Семейные ценности, как фактор духовно-нравственного воспитания
Бузынина Ирина Юрьевна
МБОУ СОШ № 111 г. Новосибирск Новосибирской области,
учитель начальных классов
Семья всегда занимала одно из важнейших мест среди ценностей человеческой жизни. Это и понятно, поскольку все люди на разных этапах своей жизни, так или иначе, связаны с семьей, она - естественная часть этой жизни. Принято считать, что путь воспитания любви к Отечеству выстраивается в логике “от близкого к далёкому”, от любви к родителям и родному дому, к школе, городу до любви к родной стороне.
Постепенно у человека на основе привязанности, верности, чувства собственности, ощущения того, что ты свой, ты нужен, складывается “образ собственного дома” с его укладом, традициями, стилем взаимоотношений. Это чувство (чувство “родительского дома”) ложится в основу любви к Родине. Чувство любви к Родине начинается с любви к
своей семье.
Человек не рождается совершенным, но всю жизнь должен стремиться к этому. Духовно-нравственные основы личности зарождаются и произрастают в семье. В меру своих сил и педагогических возможностей семья руководит становлением ребенка. Это характеризует семью как фактор духовно-нравственного воспитания. То есть, каковы семейные ценности, таков и уровень нравственного воспитания.
Общество должно покоиться на нравственных основах человеческой души, которые закладываются в семье, в ней и формируются.
Мы, учителя, глубоко убеждены, что семейные ценности – один из самых первых и важных факторов духовно-нравственного воспитания детей. При разумном и рациональном подходе к вопросу о привитии правильного понимания, осознания и родителями и детьми, что такое духовные ценности, можно будет говорить о духовно-нравственном росте личности ребенка. И еще, на мой взгляд, очень важно, чтобы система ценностей не была навязана извне, а была бы осознанно принята и выражалась в стремлении жить по духовно- нравственным законам.
Что может сделать педагог на пути возрождения семейных ценностей?
Помимо тематических родительских собраний, классных часов, часов-размышлений, индивидуальных бесед, для нас в работе стало традиционным проведение литературно-музыкальных композиций, посвященных Дню матери, сочинений «Письмо дорогой маме, бабушке», конкурсов рисунков, плакатов ко дню 8 Марта, дню Защитников Отечества. Такая работа дает положительный эффект. Я думаю, что родители очень многое понимают о себе и о своем ребенке, когда слышат со сцены или в письме в свой адрес слова благодарности, признательности и любви.
Также эффективными для формирования семейных ценностей являются следующие формы работы с обучающимися:
- дискуссии;
- читательские конференции;
- циклы индивидуальных бесед;
- сюжетно-ролевые игры;
- совместные семейные праздники;
- встречи с интересными людьми;
- совместные спортивные мероприятия;
- совместный просмотр и обсуждение театральных и кинопремьер;
- праздничные концерты;
- акция ко Дню пожилых «Пусть осень жизни будет золотой»;
- подарки своими руками.
Умело организованная и продуманная работа педагогов способствует эффективному усвоению младшими школьниками понятий и представлений о семейных ценностях, развитию умения видеть ценность в предметах.
Первой и основной задачей родителей, на наш взгляд является создание у ребёнка уверенности в том, что его любят и о нём заботятся. Никогда, ни при каких условиях у ребенка не должно возникнуть сомнений в родительской любви. Самая естественная и самая необходимая из всех обязанностей родителей – это относится к ребенку в любом возрасте любовно и внимательно.
Основа традиций семейного воспитания - ценность семьи, которая и определяет смысл и суть поведения человека. В случае если ребёнка воспитывают в традициях гуманного отношения к окружению, то он не просто проявляет сострадание, уважение в общении с членами своей семьи, но и чувствует проблемы людей, животных, переживает даже за судьбу литературных героев.
Уклад семейной жизни представляет собой один из важнейших компонентов нравственного уклада жизни учащегося. В силу этого повышение педагогической культуры родителей рассматривается как одно из важнейших направлений работы школы. В этом направлении с родителями проводятся мероприятия, в основе которых лежит овладение общечеловеческими ценностями. Например, с целью профилактики социального и семейного неблагополучия проводятся беседы на темы: ненасилие в семье; поддержание мира в семье; психология любви к ребёнку; семейное воспитание: праведное (нравственное) поведение.
Принятие общечеловеческих ценностей детьми возможно, если, во первых, они целенаправленно и системно изучают общечеловеческие ценности в школе; во вторых, эти ценности понимаются и принимаются в семье ребёнка.
И нам педагогам необходимо не только на уроках, но и во внеурочной деятельности пропагандировать формирование основ нравственных отношений в семье, вовлекать родителей в воспитательный процесс.
Учащимся начальной школы можно предлагать в качестве домашних заданий на уроках окружающего мира и во внеурочной деятельности следующий комплекс по теме «Учимся любить свою семью»
1. Что такое семья.
Посмотри вместе с родными семейные альбомы, попроси показать семейные реликвии и рассказать о них. Напиши рассказ (или сделай рисунок) о своих впечатлениях от беседы с родными. Расскажи, какие традиции есть в вашей семье.
2. Учимся почитать родителей и выражать им свою любовь.
В течение недели говори своим близким, что ты любишь их, и подтверждай свои слова добрыми делами. Как родные к этому относились? Запиши в дневник. Нарисуй чувства, которые ты испытывал.
3. Учимся быть благодарными.
Потренируй силу своей благодарности: принимая всё хорошее, что делают для тебя родные, благодари их за это.
4. Учимся делать и дарить подарки.
Подбери с помощью учителя необходимый для изготовления подарка материал, вспомни способы его обработки, которые ты изучил на уроках труда, и приступай к самому главному: представь, как сильно ты любишь того, кому хочешь вручить свою поделку, и с этим чувством создавай подарок, который будет воплощением твоей любви. Закончи подарок дома и подари его с любовью.
Запиши в дневнике, что ты чувствовал, когда вручал подарок, что у тебя получилось, что в следующий раз надо сделать.
5. Мысли – подарки
Каждое утро и вечером посылай «мысленные подарки» родным, друзьям, особенно тем, кто нуждается в утешении, поддержке.
Детство – самое благоприятное время формирования семейных ценностей. Именно в этот период личность наиболее открытая влияниям, а взгляды и впечатления, полученные в детстве, - глубокие и сознательные
Дети и родители должны быть активными участниками в реализации важнейших задач, направленных на возрождение и укрепление социального института семьи, семейных ценностей и традиций как основы основ российского общества и государства.
Приложение
Некоторые правилами общения с ребенком:
Общение с ребенком важнее всего. Если вы заняты приготовлением ужина или взяли работу на дом, не отталкивайте ребёнка. Уделите ему внимание, ребенок это человек, а ужин и работа могут и подождать.
Умейте слышать и видеть. Многим родителям кажется, что всё, что делает малыш - рисует, размышляет, сочиняет стихи - это пока неважно, т. к. несовершенно и незначительно. На самом деле все дела, слова и поступки ребенка точно так же важны, как и ваши. И если вы будете презрительно или насмешливо смотреть на интересы, занятия и дела ребенка никакого доверия между вами не будет. Не оценивайте поступки ребенка, а постарайтесь их понять.
Правильно расставляйте приоритеты. Никогда не говорите о работе как о самом важном в вашей жизни. В общении с ребёнком всегда давайте понять, что самое главное - это он и ваша семья.
Ребенок - помощник и равноправный член семьи. Не дискриминируйте ребенка, поручая ему работу по дому. Все вы - члены одной семьи. Не командуйте, а распределяйте обязанности поровну.
Советуйтесь с ребенком. Расскажите ребенку о ваших мыслях, переживаниях. Спросите у него совета, а еще лучше последуйте ему. Не думайте, что ребенок еще не дорос до взрослых дел. Это не так. Он может многого не понимать, но очень хорошо чувствует эмоции, и потому вас могут удивить детские советы. Советуясь, вы формируете у ребенка способность выражать собственную точку зрения, показываете, что между близкими людьми важны откровенность и доверие.
Список литературы:
Вестник Института социологии РАН «Социальное измерение современного российского родительства»,№ 2, 2011.с. 187
"Духовно-нравственное воспитание детей и молодежи России: комплексное решение проблемы" М.: "Планета2000", 2002 г.;
Лазарев А. А. «Семейная педагогика» Учебное пособие М.: Академия, 2005. с. 314
Тебенькова, Е.А. Учимся любить, или Радуга любви : книга для чтения, размышлений, упражнений с учащимися начальных классов ; в 2_х ч. / Е.А. Тебенькова. – Курган : ИПКиПРО, 2007. – Ч. 1.– 89 с.
.Данилюк, А.Я. Концепция духовно_нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М. Просвещение, 2009. – 24 с.
Примерная программа воспитания и социализации : Начальное общее образование. –М., 2009. – 38 с.