СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"Счастливая пора - детство" (по рассказу Андрея Платонова "Никита")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературы в 5 классе "Счастливая пора - детство" (по рассказу Андрея Платонова "Никита") направлен на формирование общечеловеческих ценностей. Используются задания, развивающие мыслительные процессы: память, внимание, воображение. 

Просмотр содержимого документа
«"Счастливая пора - детство" (по рассказу Андрея Платонова "Никита")»

Счастливая пора – детство (по рассказу Андрея Платонова «Никита»)

Цели:

  • образовательная:продемонстрировать обучающимся особенности художественного мировосприятия писателя;

  • воспитательная: воспитывать положительное отношение к общечеловеческим ценностям;

  • развивающая: способствовать развитию мыслительных процессов обучающихся (памяти, воображения)

Ход урока

  1. Интрига (задание на развитие мыслительных процессов)

  • Найдите, пожалуйста, «зашифрованное» среди большого количества букв слово, относящееся к теме нашего урока.

кдеоаит

нотсимь

нпзтвоп

(Конечно, же это слово ДЕТСТВО)

  • Как думаете, почему я написала его цветным мелом на доске? (Детство, как правило,- самая счастливая пора в жизни человека. Пора добра, веселья, сказок, чудес. Всего того, чего так не хватает во взрослой жизни!)

  • Подберите, пожалуйста, прилагательные, чтобы описать ваше детство, ведь вы ещё не перешагнули его порог во взрослую жизнь. (Счастливое, радостное, праздничное, радужное, приятное, весёлое и т.д.)

  • Я очень рада, что ваше детство именно такое! А бывает детство другим? (К сожалению, да! Оно бывает мрачным, безрадостным, скучным)

  • А каково детство нашего героя Никиты?

  • Как можно было бы озаглавить наш сегодняшний урок?



  1. По следам домашних заданий

    1. «Опросик» (задание на знание текста с дальнейшей самопроверкой)

  • Что на обед оставила мать Никите?(хлеб с молоком)

  • Кто, по мнению Никиты, живёт в большой бочке? (маленький человечек)

  • Сколько лет Никите? (5 лет)

  • Что, по мнению Никиты, взял со стола у матери житель большой бочки? (ножницы)

  • Где, по мнению Никиты, стал жить его добрый дедушка после смерти? (на солнце)

  • Кем, по мнению Никиты, стала его бабушка после смерти? (старой баней)

  • Куда на работу уходила мать? (в поле)

  • На что был похож пень в огороде? (на доброе человеческое лицо)

  • Кто, по мнению Никиты, жил под сараем? (змеи)

  • Что выпрямлял отец молотком? (гвозди)

  1. Анализ текста.

    1. Эвристическая беседа.

  • Вы верите в сказки и чудеса? А с вами они когда-нибудь происходили?

  • Мир Никиты наполнен чудесами. Какими?

  • Почему мальчик одушевляет весь окружающий его мир?

  • Может быть, в раннем детстве вас мучили какие-нибудь страхи? Расскажите о них!

  • Какие страхи одолевают душу мальчика, нашего героя? Почему мир, его окружающий, населён не только добрыми существами, но и злыми?

  • Чего в душе Никиты всё-таки больше: добра или зла? Объясните свою точку зрения.

  • С вашей точки зрения, Никита – фантазёр? Как думаете, это хорошо или плохо? Объясните свою точку зрения.

  • Как понимаете последние строки произведения: «Отец верил, что сын родился у него добрый и останется таким на весь свой долгий век»? Какое опорное слово в этой фразе, на ваш взгляд? В каком значении оно употреблено? Подберите к нему синонимы.

  • Как думаете, насколько верно подобрали название к нашему сегодняшнему уроку? Объясните свою точку зрения.



  1. Творческая работа (домысливание)

  • Как могла бы сложиться дальнейшая жизнь Никиты? (оформить мысли письменно)



  1. Домашняя работа

  • подобрать стихотворение на тему «Счастливая пора – детство», выучить наизусть так, чтобы его можно было представить на конкурсе чтецов.