СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейный бюджет

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка может быть использована на занятиях "Основы финансовой грамотности" в начальной школе.

Просмотр содержимого документа
«Семейный бюджет»



МБОУ «Пестяковская СШ»



















Открытый урок

окружающего мира



Тема

«Семейный бюджет»

3 класс

(УМК «Школа России»)



















Учитель начальных классов

высшей категории

Филиппова Т.А.



















2019г

Тип урока: урок «открытия »нового знания.

Цель урока:

  • создать условия для формирования у учащихся первоначального понятия «Семейный бюджет» и его структуре;

  • осознание значимости изучения этой темы.



Планируемые результаты:

Коммуникативные: 

  • определять собственное отношение к явлениям современной жизни, формулировать свою точку зрения.

Регулятивные: 

  • самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • искать и выделять необходимую информацию.

Познавательные: 

  • анализировать, сравнивать, обобщать факты и явления;

  • давать определения понятиям

Личностные УУД: 

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию.

Оборудование:

  • Учебник «Окружающий мир» 3 класс, 2 часть А.А. Плешаков;

  • карточки для индивидуальной и групповой работы;

  • компьютер, проектор;

  • презентация;

  • мультфильм «Семейный бюджет» (Уроки тётушки Совы).


Ход урока

  1. Организационный момент.

Вот звонок нам дал сигнал:

Он учиться нас позвал,

А мы время не теряем

И урок наш начинаем.

Мы работать будем дружно,

Чтоб услышать нам в конце,

Что ребята в нашем классе

Все, конечно, молодцы!

- Ребята, сегодня у нас необычный урок. Необычен он потому, что к нам на урок пришли гости. Поэтому давайте поприветствуем их улыбкой. 



  1. Актуализация опорных знаний.

-Напомните, какой раздел нашего учебника мы изучаем
- Кто помнит, что обозначает слово «экономика»? (в переводе с греческого «ведение хозяйства»)

- Какова главная задача экономики?( удовлетворение потребностей человека)
- С каким понятием мы познакомились на прошлом уроке? (бюджет)
-Что такое бюджет? Откуда пошло это слово и что оно означает в современном мире?
Сообщение ученика 
(Термин “бюджет” пришёл к нам из Англии, дословно он означал “кожаный мешок”. В те давние времена казначей выходил перед двором с кожаным мешком и объявлял всем присутствующим, каков бюджет государства, каковы доход и расход за определённый период. Бюджет – план доходов и расходов.) 

На доске: бюджет
доходы расходы
-Что такое государственный бюджет? (План доходов и расходов конкретного государства за определённый период (месяц, год)
-Что такое доход? (Деньги, поступающие в бюджет.)
-Что такое расход? (Деньги, которые тратят.)
-Зачем, для чего, нужен бюджет? (Для того чтобы заранее рассчитать сколько денег поступит в бюджет и сколько и на что можно будет потратить.)
-Откуда государство получает доходы? (Большую часть из налогов.)
-Что такое налоги? (Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству.) 
-На что государство расходует денежные средства? (Образование, здравоохранение, содержание армии и милиции, науку и культуру, охрану природы, выплату пенсий и пособий.)
- У кого родители получают зарплату из государственного бюджета?

Обобщение: государственный бюджет – план расходов и доходов государства. Он необходим, чтобы вести хозяйство страны, планировать, развивать экономику.



  1. Самоопределение к деятельности.



- А может ли быть другой бюджет, кроме государственного? (Да) 

- Как называются люди, которые живут вместе и ведут обще хозяйство? (Семья)

- Может ли у семьи быть свой бюджет? (Да)

- Какая же сегодня тема урока? (Семейный бюджет.) 

- Что бы вы хотели узнать сегодня на уроке? ( узнаем, что такое семейный бюджет, из чего он складывается, узнаем, что такое дефицит и профицит, научимся планировать бюджет)



  1. Изучение нового материала.



- Для того чтобы мы смогли разобраться в нашей теме урока, я пригласила к нам в гости Мудрую Сову. Она попробует нам помочь.

- Что такое бюджет семьи? Вы знаете, из чего может складываться государственный бюджет.

- А из чего складывается семейный бюджет?

- Бюджет семьи – это деньги, которые семья зарабатывает и расходует.

- Каждая семья имеет доходы и расходы.

- На какой период может составляться бюджет семьи?

- Самый удобный срок - на месяц.

- Из чего складываются доходы, другими словами, откуда в семье берутся деньги? (Ответы учащихся).

- Мама и папа работают. Что они получают за свой труд?  (Зарплату).

- В семье есть дедушка и бабушка. Они уже пожилые, не работают. Что получают дедушка и бабушка? (Пенсию).

- Кому еще в нашем государстве платят пенсию? (Инвалидам)

- Дочка (или сын) учится в университете и за хорошую учебу получает …? (Стипендию)

-Проверим наши предположения и послушаем нашу мудрую Сову. (просмотр фрагмента мультфильма «Семейный бюджет»)

- Ребята, а как вы думаете, есть ещё какие-то доходы?

Работа в паре.

- Какие ещё виды доходов могут быть в семье, вы узнаете, прочитав статью в учебнике на с. 77, второй абзац. (прибыль от работы фирмы, гонорар- авторское вознаграждение, проценты, рента- доход от квартиры, которую сдают в пользование другим людям за деньги)

Доходы


Прибыль

от фирмы

Гонорар

Стипендия

Зарплата родителей

Пенсия дедушки

и бабушки



Процент от

банковских вложений







Пособие



Рента









  1. Физкультминутка.

  2. Закрепление изученного материала.

- Сейчас мы с вами разобьёмся на группы. Каждая группа – семья.(Семьи: Ивановы, Петровы, Сидоровы, Васьковы) Распределите роли.

1 группа:

папа работает и получает зарплату - 35ш

мама работает получает зарплату – 20ш;

дедушка получает пенсию – 20ш;

бабушка получает пенсию 18ш;

учащийся в институте стипендию – 10ш. (Доход семьи 103 школяриков)

2 группа:

Папа предприниматель, владелец

кондитерского цеха “Сладкоежка”, получает прибыль от работы фирмы 40ш;

мама врач получает зарплату - 35;

бабушка пенсию 20ш;

1 ребенок - посещает детский сад пособие 5ш;

2 ребенок - учащийся колледжа стипендию – 10ш. (Доход семьи 110 школяриков)

3 группа:

мама работает на швейной фабрике зарплата – 20ш;

папа работает водителем получает зарплату -30ш;

дети: двое посещают детский сад пособие 20ш;

школьник инвалид получает пенсию – 30ш. (Доход семьи 100 школяриков)

4 группа:

мама – продавец в аптеке получает зарплату – 25ш;

папа – водитель такси получает зарплату 35ш;

дедушка и бабушка пенсии 20ш и 18ш;

ребёнок школьник получают пособие – 10ш. (Доход семьи 108 школяриков)



- Сосчитайте и запишите доход вашей семьи. Но уберём из разговора слово «рубли». Вместо них придумаем какие-нибудь другие названия. Пусть будут «школярики».

- Каждая семья имеет не только доходы, но и расходы.
- На что можно потратить заработанные деньги? 

- На какой период может составляться бюджет семьи?

– У вас, у каждой семьи, есть список товаров и услуг. Выберите то, на что вы потратите свой месячный бюджет.

Список товаров и услуг

Лекарства – 2 ш.

Продукты – 50 ш.

Одежда – 10 ш.

Обувь – 5 ш.

Бытовая химия – 5 ш.

Транспорт – 10 ш.

Велосипед – 20 ш.

Музыкальная (спортивная) школа – 10 ш.

Книги – 1 ш.

Компьютер – 40 ш.

Игрушки – 3 ш.

Платежи и налоги – 10 ш.

Диски с мультфильмами – 3 ш.

Посещение театра, цирка – 6 ш.

Посещение боулинга - 6 ш.

Туристическая поездка – 80 ш.

Поход в кино - 4 ш.

Мороженное, конфеты - 5 ш.

Фрукты 2ш



– Как вы думаете, что должно стоять на первом месте в этом списке?

– Добропорядочные граждане в первую очередь должны заплатить все налоги, сделать необходимые платежи.

А теперь переверните листочки и подсчитайте, какая сумма расходов у вас получилась.

– Что получилось? Однако бюджет вашей семьи в месяц составляет 100ш. Сумели ли вы уложиться в эту сумму?

- В вашем семейном бюджете образовался дефицит или экономия? Значение этих слов вы найдете на карточках — подсказках. (Дефицит – превышение расходов бюджета над доходами; экономия – бережливое ведение хозяйства)

- Что в этом случае нам делать? (Если экономия – отложим сбережения, если дефицит – нужно на чём-то сэкономить)

– Как могут распределиться доходы и расходы в семье? 

- Давайте вновь обратимся к Мудрой Сове и послушаем её совет. (просмотр фрагмента мультфильма «Семейный бюджет»)

- Итак, на что же можно потратить бюджет семьи?

Расходы

Коммунальные услуги

Транспорт



Налоги

Услуги связи

Питание

Лекарства











- На чем можно экономить в семье? (Ответы детей)

Вывод: семейная экономика – это правильное ведение семейного хозяйства.



- На наш электронный адрес пришло сообщение «Прошу помощи»:

  • срочно нужна помощь маленькой Вере на дорогостоящую операцию;

  • талантливому скрипачу на покупку скрипки;

  • врачу - ветеринару для открытия приюта для бездомных собак;

  • спортсменам лыжникам для поездки на соревнования.

– Обсудите в своей «семье», кто больше всех нуждается в помощи, и прокомментируйте свой выбор.

Оцените работу своей группы.

- Да, мы должны помогать друг другу, и я рада, что вы так поступили. Сегодня ты помог, а завтра помогут тебе. Ведь не всё измеряется в деньгах. Главное…(здоровье, дружба, семья….)

-Деньги - не самое главное в жизни.

Помни, мой друг, – в делах не зевай,

Прибыль свою и страны умножай.

Прибыль – трудам и уменью награда.

Как получить её? Думать тут надо.

Сложно? Не просто! Но ты уж прости,

В жизни у нас нет другого пути


  1. Подведение итогов.


-Мы с вами просто поиграли в семейный бюджет. А представьте ваших родителей, которые не играют, а каждый месяц зарабатывают деньги и рассчитывают, на что в первую очередь их потратить, а с чем подождать.
Поэтому не обижайтесь, если вы слышите в ответ на свою просьбу: “Сейчас на это нет денег”. Это не значит, что у родителей нет денег в кошельке – они есть, но не для этого. Поэтому, прежде, чем обижаться, расстраиваться и требовать чего-либо, поговорите с родителями и посчитайте ваш семейный бюджет. 


  1. Домашнее задание.

- Прочитать с. 75-78, рабочая тетрадь с.

Составьте список расходов своей семьи за 1 день.

  1. Рефлексия.

- Ребята, о чём мы говорили сегодня на уроке?  

- Какую цель перед собой поставили?

- Что было сложное в работе?

- С чем справились легко?

- Что получилось?

- Не получилось?

- Что вам понравилось?

- Как вы считаете, полученные знания на уроке пригодятся в жизни?

- Урок окончен.

Перемена, перемена,

Отдохнем мы непременно.