СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейно-ориентированный подход в работе социального педагога, классного руководителя

Нажмите, чтобы узнать подробности

Главной задачей социального педагога, классного руководителя, каждого учителя дать ребенку не только образование, но и раскрыть его личные качества, индивидуальные способности. Признаки здоровой семьи- это  семейные ценности

Просмотр содержимого документа
«Семейно-ориентированный подход в работе социального педагога, классного руководителя»

Семейно-ориентированный подход в работе социального педагога, классного руководителя по защите детства



Удивительный дом – школа! Здесь всё перемешалось: детство и юность, романтика и реальная жизнь, наука и искусство, мечты и зрелость. В этом доме радость, и слёзы, которые зачастую быстро высыхают, встречи и расставания, первая любовь и горечь разочарований. Школа живёт тревожной жизнью и, как в капле воды, в ней отражаются все процессы, происходящие в обществе. Одно лишь неизменно – познание нового и таинство учения. Люди, однажды пришедшие сюда по зову сердца, никогда не покинут этот прекрасный, вечно молодой дом знаний. Две центральные фигуры в этом доме: ученик и учитель, которые не могут друг без друга. Первый впитывает всю мудрость жизни, второй, несмотря ни на что, каждый день с удвоенной энергией открывает детям простые чудеса. Учитель помогает и направляет ученика, способствует воспитанию достойного подрастающего поколения.

Социальная защита. Что это значит? (презентация социальн. защиЗащита детства

система мер, обеспечивающая охрану законных прав и интересов детей на основе разработки нормативных документов, которые определяют правовое положение несовершеннолетних; законодательное регулирование детского труда; совершенствование системы опеки, попечительства и усыновления детей, оставшихся без попечения родителей; создание сети специализированных социальных служб и учреждений для проведения коррекционной и реабилитационной работы с детьми, нуждающимися в соответствующей помощи. 

Социально - педагогическая служба школы - открытой воспитательной системы - ориентирована на объединение педагогических воздействий школы и окружающей среды по духовному возрождению и гуманизации важнейших факторов развития личности. Для этого используется воспитательный потенциал семьи, 

МОИ ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ

   Есть у Б.Пастернака такая строка: «О детство! Ковш душевной глубины…» И от того, чем наполнен этот ковш, часто зависят судьбы целых поколений.
   Считаю, что главной задачей социального педагога, как и каждого учителя не только дать ребенку образование, но и раскрыть его личные, индивидуальные способности, создать благоприятное социальное поле для каждого ученика.

   Социальный педагог должен сформировать навыки правовой культуры. Правовые знания нужны школьникам не сами по себе, а как основа в различных житейских ситуациях.
   Дети 21 века должны жить в правовом государстве. И с детских лет усвоить, что самое главное, самое важное – это права каждого отдельного человека, его жизнь, здоровье, свобода и благополучие. Вся жизнь и судьба ребенка зависят от взрослых, которые обязаны заботиться о своих маленьких гражданах.

Социальная защита детства – это целенаправленная деятельность общества и государства, направленная на обеспечение благоприятных условий развития, самоопределения, самореализации личности ребенка, защиты его прав.

Проблема социальной защиты детства существовала всегда. Однако она по-разному трактовалась и решалась в обществе на разных этапах его развития. Особенно значимым решение проблемы социальной защиты детства стало в ХХ веке, что связано с огромными экономическими, политическими, социальными и духовными сдвигами в общественной жизни. Сегодня имеет место обострение данной проблемы в условиях социально-экономической нестабильности общества.

Причины социальной незащищенности детей связаны с низким экономическим уровнем жизни, социальным неблагополучием, загрязнением окружающей среды, включая последствия техногенных и экологических катастроф, в первую очередь катастрофы на ЧАЭС. По существу социальная незащищенность проявляется в нарушении прав детей на жизнь, здоровое развитие, благополучие, безопасность жизнедеятельности. Поиск оптимальных путей повышения социальной защищенности детей – императив самого общества и его социальный заказ.

Социальная защита детства может быть представлена в основных направлениях:

  1. защита самого процесса формирования и развития личности;

  2. защита среды формирования и развития личности;

  3. целевая защита детства.

Так, в качестве правовых основ защиты выступают международное и внутреннее законодательство (Конвенция о правах ребенка, Закон о правах ребенка, Конституция , Закон об образовании и т.д.), положения, инструкции, методики.

(презент.2)


Деятельность по социальной защите детства осуществляется в следующих формах:

  • экономическая помощь (пособия, выплаты, стипендии, пенсии);

  • правовая помощь (правоохранная и правозащитная);

  • благотворительность (создание благотворительных фондов, пожертвования, проведение ярмарок, аукционов);

  • психолого-педагогическая и социально-педагогическая помощь (соз-дание социально-педагогических и психологических служб, приютов, разработка и реализация программ и проектов по социальной защите различных категорий детей и подростков – детей-инвалидов, детей Чернобыля, детей «групп социального риска» и др.).

Притча

Представь, что ты на берегу моря. Ты чувствуешь, как ветер развивает твои волосы, ты видишь волны, играющие с прибрежным песком. И шел человек по берегу моря. Старик. Старик смотрел на морские звезды. Их очень много было на берегу. Они лежали под палящим солнцем и иссыхали. Старик собирал морские звезды и бросал их обратно в море. И вот на берегу появился ребенок. Он бежал на встречу ветру и играл с песком. Подбежав к старику, он спросил: «Зачем ты бросаешь морские звезды в море? В море миллионы таких звезд. Не имеет значения, спасешь ли ты одну или две звезды. Их все равно будет много!» Старик посмотрел на звезду в своей руке и сказал: «Это имеет значение именно для этой звезды»

Эта притча тесно связана с понятием семьи

Семья- это не только муж и жена, но и их дети. Ребенок разного возраста по-разному воспринимает мир. У него коммуникативные процесс проходят по-разному, в зависимости от возраста. Мы с вами можем рабо-

тать с детьми разного возраста, учитывать их возрастные способности.

Наша работа продолжается в группах. Каждая группа отметит основные особенности ребенка в определенный возраст, который должны учитывать и родители, и соц.педагоги.

Работа в группах:

Каждой команде раздаются ватманы, где нарисован ребенок. Материал: ватман с ребенком 6–9 лет, 10–12 лет,13 – 15лет, 16–18 лет, цветные маркеры.

ШИФР: голова – то, о чем думает ребенок в этом возрасте;

туловище – то, что чувствует, способен чувствовать ребенок;

руки – какими умениями пользуется, с кем контактирует ребенок;

ноги – на какие знания опирается.


Команда заполняет напротив рисунка все, что знает по данному возрасту, а затем комментирует записи.


Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

Многие ученые характеризуют нынешнее состояние семьи как кризисное, отмечают, что практически каждую семью по той или иной причине можно отнести к данной категории.


Вывод: знания физиологии, развитие ребенка отличается в зависимости от возраста






Работа в группах

1 ситуация

ВЛАДИК К., ученик 5-6 класса. На уроках занимается чем угодно — только не уроками. Рисует кубики, кружочки. Если его активно потормошить, так и быть — достанет тетрадь и начнет писать. Но тормошить приходится беспрестанно. Владик — единственный ребенок в семье. В анкете по поводу отношения к учебе написал: «Могу учиться, но не хочу».

Способности хорошие. На консультацию к соц.педагогу пришла мама, которая воспи­тывает сына одна, при этом с утра до ночи на работе. Владик пре­доставлен сам себе, все свободное от школы время проводит за компьютерными играми. Мама в отчаянии. Сам Владик поведал, что за хорошие оценки мама ему платит. В школе ему неинтересно, но ради материального поощрения он готов «помучиться». В неделю ему удается «заработать» до 200 рублей.

Проанализировать ситуацию. Какие ошибки допущены. Ваши предложения по решению этого вопроса, рекомендации, как помочь данной семье

(Это все-таки палка о двух концах. Где гарантия, что впоследствии ставки не будут возрастать? Где уверенность в том, что ребенок спустя какое-то время бесплатно и книгу в руки не возьмет?

Конечно, поощрения нужны. Может быть, лучше всеми силами пытаться привить интерес к познанию? В качестве поощрении вместо меркантильных можно рекомендовать совместные походы с ребенком, экскурсии в зоопарк, цирк, кинотеатр и т.п, кратковременные четкие цели с указанием даты, места. времени.)


2 ситуация

Дочери 12 лет. Перестала слушаться. Спать ложится поздно Уроки не выучены. Сидит все время в интернете. Стала получать плохие оценки. Проанализировать ситуацию Какие ошибки допущены. Ваши предложения по решению этого вопроса

Рекомендовать психологу, соц.педагогу провести диагностику для выяснения причины. Приглашение матери на родительский лекторий


3 ситуация


ЖЕНЯ П. учится в 4 классе. Подвижен, вертляв. Первые два года учился неплохо за счет хорошей памяти, хотя внимание всегда было рассеянным. По мере усложнения программы отсут­ствие внимания стало значительным препятствием к усвоению материала, началось отставание. Кроме того, никто не занимался формированием у Жени навыка умения учиться. Учительница часто раздражалась, стыдила ребенка при всех. Практически всегда мальчик оказывался в ситуации неуспеха. Родители находятся в разводе.. Ребенка воспитывает бабушка. Родители заняты своей жизнью

Проанализировать ситуацию Какие ошибки допущены. Ваши предложения по решению этого вопроса, рекомендации, как помочь данной семье


Рекомендации. Изучение социального паспорта семьи. Выяснить, что происходит в семье. Диагностика психолога. Семья на контроле. Соц.педагог даже может рекомендовать консультацию врача. Индивидуальная работа с мамой. Рекомендовать ей обратить внимание на лечение ребенка


4 ситуация


Ученица 10 класса Оксана стала плохо успевать в учебе, раздражительна и груба в общении с учителем. Была замечена в употреблении табачных изделий. На одном из уроков девочка мешала другим ребятам выполнять задания, не реагировала на учителя даже после нескольких замечаний в свой адрес. На просьбу учителя выйти из класса, Оксана так же не отреагировала, оставаясь сидеть на месте. При беседе с социальным педагогом было выяснено, что Оксана поздно приходит домой, на контакт с родителями не идет.

Ваши предложения по решению этого вопроса, рекомендации, как помочь данной семье

Рекомендации:

Беседа с матерью. Выяснить социальное окружение девочки. Диагностика(кто авторитет для ребенка). Для мамы- стать подругой, все делать вместе, смотреть фильмы, экскурсии и т.д


Подведя итоги по работе с ситуациями, мы видим, что основными точками соприкосновения во всех ситуациях являются социальный педагог и родители. Профилактикой по предупреждению подобных ситуаций является проведение прежде всего родительского лектория. Тематику его помогает определить диагностика психолога с учетом возрастных особенностей детей.


Поиск оптимального соотношения между правами детей и правами родителей представляет собой важнейшую проблему социальной работы, и это соотношение никак не может быть охарактеризовано как две взаимоисключающие крайности.


( презент.3)


Семейно-ориентированный подход педагоги-психологи осуществляют в следующей парадигме:

  • семья - некая целостность, изменение одного члена семьи ведет к изменению всей системы;

  • проблема семьи обязательно рассматривается в контексте семейных отношений;

  • циркулярность процессов в семье: если семья в тупике, то возникает порочный круг из стереотипных ситуаций, которые проблему не устраняют, но создают видимость стабильности;

  • проблема в семье обязательно выполняет какую-то функцию.

(презент.3)

По каким же критериям можно определить, что семья благополучна или, точнее, условно адаптирована, к чему специалист, работающий с семьей должен стремиться при выстраивании работы с семьёй?

Существуют признаки здоровой семьи:

(работа в группе ;назвать признаки с вашей т.зрения)


(после - запись на экране)

  • Возможность выражать свои чувства.

  • Каждый член семьи является признанным, так как является членом семьи.

  • У каждого члена семьи есть право выбора.

  • В семье существуют ритуалы и обычаи для выражения близости.

  • Проявление открытой привязанности членов семьи друг к другу.

  • Чувство юмора, шутки в общении.

  • Ясные и понятные ожидания членов семьи друг от друга.

  • Наличие общих ценностей.

Система ценностей семейно-ориентированного подхода призвана, по мере возможности, защищать детей от плохого обращения, минимально ограничивая при этом права семей и родителей. Именно этот подход позволяет наиболее эффективно учитывать, поддерживать и сохранять права, как детей, так и их семей.

Ценности семейно-ориентированного подхода к организации работы по защите детей основаны на ценностях социальной работы. К этим ценностям относятся, в частности, следующие: право семьи на самоопределение; признание и уважение уникальности каждой личности; а также уважение права членов семьи на то, чтобы жить в соответствии с ценностями, стандартами и понятиями, которые соответствуют их «корням», их культурному наследию.

Итак, подводя итоги, мы можем сказать, что признаки здоровой семьи – это семейные ценности.



Представим, что у нас есть семьи, которые нуждаются в помощи.

Работа в группах



Составляем примерный план помощи

примерный план работы с семьей, оказавшейся
в социально-опасном положении



















Адресная часть: Ф.И.О. родителей, детей, возраст и вид занятий детей, место работы родителей, адрес места жительства семьи:




Основные показатели и характеристики семейного неблагополучия

Виды помощи

Мероприятия по их реализации

Примерные сроки

Ответственный за оказание помощи

Результативность помощи

Социальная

Помощь в трудоустройстве родителей


Социально-педагогическая служба школы, ДСП, специалист службы занятости


Педагогическая

Представление бесплатного питания. Организация летнего отдыха детей (школьный возраст)


Администрация, социально-педагогическая служба школы, ДУ, внешкольного учреждения, кружки


Медицинская

Обеспечение льготным детским питанием (для детей до 1 года)


Участковый педиатр


Коррекционная

Организация медико-психолого-педагогического обследования детей


ПМПК


Правовая

Помощь в сборе документов на получение адресной помощи


ОДД, юстиция, центр соц.реабилитации


Материальная

Оказание гуманитарной помощи из фонда соц.защиты. Выделение материальной помощи к началу учебного года.


Специалист по социально-педагогической работе, соц. пед. школы





Таким образом, семейно-ориентированная социальная работа: поощряет стремление семьи к ав­тономности, что означает уважение и поддержку права семьи управлять своей жизнью, придерживаться своих культурных традиций и самостоя­тельно принимать решения о том, что нужно им и их детям, при условии, что эти решения не подвергают детей риску причинения им серьезного вреда.

.

Семейно-ориентированный подход применим не только к ситуациям, когда ребе­нок проживает дома. Если ребенок попадает в систему замещающей опеки, нужно пытаться привлечь его биологических родителей к планированию размещения, помогать им поддерживать связь с ребенком и вместе с ними разрабатывать и реализовать план воссоединения семьи.

Все это, однако, не означает, что необходимо стремиться сохранить семью любой ценой. Иногда, несмотря на все усилия, это оказывается невозможным в силу того, что семья перестала существовать как единое целое. Характер проводимых специалистами интервенций (вмешательств), направленных на укрепление и сохранение семей, зависит от положе­ния дел в каждой семье. Семейно-ориентиро­ванный подход позволяет более взвешенно подойти к анализу потребностей и проблем семьи.

Преимущества семейно-ориентированного подхода:

(презентац.4)

Большинство родителей не имеют цели причинить детям вред, могут разрешить свои проблемы и развить свои способности в плане воспита­ния, они смогут научиться обеспечивать безопасность своих детей и надлежащим об­разом удовлетворять их потребности.

1. Повышение уровня заинтере­сованности членов семьи в достижении перемен. Предполагается, что чле­ны семьи будут активно сотрудничать с представителями комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав и специалистами по работе с детьми и семьями во всех аспектах оценки, планирования и оказания услуг, они в значительной степени сохраняют кон­троль над своими жизнями.

2. Точная оцен­ка индивидуальных потребностей и сильных сторон каждой семьи.

В процессе применения семейно-ориентированной модели специалисты по работе с детьми и семьями и куратор случая обычно контактируют с семьей по месту ее проживания. Это дает возможность ор­ганизовать прямое наблюдение, оценить взаи­модействие факторов, которые ведут к жестокому обращению с детьми, понять и помочь семье осознать свои потребности и сильные сто­роны и влияние социальных систем и культурных традиций на ее жизнь.

3. Активное использование до­ступных ресурсов, таких как общественные организации, дальние родственники, сосе­ди, друзья семьи и системы общественной поддержки.

4. Оказание по месту жительства социальных услуг, призванных поддержать семью и содействовать ее развитию, способно стабилизировать даже самые запущенные се­мьи. Очевидно, что как только семья получает возможность на какое-то время выйти из кризисной ситуации, ее членам удается самим найти решение стоящих перед семь­ей проблем.

5. Работа с членами семьи как с группой также укрепляет их сплоченность и восприятие себя как единого семейного организма. Члены семьи могут ус­воить более эффективные адаптивные навыки и методы разрешения проблемных си­туаций, ориентируясь на поведение специалистов по работе с детьми и семьями или куратора случая, опираясь на их под­держку.

Для минимизации межведомственных барьеров в профилактической деятельности необходимы условия – т.е., это чётко определенные ключевые цели с индикаторами достижения целей, соответствующая постановка задач и применение единого порядка защиты прав каждого ребенка.

.

Вспомним строки С. Давидовича:

Кто-то когда-то должен ответить,

высветив правду, истину вскрыв,

что же такое – трудные дети?

Вечный вопрос и больной, как нарыв.

Вот он сидит перед нами, взгляните,

сжался пружиной, отчаялся он,

с миром оборваны тонкие нити,

словно стена, без окон и дверей.

Вот они главные истины эти:

поздно заметили… Поздно учли.

Нет! Не рождаются трудными дети!

Просто им вовремя не помогли.