СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семейный проект «Моё имя, что оно означает?»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Семейный проект

Просмотр содержимого документа
«Семейный проект «Моё имя, что оно означает?»»

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение № 24

"Детский сад "Колосок"




Семейный проект


«Моё имя, что оно означает?»

Разработчик:

Т.М.Шайдурова


Имена, имена

В нашей речи звучат неслучайно.

Как загадочна эта страна,

Так и имя-загадка и тайна…

С. Я. Маршак.



Проект: краткосрочный, исследовательский, семейный.

Участники: воспитанники подготовительной группы воспитатели, родители.

Актуальность:

 Осознание человеком своей индивидуальность и уникальности начинается с имени. Дети плохо запоминают имена незнакомых людей, потому что у них не развито уважительное отношение к своему собственному имени. Чтобы подтолкнуть процесс самостоятельного освоения мира и своих возможностей необходимо помочь ребёнку сформировать положительное отношение к своему имени.


Цель проекта: Способствовать объединению детей и их родителей на основе общего интереса к изучению истории имени.

Задачи:

- продолжать знакомить детей с Конвенцией о правах ребенка в доступной для них форме;

- познакомить с историей возникновения имен, их многообразием; воспитывать интерес к истории своего имени, именам своих близких; способствовать проявлению форм дружеского общения между детьми и между родителями и ребенком;

- учить работать со словарями и справочниками и другими средствами информации.

Продолжительность проекта: краткосрочный 1 месяц.

Участники проекта: воспитатели, дети подготовительной к школе группы и родители.

Прогнозируемый результат: дети будут уметь общаться со взрослыми правильно задавать вопросы, беседовать; научатся работать со словарями, справочниками и другими средствами информации; оформят с помощью родителей специальный альбом "Мое имя, и что оно означает".

Дальнейшее продолжение проекта: дети могут заняться изучением значения имени своих родственников и друзей.

расширить знания детей об истории происхождения и значении имен.


Продукт проектной деятельности:

Презентация работы, подготовленной совместно с родителями, содержащей информацию об имени ребенка.

 Проблемный вопрос:

  • Что означают наши имена?

  • Что обозначает слово «имя»?

  • Как появились имена людей?

  • Как наши родители выбрали нам имена?

  • Что означают наши имена?

  • Какие имена в группе являются самыми популярными и редкими?

Этапы реализации проекта:

1 этап: подготовительный

Воспитатели:

1. подготовка материала в библиотеке по данной теме

2. подготовка необходимого оборудования и материала для продуктивной деятельности

3. подбор информации через интернет – значение имени, стихи, знаменитые люди

4. подготовка информации для родителей

по созданию проекта

5. подготовка продуктов детской деятельности – рисование своего портрета

Родители:

1. сбор информации в энциклопедиях и других источниках

2. подбор стихотворений об именах для заучивания

3. пополнение развивающей среды информацией

4.Изготовление вместе с ребенком визитки

5.Дети выясняют под руководством родителей значение своего имени (ответы записываютя в том объеме, как их доносят дети).

6 Изготовление альбом, где были бы зафиксированы наиболее важные события, создающие ситуации успеха, подчеркивающие положительные качества ребенка



2 этап-основной: выполнение основных мероприятий, способствующих достижению поставленной цели:

Проведение НОД«Что означают наши имена»


  • Разучивание считалок и скороговорок с именами;

  • Проведение беседы на тему истории происхождения имен;

  • Проведение викторины « Что в имени тебе моём?»

  • Подготовка сообщений о значении и происхождении своего имени;

  • Изготовление именного солнышка;

  • Чтение рассказа Б. Жидкова «Чудесное имя».

  • Ряд бесед об известных людях на тему: «Не имя красит человека, а человек имя». (Корней Чуковский, Григорий Остер, Самуил Маршак)

3 этап-заключительный:

1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта

2. Определение перспектив развития проекта:

Создание условий в группе для составления самостоятельного проекта (обогащение развивающей среды)

Взаимодействие с социумом по разработке проекта (библиотека, знакомство с литературой, ТСО, конкурсы и др)

обобщение результатов работы, анализ, формулировка выводов:

  • Презентация полученных при исследовании материалов;(Альбом)

Приложение№1


Конспект НОД по теме «Что означают наши имена»

Интеграция образовательных областей: социализация, коммуникация, чтение художественной литературы, художественное творчество, труд

Цель: 1. Познакомить детей с положением: каждый человек имеет право на имя.

2. Закрепить умение называть своё полное имя и имя с отчеством. Знать происхождение имени.

3. Воспитывать уважение друг к другу.

Материал: мяч.

Ход занятия:

Воспитатель: На Земле живет много людей. Все люди похожи, но каждый человек неповторим. Как вы думаете, чем люди отличаются друг от друга?

Дети: Люди отличаются друг от друга ростом, цветом кожи, волос и глаз, полом, формой носа и рта, характером, походкой… .

Воспитатель: И еще у каждого есть что-то такое, чего нельзя увидеть, но что отличает его от других. Чтобы узнать, о чем я говорю, отгадайте загадку:

И у мамы есть,

И у папы есть,

И у дочки есть,

И у внучки есть.

Чтобы его узнать,

Надо вслух назвать.

(Имя).

Воспитатель: Да, у каждого человека есть имя. В Конвенции «О правах ребёнка» ст. №6 так и говорится, что каждый ребёнок имеет право на имя. Сейчас я вам прочитаю рассказ Бориса Жидкова «Чудесное имя»

О ком говорится в этом рассказе?

О чем поспорили кот с кошкой?

Как маленький котенок разрешил спор между родителями?

-Из рассказа Чудесное имя мы узнали, что имя нам может многое рассказать. Например, по имени мы можем определить пол человека-мужчина он или женщина. Давайте с вами поиграем в игру «Я знаю пять имён»

Игра «Я знаю пять имён» (по очереди, перебрасывая мяч друг другу, дети называют пять имён девочек или пять имён мальчиков.

Логопед: Ребята, посмотрите, у меня в руках документ, который называется «Свидетельство о рождении». Это очень важный для каждого человека документ. Он официально подтверждает факт рождения человека. В него вносят фамилию, имя, отчество новорожденного, дату рождения, место рождения, фамилию, имя и отчество его родителей. У каждого из вас есть такое свидетельство. Когда придете домой, попросите своих родных маму, папу, бабушку, дедушку показать этот документ. Пусть вам прочтут все его пункты. Вы еще раз услышите, как звучат имя, отчество и фамилия ваших родителей.

Воспитатель: Когда вы подрастете и пойдете в школу, ваше имя подрастёт вместе с вами и станет полным. Как тогда будет звучать твоё имя.

Воспитатель предлагает детям перекатывать мяч друг другу, называя полное имя.

Логопед:- Когда вы станете взрослыми, вас станут величать по имени-отчеству. А кто из вас, ребята, знает, что такое отчество?

(ответы детей)

- Ребята, наши предки в выборе имени своих детей подходили весьма ответственно. Их мечтой было видеть дитя своё сильным, крепким, добрым, милым, отсюда и такие имена.

Добрыня – делающий добро,

Любомир – любящий мир, людей,

Людмила – милая людям.

- Всегда приятно, когда вас называют по имени, но ещё приятнее, когда мама или кто-нибудь из домашних называют вас ласково или как-нибудь домашним прозвищем. Скажите нам, как вас называют дома ласково?

Дети передают мяч друг другу называют свое имя ласково

Логопед: давайте теперь пройдем за столы Ребята, когда вы появились на свет вы стали для своих родителей самым прекрасным, ярким, душистым цветком во всем мире. Я вам предлагаю нарисовать для своих пап и мам цветок, который вы подарите им и скажите что это вы.

Итог занятия:

Пожалуйста, назовите еще раз свои имена – полное, уменьшительное, ласкательное. (Ответы.)

Ребята, а кто из вас запомнил, что такое «отчество». (Ответы.)

Как называется первый документ, который выдается при рождении? (Ответы.)

Какие сведения о человеке можно узнать из свидетельства о рождении? (Ответы.)







Приложение№2

«Наша группа» (пальчиковая игра)

В нашей группе все друзья. Дети сжимают пальцы в кулачки, действуют одновременно обеими руками.

Познакомьтесь - это я! Загибают пальцы, начиная с мизинца.

Это Аня, есть две Саши.

Это Настя, это Даша.

Марк, Максимка и Матвей,

Есть Умид и есть Андрей.

Есть еще Захар, Марина

И Богдан у нас с Алиной!

Вот такие имена

В нашей группе есть, друзья! Дети сжимают пальцы в кулачки, действуют одновременно обеими руками.

Скороговорки:

Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет. Шел Егор через двор, нес топор чинить забор.

Съел Валерик вареник, а Валюшка ватрушку. У Сени и Сани в сетях сом с усами.

Приготовила Лариса для Бориса суп из риса, а Борис Ларису угостил ирисом. Дарья дарит Дине дыни

Считалка:

Федя-бредя съел медведя,

Двекоровы, три быка,

Съел хромого гусака,

Съел цыпленка у ворот,

Пошел Федя в огород,

В огороде месяц май,

Выходи и догоняй!

Приложение№3

План исследования.

  1. Как меня зовут?

  2. Почему меня так назвали?

  3. Что означает мое имя?

  4. У каких известных людей есть такое же имя?

Приложение№4



«ЧУДЕСНОЕ ИМЯ» Борис Житков

У белой кошки Феи родился котенок. Весь беленький. Только самый кончик хвоста — черный.

Очень похож на меня, — с гордостью говорил черный кот Нини.

Да у нее лишь кончик хвоста твой, — сказала белая кошка Фея.

Имя тоже мое! — заявил черный кот.

Котенка будут звать, как и меня, — Нини!

Разве может котенок зваться Нини, если из него никогда не вырастет кот? - спросила кошка Фея.

Феей он зваться тоже не будет. Ни под каким видом!

А что ты собственно имеешь против Феи!

Одной Феи в доме вполне достаточно, — отрезал Нини.

Фея обиделась.

Ну и родители у меня! — воскликнул беленький котенок с черным хвостом.

— Не успел я родиться, как они уже поцарапались из-за меня. Хотя по мне сразу видно, как меня зовут!

Видно? — удивились Нини и Фея.

Яснее ясного, — сказал котенок. — Кончик хвоста — Нини. Все остальное — Фея. Вместе получается: Нинифея.


Приложение№5

Беседа о том, как появилось имя:

Ряд ученых считает, что первыми словами на Земле были имена собственные. Во многих странах, а ряде племен Африки существовал обычай скрывать имена, особенно от чужестранцев. В Эфиопии мать не звала своих детей по имени. Некоторые люди считали, что имя человека — синоним его души. Чем дольше оно сохраниться в тайне, тем бессмертные будет человек. По словам одного исследователя, В Египте стереть имя с гробницы считалось величайшим преступлением. Чтобы этого никто не смог сделать, в Древней Греции имена вырезались на свинцовых дощечках, которые бросались на дно залива.

Индейцы навахо верили, что имя человека служит источником его счастья и сил и старались без лишней надобности не произносить имя, так как оно по их мнению, изнашивается. Исходя из этих соображений, настоящее имя они держали в секрете, а пользовались лишь прозвищами.

В знаменитой "Одиссее" Гомер писал:"Между живущих людей безымянным никто не бывает вовсе; в минуту рождения каждый, и низкий и знатный

Имя свое от родителей в сладостный дар получает. "

На ценность имени указывал Гете: "Имя не безделица: недаром же Наполеон, чтобы получить великое имя, вдребезги расколотил чуть ли не половину человечества".

Наши предки — славяне хотели, чтобы их дети росли сильными, крепкими, здоровыми. Поэто-му их называли Любомир — любящий мир, людей; Добрыня — делающий добро; Людмила — людям милая. В древних славянских летописях и берестяных грамотах упоминаются имена: Забава, Улыба, Ждан. Любим. Они практически исчезли из обращения, но продолжают напоминать в фамилиях — Ждановы, Любавины.

С принятием христианства к нам пришли греческие древнееврейские, арабские и латинские имена. Имя стали выбирать по святцам. Святцы — это особая книга, в которой перечисляются церковные праздники и святые по дням их поминовения. У каждого человека, чье имя выбрано в соответствии со святцами, два личных праздника в году — день именин (именины) и день рождения.

Роль имени для человека, его значение нашли отражение в русских народных пословицах:

Имя свое всяк знает, а в лицо себя никто не помнит.

Доброе имя лучше богатства.

Без имени и овца баран.

Хорошо там и тут, где по имени зовут.

Имя дает ключ к характеру и даже судьбе. "По имени - и житие",— утверждают авторы, описывающие жизнь святых угодников. Некоторые люди за свою жизнь успевают сделать столько много полезного для других, что их постоянно вспоминают с благодарностью и уважением.