СОДЕРЖАНИЕ
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
II. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ IV.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПРИЛОЖЕНИЯ | 6 7 15 19 |
| |
| |
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Значительное место в полноценном развитии личности согласно ФГОС отводится здоровьесбережению учащихся. Современное общество заинтересовано в том, чтобы молодое поколение росло физически развитым, здоровым, жизнерадостным, готовым к социальной жизни. Для решения этой проблемы, а также для сохранения школьниками высокой работоспособности в течении, дня, недели, учебного года необходимы дополнительные формы работы, приемы и методы занятий физической культуры, в том и заключается актуальность использования программы по спортивно – оздоровительному направлению «Сделай своими руками и работать станет интересней!».
Нестандартное оборудование, изготовленное преподавателями, родителями, совместно с обучающимися, повышает эффективность проведения занятий, так как через упражнения у детей по мимо физических навыков, развиваются мышление, творческие способности, так как ребята могут сами придумывать интересные задания, игры и т.д. что и определило цель разработки и внедрения данной программы:
- воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие здоровьесберегающей культуры и творческих способностей обучающихся.
Задачи:
подготовить нестандартное оборудование из списанного инвентаря, подручных средств и бросового материала;
разработать и внедрить комплекс упражнений с использованием нестандартного оборудования;
провести исследование с обучающимися с целью определения уровня заинтересованности обучающихся к спортивным мероприятиям с использованием нестандартного оборудования;
научить обучающихся делать осознанный выбор поступков, позволяющих сохранять и укреплять здоровье;
научить выполнять правила личной гигиены и развивать готовность на ее основе самостоятельно поддерживать свое здоровье.
Педагогическая целесообразность объясняется тем, что использование нестандартного спортивного инвентаря является мощным фактором повышения мотивации школьников к изучению физической культуры, физическому совершенствованию.
Вид программы: авторская.
Форма организации содержания и педагогической деятельности: комплексная.
Авторы: учитель начальных классов – Бехлер Любовь Сергеевна;
учитель нач альных классов – Савиновская Ирина Георгиевна.
Возрастная адаптированность: Данная программа составлена с учетом возрастных особенностей младших школьников.
Сроки реализации - 2 года (2017 – 2018 уч.год ; 2018- 2019 уч.год)
Этапы реализации программы:
1 этап |
Июнь – сентябрь 2017 | - анализ уровня заболеваемости, динамики формирования отношения к вредным привычкам; - разработка системы профилактических и воспитательных мероприятий; - изготовление и подготовка нестандартного оборудования. |
2 этап |
0ктябрь 2017 Март 2019 | - внедрение новых форм и методов пропаганды ЗОЖ, - систематическая учебная и воспитательная работа по пропаганде ЗОЖ; - реализация плана оздоровительных занятий с использованием нестандартного оборудования. |
3 этап |
Апрель – май 2019 | - сбор и анализ результатов выполнения программы; - организация коррекции деятельности. |
Ожидаемые результаты:
рост уровня физического развития и физической подготовленности младших школьников;
профилактика заболеваний;
развитие творческих способностей младших школьников, по средствам изготовления нестандартного оборудования;
развитие музыкальности, чувства ритма;
улучшение психического состояния, снятие стрессов;
повышение интереса к занятиям физической культурой, развитие потребности систематических занятиях спортом.
Критерии оценки эффективности программы:
Мониторинг состояния здоровья учащихся;
Сбор статистики по изучению уровня физического развития и физической подготовленности младших школьников (в т.ч. сдача норм ГТО);
Диагностика уровня психологического состояния младших школьников (диагностика школьной тревожности А.М. Прихожан; Графическая методика «Кактус»)
II. НАУЧНО - ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОДЕРЖАНИЯ ПРОГРАММЫ
В написании программы использовались методические рекомендации по занятиям физической культуры и спортом, журналы, сборники. Программа сочетает в себе теоретическую и практическую части. Теоретическая часть программы включает в себя минимум по каждому занятию. Практическая часть содержит виды творческой, игровой деятельности и практикумы.
Нормативно – правовые документы:
- Декларация прав ребенка.
-Закон РФ «Об образовании».
- Устав школы.
- План работы школы.
-Должностные инструкции педагогов.
III. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ
Одним из основных механизмов реализации программы является выстроенное взаимодействие педагогов, учащихся и родителей.
Способы организации детей: фронтальный, поточный, индивидуальный.
Формы организации образовательно-воспитательной деятельности:
- беседа;
- сюжетно – ролевая игра;
- занятие – практикум;
- соревнование.
Приемы, методы и технологии организации учебно-воспитательного процесса:
- групповая;
- игровой метод;
- соревновательный;
- воспитательные и просветительские занятия;
- метод обучения с применением функциональной музыки.
Образовательные ресурсы:
1.Проектор, компьютер, электронная презентация, экран.
2. Нестандартное оборудование:
- для профилактики плоскостопия: коврики из ткани, речные камешки (Приложение 1);
- для развития меткости и ловкости: барьеры и ворота (Приложение 2);
- для развития точности попадания в цель: стойки с кольцами(Приложение 3);
- для проведения зарядки и разминки: флажки различного размера и цвета (Приложение 4);
- для проведения подвижных игр: сачки, ленточки, мягкие и набивные мешочки, тряпичные мячи «Снежные комочки», корзинки, колечки, круги-подставки «Блинчики», палки разной длины, вязаные овощи, фрукты, грибы, удочки и рыбки, ловушка «Поймай киндер» (Приложение 5);
- для проведения занятий по степ-аэробике (Приложение 6).
Тематическое планирование
программы
«Сделай своими руками и работать станет интересней!»,
с использованием нестандартного оборудования
на 2017 – 2018 учебный год
№ п\п | Краткое содержание занятия | Количество часов |
1 | Вводный урок. Ознакомить родителей и детей с содержанием занятий (беседа). Обучение базовым шагам аэробики: 1.Марш (march) - ходьба на месте, с продвижением вперед, назад, по диагонали. Ходьба с пружинным движением. Ходьба с поворотом направо (налево), кругом, полный круг. 2. Приставной шаг (step touch) - приставные шаги в сторону, по диагонали, зигзагом,по квадрату. Приставные шаги с поворотом направо, налево, кругом. Два (и более) приставных шага слитно (step-line). 3. «Виноградная лоза» (grape vine) - шаг правой в сторону, шаг левой назад-скрёстно (скрёстно за правую), шаг правой в сторону, приставить левую. ОРУ с набивными мягкими мячами на развитие координации движений. | 1 |
2 | Обучение базовым шагам аэробики в среднем темпе. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
3 | Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
4 | Обучение базовым шагам аэробики в среднем темпе. 1.V-шаг (v-step) - шаг правой вперед - в сторону (или назад -в сторону), то же левой, шагом правой, левой, вернуться в и. п. 2. «Открытый шаг» (open step) - стойка ноги врозь, перенос тяжести тела с одной ноги на другую. 3. Jumping jacr - прыжок ноги врозь - ноги вместе. Ходьба по коврикам для профилактики плоскостопия. | 1 |
5 | Повторение нового комплекса аэробики в среднем темпе. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
6 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
7 | Обучение базовым шагам аэробики в среднем темпе. 1. Подъем колена вверх (knee up, knee lift) - сгибание ноги вперед, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше. 2. Махи ногами (kick) - махи ногами вперед, в сторону, назад, по диагонали. Махи, сгибая, разгибая ногу (kick) вперед, в сторону. Махи согнутой ногой назад (kurt). 3. Выпад (lunge) - выпады вперед, в сторону, назад, по диагонали. Одна нога перемещается вперед, другая назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги. Бег и упражнения с использованием деревянных барьеров. | 1 |
8 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. | 1 |
9 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
10 | Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики. 1. Шаг «Мамбо» - вариация танцевального шага мамбо. 1 - небольшой шаг левой ногой вперед в полуприсед, другая нога - полусогнутая сзади на носке. 2 - передавая тяжесть тела на правую ногу, полуприсед на ней. На 3-4 выполняются шаги, аналогичные счёту 1-2, но с перемещением левой ногой назад. 2. Шаги «ча-ча-ча» - часть основного танцевального шага «ча-ча-ча». Шаг правой вперед, шаг левой назад, шаг правой на месте, шаг левой на месте, шаг правой на месте. Простейшие музыкальные композиции. Эстафета с использованием вязанных фруктов и овощей. | 1 |
11 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
12 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
13 | Разучивание базовых шагов аэробики. 1. Скрёстный шаг (cross step) - скрестный шаг с перемещением вперед. Скрёстные шаги с поворотом направо, налево, кругом, полный круг. 2. Выставление ноги на пятку (heei toch), на носок (toe touch), выставление ноги на пятку или на носок вперед, в сторону, назад, крестно, с поворотом. Простейшие музыкальные композиции. Эстафета с использованием колечек и «блинчиков» | 1 |
14 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
15 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
16 | Разучивание базовых шагов аэробики. 1. Бег на месте с продвижением в различных направлениях. 2. «Галоп» (gallop) - шаг правой вперед (в сторону), приставить левую. Следующий шаг с правой ноги. 3. «Пони» - шаг правой вперед или в сторону, оттолкнуться носком левой ноги, шаг правой на месте, следующий шаг с левой ноги. Простейшие музыкальные композиции. ОРУ с гимнастическими палками. | 1 |
17 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
18 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых и альтернативных шагах. | 1 |
19 | Разучивание базовых и альтернативных шагов аэробики. 1. Slide-скольжение - шаги в любом направлении, выполняемые со скольжением стопой по полу. 2. «Скоттиш» (schottische) - шаг правой вперед, шаг левой вперед, шаг правой вперед и подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги. Простейшие музыкальные композиции. ОРУ с использованием мягких набивных мячей. | 1 |
20 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
21 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
22 | Разучивание базовых шагов аэробики. 1. «Полька» - шаг правой вперед, приставить левую, шаг левой вперед и подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги. 2. «Твист» (twist jump) - прыжки на двух ногах со скручиванием бедер. Простейшие музыкальные композиции. Эстафеты с использованием малых набивных мячей. | 1 |
23 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
24 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
25 | Разучивание базовых шагов аэробики. 1. Pendulum - прыжком смена положения ног (маятник). 2. Pivot turn - поворот вокруг опорной ноги. Простейшие музыкальные композиции. Эстафеты с использованием стоек и колец для развития меткости. | 1 |
26 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
27 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
28 | Совершенствование музыкальной композиции, техники упражнений из базовых и альтернативных шагов нового комплекса аэробики. Эстафеты с использованием нестандартного оборудования. | 1 |
| Итого: | 28 |
Тематическое планирование
программы
«Сделай своими руками и работать станет интересней!»,
с использованием нестандартного оборудования
на 2018 – 2019 учебный год
№ п\п | Краткое содержание занятия | Количество часов |
1 | Вводный урок. Ознакомить родителей и детей с содержанием занятий. Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики: ОРУ с набивными мягкими мячами на развитие координации движений. | 1 |
2 | Обучение базовым шагам аэробики в среднем темпе. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
3 | Изучение комбинаций с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
4 | Обучение базовым шагам аэробики в среднем темпе. 1.V-шаг (v-step) - шаг правой вперед - в сторону (или назад -в сторону), то же левой, шагом правой, левой, вернуться в и. п. 2. «Открытый шаг» (open step) - стойка ноги врозь, перенос тяжести тела с одной ноги на другую. 3. Jumping jacr - прыжок ноги врозь - ноги вместе. Ходьба по коврикам для профилактики плоскостопия. | 1 |
5 | Повторение нового комплекса аэробики в среднем темпе. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
6 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
7 | Обучение базовым шагам аэробики в среднем темпе. 1. Подъем колена вверх (knee up, knee lift) - сгибание ноги вперед, в сторону, по диагонали, поднимание колена на уровне горизонтали или выше. 2. Махи ногами (kick) - махи ногами вперед, в сторону, назад, по диагонали. Махи, сгибая, разгибая ногу (kick) вперед, в сторону. Махи согнутой ногой назад (kurt). 3. Выпад (lunge) - выпады вперед, в сторону, назад, по диагонали. Одна нога перемещается вперед, другая назад. Тяжесть тела распределяется одинаково на обе ноги. Бег и упражнения с использованием деревянных барьеров. | 1 |
8 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. | 1 |
9 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
10 | Обучение базовым и альтернативным шагам аэробики. 1. Шаг «Мамбо» - вариация танцевального шага мамбо. 1 - небольшой шаг левой ногой вперед в полуприсед, другая нога - полусогнутая сзади на носке. 2 - передавая тяжесть тела на правую ногу, полуприсед на ней. На 3-4 выполняются шаги, аналогичные счёту 1-2, но с перемещением левой ногой назад. 2. Шаги «ча-ча-ча» - часть основного танцевального шага «ча-ча-ча». Шаг правой вперед, шаг левой назад, шаг правой на месте, шаг левой на месте, шаг правой на месте. Простейшие музыкальные композиции. Эстафета с использованием вязанных фруктов и овощей. | 1 |
11 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
12 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
13 | Разучивание базовых шагов аэробики. 1. Скрёстный шаг (cross step) - скрестный шаг с перемещением вперед. Скрёстные шаги с поворотом направо, налево, кругом, полный круг. 2. Выставление ноги на пятку (heei toch), на носок (toe touch), выставление ноги на пятку или на носок вперед, в сторону, назад, крестно, с поворотом. Простейшие музыкальные композиции. Эстафета с использованием колечек и «блинчиков» | 1 |
14 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
15 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
16 | Разучивание базовых шагов аэробики. 1. Бег на месте с продвижением в различных направлениях. 2. «Галоп» (gallop) - шаг правой вперед (в сторону), приставить левую. Следующий шаг с правой ноги. 3. «Пони» - шаг правой вперед или в сторону, оттолкнуться носком левой ноги, шаг правой на месте, следующий шаг с левой ноги. Простейшие музыкальные композиции. ОРУ с гимнастическими палками. | 1 |
17 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
18 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых и альтернативных шагах. | 1 |
19 | Разучивание базовых и альтернативных шагов аэробики. 1. Slide-скольжение - шаги в любом направлении, выполняемые со скольжением стопой по полу. 2. «Скоттиш» (schottische) - шаг правой вперед, шаг левой вперед, шаг правой вперед и подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги. Простейшие музыкальные композиции. ОРУ с использованием мягких набивных мячей. | 1 |
20 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
21 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
22 | Разучивание базовых шагов аэробики. 1. «Полька» - шаг правой вперед, приставить левую, шаг левой вперед и подскок на правой. Следующий шаг начинать с левой ноги. 2. «Твист» (twist jump) - прыжки на двух ногах со скручиванием бедер. Простейшие музыкальные композиции. Эстафеты с использованием малых набивных мячей. | 1 |
23 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
24 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
25 | Разучивание базовых шагов аэробики. 1. Pendulum - прыжком смена положения ног (маятник). 2. Pivot turn - поворот вокруг опорной ноги. Простейшие музыкальные композиции. Эстафеты с использованием стоек и колец для развития меткости. | 1 |
26 | Стабилизация базовых и альтернативных шагов аэробики с движениями рук. Простейшие музыкальные композиции. | 1 |
27 | Совершенствование базовых двигательных действий. Изучение комбинации с движением ног на простых базовых шагах. | 1 |
28 | Совершенствование музыкальной композиции, техники упражнений из базовых и альтернативных шагов нового комплекса аэробики. Эстафеты с использованием нестандартного оборудования (вязаные фрукты, овощи, грибы) . | 1 |
29 | Обучение комплексу упражнений на степ-платформе с координацией рук. Упражнения на развитие координации движений с использованием мягких набивных мячей. | 1 |
30 | Совершенствование комплекса упражнений на степ-платформе с координацией рук. Упражнения на развитие координации движений с использованием мягких набивных мячей. | 1 |
| Итого: | 30 |
IV.РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Так как школа является малокомплектной, то состав группы формировался из числа обучающихся 1-3 классов.
Списочный состав: - 9 обучающихся 1-3 классов;
- 10 родителей обучающихся.
На основании анализа реализации программы можно сделать соответствующие выводы:
1.Улучшились количественные и качественные показатели физического здоровья детей, а именно, уменьшилось число детей с низким уровнем физической подготовленности, о чем свидетельствуют результаты тестов «Президентские состязания» (Приложение 7). Сравнительные показатели физического здоровья детей за 2017 – 2019 г. представлены на диаграмме 1.
Диаграмма 1- Сравнительные показатели физического здоровья учащихся
Индекс здоровья. Сравнительные показатели индекса здоровья учащихся, по окончании реализации программы, представленные на диаграмме2, свидетельствуют о том, что уровень заболеваемости среди ребят снизился на 11%.
Диаграмма 2 – Сравнительные показатели индекса здоровья обучающихся
Всероссийские нормативы ГТО. За время реализации программы, результаты сдачи норм ГТО имели положительную тенденцию роста, что повысило интерес к занятиям физической культурой. Сравнительные показатели результатов сдачи норм ГТО представлены на диаграмме 3.
Диаграмма 3 - Сравнительные показатели результатов сдачи норм ГТО
Психологическое здоровье детей. Сегодня не вызывает сомнения тот факт, что практически все дети требуют той или иной психологической поддержки. Совместная работа школьников и родителей, способствует укреплению физического и психического здоровья детей, а соответственно и повышению успеваемости.
Для проведения мониторинга по психологическому здоровью детей использовалась проективная методика диагностики школьной тревожности (автор А.М. Прихожан) и графическая методика «Кактус». Хотелось бы отметить, что показатели тревожности в течении реализации программы снизились, а по окончании вообще не наблюдались.
Сравнительные показатели результатов проективной методики диагностики школьной тревожности (А.М. Прихожан) представлены на диаграмме 4.
Диаграмма 4 - Сравнительные показатели уровня тревожности
Анализ сравнительных результатов по проективной методике «Кактус», показал, что снизилось количество обучающихся неуверенных в себе и проявляющих скрытость и осторожность, к тому же ни у кого из 9 ребят, по окончании реализации программы, не отмечена высокая степень агрессивности, хотя в 2017 году, согласно этой методики, она наблюдалась у 4 ребят. Сравнительные показатели результатов графической диагностики с использованием методики «Кактус», представлены на диаграмме 5.
Диаграмма 5. – Сравнительные показатели результатов по графической методике «Кактус»
Таким образом, цель достигнута: эффект от реализации программы «Сделай своими руками и работать станет интересней!», раскрывается полезностью результатов для сохранения физического, психологического здоровья, через воспитание осознанной потребности в здоровом образе жизни, формирование и развитие здоровьесберегающей культуры и творческих способностей детей и родителей.
CПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Елизарова, Е.М. Справочник учителя начальных классов – Волгоград: Учитель, 2011. – 304 с.
Киселев, П.А. Справочник учителя физической культуры – Волгоград: Учитель, 2008. – 180 с.
Колганова, Е.П. Внеурочная деятельность. Олимпийские старты 1-11 класс ФГОС – Волгоград: Учитель, 2013. – 4 с.
Кофман, Л.Б. Настольная книга учителя физической культуры – Москва: ФИС, 1998. – 357 с.
Физическая культуры в школе № 8, 2003. – 48 с.
Электронный источник
https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/02/16/igryna-na-peremenah-v-1-4-klassah (Дата обращения 10.10.2017)
https://budetrebenok.com/development/43 (Дата обращения 10.10.2017)
20