СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семья - важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.

     Книга всегда была первым помощником педагогов и родителей, не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего – духовно-нравственном.

    Домашние чтение – одно из средств духовно- нравственного воспитания, при этом оно не только обогащаете детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи.

Просмотр содержимого документа
«Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка»

Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности ребёнка

Семья - важный элемент системы образования, где системообразующей основой являются традиции, обычаи, предания. Вот почему семейное чтение – самый доступный и короткий путь приобщения детей к жизненному опыту наших предков, а, следовательно, средство духовно-нравственного воспитания личности.

Книга всегда была первым помощником педагогов и родителей, не только в образовании, но и в воспитании подрастающего поколения, прежде всего – духовно-нравственном.

Домашние чтение – одно из средств духовно- нравственного воспитания, при этом оно не только обогащаете детей и их родителей знаниями о семье, чистоте отношений, послушании, совести, добре и зле, но и сближает всех членов семьи.

Как непростительно мало молодое поколение знает о жизни своих отцов и дедов! И дело здесь не в дефиците времени или раздельном проживании, а в хрупкости связей между представителями разных поколений внутри семьи. Семейное чтение способствует установлению более близких внутрисемейных контактов, в частности чтение дидактических сказок является средством внутрисемейного общения между людьми разных поколений.

Это раскрывается в следующем:

Совместное времяпрепровождение за чтением поучительных или волшебных сказок способствует не только пополнению «жизненной копилки» знаний и впечатлений человека, но и затрагивает подсознание, а значит, оживляет родовую, генетическую память кровных родственников;

  • совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, всту­пать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует зна­комству ребенка с народными обычаями, традициями, семейны­ми историями и пр.;

  • совместное чтение побуждает ребенка задавать вопросы, искать пояснения непонятных слов и выражений, а значит, всту­пать в диалог со взрослыми, формулировать вопрос, стараться вникнуть в смысл ответа, что почти всегда способствует зна­комству ребенка с народными обычаями, традициями, семейны­ми историями и пр.;

  • семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близ­ких что-то важное и интересное; после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втя­гиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их соб­ственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным дре­вом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;



  • семейное чтение дает возможность почувствовать ценность жизненного опыта старших членов семьи, узнать о своих близ­ких что-то важное и интересное; после чтения предлагаемых сказов и сказок слушатели втя­гиваются в разговор о похожих событиях и ситуациях в их соб­ственной жизни, что позволяет вскрыть тесные родовые связи и на этой основе заинтересоваться собственным семейным дре­вом, побудить к созданию своей родословной, опираясь на опыт старших представителей семейного рода;

  • чтение сказок, включая сказки на духовно-нравственную тематику,

позволяет детям уяснить значение понятий, о которых, как правило, они не слышат ни в детском саду, ни во дворе, ни даже в обыденном семейном общении; это, например, такие понятия, как целомудрие, добродетель,благочестие, бескорыст­ная любовь, самопожертвование.

После чтения сказок у младших членов семьи появляется предмет для разговора, желание спросить у старших о значении старинного выражения, слова, о событии или явлении, имевшем место в содержании сказки. А у старших членов семьи возника­ет повод для пояснения, дополнения, заинтересованного разго­вора с ребенком о прошлом.

Приемы работы со сказкой могут быть разнооб­разными:

  • обсуждение поступков героев, построенное на свободных ассоциациях, которые вызваны текстом и образами сказки;

создание рисунков по мотивам сказки или коллективных и индивидуальных поделок из природного материала, в которых могут быть проявлены свободные ассоциации;

  • активная работа с текстом по выявлению причинно-след­ственных связей в сказке: почему герой поступил именно так, как можно было бы еще поступить; что было бы, если бы...;

проигрывание эпизодов сказки, что поможет сыграть эмо­ции персонажей и понять их;

  • проигрывание вариантов решения ситуаций, то есть ис­пользование сказки как притчи-нравоучения и т. п.


Рекомендации родителям по совместному чтению книг с детьми

I. Перед чтением книги:

Рассмотрите обложку книги, обменяйтесь мнениями о кар­тинках на обложке.

Прочтите название книги. Что говорит заголовок? Как Ваш ребенок думает, о чем эта книга?

Объясните, что все книги пишутся писателями, которых еще называют авторами, а иллюстрируются - художниками. Найдите вместе их имена в книге.

Чтение начинайте с рассматривания картинок и разговора о них.

Постарайтесь воодушевить ребенка на сочинение собст­венного рассказа по картинкам.

Читая книгу, обратите внимание ребенка на то, что при этом глаза ваши движутся вдоль строк слева направо.

А еще попробуйте подсказать ему удивительное свойство рисунка дополнять и развивать рассказ писателя.

II. Пять простых советов:

Выберите такое время, когда интуитивно почувствуете, что и Вы, и Ваш ребенок хотите читать. Если же в тот момент у Вас или у него совершенно иное в голове, к книге лучше не притрагиваться.

Найдите для чтения такое место, где вам обоим будет удобно.

Постарайтесь сделать так, чтобы во время чтения вас ни­кто не беспокоил.

Можно включить радио, телевизор или магнитофон. Но звук пусть будет негромким. И хорошо, если это будет музыка.

Анкета для родителей «Семейное чтение»

Читаете ли Вы детям книги, по чьей инициативе и как часто?

Проводите ли Вы беседы после чтения?

а) Какие вопросы задают Вам дети?

б) О чем говорите с детьми после чтения?

в) Стремятся ли дети пересказать прочитанное, выделить то, что им больше всего понравилось?

г) Делятся ли своими впечатлениями, полученными от чте­ния, от просмотра кинофильма, с другими?

д) Обращают ли внимание только на содержание или также на форму произведения? (Повторяют ли образные выражения, сравнения, запоминают сказочные повторы, своеобразные сти­листические обороты, эпитеты, зачин, концовку и т. д.)

3) Играете ли Вы с детьми дома в литературные, словесные игры: придумывание загадок, определений к загаданному слову, сравнений; продолжение чтения наизусть стихотворения, нача­того взрослым, придумывание рифмованных слов?

4) Какое участие принимают дети в семейных праздниках (готовясь к празднику, учат ли стихи, инсценируют ли их, сочиняют поздравления)?

5) Находят ли отражение в играх ребенка литературные персонажи, сюжетные ситуации книг и кинофильмов?

6) Имеется ли у ребенка дома место для книг, игрушек?

7) Имеется ли в доме библиотека, фонотека, фильмотека?

И не отвлекайтесь на это короткое время. Подарите свое внимание только ребенку. Ваша близость поможет ему чувство­вать себя уверенным и счастливым от совместного дела.





Учитель начальных классов

МОУ «ШКОЛА №63 г. Донецка»

Седикова И.Г.