СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семьеведение программа курса

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа курса внеурочной деятельности

«Семьеведение»

Просмотр содержимого документа
«Семьеведение программа курса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Покровская средняя общеобразовательная школа№2

Имени Героя Советского Союза Юдина М.В.

(ПСШ№2)



Принято/согласовано на заседании

педагогического совета

Протокол от « » ___2024 г. №


Утверждаю:

Директор ПСШ №2

Холодов А.А.

Приказ от « » ___2024г.№











Программа курса внеурочной деятельности

«Семьеведение»

(для учащихся 5-6 классов)

















Разработала: Платонова Надежда Ивановна








с.Покровское

2024 г.



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Образовательная программа курса «Семьеведение» ориентирована на учащихся 5-6 классов и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:

  • Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 №373

Цель курса: формирование представлений о семье как ячейке общества, как о древнейшем устройстве на земле, которое занимает важное место в обществе людей.

Задачи:
  • содействовать формированию взглядов о необходимости семьи, о ценности слова «семья», обязательности оберегать ее;

  • содействовать в развитии и сохранении положительных чувств и качеств к каждому члену семьи;

  • содействовать в воспитании почтения старшего поколения;

  • способствовать развитию таких качеств, как «терпение», «доброта» и «любовь» к зрелым членам семьи;

  • раскрыть основные секреты для создания и сохранения семьи;

  • определить важную роль каждого члена семьи;

  • содействовать в формировании ответственного подхода для решения семейных проблем;

  • содействовать в формировании понимания того, что каждый член семьи должен трудиться, так как от этого зависит благополучие семьи;

  • объяснить учащимся почему в семье важен совместный труд, ведение семейного хозяйства, распределение обязанностей по выполнению домашней, семейной работы, это поможет в будущем стать хорошим хозяином;

  • способствовать формированию знаний и практического применения нравственных норм в семье;

  • заинтересовать учащихся к сохранению семейных ценностей, традиций в своей семьи;

  • побудить школьников узнать о происхождении своей семьи и в случае необходимости, оказать помощь в составлении генеалогического семейного древа;

  • способствовать мотивации к исследовательской работе;

  • формировать интересы истории происхождения семьи в которой растет ребенок;

  • развивать сотрудничество между родителями и детьми.

Общая характеристика курса

Содержание программы направлена на изучение вопросов семейной философии, культуры коммуникации в семье, нормы семейной морали, семейная психология, финансовая грамотность в семье, семейное право, сексологии. Важно то, что занятия проводятся не только в форме лекций, семинаров, но и в форме бесед, дискуссий. Главным являются практические занятия, в которых принимают участие не только сами учащиеся, но и члены их семьи.

Ценностные ориентиры содержания курса

Потребность человека в счастье во многом удовлетворена именно в семейном кругу, там мы можем приобрести то, что обычно желаем: чувство, что в нас нуждаются, что нас ценят и любят. Семейный круг может стать настоящим убежищем от трудностей и проблем вне семьи, дети могут чувствовать себя в безопасности, а их личность может полностью развиваться.

МECТO УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

На изучение курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в 5-6 классах отводится 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю.

Форма занятий:

  • изучение и обобщение материала

  • анкетирование

  • исследование

  • поиск

  • анализ

  • беседы

  • опросы

Виды деятельности:

  • познавательная

  • игровая

  • творческая

Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов и итогов:
  • наблюдение учителя в процессе проведения занятий;
  • презентация различных индивидуальных, парных, групповых исследовательских работ;
  • оформление творческих индивидуальных, парных, групповых работ (права ребенка в картинках и тд.).























ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

Личностные результаты:

  • овладение навыкам культурного общения с членами семьи;

  • формирование навыка обработки и анализа информации и правильном её оформлении;

  • формирование умения работы в паре, группе;

  • овладение саморегуляцией и правильного решения проблем в семейной жизни;

— понимание значимости семьи в жизни каждого человека и общества в целом;

- формировании уважительного отношения к зрелым членам семьи.

Метапредметные результаты: Регулятнвные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на занитии с помощью учителя;

- проговаривать последовательность действий во время занятий;

- учиться правильно высказывать своё мнение;

- учиться работать по предложенному плану;

- составлять план реализации учебной проблемы совместно с учителем;

- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать и контрольровать свою деятельность.

Познавательные УУД:

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

- делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками и учителем;

- учиться анализировать и правильно отбирать информацию;

- грамотно выстраивать рассуждение.

Коммуникативные УУД:

- грамотно оформлять устную и письменную речь;

- уметь слушать других;

- учиться умению правильно работать в паре, группе.



Предметные результаты:
  • знание истории происхождения своей семьи;

  • знание основных понятий курса;

  • знание значения имен и происхождение фамилий;

  • знание функций семьи;

  • знание навыков культуры поведения в семье;

  • значение труда, важность сотрудничества, взаимовыручки;

  • знание традиций в своей семье.





СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

5 класс (34 часа)

1. Вводное занятие (4 ч)

2. Роли членов семьи (4 ч)

3. Я – полноправный хозяин или хозяйка в своем жилище (4 ч)

4. Бюджет моей семьи (4 ч)

5. Здоровье моей семьи (4 ч)

6. Праздники и традиции в семье (4 ч)

7. Взаимоотношение в семье (4 ч)

8. Безопасный дом (4 ч)

9. Закрепление (2 ч)

6 класс (34 часа)

1. История моей семьи (4 ч)

2. Здоровый образ жизни в моей семье (4 ч)

3. Семейные нравы и быт в моей семье (4 ч)

4. Значимость семьи для людей (4 ч)

5. Связь поколений «Отцы и дети» (4 ч)

6. Семейные коммуникации (4 ч)

7. Представление о современной семье детьми (4 ч)

8. Практикум по обмену положительного опыта семейной жизни (4 ч)

3. Семья – как социальный институт (4 ч)

4. ЗОЖ в семье (4 ч)

5. Особенности межличностных отношений (5 ч)

6. Демография в стране и в мире (4 ч)

7. Семейное право в России. Регулирование семейных отношений (5 ч)

8. Экономическая функция семьи в современном обществе (2 ч)

9. Безопасность дома (2ч)

10. Закрепление (2ч)



























Тематическое планирование 5 класс

Тема

Количество часов

Дата проведения

Вводное занятие.

Как и для чего создается семья?

1

2.09

Семья как ценность для ребенка.

2

09.09.

16.09

Семья и ее роль в обществе.

Роль отца и матери в семье

1

23.09

История семьи

Распределение ролей в современной семье

Семья будущего

3

30.09

01.10

14.10

Родители.

Нужно ли помогать родителям?

2

21.10

11.11

Братья и сестры


1

18.11

Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками?

Что мне позволяют делать?

1

25.11

Мои близкие и дальние родственники

1

02.12

Что мы называем своим «домом»?

1

09.12

Ведение домашнего хозяйства

1

16.12

Семейный бюджет

1

23.12

Семейный быт

1

13.01

Домохозяин – кто же это?

1

20.01

Домохозяйка – кто же это?

1

27.01

Как создать благоприятную семейную атмосферу? На чем держится семья?

2

03.02

10.02

Как избегать Конфликтов в семье?

2

17.02

24.02


Что помогает семье объединиться?

2

03.03

10.03

Здоровый образ жизни в семье

2

17.03

31.03

Родословная моей семьи

2

07.04

14.04

Родословная знаменитых людей

1

21.04

Значение моего имени

1

28.04

Старшее поколение

1

05.05

Семейные праздники

1

12.05

Семейные традиции

1

19.05

Закрепление


26.05


По программе – 34ч. Дано – 34 ч.




Тематическое планирование 6 класс

Тема

Количество часов

Дата проведения

Вводное занятие.

Как и для чего создается семья?

1

05.09

Семья как ценность для ребенка. Генеалогическое древо семьи

2

12.09

19.09

Семейный альбом

1

26.09

Архив семьи

1

03.10

Традиции моей семьи

1

10.10

ЗОЖ -культ семейного воспитания

1

17.10

Спорт в жизни моей семьи

1

24.10

Семейные спортивные праздники

1

07.11

Вредным привычкам -нет !

1

14.11

Семейные нравы.

1

21.11

Семейный быт.

1

28.11

Что такое семейный уклад ?

1

05.12

Первоначальные представления о формировании семейного бюджета

1

12.12

Нужна ли человеку семья?

1

19.12

Что для меня моя семья?

1

26.12

Личный вклад для своей семьи

1

09.01

Когда вся семья вместе, то и сердце на месте

1

16.01

Роль родителей в твоей жизни

1

23.01

Взаимодействие между родителями и детьми

1

30.01

Предотвращение конфликтов между родителями и детьми

1

06.02

Семейные будни

1

13.02

Правила семейного этикета

1

20.02

Нормы семейного общения

1

27.02

Культура семьи

1

06.03

Уважение в семье

1

13.03

Брак-основа семьи.

1

20.03

Семья. Любовь. Верность .

1

03.04

Роль детей в современной семье

1

10.04

Роль детей в современной семье

1

17.04

Практикум по обмену положительного опыта семейной жизни

1

24.04

Практикум по обмену положительного опыта семейной жизни

1

15.05

Практикум по обмену положительного опыта семейной жизни

1

22.05


По программе – 34ч.

Дано – 33 ч (01.05 – праздничный день)






Список литературы
  1. Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону,

«Феникс», 2003г

  1. Барабанова Н.Е. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/barabanova1610/file/3187706/

  2. Башкатова Е.А. классный час-презентация «Своей семье я говорю :

«Спасибо», МОУ СОШ №31, г.Тамбов 2008

  1. Воронцова Л.В. «Семейные традиции. Семейные праздники, МОУ СОШ

№7, г.Усть-Кут, Иркутская область

  1. Загудаева Т.В. Семья и семейные ценности, МБОУ «Гимназия №4 г.о.Дзержинский

  2. Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», Москва «ВАКО» 2005г.

  3. Диденко Т.И. «Сборник классных часов и родительских собраний», Ростов-на-Дону «Феникс», 2003г.

  4. Ковалева Н.В. «Родительские собрания в 5-7-х классах», Ростов-на- Дону, «Феникс» 2003г.

  5. Лунина Е.И., Шепурева Н.С. «Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.

  6. Мусорина О.А. Семейные ценности и традиции //http://yandex.ru/clck/redir/ 3.596439344671014

  7. Петрушенкова Н.П. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/Nattali77/file/3196217/

  8. Поддубная О.Н. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/poddubnay/file/3200880/

  9. Семьеведение. Программа курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации для учителя –Москва, Пенза, 2012

  10. Семьеведение. Учебное пособие для учащихся 5-8 классов.-Москва, Пенза, 2012

  11. Селиванова Е.А. Семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/nikolaevaelena2009/file/2028936/

  12. Смирнова О.В. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/3194185/

  13. Яровая И.В. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/anbask/file/3197401/

  14. Шин С.А. «Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин для учащихся 8-х классов, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002г.

http://www.pandia.ru/text/77/240/45750.php