СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Счастье понимать прочитанное

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. Приоритетной целью школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса

Просмотр содержимого документа
«Счастье понимать прочитанное»

Счастье понимать прочитанное.

Учитель начальных классов

Сухорукова С.Г.

МБОУ СОШ №67

Сегодня ценность является не там, где мир воспринимается по схеме знаю - не знаю, умею - не умею, владею - не владею, а где есть тезис ищу - и нахожу, думаю - и узнаю, тренируюсь - и делаю. Приоритетной целью школьного образования является развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря - формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать "архитектором и строителем" образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

(Слайд1 ) Эта возможность обеспечивается тем, что УУД - это обобщенные действия, порождающие мотивацию к обучению и позволяющие учащимся ориентироваться в различных предметных областях познания.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия - это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

(Слайд 2)Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные.

В свою очередь, иными становятся и задачи учителя - не поучить, а побудить, не оценить, а проанализировать. Учитель по отношению к ученику перестает быть источником информации, а становится организатором получения информации, источником духовного и интеллектуального импульса, побуждающего к действию.

Основным механизмом реализации целей и задач развивающего обучения является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность.

Очевидно, что включение ребенка в деятельность коренным образом отличается от традиционной передачи ему готового знания. Учебная деятельность ребенка развивается так же постепенно, через опыт вхождения в нее, как и все предшествующие деятельности (манипуляционная, предметная, игровая). Учебная деятельность представляет собой деятельность, направленную на самого учащегося. Ребенок учится не только знаниям, но и тому, как осуществлять усвоение этих знаний. Можно много рассуждать о формировании УУД, но без умения читать способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения невозможна. Хотелось бы остановиться на этом вопросе подробнее.

Бегло читать любой ребенок все равно рано или поздно научится, но не в скорости состоит секрет успеха, а в понимании текста. Понимать же прочитанное ребенок может так и не научиться. А ведь грамотного человека определяют не по скорости чтения, а по пониманию того, что он читает.

(слайд 3)

Принимающий Свет Слова познает себя через Слово (Валерия Ниорадзе)

Лейтмотив: мысли, великоватые для иероглифов, пишутся между строк…» Пифагор

(Слайд4)

Эпиграф

Читать книгу можно трояко:

Одни читают и не понимают,

Другие читают и понимают;

Третьи читают и понимают

даже то, что не написано

Княжнин

(Слайд 5)

Снег сказал: « Когда я стаю,

Станет речка голубей,

Потечет качая стаю

Отраженных голубей».

В своей работе учитель ежедневно сталкивается с проблемой, когда дети не понимают, казалось бы, простых текстов: задач, заданий к упражнениям, вопросов учебника. Не вдумываясь в смысл прочитанного, а очень часто и вовсе не читая текст, дети методом случайной выборки выискивают в тексте наиболее понятные им слова: «спишите», «решите», «перескажите», - и в соответствии с ними, сами домысливают задания, стараясь для доступности придать им наиболее понятные очертания, близкие и знакомые чуть ли не с первого класса. Так ребенку понятнее, так ему привычнее. Он невольно домысливает задание учебника или переиначивает его, потому что не привык к самостоятельной работе с текстом, не привык критически оценивать каждое предложение, каждое слово, но зато привык методично и довольно стереотипно выполнять по знакомой инструкции, данной учителем, однотипные задания. Так ему проще. Так бывает проще и учителю. Но от этого страдает критический и самостоятельный подход к заданиям и вопросам, которые в школе являются наиболее распространенными текстами, от понимания которых зависит успешность ученика. (Познавательные УУД)

Беда заключается еще и в том, что большинство современных детей, к сожалению, либо не читают совсем, либо читают мало, медленно, чаще всего из-под палки. У родителей практически на каждом родительском собрании возникает один и тот же вопрос: «Как сделать так, чтобы ребенок читал?»

Действительно, от решения этого «вечного» вопроса зависит решение проблемы понимания текста. Читающий ребенок гораздо быстрее и эффективнее будет работать с текстом, нежели нечитающий, но решить данный вопрос не так просто, потому что существует несколько социальных факторов, затрудняющих данное решение. И главный из них – неконкурентоспособность книги и письменного текста в целом перед иными источниками информации: телевизором, компьютерными играми, интернетом, мобильным телефоном. Они требуют от ребенка много меньшего напряжения по усвоению информации, и, следовательно, с большей охотой выбираются детьми.

Но и с ними конкурировать можно и нужно. Во-первых, приучать ребенка к книге необходимо через совместную работу взрослого и ребенка. Мало просто читать, пусть и совместно, книгу, надо разбирать ее, ставить вопросы и отвечать на них, анализировать со всей прямотой и открытостью поступки героев, прогнозировать их дальнейшие действия, ставить себя на их место. Таким образом, надо постараться сделать так, чтобы всячески приковать ребенка к книге, сделать ее неотъемлемой частью жизни ребенка, и только тогда мы можем ожидать положительных результатов. А во-вторых, почему бы не пользоваться современными технологиями? Существуют электронные книги, аудиокниги. Достаточно купить ребенку плеер и несколько дисков с текстами. По цене это дороже обычных книг, но, если разобраться, значительно дешевле хорошего мобильного телефона или компьютера. Вставая на этот путь, мы преследуем всю ту же цель: приучаем ребенка к книге и тексту.

Ну а что же делать учителю на уроке, но же не может купить всему классу плееры? Конечно, современные технологии могут быть союзниками в решении проблемы понимания текста, но и помимо них существуют проверенные довольно действенные педагогические приемы.

(Слайд6)

В первую очередь – это литературный анализ текста. Читающим становится только говорящий ребенок, поэтому на уроках необходимо создавать условия, чтобы дети как можно больше говорили по поводу конкретного текста.

(Слайд 7) Стоит начинать с простых фактологических вопросов: «О ком говориться в тесте? Куда пошел главный герой? Какое действие он сделал? Зачем? Где он жил?» и так далее, - а затем, постепенно включая воображение ребенка, переходить к более трудным абстрактным вопросам, касающимся анализа поступков героев, смысла произведения, авторской позиции. На данном этапе эмоциональность, воображение, подвижность ребенка можно и нужно превратить из помехи в средство восприятия текста.

( Слайд 8)Очень важно выслушивать каждого ребенка, не перебивать его, оценивать и при необходимости мягко корректировать высказанную учеником позицию. Обязательно выделять и всячески поощрять оригинальные, нестандартные точки зрения, постепенно убеждая детей в очень важной мудрости: в литературе не бывает неправильных ответов, всякий ответ верен, если он обоснован.

Такая комплексная работа с текстом должна проводиться уже в первом классе, и обращать на нее внимание необходимо, по-моему, даже больше, чем на технику чтения. Конечно, ничего дурного в том, что ребенок начальной школы быстро читает, нет, но когда чтение связано только с раскодированием букв алфавита, мы имеем довольно печальную картину: одни дети, удачно раскодирующие буквы, довольно быстро читают, но совершенно не понимают смысла прочитанного, а другие, менее удачно раскодирующие буквы в силу своих психофизиологических особенностей, и читают еле-еле, и уж тем более не могут воспринять смысл текста.

Бегло читать любой ребенок все равно рано или поздно научится. Один бегло читает уже в шесть лет, другой – только в шестнадцать, но не в скорости состоит секрет успеха, а в понимании текста. Понимать же прочитанное ребенок может так и не научиться. А ведь грамотного человека определяют не по скорости чтения, а по пониманию того, что он читает.

Когда я училась, методисты в один голос твердили, что школьники большую часть урока должны читать. Читать, читать и еще раз читать – главный постулат в начальной школе. Но понимание текста идет не через чтение, а через обсуждение прочитанного.

(Слайд 8)Привыкший к постоянному критическому анализу ребенок будет не только читать, но и сам себе задавать вопросы, включать фантазию, рисуя живые образы, искать свое я через книгу. (личностные УУД)

(Слайд 9)

Работа с текстом – это во многом работа с воображением ребенка. Развитое воображение ведет к самостоятельности мышления, к способности давать собственную оценку происходящим явлениям.

В начальной школе литературный анализ не должен ограничиваться только фактологическими и абстрактными вопросами учителя. Понимание прочитанного можно воплощать в детских рисунках, в лепке, в разыгрывании сценок. Полезным может быть пересказ текста от имени одного из героев произведения с оценкой произошедшего именно с точки зрения данного героя.

(Слайд10)

Например, пересказ сказки Пушкина «О рыбаке и рыбке» с точки зрения старухи или с точки зрения рыбки будет достаточно любопытным. Интересной работой является чтение по ролям, когда ученикам необходимо подчеркивать характер своего персонажа.(Коммуникативные УУД) Полезны вопросы на опережение, на предугадывание событий в тексте. Сначала дети предсказывают, о чем будет данное произведение или как поведет себя определенный персонаж, а уже затем приступают к чтению.

Творческий подход к тексту необходим не только на уроках чтения, но и математики

(.Слайд 11)

Не стоит забывать, что задача – это один из самых распространенных текстов в школе, а решение задачи на девяносто процентов состоит в умении ее понять. Очень часто, чтобы понять задачу, необходимо в глазах ребенка оживить ее, сделать личностно значимой. Что это значит? Например, у нас задача на движение: один поезд сближается с другим. Разбор задачи можно начать так: «Скажи, Вова, на чем ты любишь кататься в свободное от уроков время?» Двух – трех вопросов подобного плана будет достаточно, чтобы ребенок нарисовал себе картинку: он едет на поезде, навстречу ему сосед по парте Васька на более медленном поезде, где-то на середине пути они встретятся. Чтобы избежать столкновения, нужно посчитать, через сколько часов это произойдет и предотвратить катастрофу.

Живые образы, юмор, эмоциональная окрашенность и личностное участие в задаче облегчают ее понимание, а самое главное – учат детей не бояться работать с текстом задачи.

Перевод языка текста на язык доступных для ребенка понятий – важная составляющая работы учителя. Снятие комплекса текста, снятие страха перед чтением – залог успеха в данной работе. Нужно быть откровенным: очень часто наши дети не читают, потому что боятся.

(Слайд 12)

Две – три неудачные попытки работы с текстом, резкие замечания учителя, ругань родителей, смех одноклассников превращают любой текст в некоего монстра, живого, с клыками и рогами, связываться с которым, понятное дело, уже не хочется.

Проблема непонимания детьми текстов во многом психологическая. Неудачи, полученные и закрепленные в начальной школе, тормозят ребенка в старших классах. Объяснить их, разобраться с ними самостоятельно он не в состоянии; и тут же, как грибы после дождя, возникают новые проблемы: не может прочитать задания по русскому языку, не понимает параграфа по биологии, не доходит смысл теоремы. Ряска смыкается, и ученик вязнет в одном большом комплексе перед текстом, перед школой, перед будущей жизнью.

Страшно? Бывает и страшно. Бывает такое, что ученик только к старшим классам, начинает разбираться в прочитанных им задачах за начальную школу, с завистью глядя на своих товарищей, которые научились делать это вовремя и теперь не испытывают проблем с учебой. Они-то счастливы, потому что это счастье – понимать прочитанный текст.

(Слайд 13) Лейтмотив: мысли, великоватые для иероглифов, пишутся между строк, но постичь их могут только просторные головы.» Пифагор.



Литература:

1.В.Ниорадзе Письменное слово-светоч души .М. «Амрита-Русь»2012.

2. Давыдов В.В. Концепция гуманизации российского начального образования. Хрестоматия / Сост. Л.В.Алферова, Е,А.Башмакова, А.М.Водянский, М.Н.Гоглова, В.Г.Кирсанова, Г.Ф.Кумарина, Р.Ш.Мошнина, В.М.Шепель – М., «Академия», 2011г.

3. Давыдов В.В. Младший школьный возраст как особый период в жизни ребенка. Содержание и структура учебной деятельности. / Возрастная педагогическая психология: Хрестоматия по психологии: Учеб. пос. / Сост. И.В.Дубровина, А.М.Прихожан, В.В. Зацепин.- М., 1998. С. 56- 59.

4. Давыдов В.В., Слободчиков В.К., Цукерман Г.А. Младший школьник как субъект учебной деятельности // Вопросы психологии. 1992. № 4.

5. Выготский Л.С. Проблема умственного развития в школьном возрасте Педагогическая психология. – М.,1991. – С. 374-390.]