Сексуальная проблематика в работе педагога-психолога: что важно знать и как об этом говорить
Проблемы сексуальности в современном мире
- Детские, раннее и/или принудительное сожительство
- Сексуализированное поведение детей и подростков
- Гендерная дисфория
- ЛГБТИ
- Насилие, в том числе гендерное насилие
- Кибербуллинг, секстинг
Секс – это готовое средство для утоления примитивной жажды привязанности (Ньюфелд Г., Матэ Г. Не упускайте своих детей, 2012)
- Замещение привязанности к родителям привязанностью к ровесникам. Чем менее зрел и уязвим подросток, тем выше вероятность того, что стремление к привязанности найдет у него сексуальное выражение . Подростки используют секс, чтобы удовлетворить свою потребность в близости и эмоциональном контакте.
Стремясь к тесной связи с ровесниками, подростки могут устанавливать ее скорее через секс, чем через
общение. Секс — это готовое средство для утоления примитивной жажды привязанности. Сексуальный контакт — это мощный связующий элемент, укрепляющий межличностные связи, вызывающий чувство единения и слияния. Секс объединяет людей, вызывая в их мозге сильнейшие эмоции привязанности. Не важно, насколько продолжительным и поверхностным был сексуальный контакт, он выделяет связанную им пару из ряда других людей.
Сексуальный контакт объединяет своих участников, даже если они не осознают этого, не готовы к этому и не хотят этого. Расставание не может пройти бесследно. Переживаемые расставания и чувство отверженности, если они следуют за сильной привязанностью, основанной на сексе, могут создать такую уязвимость, которую очень сложно пережить. Такие испытания могут повлечь за собой психологические травмы и эмоциональную ожесточенность. Поэтому неудивительно, что чем более активную половую жизнь ведут подростки, тем больше они ожесточаются эмоционально.
Жесткая поляризация полового поведения
- Полоролевое воспитание: какими должны быть девочки, какими – мальчики (гегемонные мускулинность и фемининность)
Сексуальный дебют как способ избавления от роли ребенка обретения статуса взрослого
- Современная культура сфокусирована на гендерно нейтральных вехах взросления: получении паспорта, окончании школы, поступлении в вуз или на работу. Подростки вынуждены создавать собственные ритуалы инициации. Самым заметным из них является сексуальный дебют.
Влияние информационных и коммуникационных технологий на сексуальное поведение
- Порнография как травматический фактор нарушений психосексуального развития.
- Сексуальность героев сериалов как образец для подражания.
- Вовлечение в группы сексуальных меньшинств, совращение несовершеннолетних.
Концепция безопасного секса , если формулировать ее с точки зрения уязвимости, приобретает совершенно иное значение: необходима защита не от заболеваний или нежелательной беременности, а от душевных ран и эмоционального ожесточения
Основные понятия
- Пол человека — объективная биологическая бинарная черта .
- Гендер – это процессуальный феномен , а не свойство личности или ее роль.
Для чего был введен термин «гендер»?
- «уйти» от термина « sex » (биологический пол) при интерпретациях проблем поло-ролевого разделения труда
- перевести анализ отношений между полами с биологического уровня на уровень социальный
- отказаться от постулата о «природном назначении полов»
- показать, что социализированное понимание понятия «пола» как «гендера» принадлежит к числу таких же ключевых системообразующих социальных категорий, как «класс» и «раса»
осознание и переживание индивидом принадлежности к определенному полу, как правило, мужскому или женскому
- осознание и переживание индивидом принадлежности к определенному полу, как правило, мужскому или женскому
- С раннего детства осознание половой принадлежности является одним из стержневых конструктов Я-концепции человека. Ребенок может соответствовать гендерным экспектациям и успешно осваивать гендерную роль, которой предшествовала гармоничная половая аутоидентификация .
- К трем , максимум - к пяти-шести годам складывается представление ребенка о принадлежности к определенному полу. Попытки изменить эти представления после указанного возраста малоуспешны
- Маскулинность и фемининность
Содержательные составляющие гендерной идентичности, как правило, раскрывается через категории «маскулинность» (мужественность) и «фемининность» (женственность)
«Маскулинность и фемининность – нормативные представления о соматических и поведенческих свойствах, характерных для мужчин и женщин; элемент полового символизма, связанный с дифференциацией половых ролей».
Каким образом мы усваиваем гендерные роли?
Основные теории
- Психоаналитическая теория Теория социального научения Теория когнитивного развития Теория гендерной схемы
- Психоаналитическая теория
- Теория социального научения
- Теория когнитивного развития
- Теория гендерной схемы
Психоаналитическая теория
- Идентификация ребенка с родителем своего пола как первичный механизм усвоения соответствующей полу роли (полотипизация)
- Эдипов комплекс и комплекс Электры
- «Анатомия – это судьба»
- Мужские и женские модели диаметрально противоположны по своим качествам:
- Для типично мужского поведения характерны: активность, агрессивность, решительность, стремление к соревнованию и достижению, способность к творческой деятельности.
- Для типично женского поведения характерны: пассивность, нерешительность, зависимость, конформность, отсутствие логического мышления, отсутствие устремлений к достижениям, высокая эмоциональность.
Теория социального научения
- Научение через поощрение и наказание, которые дети получают за соответствующее или не соответствующее полу поведение
- Научение через наблюдение и моделирование
- Источник полотипизации (освоения половой роли) находится в дифференцированной по полу сфере социализации
- Дети становятся типизированными по полу, потому что пол является основой для дифференцированной социализации в культуре
- Ребенок рассматривается скорее как пассивный реципиент окружающих воздействий
Теория когнитивного развития
- Главное в гендерной социализации – это познавательная информация.
- Дети нуждаются в стабильности самоопределения себя как мужчин или женщин, это мотивирует их ценить то, что кажется более похожим на себя, в терминах гендера.
- На начальных этапах усвоения гендерной роли: 1)ребенок узнает, что существует два пола; 2) ребенок включает себя в одну из двух категорий; 3) на основе самоопределения ребенок руководит своим поведением, выбирая и предпочитая те или иные формы.
- Система оценивания, основанная на гендере, мотивирует ребенка включаться в активность, свойственную своему гендеру, прилагать усилия для освоения соответствующих гендерных установок и отдавать предпочтение соответствующим гендеру сверстникам.
Теория гендерной схемы
Гендерная схематизация – это усвоение личностью гендерной поляризации , которая существует в культуре.
- В теории гендерной схемы утверждается:
- Поскольку культура является гендерно-поляризующей, дети в этих условиях усваивают гендерные схемы (или становятся гендерно-поляризованными), даже не осознавая этого; Гендерная схематизация, в свою очередь, направляет поведение детей в сторону традиционного соответствия своему полу.
- Поскольку культура является гендерно-поляризующей, дети в этих условиях усваивают гендерные схемы (или становятся гендерно-поляризованными), даже не осознавая этого;
- Гендерная схематизация, в свою очередь, направляет поведение детей в сторону традиционного соответствия своему полу.
Теория гендерной схемы
Теория гендерной схемы утверждает, что феномен полотипизации происходит частично:
- в результате процессов гендерной схематизации из обобщенной готовности индивида обрабатывать информацию на основе связанных с полом ассоциаций. Эти ассоциации, в свою очередь, формируют гендерную схему
- в результате процессов гендерной схематизации
- из обобщенной готовности индивида обрабатывать информацию на основе связанных с полом ассоциаций. Эти ассоциации, в свою очередь, формируют гендерную схему
80% двухгодовалых детей в Америке в состоянии отличить мужчин от женщин на основании чисто культурных признаков, таких, как прическа и одежда
до 50% трех- и четырехлетних детей в Америке все еще не могут отличить мужчин от женщин, если все, чем они располагают при оценивании – это биологические естественные признаки, такие, как гениталии и телосложение
- Сексуальность выражение нашей принадлежности к полу, но не сводимая к анатомо-физиологическим особенностям и репродуктивной функции, а проявляющаяся в общении, предполагающем телесный контакт, в связи с чем характеризуется избирательностью по отношению к объекту.
Интеграция сексуальности в развивающуюся личность
- Формирование гендерной идентичности
- позитивная половая аутоидентификация
- утверждение себя в гендерной роли,
соответствующей своему полу
- утверждение себя в роли сексуально
привлекательного объекта
- Развитие навыков создания и поддержания интимных отношений
- опыт психологической близости, доверия
в детско-родительских отношениях
- опыт общения со сверстниками другого пола
- Оформление психосексуальных предпочтений, сексуальных сценариев
- знания эмоциональный опыт телесный опыт
- знания эмоциональный опыт телесный опыт
- знания эмоциональный опыт телесный опыт
- знания эмоциональный опыт телесный опыт
- знания
- эмоциональный опыт
- телесный опыт
Дисфория (греч. dysphoreo - раздражение) - болезненно-негативное эмоциональное состояние, при котором человек находится в пониженном и раздражительном настроении .
Гендерная дисфория – связана с негативными переживаниями по поводу принадлежности к своему полу.
Сексуальная социализация
Суть этого процесса в интериоризации субъектом существующих в данном обществе значений «сексуального» и определении в качестве «сексуального» собственного телесного, эмоционального и когнитивного опыта.
Каждое общество конструирует приемлемую для него и поощряемую сексуальность. Усвоение норм сексуальной культуры - части общей культуры - является одним из аспектов процесса сексуальной социализации, а это предполагает воспитание, образование и просвещение.
Этапы психосексуального развития
Возрастные периоды
Этапы психосексуального развития
С первых месяцев жизни до 2-4 лет (максимум 5 лет)
От 2-5 лет до 7-10 лет
Фазы и их основные проявления
I этап. Формирование полового самосознания
От 7-10 лет до 18-20 лет (максимум 25)
II этап. Формирование половой роли в соответствии со своим полом
1-я фаза (выработка установки): осознание собственной половой принадлежности и пола других людей
2-я фаза (научение и закрепление установки): любопытство, направленное на половые признаки, в том числе изучение половых органов
1-я фаза: выработка полоролевых установок
2-я фаза: научение полоролевому поведению в играх
III этап. Формирование психосексуальных ориентации, обуславливающих выбор объекта полового влечения и форм его реализации
чаще 7-10 лет
1-я стадия - формирование платонического либидо
чаще 11-15 лет
1-я фаза: обожание, платонические мечты, фантазии 2-я фаза: ухаживания, платоническое общение
2-я стадия - формирование эротического либидо
чаще 16-20 лет
1-я фаза: эротические фантазии 2-я фаза: эротические ласки и игры
3-я стадия - формирование сексуального либидо
1-я фаза: сексуальные фантазии 2-я фаза: начало половой жизни, сочетание сексуальных эксцессов с периодами воздержания и мастурбации
Формирование гендерной идентичности мальчика
- Освоение ребенком мужской роли через идентификацию с отцом облегчает степень его теплоты и эмоциональной вовлеченности.
- В семьях без отца мужские черты у мальчиков возникали медленнее, и они были менее агрессивными и зависимыми.
- Эмоциональная холодность, отстраненность или отсутствие отца тесно связаны с формированием у мальчика неуверенности в собственной мужественности.
- При отсутствии модели для подражания и/или поддержки от отца в форме подкрепления «правильного» поведения, мальчики вынуждены прибегать к таким суррогатным механизмам обретения уверенности в собственной мужественности, как: « быть крутым» (пить, курить, рисковать) и «не быть девчонкой».
Обращаясь к отцам и воспитателям, психологи говорят:
- «Позвольте мальчикам иметь внутреннюю жизнь и испытывать весь спектр человеческих эмоций, чтобы они могли лучше понять себя и общаться с другими.
- Признайте и примите высокий уровень активности мальчиков и дайте им безопасные мальчишеские места, где они могли бы эту активность проявлять.
- Говорите с мальчиками на их языке, уважая их гордость и маскулинность. Будьте откровенны с ними, используйте их в качестве консультантов и помощников при решении проблем.
- Учите мальчиков тому, что эмоциональная смелость – это действительно смелость и что смелость и эмпатия – источники настоящей силы в жизни.
- Используйте дисциплину для того, чтобы формировать у мальчиков характер и совесть, а не выращивать из них врагов.
- Учите мальчиков тому, что есть много путей стать мужчиной».
Кон И.С. «Мальчик – отец мужчины»
Формирование гендерной идентичности девочки
- Мать учит женственности.
- Отец в отличие от матери может помочь девочке обрести уверенность в собственной женственности, подтвердив дочери, что она выросла и стала привлекать внимание мужчин.
Признаки отвержения женской роли
- Проблемы с пищевым поведением
- Исключение пищи в течение дня и
переедание вечером
продуктов, голодание
- Проблемы с менструальным циклом
- Подчеркнуто гендерно-нейтральный или мужской стиль в оформлении внешности
Моей сестре 4 и моей сестре 3 подавление и переедание
Задачи подросткового периода
- Самоопределение в сферах человеческих ценностей и общения людей.
- Развитие абстрактного мышления.
- Установление новых, более независимых отношений в семье: уменьшение эмоциональной зависимости при сохранении потребности в психологической и материальной поддержке.
- Выработка жизненной философии, системы ценностей.
- Постановка задач будущего (семья, карьера, образование) в связи с решением вопросов: «Кто я? На что я годен?»
- Приобретение навыков межличностного общения со сверстниками своего и противоположного пола.
- Освоение «нового тела» и переосмысление связанной с полом аутоидентификации и гендерной идентичности на основе отношения к соответствующей своему полу гендерной роли.
- Интеграция сексуальности в развивающуюся личность и личную жизнь через опыт определения себя в качестве объекта и субъекта сексуальных интереса и отношений.
Половое воспитание и сексуальное просвещение в профилактике сексуальных злоупотреблений
- Половое воспитание - это не отдельные случайные мероприятия типа бесед или лекций. Оно должно проводиться постоянно, последовательно и систематически, с изменением содержания и формы соответственно развитию детей. Опыт показывает полезность повторения уже известного ребенку. В противном случае, даже несмотря на ранее полученную правильную информацию, он на новом уровне своего развития воспринимает неверные, опошленные сведения из сомнительных источников.
- Не следует выделять из программы школы определенные темы или организовывать специальные занятия по половому воспитанию, ибо это придает тематике нежелательную привлекательность. Растворение же вопросов пола в других темах уравнивает их с иным материалом, уменьшает аффектацию восприятия. Этой же цели служит и манера обсуждения сексуальности как естественного проявления человеческой природы.
Рекомендации американского психолога С. Бем по воспитанию гендерно-несхематизированного ребёнка
1. Обучение детей истинным различиям между полами, т.е. биологическим определениям пола, что означает:
- ознакомление детей с женской и мужской анатомией (как бы это не было трудно для взрослых и не вызывало у них смущение); отказ от дисциплинирования детей с указанием на их половую принадлежность («Ты же мальчик, ты не должен жаловаться и плакать, как девчонка! Пойди и дай сдачи!»; «Ты же девочка, ты должна быть аккуратной и послушной!» и т.п.).
- ознакомление детей с женской и мужской анатомией (как бы это не было трудно для взрослых и не вызывало у них смущение);
- отказ от дисциплинирования детей с указанием на их половую принадлежность («Ты же мальчик, ты не должен жаловаться и плакать, как девчонка! Пойди и дай сдачи!»; «Ты же девочка, ты должна быть аккуратной и послушной!» и т.п.).
2. Предоставление детям доступной для их понимания альтернативной информации о поле, в качестве которой можно использовать:
Рекомендации американского психолога С. Бем по воспитанию гендерно несхематизированного ребёнка
- Акцентирование внимания не на половых, а на индивидуальных различиях людей; объяснение поведения, внешнего вида, личностных качеств не половыми, а индивидуальными особенностями человека
«На рыбалку ходят не только мальчики, но и некоторые девочки, как твоя подруга Аня, а некоторые мальчики не ловят рыбу, как её брат Петя»; «Любят вышивать салфетки и некоторые девочки, и некоторые мальчики»; «Кто-то считает, что только девочки носят береты, но их носят и некоторые мальчики, например, наш сосед Олег, а ещё солдаты-десантники» и т.п.
- «На рыбалку ходят не только мальчики, но и некоторые девочки, как твоя подруга Аня, а некоторые мальчики не ловят рыбу, как её брат Петя»; «Любят вышивать салфетки и некоторые девочки, и некоторые мальчики»; «Кто-то считает, что только девочки носят береты, но их носят и некоторые мальчики, например, наш сосед Олег, а ещё солдаты-десантники» и т.п.
- Примеры существования в мире культурного разнообразия различных мнений, норм и оценок, в том числе и относительно пола
В одной семье уборкой занимается папа, а мама управляет автомобилем, в другой семье – мама и папа работают в милиции, а в третьей – учителями; в Израиле и мужчины, и женщины служат в армии, в Танзании многие мужчины носят длинные юбки, а женщины короткие и т.п.
- В одной семье уборкой занимается папа, а мама управляет автомобилем, в другой семье – мама и папа работают в милиции, а в третьей – учителями; в Израиле и мужчины, и женщины служат в армии, в Танзании многие мужчины носят длинные юбки, а женщины короткие и т.п.
- Предоставление доступной информации о сексизме и примерах искоренения дискриминации по признаку пола в современном обществе
Раньше девочки не могли учиться в университетах, заниматься спортом и быть военными, а мальчикам не разрешали играть куклами и заниматься рукоделием и т.п.
- Раньше девочки не могли учиться в университетах, заниматься спортом и быть военными, а мальчикам не разрешали играть куклами и заниматься рукоделием и т.п.
Три главные стратегии сексуального образования (Миколай Козакевич)
модель
Объем информации
Рестриктивная (ограничительно-охранительная)
минимум
Пермиссивная (разрешительно-либеральная)
Содержание информации
максимум
Подход
«Золотая середина»
Не делай того или этого, ибо…
Общий
тон
Это единственный верный путь
оптимум
Существуют следующие пути…
Все пути хороши
НЕТ!
Поступай так, а не иначе, ибо…
ДА!
Есть много путей, выбирай лучший
ДА, НО…!
Известный польский педагог, социолог и общественный деятель Миколай Козакевич , обобщив многолетний опыт полового воспитания в странах Европы, выделил в нем три главные стратегии7 Модель «Золотой середины» наиболее теоретически обоснована и дает лучшие практические результаты7 Она предполагает, что воспитатель знает , какой именно объем и содержание информации оптимальны для того или иного возраста. Однако на этот счет возможны разные мнения, причем это зависит не столько от общих законов психологии, сколько от конкретных исторических обстоятельств, культурных традиций и много другого. Главное преимущество модели «золотой середины» - не умеренность, а плюрализм, допустимость разных стилей и методов воспитания.
- Задача системы образования создать условия для передачи от поколения к поколению приемлемых для данного общества сексуальных норм, ценностей, поведенческих моделей, основанных на уважении к личности и гендерном равноправии.
- Первый шаг – подготовка специалистов, работающих с детьми, к оказанию помощи детям и подросткам в интеграции сексуальности в их развивающуюся личность.
- Большинство педагогов сегодня не готовы разговаривать с детьми на темы сексуального характера!
Социально-психологическое сопровождение детей и подростков в процессе сексуальной социализации предполагает следующую помощь компетентных взрослых (родителей и педагогов):
На ранних этапах психосексуального развития:
- в формировании знаний о различии полов, о нормах мужского и женского поведения;
- в развитии положительного отношения к своей половой принадлежности и компетентности в исполнении своей гендерной роли;
- в развитии способности говорить о (не)приятных телесных ощущениях;
В период препубертата (7-10 лет):
- в формировании представлений о процессе полового созревания и гигиене тела;
- в развитии коммуникативных способностей и проявлениям себя во взаимоотношениях, способности устанавливать границы и говорить «нет»;
- для девочек важно формирование позитивного отношения к изменениям тела, к менструации, создание позитивной установки на обретение статуса репродуктивной зрелости;
- для мальчиков важно создание позитивного восприятия своего тела, обсуждение вопросов мастурбации;
- в формировании правильного отношения к сексу в СМИ (включая Интернет);
Подросткам:
- в информировании о репродукции и планировании семьи, о разных видах контрацепции и их применении, о сексуальном дебюте, о рисках и последствиях незащищенного секса;
- в формировании представлений о различиях между дружбой, любовью и вожделением;
- в создании установки отказываться от нежелаемого сексуального контакта;
- в выражении потребностей, желаний, границ и уважении этого у других;
- выражать и распознавать свои разные эмоции и эмоции других; справляться с разочарованием.
«Правила нижнего белья» (3-7 лет )
- Твое тело принадлежит только тебе
- Хорошее прикосновение – плохое прикосновение
- Хорошие тайны – плохие тайны
- Ответственность за предупреждение и защиту лежит на взрослых
Другие полезные советы для соблюдения «Правила нижнего белья»
Кому можно рассказать о произошедшем и раскрыть тайну
Лица, совершающие домогательства, известны ребенку
Лица, совершающие домогательства, неизвестные ребенку
Помощь
Основные понятия Программы
1. Отношения
2. Ценности, права, культура и сексуальность
3. Понимание гендерной проблематики
4. Насилие и забота о безопасности
5. Навыки, необходимые для здоровья и благополучия
6. Организм и развитие человека
7. Сексуальность и сексуальное поведение
8. Сексуальное и репродуктивное здоровье
2. Ценности, права, культура и сексуальность
1.1 Семья
1.2 Дружба, любовь и романтические отношения
1.3 Толерантность, инклюзивность и уважение
1.4 Долговременные обязательства и родительство
3. Понимание гендерной проблематики
2.1 Ценности и сексуальность
2.2 Права человека и сексуальность
2.3 Культура, общество и сексуальность
3.1 Гендер и гендерные нормы как социальная конструкция
3.2 Гендерное равенство, стереотипы и предубеждения
3.3 Гендерное насилие
4. Насилие и забота о безопасности
5. Навыки, необходимые для здоровья и благополучия
4.1 Насилие
4.2. Согласие, конфиденциальность и личная неприкосновенность
4.3 Безопасное использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ)
5.1 Нормы и влияние сверстников на сексуальное поведение
5.2 Принятие решений
5.3 Общение, умение отказывать и договариваться
5.4 Медийная грамотность и сексуальность
5.5 Обращение за помощью и поддержкой
6. Организм и развитие человека
6.1 Анатомия и физиология половой и репродуктивной системы
6.2 Репродуктивная функция
6.3 Половое созревание
6.4 Образ тела и его восприятие
7. Сексуальность и сексуальное поведение
8. Сексуальное и репродуктивное здоровье
7.1 Секс, сексуальность и цикл сексуальной жизни
7.2 Сексуальное поведение и сексуальные реакции
8.1 Беременность и предупреждение нежелательной беременности
8.2 ВИЧ и СПИД: стигматизация, лечение, уход и поддержка
8.3 Понимание, признание и снижение рисков заражения ИППП, включая ВИЧ
Тема 1.1 Семья
5-8 лет
9-12 лет
В мире существует много различных видов семьи
У членов семьи разные потребности и роли
Гендерное неравенство часто отражается в распределении ролей и обязанностей между членами семьи
12-15 лет
Родители (опекуны) и другие члены семьи помогают детям сформировать ценности, а также направляют и поддерживают решения детей
Семья может способствовать гендерному равенству путем распределения ролей и обязанностей
Состояние здоровья и болезнь членов семьи могут повлиять на семью с точки зрения ее структуры, возможностей и распределения обязанностей
15-18 лет
Взрослеть – это значит принимать ответственность за себя и других
Конфликты и недопонимания между родителями (опекунами) и детьми – обычное явление, особенно в подростковом возрасте, но их, как правило, можно урегулировать
Для функционирования семьи и здоровых отношений в семье важны любовь, сотрудничество, гендерное равенство, взаимная забота и взаимное уважение
На взаимоотношения в семье могут влиять сексуальные отношения и проблемы со здоровьем
Существуют системы поддержки, к которым могут обратиться молодые люди и члены их семей в случае возникновения проблем в связи с раскрытием информации, касающейся сексуальных отношений и проблем со здоровьем
Тема 1.2 Дружба, любовь и романтические отношения
5-8 лет
9-12 лет
Существуют разные виды дружбы
В основе дружбы лежат доверие, готовность делиться, уважение, сочувствие и солидарность
В отношениях присутствует разного рода любовь (например, любовь между друзьями, любовь между родителями, любовь между романтическими партнерами), и выразить любовь можно различными способами
Бывают здоровые и нездоровые отношения
12-15 лет
Дружба и любовь помогают сформировать позитивное отношение к себе
Когда дети становятся подростками, они могут иначе проявлять дружбу и любовь
Неравенство отрицательно влияет на личные отношения
15-18 лет
Друзья могут влиять друг на друга положительно или отрицательно
Бывают разные виды отношений
На романтические отношения сильно влияют неравенство и дисбаланс власти (например, из-за гендера, возраста, экономического и социального положения или состояния здоровья)
Бывают здоровые и нездоровые сексуальные отношения
Способы выражения любви и привязанности могут меняться по мере взросления человека
1.3 Толерантность, инклюзивность и уважение
5-8 лет
9-12 лет
Каждый человек уникален, может внести вклад в жизнь общества и имеет право на уважение
12-15 лет
Стигматизация и дискриминация наносят вред
Травить и высмеивать кого-либо по причине социоэкономического статуса, состояния здоровья, этнической принадлежности, расы, происхождения, сексуальной ориентации, гендерной идентичности и других отличий – проявление неуважения и жестокости
15-18 лет
Стигматизация и дискриминация в отношении кого-либо по причине отличия от других (например, из-за ВИЧ-инфекции, беременности, состояния здоровья, экономического статуса, этнической принадлежности, расы, происхождения, гендера, сексуальной ориентации, гендерной идентичности или иных признаков) – это неуважительное обращение, причиняющее вред и нарушающее права человека
Важно противодействовать стигматизации и дискриминации и содействовать инклюзии, недискриминации и принятию многообразия
1.4 Долговременные обязательства и родительство
5-8 лет
9-12 лет
Существуют различные семейные структуры и понятия брака
12-15 лет
Детские, ранние и принудительные браки (ДРПБ) наносят вред и запрещены законом в большинстве стран
Долговременные обязательства, супружество, родительство бывают различными и формируются обществом, религией, культурой и законами
Культурные и гендерные роли влияют на родительство
15-18 лет
Супружество и долговременные отношения связаны с многочисленными обязанностями
Люди по-разному становятся родителями. Родительство предполагает множество различных обязанностей
Детские, ранние и принудительные браки (ДРПБ) и вынужденное родительство приводят к негативным социальным и медицинским последствиям
Супружество и долговременные отношения могут приносить и радость, и проблемы
Существует много факторов, влияющих на решение иметь (или не иметь) детей, почему и когда
Дети имеют множество потребностей, которые родители (опекуны) обязаны удовлетворять
Принятие женской роли
- Семинар для девочек 8-10 лет, посвященный обсуждению роли полов в репродуктивном процессе с акцентом не на обременения, связанные с половым созреванием, а на обретение «волшебного дара» материнства.
- Информирование о возможности планировать рождение ребенка
- Обсуждение возможности совмещения профессиональных и семейных ролей
- Семинар для девочек 8-10 лет, посвященный обсуждению их права на приватность, на отказ взрослому в прикосновении, которое ребенку неприятно
«Лансаротская конвенция»
- В 2007 году в г. Лансароте (Испания) была принята Конвенция Совета Европы о защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия (Council of Europe Convention on the Protection of Children against Sexual Exploitation and Sexual Abuse) – «Лансаротская конвенция».
- В 2010 году Совет Европы начал общеевропейскую кампанию по защите детей от сексуальной эксплуатации и сексуального насилия «ОДИН из ПЯТИ».
- В 2013 году «Лансаротская конвенция» была ратифицирована Федеральным законом Российской Федерации № 76-ФЗ.
«Сексуальное насилие процветает там, где его замалчивают и хранят в секрете. Мы можем остановить его только при помощи огласки!»
Сексуальные домогательства и дискриминация
- Под сексуальными домогательствами и дискриминацией подразумевают нежелательное и одностороннее, физическое или словесное, сексуально окрашенное поведение по отношению к другому лицу.
Домогательством могут быть:
- Движения и мимика, имеющие сексуальный подтекст
- Пошлые разговоры и двусмысленные шутки
- Не относящиеся к делу замечания и вопросы, касающиеся фигуры человека, его одежды и личной жизни
- Демонстрация порнографических изданий, писем, сообщений, телефонных звонков и электронной почты, имеющих сексуальное содержание или подтекст
- Физические прикосновения и приставания
- Предложение интимной близости
Возраст женщин в момент, когда они впервые подверглись изнасилованию
Выявление случаев сексуального насилия
Т. Соренсен и Б. Сноу изучили 117 подтвержденных случаев сексуального насилия и выяснили, что о 25% случаев стало известно в результате целенаправленных действий представителей правоохранительных органов, а о 75% случаев – случайно. При этом случайное выявление фактов сексуального насилия происходило следующим образом (в порядке снижения частоты встречаемости):
- ребенка видели вместе с преступником;
- кто-то обратил внимание на сексуализированное поведение ребенка или употребление ребенком неестественных для него выражений;
- кто-то обратил внимание на другие изменения в поведении ребенка;
- ребенок признался другу;
- ребенок демонстрировал виктимное поведение;
- преступник признался в совершении насилия.
По данным исследования Шарланд и коллег всех обращений в правоохранительные органы или социальные службы о подозрениях в сексуальном насилии в 1996 году, причины обращения были таковы:
- в 38% случаях о факте насилия рассказал сам ребенок,
- в 32% случаев об этом свидетельствовали изменения в поведении ребенка, в том числе ухудшение его здоровья, в 20% случаев этот факт выяснился в ходе расследования преступления, совершенного в отношении другого ребенка,
- в 15% случаев о факте насилия сообщили свидетели.
- Еще в 1% случаев сам преступник признался в том, что совершил насилие в отношении ребенка.
Важными последствиями сексуального насилия являются:
- амбивалентность переживаний: наличие одновременно и любви и ненависти к тому человеку, который подвергал ребенка насилию;
- ощущение беспомощности;
- нарушения «Я-концепции»: восприятие себя как плохого (стигматизация), чувство вины, депрессия;
- употребление психоактивных веществ;
- пограничные личностные расстройства;
- страх;
- тревожность;
- враждебность;
- проблемы в учебе;
- гиперактивность;
- регрессивное поведение;
- самоповреждения, суицидальное поведение;
- диссоциативные реакции;
- истерические симптомы;
- депрессия;
- низкая самооценка.
«Сексуализированное поведение»
- Динамика приемлемых в том или ином возрасте сексуальных игр существенно отличается от динамики «проблемного» сексуального поведения. Сексуальная игра характеризуется спонтанностью, добродушием, взаимностью, включает веселье, смех, смущение, разные уровни торможения и расторможенности/открытости.
- «Проблемное» сексуальное поведение включает доминирование, силу, угрозы, насилие, принуждение и компульсивность. Дети, которые практикуют такой тип поведения, часто демонстрируют тревожность, враждебность, напряжение и более высокий уровень возбуждения. Такое их сексуальное поведение должно привлечь внимание родителей или других взрослых, которым стоит попытаться отвлечь детей.
Дж.Т.К. Джонсон, Дж.Р. Фелдмет с целью описания границы между нормальным сексуальным поведением и сексуально агрессивным поведением используют следующие четыре категории описания поведения детей:
1) нормальное сексуальное поведение;
2) cексуальное реактивное поведение;
3) экстенсивное взаимное сексуальное поведение;
4) поведение, когда дети покушаются на растление.
Нормальное сексуальное поведение – это здоровое исследование или игра на сексуальную тему, в процессе которых дети одного возраста и уровня физического развития исследуют друг друга, рассматривая друг друга или прикасаясь друг к другу. Дети этой группы не испытывают стыда или вины в связи со своим поведением.
Cексуальное реактивное поведение
- Сексуально реактивные дети демонстрируют более широкий диапазон сексуальных проявлений, при этом наблюдается несоответствие поведения возрасту . Когда таких детей застают за подобными действиями, они обычно испытывают чувство вины или глубокого стыда , кроме того, они постоянно испытывают тревогу в связи с сексуальностью .
- Сексуальная активность часто касается только самого ребенка, однако когда в сексуальной деятельности принимают участие другие дети, они обычно оказываются примерно одного возраста. Дети с сексуально реактивным поведением не применяют угрозы или насилие по отношению к другим детям, и когда их просят прекратить определенные действия, они обычно подчиняются.
- Сексуально реактивные дети могут быть жертвами или свидетелям и сексуального насилия. Кроме того, сексуальные проявления могут объясняться просмотром определенных телевизионных передач, наличием доступа к порнографическим журналам, возможности наблюдать сексуальные действия родителей или других взрослых.
Экстенсивное взаимное сексуальное поведение
( Экстенсивный – связанный с количественным, а не с качественным увеличением)
- Дети этой категории демонстрируют поведение, подобное сексуальному поведению взрослых , однако они не прибегают к угрозам или силе . Они умело скрывают свои действия .
- Существует четкая разница между этой группой и 1-ой и 2-ой группами: по существу, их сексуальные проявления лишены какой-либо эмоциональной окраски или привязанности. Здесь отсутствуют спонтанность, стыд, проявления гнева и агрессии , которые характерны для детей, относящихся к 4-ой группе. Они, скорее, демонстрируют некое безразличие в отношении собственного сексуального поведения и поведения других детей. Причиной сексуального поведения детей этой категории редко является сексуальное возбуждение или стремление получить удовольствие .
- В большинстве случаев именно таким образом могут вести себя дети, пострадавшие от сексуального, эмоционального, физического или нескольких видов насилия или КСЭД .
- В некоторых случаях дети, относящиеся к данной категории, используют секс как инструмент , например, как способ приобретения друзей. Для этих детей сексуальное поведение стало механизмом психологической адаптации . Также это помогает им преодолевать чувства утраты, отверженности, страха и одиночества. Они ищут других детей с подобными конфликтами и проблемами, которые, предположительно, могут захотеть принять участие во взаимной сексуальной игре. Многие дети этой группы постоянно получают психологические травмы, их отвергают, часто они не могут добиться ни успеха в учебе, ни признания одноклассников.
Поведение, когда дети покушаются на растление
- Для сексуального поведения этих детей характерны импульсивность, компульсивность и агрессия.
- Они целенаправленно ищут жертву среди других детей. Когда дети данной категории проявляют свою сексуальность, в этом всегда присутствует некое проявление силы, они часто прибегают к эмоционально или социально окрашенным угрозам, которые должны удержать другого ребенка от попытки рассказать кому-либо о насилии. Например, ребенок может угрожать другому ребенку, испытывающему недостаток в друзьях, что он никогда больше не будет с ним/с ней играть.
- Ребенок не испытывает сочувствия по отношению к своей жертве.
- Дети этой категории могут быть жертвами сексуального насилия, как некоторые дети из предыдущих двух категорий , но окружающим требуется больше времени, чтобы заметить особенности их поведения. Сексуальное поведение детей данной категории со временем становится все более интенсивным.
- У детей этой категории с сексом связаны чаще всего, чувства одиночества, гнева и страха, а секс, в свою очередь, связан с агрессией.
- Как и у детей третьей категории, такое поведение может быть вызвано дисфункциональным социальным окружением.
Для того чтобы понять, является ли поведение «проблемным», по мнению В.Д. Питерса и его коллег, следует ответить на пять вопросов:
- Ожидаемо ли наблюдаемое поведение на данном этапе возрастного развития?
- Соответствуют ли участвующие дети друг другу по возрасту и физическим параметрам?
- Являются ли сексуальные действия взаимными или они носят принудительный характер (например, имеют место запугивание, использование силы, хитрость или уговоры)?
- Превосходит ли степень секретности, окружающая поведение ребенка, ту, которую можно было бы ожидать, принимая во внимание естественное, свойственное ребенку чувство смущения?
- Может ли ребенок контролировать свое поведение?
Три рекомендованные фазы реагирования взрослого на сексуализированное поведение ребенка (по Райану)
- Если ребенок демонстрирует сексуализированное поведение, которое вызывает во взрослом беспокойство, то первым ответом должны быть его узнавание и реакция на личностном уровне. Стоит сказать ребенку, что его поведение замечено: «Я вижу, ты трогаешь Машу», или специалист может сказать, что ему известно, как ведет себя ребенок: «Маша сказала мне, что ты ее трогаешь». Это предоставляет ребенку возможность для обсуждения ситуации, позволяет избежать замешательства по поводу того, на что реагирует взрослый, и позволяет узнать, что взрослый способен обсуждать такие вещи. Первая реакция на поведение ребенка не должна быть ни оценочной, ни запретительной . Цель заключается в том, чтобы ребенок понял, что его поведение замечено, подумал о том, что чувствует обиженный ребенок, и наконец, чтобы он понял, что взрослый расстроен таким поведением; при этом не нужно стремиться вызвать у ребенка чувство вины .
- Если такое же или сходное сексуализированное поведение повторяется, следующий ответ на него должен быть противодействующим и запрещающим: «Я беспокоюсь, потому что я вижу, что ты трогаешь Машу. Я уже говорил тебе, что я в таких случаях чувствую себя неловко, Маша тоже мне говорила, что ей это неприятно. Тебе не стоит это делать». По мнению Райана, ответ на поведение по-прежнему должен быть не оценочным по отношению к ребенку , а коммуникативным, но твердым. Одновременно важно какое-то время продолжать наблюдать за поведением ребенка.
- Если проблемное сексуализированное поведение продолжается и/или становится более интенсивным, группе специалистов следует решить, как вести себя в связи с поведением ребенка, и обратиться за помощью к психологу .
Что нужно делать, если вы подозреваете совершение домогательства?
- Когда вы подозреваете, что ваш ребенок подвергся домогательствам, то очень важно не сердиться на вашего собственного ребенка .
- Не дайте вашему ребенку почувствовать, что он сделал что-то неправильное. Не подвергайте ребенка допросу. Вы можете спросить, что могло произойти, когда и с кем, но не спрашивайте, почему это произошло .
- Постарайтесь не расстраиваться на глазах у ребенка. Дети легко начинают чувствовать себя виноватыми и могут замалчивать информацию.
- Постарайтесь не делать выводов, основанных на недостаточной или неясной информации. Для того чтобы успокоить ребенка, скажите ему, что вы что-нибудь сделаете, и установите контакт с тем человеком, который может помочь , например, с психологом, специалистом по уходу за детьми, врачом, социальным работником или сотрудником полиции.
- Обратитесь на специальные «линии помощи» или в центры, занимающиеся оказанием помощи детям - жертвам сексуального насилия. Они тоже могут вам дать свои рекомендации и с ними нужно связаться, если ребенок, возможно, стал жертвой сексуального насилия.