Классный час в 9 классе «Секреты выбора профессии»
Самое мощное оружие на свете – душа человека, объятая пламенем.
Фердинанд Фох
Вступление
Казалось, Дарью ждал успех. Она закончила юридический факультет. «Я думала так, как думали мои родители, как думали все вокруг – рассказывает Дарья. – Работа всегда плоха. А настоящее счастье приходит между 9 утра субботы и 10 вечер воскресенья» Юриспруденция помогла заполнить пустоту, образовавшуюся, когда Дарья задала себе вопрос: «Что делать дальше?». Много лет назад она решила, что она НЕ БУДЕТ писателем, потому что это глупая профессия. При этом она знала, что писательство – НЕОТЪЕМЛЕМАЯ часть ее личности. Но писать книги и зарабатывать этим? А что скажут родные? Наконец она подумала: «Писательская работа – единственно, что мне всегда нравилось . И если я хотя бы не попробую – будет глупо». На следующее утро Дарья уволилась из юридической фирмы и начала писать роман. Дарью заметили. Вскоре один из журналов предложил ей должность редактора. Ее любовь к писательству стала катализатором успеха.
Учитель: История Дарьи не уникальна. Те, кто занимается любимым делом, как Дарья, поднимаются все выше, добиваются невероятного.
Вот интересная статистика: согласно данным ежегодного опроса первокурсников, который проводит университет Калифорнии, 73,8% студентов хотят добиться «финансовой состоятельности». Ну- ка, ответьте на вопрос, если почти три четверти студентов хотят быть богатыми, почему только 17% выбирают любимое дело?
На слайде график
Вот данные о том, насколько удовлетворено трудоспособное население собственной жизнью.
70% не нравится их нынешняя работа.
80% сотрудников сменили бы работу, если бы им представилась такая возможность.
Учитель: Почему же эти печальные цифры столь велики? Почему лишь немногим нравится их работа? Что значит правильно выбрать профессию?
Итак, вы стоите перед необходимостью принять решение о выборе профессии.
Подумайте: если вы работаете восемь часов каждый день, вы будете работать около 50% от времени бодрствования. Если добавить время на дорогу до работы и с работы и повседневные дела вроде походов по магазинам, мытья посуды и стирки, в среднем у вас останется всего 20% времени, которое можно посвятить тому, что вам интересно. Работа, вызывающая радость сама по себе, сделает так, что вы будете наслаждаться большей частью вашего времени, а не жалкой его частью.
С чего же начать при выборе профессии?
Прежде всего, надо составить жизненный профессиональный план, в котором учтены интересы, склонности, состояние здоровья, способности выбирающего профессию и потребности общества в кадрах. Коротко эти аспекты профессионального плана можно обозначить как «хочу», «могу», «надо».
На слайде график
Схема выбора профессии
Хочу
Надо
Надо
Могу
Хочу – интересы, склонности
Могу – способности, состояние здоровья, индивидуальные особенности личности
Надо- потребность общества в кадрах, состояние рынка труда.
Пересечение всех кругов – это и есть область оптимального профессионального выбора.
Результаты советских и зарубежных исследований:
Если профессия выбрана правильно и есть желание работать, продуктивность труда =100% (область оптимального выбора профессии);
Если профессия выбрана правильно, но нет желания работать по этой профессии, продуктивность труда равна 65% (область «могу»);
Если профессия выбрана неправильно, отсутствует профпригодность, но человек хочет, стремится к ней, продуктивность труда =50% (область «хочу»);
Если профессия выбрана неправильно и нет желания работать по этой профессии, продуктивность труда в этом случае равна всего 30% (область «надо»)
Помочь вам сориентироваться в том, как сочетаются ваши «хочу» и «могу», определить вашу направленность на тот или иной тип и класс профессий поможет тест.
Анкета «Ориентация» (5-10 мин) (авторы: М.А. Бендюков, И.Л. Соломин, С.В. Калугин)
Анкета состоит из двух частей.. В 1-ой части «Я хочу» необходимо оценить степень своего желания заниматься каждым из 35 перечисленных видов деятельности. Эта часть анкеты является основной, она предназначена для определения сферы профессиональных склонностей, интересов, предпочтений стремлений учащегося.
Во 2-ой части («Я могу») нужно определить степень своих способностей.
Инструкция: напротив каждого высказывания зачеркните цифру, соответствующую степени вашего желания заниматься этим видом деятельности:
0 – вовсе нет; 1 – пожалуй, так; 2 –верно; 3 – совершенно верно.
Обработка результатов анкеты:
В каждой группе из 5 суждений подсчитывается суммарное количество набранных баллов
(от 0 до 15 баллов).
Человек – человек;
Человек – техника;
Человек – знаковая система;
Человек – художественный образ;
Человек – природа.
А – исполнительские профессии
Б – творческие
(стр. 8 «6 ступенек к профессии»)
Интерпретация: наиболее удачным является случай, когда склонности лежат в той же группе профессий, что и его представления о своих способностях.
В этом случае можно ожидать, что человек не только сможет добиться высоких успехов, но это будет доставлять удовольствие.
Если несовпадение, то работаем с «Я могу». Какие способности я могу развить? Учет степени развития способностей должен быть первоочередным.
(если осталось время) Ошибки при выборе профессии.
Заключение: Представьте работу, на которую приходите рано утром, а уходите поздно вечером, - все потому, что вам она очень нравится. Вы работаете в среде, где вам нравятся люди, где повседневные дела интересны, где вы постоянно движетесь к достижению целей. Работа, которую вы и работой-то не считаете, которая для вас развлечение, причем – оплачиваемое. Думаете, такая работа существует? Для большинства людей это лишь плод воображения, однако она возможна в действительности. Именно такую работу мы называем идеальной – работу, отвечающую ценностям, интересам, навыкам и амбициям и лежащую в направлении, идеально подходящем вам.
Такую работу я вам и желаю!!!!
Если приставить лестницу к неверной стене, каждый шаг будет заводить человека не туда – и все быстрее.
Стивен Кови