МБОУ «Пестяковская СШ»
Открытый урок
окружающего мира
Тема
«Семейный бюджет»
3 класс
(УМК «Школа России»)

Учитель начальных классов
высшей категории
Филиппова Т.А.
2019г
Тип урока: урок «открытия »нового знания.
Цель урока:
Планируемые результаты:
Коммуникативные:
Регулятивные:
Познавательные:
анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления;
давать определения понятиям
Личностные УУД:
Оборудование:
Учебник «Окружающий мир» 3 класс, 2 часть А.А. Плешаков;
карточки для индивидуальной и групповой работы;
компьютер, проектор;
презентация;
мультфильм «Семейный бюджет» (Уроки тётушки Совы).
Ход урока
Организационный момент.
Вот звонок нам дал сигнал:
Он учиться нас позвал,
А мы время не теряем
И урок наш начинаем.
Мы работать будем дружно,
Чтоб услышать нам в конце,
Что ребята в нашем классе
Все, конечно, молодцы!
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он потому, что к нам на урок пришли гости. Поэтому давайте поприветствуем их улыбкой.
Актуализация опорных знаний.
-Напомните, какой раздел нашего учебника мы изучаем
- Кто помнит, что обозначает слово «экономика»? (в переводе с греческого «ведение хозяйства»)
- Какова главная задача экономики?( удовлетворение потребностей человека)
- С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке? (бюджет)
-Что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире?
Сообщение ученика
(Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период. Бюджет – план доходов и расходов.)
На доске: бюджет
доходы расходы
-Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов конкретного государства за определённый период (месяц, год)
-Что такое доход? (Деньги, поступающие в бюджет.)
-Что такое расход? (Деньги, которые тратят.)
-Зачем, для чего, нужен бюджет? (Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить.)
-Откуда государство получает доходы? (Большую часть из налогов.)
-Что такое налоги? (Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.)
-На что государство расходует денежные средства? (Образование, здравоохранение, содержание армии и милиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий.)
- У кого родители получают зарплату из государственного бюджета?
Обобщение: государственный бюджет – план расходов и доходов государства. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать, развивать экономику.
Самоопределение к деятельности.
- А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Да)
- Как называются люди, которые живут вместе и ведут обще хозяйство? (Семья)
- Может ли у семьи быть свой бюджет? (Да)
- Какая же сегодня тема урока? (Семейный бюджет.)
- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? ( узнаем, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, узнаем, что такое дефицит и профицит, научимся планировать бюджет)
Изучение нового материала.
- Для того чтобы мы смогли разобраться в нашей теме урока, я пригласила к нам в гости Мудрую Сову. Она попробует нам помочь.
- Что такое бюджет семьи? Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет.
- А из чего складывается семейный бюджет?
- Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.
- Каждая семья имеет доходы и расходы.
- На какой период может составляться бюджет семьи?
- Самый удобный срок - на месяц.
- Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся).
- Мама и папа работают. Что они получают за свой труд? (Зарплату).
- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).
- Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам)
- Дочка (или сын) учится в университете и за хорошую учебу получает …? (Стипендию)
-Проверим наши предположения и послушаем нашу мудрую Сову. (просмотр фрагмента мультфильма «Семейный бюджет»)
- Ребята, а как вы думаете, есть ещё какие-то доходы?
Работа в паре.
- Какие ещё виды доходов могут быть в семье, вы узнаете, прочитав статью в учебнике на с. 77, второй абзац. (прибыль от работы фирмы, гонорар- авторское вознаграждение, проценты, рента- доход от квартиры, которую сдают в пользование другим людям за деньги)
Доходы





Прибыль
от фирмы
Гонорар
Стипендия
Зарплата родителей
Пенсия дедушки
и бабушки
Процент от
банковских вложений


Пособие
Рента
Физкультминутка.
Закрепление изученного материала.
- Сейчас мы с вами разобьёмся на группы. Каждая группа – семья.(Семьи: Ивановы, Петровы, Сидоровы, Васьковы) Распределите роли.
1 группа:
папа работает и получает зарплату - 35ш
мама работает получает зарплату – 20ш;
дедушка получает пенсию – 20ш;
бабушка получает пенсию 18ш;
учащийся в институте стипендию – 10ш. (Доход семьи 103 школяриков)
2 группа:
Папа предприниматель, владелец
кондитерского цеха “Сладкоежка”, получает прибыль от работы фирмы 40ш;
мама врач получает зарплату - 35;
бабушка пенсию 20ш;
1 ребенок - посещает детский сад пособие 5ш;
2 ребенок - учащийся колледжа стипендию – 10ш. (Доход семьи 110 школяриков)
3 группа:
мама работает на швейной фабрике зарплата – 20ш;
папа работает водителем получает зарплату -30ш;
дети: двое посещают детский сад пособие 20ш;
школьник инвалид получает пенсию – 30ш. (Доход семьи 100 школяриков)
4 группа:
мама – продавец в аптеке получает зарплату – 25ш;
папа – водитель такси получает зарплату 35ш;
дедушка и бабушка пенсии 20ш и 18ш;
ребёнок школьник получают пособие – 10ш. (Доход семьи 108 школяриков)
- Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «школярики».
- Каждая семья имеет не только доходы, но и расходы.
- На что можно потратить заработанные деньги?
- На какой период может составляться бюджет семьи?
– У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.
Список товаров и услуг
Лекарства – 2 ш.
Продукты – 50 ш.
Одежда – 10 ш.
Обувь – 5 ш.
Бытовая химия – 5 ш.
Транспорт – 10 ш.
Велосипед – 20 ш.
Музыкальная (спортивная) школа – 10 ш.
Книги – 1 ш.
Компьютер – 40 ш.
Игрушки – 3 ш.
Платежи и налоги – 10 ш.
Диски с мультфильмами – 3 ш.
Посещение театра, цирка – 6 ш.
Посещение боулинга - 6 ш.
Туристическая поездка – 80 ш.
Поход в кино - 4 ш.
Мороженное, конфеты - 5 ш.
Фрукты 2ш
– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?
– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.
А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.
– Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100ш. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?
- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках — подсказках. (Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами; экономия – бережливое ведение хозяйства)
- Что в этом случае нам делать? (Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить)
– Как могут распределиться доходы и расходы в семье?
- Давайте вновь обратимся к Мудрой Сове и послушаем её совет. (просмотр фрагмента мультфильма «Семейный бюджет»)
- Итак, на что же можно потратить бюджет семьи?
Расходы
Коммунальные услуги
Транспорт

Налоги
Услуги связи
Питание
Лекарства
- На чем можно экономить в семье? (Ответы детей)
Вывод: семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.
- На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:
срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;
талантливому скрипачу на покупку скрипки;
врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;
спортсменам лыжникам для поездки на соревнования.
– Обсудите в своей «семье», кто больше всех нуждается в помощи, и прокомментируйте свой выбор.
Оцените работу своей группы.
- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…(здоровье, дружба, семья….)
-Деньги - не самое главное в жизни.
Помни, мой друг, – в делах не зевай,
Прибыль свою и страны умножай.
Прибыль – трудам и уменью награда.
Как получить её? Думать тут надо.
Сложно? Не просто! Но ты уж прости,
В жизни у нас нет другого пути
Подведение итогов.
-Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Поэтому, прежде, чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет.
Домашнее задание.
- Прочитать с. 75-78, рабочая тетрадь с.
Составьте список расходов своей семьи за 1 день.
Рефлексия.
- Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке?
- Какую цель перед собой поставили?
- Что было сложное в работе?
- С чем справились легко?
- Что получилось?
- Не получилось?
- Что вам понравилось?
- Как вы считаете, полученные знания на уроке пригодятся в жизни?
- Урок окончен.
Перемена, перемена,
Отдохнем мы непременно.