Тема: Семейный бюджет.
Тип урока: открытия нового знания.
Планируемые результаты: формировать у обучающихся экономические представления о бюджете семьи, структуре семейного бюджета; формировать умения контролировать свои денежные запросы исходя из бюджета семьи; ставить учебную задачу, планировать деятельность, полно и точно выражать свои мысли; искать и выбирать информацию, устанавливать причинно-следственные связи; воспитывать уважение к труду всех членов семьи.
Оборудование: Учебник по окружающему миру 3 класс Плешаков А.А (УМК «Школа России»), карточки с терминами и составляющими доходов и расходов семьи, таблицами для коллективной работы, компьютер, интерактивная доска, презентация по теме урока.
Ход урока.
1.Оргмомент.
- Сегодня нам предстоит серьезный разговор. Мы с вами будем деловыми партнёрами . Как вы думаете. что пригодится нам для успешной работы?
Давайте пожелаем друг другу успешной работы. Пожмем руки соседу по парте и улыбнёмся.
2.Актуализация знаний.
-Чтобы определить тему нашего урока, я предлагаю вам вспомнить предыдущий материал и определить главные (ключевые) слова нашего разговора.
«Кластер»
1)Это слов в экономике сравнивают с кошельком, в который кладут деньги, а потом тратят. (БЮДЖЕТ) - на доске табличка.
2)Деньги, которые поступают в бюджет. (ДОХОДЫ) - на доске табличка.
3)Деньги, которые тратятся из бюджета. (РАСХОДЫ) - на доске табличка.
-А о каком бюджете мы будем говорить, вам подскажет ребус(7Я).
-Кто же назовёт тему нашего урока? (СЕМЕЙНЫЙ БЮДЖЕТ) - на доске табличка.
3.Постановка учебной задачи.
-Чтобы вы хотели узнать о семейном бюджете?
4.Открытие нового знания.
-Кто из взрослых в вашей семье работает и получает деньги? Есть ли в вашей семье те кто получает пенсию, стипендию?
Значит, в доходы мы относим: зарплата папы, зарплата мамы, пенсия бабушки, пенсия дедушки и стипендию сына или дочери. (Таблички - на доске.)
-На что ваша семья тратит деньги? Расходы вашей семьи.
На питание, на одежду и обувь, на оплату жилья, на обучение и лечение, на книги и игрушки, на отдых. (Таблички на доске).
-А как нужно поступать с доходами и расходами, чтобы правильно вести семейное хозяйство? Ответить на вопрос вам поможет учебник поможет учебник. Страница 75.Читаем второй абзац и ищем ответ на вопрос.
(Нужен план доходов и расходов).
-Иначе могут возникнуть неприятности. Например, Иван Петрович купил лодку надувную, чтобы летом ездить на рыбалку. А дома (дело было зимой) он вспомнил, что сыну нужны лыжи. А денег на это уже не осталось.
5.Первичное закрепление.
-Перед вами бюджет семьи Ивановых. (Слайд)
ДОХОДЫ | | РАСХОДЫ | |
Зарплата папы | 10 денежек | Оплата жилья и коммунальных услуг | 3 денежки |
Зарплата мамы | 6 денежек | Обучение | 1 денежка |
Пенсия дедушки | 3 денежки | Продукты питания | 6 денежек |
Пенсия бабушки | 3 денежки | Предметы личной гигиены | 1 денежка |
| | Одежда | 3 денежки |
| | Книги, игрушки | 1 денежка |
| | Посещение театра | 1 денежка |
| | Отдых | 30 денежек |
-Давайте посмотрим, на сколько правильно семья Ивановых планирует доходы и расходы своей семьи.
-Считаем доходы. Складываем денежки. Доход составил-22 денежки.
-Считаем расходы. Расход составил -43 денежки.
-Что мы видим? Что больше?
-Какой вывод?
(Нет плана доходов и расходов.)
-Ваш совет. Что делать?
(Обдумывать расходы и экономить доходы.)
-От каких крупных расходов вы бы посоветовали отказаться этой семье? (Отдых-30 денежек)
-Сколько денежек уйдёт на расходы?(16)
-Сколько денежек останется в семье после всех расходов?(22-16=6)
-Семья сэкономила 6 денежек.
(Возможны другие варианты)
ФИЗМИНУТКА. (Для выполнения задания следующего ребята переходят, рассаживаются)
6.Самостоятельная работа.
-Я предлагаю вам самим спланировать расходы своей семьи. 1 ряд- одна семья, прошу подойти к первой парте,2-вторая,3- третья.
-Давайте вспомним правила работы в группе.
-Перед вами список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой семейный бюджет. (Слайд и листочки с табличкой на парте у ребят каждой группы)
ТОВАР | ЦЕНА | ВЫБОР |
Лекарства | 5 р | |
Продукты | 50 р | |
Одежда | 10 р | |
Обувь | 10 р | |
Бытовая химия | 4 р | |
Велосипед | 15 р | |
Музыкальная школа | 10 р | |
Книги | 5 р | |
Компьютер | 40 р | |
Игрушка | 5 р | |
Платежи и налоги | 30 р | |
Диски с музыкой | 6 р | |
Мороженое, конфеты | 5 р | |
Фрукты | 8 р | |
-Выберите главу семьи и расскажите о своём выборе.
_Посчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
Проблема.
-Я забыла сказать, что доходов у вас всего 100 рублей. Смогли вы уложиться?
-Ваше мнение, какая формула семейного бюджета лучше? (слайд)
-Доходы = расходам
Доходы больше расходов
Доходы меньше расходов?
7.Повторение.
-Если доходы меньше чем расходы, на чём можно сэкономить?
-Давайте соберём СОВЕТЫ ЭКОНОМИИ СЕМЕЙНОГО БЮДЖЕТА. (Слайд)
Выберите из предложенных советов то, что вы считаете правильным:
1.Планируте семейный бюджет исходя из доходов и расходов.
2.Уходя из дома, выключайте свет.
3.Требуя игрушку, подумай о семейном бюджете.
4.Бережно относись к вещам.
5.Часто разговаривай по сотовому телефону с друзьями.
6.Проси новую игрушку к каждому празднику.
7.Сходил в магазин, оставь сдачу себе.
-Надеюсь, что вам эти советы пригодятся.
8.Рефлексия.
-Какова же была тема нашего урока?
-Какие открытия вы сделали?
-Чему вы сегодня научились?
-Где можно применить ваши знания?
- Что было интересным? Трудным?
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.