера. Приложение должно иметь заголовок, который записывают симметрично относительно текста с прописной буквы отдельной строкой.
Руководство рефератом осуществляется педагогом школы по представлению совета школьного научного общества. Работа сдается руководителю не позже чем за I месяц до срока экзамена. Руководитель готовит рецензию, решает вопрос о допуске к защите реферата. Окончательное решение о допуске к защите реферата как формы аттестации принимает педагогический совет.
Порядок защиты реферата
1. Председатель экзаменационной комиссии объявляет о начале защиты:
- называет Ф.И. ученика;
- тему работы;
- Ф.И.О. руководителя и рецензента.
2. Изложение автором существа реферата (кратко актуальность, цель, задачи, методы исследования, кратко основные идеи реферата, полученные результаты) на 10-15 минут.
3. Ответы на вопросы членов комиссии.
4. Выступление руководителя с характеристикой реферата. Выступление рецензента.
5. Принятие решения комиссии об оценке.
Основная классификация рефератов выделяет следующие виды:
1) доклад на конкретную тему с обзором источников;
2) изложение содержания книги, статьи или иной научной работы.
Какие ещё бывают рефераты?
По полноте изложения выделяются информативные и индикативные. Информативные существенно больше по объёму. В них лаконично, но полно отражается информация, излагаемая в источнике, аргументация автора источника. Это рефераты-конспекты. Индикативные рефераты более кратки, в них отражена только основная суть рассматриваемого вопроса. Это рефераты-резюме.
Ещё одна классификация – по количеству первичных источников. Есть рефераты монографические, построенные на изучении одного первоисточника, есть обзорные – для их написания нужно изучить точки зрения нескольких авторов.
Рассмотрим также классификацию по назначению реферата. Они делятся на общие и специализированные. Общие адресованы широкой аудитории, специализированные – узкоспециальной группе слушателей или читателей, занимающихся определённой деятельностью
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Требования к оформлению учебной документации
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Минаева Маргарита Юрьевна
Ейск, 2020
Требования к оформлению учебной документации
1. Учебная документация должна быть отредактирована и вычитана.
2. Все страницы документа должны быть пронумерованы. Нумерация страниц начинается со второго или третьего листа (титульные листы и листы с грифом утверждения не нумеруются) и заканчивается последним. На втором листе ставится номер «2» (если он не с грифом утверждения). Номера страниц проставляются вверху страницы в центре. Бланк титульного листа документа оформляется в соответствии с прилагаемым образцом.
3. За титульным листом (на некоторых документах) располагается лист с грифом утверждения.
4. На следующем, третьем листе (кроме планов-конспектов и методических разработок) располагают оглавление (содержание, план) с выделением разделов и подразделов (вопросов и подвопросов).
5. Название каждого раздела или подраздела в тексте документа (в том числе и в планах-конспектах и методических разработках) следует писать более крупным шрифтом, можно другим шрифтом, чем весь остальной текст.
6. Каждый раздел (вопрос) начинается с новой страницы, подразделы (подвопросы) располагаются друг за другом.
В тексте документа рекомендуется чаще применять красную строку, выделяя законченную мысль в самостоятельный абзац.
7. Слишком много цитат, цифр, фактов приводить не следует, это используется как прием аргументации.
8. В случае необходимости можно излагать чужие мысли своими словами, но и в этом варианте надо сделать ссылку на источник. Ссылку можно делать подробную или краткую. Подробная ссылка на источник делается под чертой внизу той страницы, где заканчивается цитата или изложение чужой мысли.
9. При подробной ссылке указывается фамилия, инициалы автора, название работы, издательство, место, год издания, страница. Например: 1
10. Краткая ссылка она делается сразу после окончания цитаты или изложения чужой мысли в тексте с указанием номера источника из списка литературы и страницы (в скобках), а подробное описание выходных данных источника в списке литературы в конце документа. Например, [24, стр. 37].
11.В учебно-методической документации после каждого вопроса (подвопроса) необходимо делать обобщение излагаемого материала и оформлять в виде вывода.
12. Текст документа делится на разделы, подразделы (вопросы, водвопросы), пункты, подпункты в необходимых случаях имеют заголовки и нумеруются арабскими цифрами.
13. При оформлении документации, необходимо учитывать, что заголовки и слова «введение», «выводы», «содержание», «список литературы» следует располагать в середине строки, без точки в конце, не подчеркивать, отделять от текста межстрочными интервалами. Переносы слов в заголовках не допускаются.
14. Заголовок к тексту включает в себя краткое содержание документа (материалов). Заголовок должен быть согласован с наименованием вида документа
| Министерство образования, науки и молодёжной политики Краснодарского края |
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края «ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ» |
Анализ ФГОС НОО
Выполнила:
студентка Ш-41 группы
Минаева Маргарита Юрьевна
Ейск, 2020
Анализ ФГОС НОО
Нормативные документы ФГОС НОО
1. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26 ноября 2010 года « О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования , утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 06 октября 2009 года №373
2. Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 26.11.2010 г. № 1241)
3. Об организации внеурочной деятельности при введении Федерального государственного образовательного стандарта общего образования (Письмо от 12 мая 2011 г. N 03-296)
4. Изменения, которые вносятся в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Минобрнауки РФ от 22.09.2011 г. № 2357)
Стандарт представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию
ФГОС НОО включает в себя требования:
- к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
- к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
- к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Нормативный срок освоения основной образовательной программы начального общего образования составляет 4 года.
В основе ФГОС НОО лежит системно – деятельностный подход
Личностные характеристики выпускника начальной школы по ФГОС НОО - это характеристики, отвечающие требованиям информационного общества, инновациям экономики, задачам построения общества на основе толерантности, духовно – нравственного развития.
Стандарт ориентирован на становление личностных характеристик выпускника («портрет выпускника начальной школы»):
- любящий свой народ, свой край и свою Родину;
- уважающий и принимающий ценности семьи и общества;
- любознательный, активно и заинтересованно познающий мир;
- владеющий основами умения учиться, способный к организации собственной деятельности;
- готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и обществом;
- доброжелательный, умеющий слушать и слышать собеседника, обосновывать свою позицию, высказывать свое мнение;
- выполняющий правила здорового и безопасного для себя и окружающих образа жизни.
Требования к результатам обучающихся, освоивших ООП НОО:
Результат образования как системообразующий компонент стандарта, где развитие личности обучающегося на основе освоения УУД, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования.
При итоговой оценке качества освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках контроля успеваемости в процессе освоения содержания отдельных учебных предметов должна учитываться готовность к решению учебно-практических и учебно-познавательных задач на основе:
- системы знаний и представлений о природе, обществе, человеке, технологии;
- обобщенных способов деятельности, умений в учебно-познавательной и практической деятельности;
- коммуникативных и информационных умений;
- системы знаний об основах здорового и безопасного образа жизни
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы НОО, а также способы определения достижения этих целей и результатов. Целевой раздел включает:
- пояснительную записку
- планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы НОО
- систему оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы НОО
Содержательный раздел определяет общее содержание НОО и включает следующие программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапредметных результатов:
- программу формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени НОО
- программы отдельных учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности
- программу духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени НОО
- программу формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни
- программу коррекционной работы
Организационный раздел определяет общие рамки организации образовательного процесса, а также механизмы реализации основной образовательной программы. Включает в себя:
- учебный план НОО
- план внеурочной деятельности
- систему условий реализации основной образовательной программы в соответствии с требованиями Стандарта
План внеурочной деятельности увеличивает вариативность и адаптивность к интересам, потребностям и способностям учащихся.