Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Покровская средняя общеобразовательная школа№2
Имени Героя Советского Союза Юдина М.В.
(ПСШ№2)
Принято/согласовано на заседании педагогического совета Протокол от « » ___2024 г. № | Утверждаю: Директор ПСШ №2 Холодов А.А. Приказ от « » ___2024г.№ |
Программа курса внеурочной деятельности
«Семьеведение»
(для учащихся 5-6 классов)
Разработала: Платонова Надежда Ивановна
с.Покровское
2024 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Образовательная программа курса «Семьеведение» ориентирована на учащихся 5-6 классов и разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.09 №373
Цель курса: формирование представлений о семье как ячейке общества, как о древнейшем устройстве на земле, которое занимает важное место в обществе людей.
Задачи:
содействовать формированию взглядов о необходимости семьи, о ценности слова «семья», обязательности оберегать ее;
содействовать в развитии и сохранении положительных чувств и качеств к каждому члену семьи;
содействовать в воспитании почтения старшего поколения;
способствовать развитию таких качеств, как «терпение», «доброта» и «любовь» к зрелым членам семьи;
раскрыть основные секреты для создания и сохранения семьи;
определить важную роль каждого члена семьи;
содействовать в формировании ответственного подхода для решения семейных проблем;
содействовать в формировании понимания того, что каждый член семьи должен трудиться, так как от этого зависит благополучие семьи;
объяснить учащимся почему в семье важен совместный труд, ведение семейного хозяйства, распределение обязанностей по выполнению домашней, семейной работы, это поможет в будущем стать хорошим хозяином;
способствовать формированию знаний и практического применения нравственных норм в семье;
заинтересовать учащихся к сохранению семейных ценностей, традиций в своей семьи;
побудить школьников узнать о происхождении своей семьи и в случае необходимости, оказать помощь в составлении генеалогического семейного древа;
способствовать мотивации к исследовательской работе;
формировать интересы истории происхождения семьи в которой растет ребенок;
развивать сотрудничество между родителями и детьми.
Общая характеристика курса
Содержание программы направлена на изучение вопросов семейной философии, культуры коммуникации в семье, нормы семейной морали, семейная психология, финансовая грамотность в семье, семейное право, сексологии. Важно то, что занятия проводятся не только в форме лекций, семинаров, но и в форме бесед, дискуссий. Главным являются практические занятия, в которых принимают участие не только сами учащиеся, но и члены их семьи.
Ценностные ориентиры содержания курса
Потребность человека в счастье во многом удовлетворена именно в семейном кругу, там мы можем приобрести то, что обычно желаем: чувство, что в нас нуждаются, что нас ценят и любят. Семейный круг может стать настоящим убежищем от трудностей и проблем вне семьи, дети могут чувствовать себя в безопасности, а их личность может полностью развиваться.
МECТO УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На изучение курса внеурочной деятельности «Семьеведение» в 5-6 классах отводится 34 часа в год, из расчёта 1 час в неделю.
Форма занятий:
Виды деятельности:
познавательная
игровая
творческая
Формы контроля и проверки достижений ожидаемых результатов и итогов:
наблюдение учителя в процессе проведения занятий; презентация различных индивидуальных, парных, групповых исследовательских работ; оформление творческих индивидуальных, парных, групповых работ (права ребенка в картинках и тд.).
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
Личностные результаты:
овладение навыкам культурного общения с членами семьи;
формирование навыка обработки и анализа информации и правильном её оформлении;
формирование умения работы в паре, группе;
овладение саморегуляцией и правильного решения проблем в семейной жизни;
— понимание значимости семьи в жизни каждого человека и общества в целом;
- формировании уважительного отношения к зрелым членам семьи.
Метапредметные результаты: Регулятнвные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на занитии с помощью учителя;
- проговаривать последовательность действий во время занятий;
- учиться правильно высказывать своё мнение;
- учиться работать по предложенному плану;
- составлять план реализации учебной проблемы совместно с учителем;
- работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать и контрольровать свою деятельность.
Познавательные УУД:
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;
- делать выводы в результате совместной работы с одноклассниками и учителем;
- учиться анализировать и правильно отбирать информацию;
- грамотно выстраивать рассуждение.
Коммуникативные УУД:
- грамотно оформлять устную и письменную речь;
- уметь слушать других;
- учиться умению правильно работать в паре, группе.
Предметные результаты:
знание истории происхождения своей семьи;
знание основных понятий курса;
знание значения имен и происхождение фамилий;
знание функций семьи;
знание навыков культуры поведения в семье;
значение труда, важность сотрудничества, взаимовыручки;
знание традиций в своей семье.
СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
5 класс (34 часа)
1. Вводное занятие (4 ч)
2. Роли членов семьи (4 ч)
3. Я – полноправный хозяин или хозяйка в своем жилище (4 ч)
4. Бюджет моей семьи (4 ч)
5. Здоровье моей семьи (4 ч)
6. Праздники и традиции в семье (4 ч)
7. Взаимоотношение в семье (4 ч)
8. Безопасный дом (4 ч)
9. Закрепление (2 ч)
6 класс (34 часа)
1. История моей семьи (4 ч)
2. Здоровый образ жизни в моей семье (4 ч)
3. Семейные нравы и быт в моей семье (4 ч)
4. Значимость семьи для людей (4 ч)
5. Связь поколений «Отцы и дети» (4 ч)
6. Семейные коммуникации (4 ч)
7. Представление о современной семье детьми (4 ч)
8. Практикум по обмену положительного опыта семейной жизни (4 ч)
3. Семья – как социальный институт (4 ч)
4. ЗОЖ в семье (4 ч)
5. Особенности межличностных отношений (5 ч)
6. Демография в стране и в мире (4 ч)
7. Семейное право в России. Регулирование семейных отношений (5 ч)
8. Экономическая функция семьи в современном обществе (2 ч)
9. Безопасность дома (2ч)
10. Закрепление (2ч)
Тематическое планирование 5 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
| Вводное занятие. Как и для чего создается семья? | 1 | 2.09 |
| Семья как ценность для ребенка. | 2 | 09.09. 16.09 |
| Семья и ее роль в обществе. Роль отца и матери в семье | 1 | 23.09 |
| История семьи Распределение ролей в современной семье Семья будущего | 3 | 30.09 01.10 14.10 |
| Родители. Нужно ли помогать родителям? | 2 | 21.10 11.11 |
| Братья и сестры | 1 | 18.11 |
| Чем ценны отношения внуков с бабушками и дедушками? Что мне позволяют делать? | 1 | 25.11 |
| Мои близкие и дальние родственники | 1 | 02.12 |
| Что мы называем своим «домом»? | 1 | 09.12 |
| Ведение домашнего хозяйства | 1 | 16.12 |
| Семейный бюджет | 1 | 23.12 |
| Семейный быт | 1 | 13.01 |
| Домохозяин – кто же это? | 1 | 20.01 |
| Домохозяйка – кто же это? | 1 | 27.01 |
| Как создать благоприятную семейную атмосферу? На чем держится семья? | 2 | 03.02 10.02 |
| Как избегать Конфликтов в семье? | 2 | 17.02 24.02 |
| Что помогает семье объединиться? | 2 | 03.03 10.03 |
| Здоровый образ жизни в семье | 2 | 17.03 31.03 |
| Родословная моей семьи | 2 | 07.04 14.04 |
| Родословная знаменитых людей | 1 | 21.04 |
| Значение моего имени | 1 | 28.04 |
| Старшее поколение | 1 | 05.05 |
| Семейные праздники | 1 | 12.05 |
| Семейные традиции | 1 | 19.05 |
| Закрепление | | 26.05 |
| По программе – 34ч. Дано – 34 ч. | | |
Тематическое планирование 6 класс
№ | Тема | Количество часов | Дата проведения |
| Вводное занятие. Как и для чего создается семья? | 1 | 05.09 |
| Семья как ценность для ребенка. Генеалогическое древо семьи | 2 | 12.09 19.09 |
| Семейный альбом | 1 | 26.09 |
| Архив семьи | 1 | 03.10 |
| Традиции моей семьи | 1 | 10.10 |
| ЗОЖ -культ семейного воспитания | 1 | 17.10 |
| Спорт в жизни моей семьи | 1 | 24.10 |
| Семейные спортивные праздники | 1 | 07.11 |
| Вредным привычкам -нет ! | 1 | 14.11 |
| Семейные нравы. | 1 | 21.11 |
| Семейный быт. | 1 | 28.11 |
| Что такое семейный уклад ? | 1 | 05.12 |
| Первоначальные представления о формировании семейного бюджета | 1 | 12.12 |
| Нужна ли человеку семья? | 1 | 19.12 |
| Что для меня моя семья? | 1 | 26.12 |
| Личный вклад для своей семьи | 1 | 09.01 |
| Когда вся семья вместе, то и сердце на месте | 1 | 16.01 |
| Роль родителей в твоей жизни | 1 | 23.01 |
| Взаимодействие между родителями и детьми | 1 | 30.01 |
| Предотвращение конфликтов между родителями и детьми | 1 | 06.02 |
| Семейные будни | 1 | 13.02 |
| Правила семейного этикета | 1 | 20.02 |
| Нормы семейного общения | 1 | 27.02 |
| Культура семьи | 1 | 06.03 |
| Уважение в семье | 1 | 13.03 |
| Брак-основа семьи. | 1 | 20.03 |
| Семья. Любовь. Верность . | 1 | 03.04 |
| Роль детей в современной семье | 1 | 10.04 |
| Роль детей в современной семье | 1 | 17.04 |
| Практикум по обмену положительного опыта семейной жизни | 1 | 24.04 |
| Практикум по обмену положительного опыта семейной жизни | 1 | 15.05 |
| Практикум по обмену положительного опыта семейной жизни | 1 | 22.05 |
| По программе – 34ч. Дано – 33 ч (01.05 – праздничный день) | | |
Список литературы
Алоева М.А. «Классные часы в 5-7-х классах», Ростов-на-Дону,
«Феникс», 2003г
Барабанова Н.Е. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/barabanova1610/file/3187706/
Башкатова Е.А. классный час-презентация «Своей семье я говорю :
«Спасибо», МОУ СОШ №31, г.Тамбов 2008
Воронцова Л.В. «Семейные традиции. Семейные праздники, МОУ СОШ
№7, г.Усть-Кут, Иркутская область
Загудаева Т.В. Семья и семейные ценности, МБОУ «Гимназия №4 г.о.Дзержинский
Дереклеева Н.И. «Родительские собрания», Москва «ВАКО» 2005г.
Диденко Т.И. «Сборник классных часов и родительских собраний», Ростов-на-Дону «Феникс», 2003г.
Ковалева Н.В. «Родительские собрания в 5-7-х классах», Ростов-на- Дону, «Феникс» 2003г.
Лунина Е.И., Шепурева Н.С. «Настольная книга классного руководителя 5,6,7,8 классов» Ростов-на-Дону, «Феникс», 2002г.
Мусорина О.А. Семейные ценности и традиции //http://yandex.ru/clck/redir/ 3.596439344671014
Петрушенкова Н.П. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/Nattali77/file/3196217/
Поддубная О.Н. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/poddubnay/file/3200880/
Семьеведение. Программа курса для учащихся 1-11 классов общеобразовательных учреждений. Методические рекомендации для учителя –Москва, Пенза, 2012
Семьеведение. Учебное пособие для учащихся 5-8 классов.-Москва, Пенза, 2012
Селиванова Е.А. Семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/nikolaevaelena2009/file/2028936/
Смирнова О.В. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/Olgas28/file/3194185/
Яровая И.В. Семья и семейные ценности. http://www.proshkolu.ru/user/anbask/file/3197401/
Шин С.А. «Сценарии школьных праздников, конкурсов, викторин для учащихся 8-х классов, Ростов-на-Дону, «Феникс» 2002г.
http://www.pandia.ru/text/77/240/45750.php