СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Семья-хранитель духовных ценностей

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Семья-хранитель духовных ценностей»


Методическая разработка урока ОДНКНР по теме «Семья – хранитель духовных ценностей»

Цель:  Способствовать формированию представлений о семье, где ребенок   получает уроки  нравственности.

Задачи:

-познакомиться с понятием «семья» и выяснить её роль в жизни человека;

-выяснить воспитательную роль семьи в жизни человека;

-воспитывать уважительное отношение к семейным ценностям;

-развивать коммуникативные способности учащихся.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы и формы обучения:

Методы: частично-поисковый, практический.

Формы: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Используемые технологии: технология сотрудничества, игровая

Цель: создание условий для размышления учащихся на тему «Семья-хранитель духовных ценностей» и осознания ее значимости в жизни человека

Планируемые результаты:

Предметные:  научаться характеризовать семью как  первый социальный институт, в котором проходит основная часть жизни человека, и где формируются  духовные ценности. Получат возможность научиться: работать с текстом, высказывать собственное мнение.

Метапредметные УУД:  

Познавательные:  ставят и формулируют проблему урока, самостоятельно создают алгоритм деятельности при решении проблемы.

Коммуникативные: проявляют активность  во взаимодействии при решении коммуникативных и познавательных задач.

Регулятивные: самостоятельно выделяют и формулируют цель, составляют план и последовательность действий.

 Личностные УУД: применяют правила делового сотрудничества, сравнивают разные точки зрения, оценивают собственную учебную деятельность.

Личностно значимая проблема:   знание истории своей семьи, ее обычаев и традиций – залог интереса к культурным традициям российского народа.

Ресурсы урока: карта урока, презентация к уроку, кластер-ромашка, кейсы с заданием.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

5-6 минут

Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на нашем уроке. Повернитесь друг к другу, улыбнитесь. Мы начинаем наш урок.


Ребята, чтобы понять, о чем мы будем говорить на уроке, послушайте сказку.


Слайд№1 (звездное небо, учитель читает сказку под негромкую музыку)

У вас на партах листы с текстом сказки, следите за моим чтением.

В необъятном космическом пространстве, где звёзды мерцали подобно бриллиантам, жила маленькая звёздочка по имени Искорка. Она была особенной – её свет был теплее и ярче других звёзд. Рядом с ней жила мудрая Луна – старая и добрая, которая всегда заботилась о всех космических жителях.

.Искорка часто грустила, потому что у неё не было семьи. Она мечтала о том, чтобы кто-то называл её сестрой или дочкой. Луна, видя грусть маленькой звёздочки, решила помочь ей. Однажды ночью Луна собрала все свои силы и создала несколько новых звёзд – две маленькие звёздочки-сёстрички и одну большую звезду-маму. Теперь у Искорки появилась целая семья!

Каждый вечер они вместе освещали ночное небо, рассказывая друг другу истории и делясь своими мечтами. Но однажды случилась беда – тёмная космическая туча закрыла их свет, и все звёзды в той части неба погасли.

Маленькая Искорка очень испугалась, но её новая семья не растерялась. Звезда-мама собрала всех своих деток, и они начали излучать свет ещё ярче, чем прежде. Их сияние было настолько сильным, что постепенно начало растапливать тёмную тучу.

Луна наблюдала за ними с гордостью. Она видела, как маленькая Искорка, почувствовав поддержку семьи, тоже стала светить ярче. Вместе они смогли прогнать тьму, и небо снова озарилось их тёплым светом.

С тех пор все в космосе знали: когда семья вместе – никакие беды не страшны. Ведь настоящая семья – это когда все друг друга поддерживают, любят и всегда готовы прийти на помощь.

И теперь, когда люди смотрят на ночное небо, они могут увидеть эту особенную семью звёзд, которые напоминают нам о том, что любовь и забота делают нас по-настоящему счастливыми. А мудрая Луна, как добрая бабушка, продолжает следить за порядком во всём космическом пространстве, радуясь счастью своей звёздной семьи.

Так в бескрайнем космосе появилась самая яркая звёздная семья, чей свет стал символом того, что настоящая любовь и забота способны преодолеть любые преграды, а семья всегда найдёт способ защитить друг друга, даже если вокруг сгущается тьма.

Ребята, о чем  мы будем говорить сегодня с вами на уроке?

О семье, внимании друг к другу, душевной теплоте, о заботе

Мы будем говорить о важном в жизни каждого человека – о семье. Семья испокон веков является хранителем духовных ценностей, тем оплотом, где формируются основы нравственности, морали и культурного наследия.

 Ребята, давайте сформулируем тему нашего урока.

слайд2

«Семья- хранитель духовных ценностей»

Учащиеся записывают тему урока в рабочие листы

-Чтобы понять о чем мы будем говорить , нам необходимо поставить цель урока

-Какое слово главное в теме урока?

Мы должны познакомиться с понятием семья и выяснить значимость семьи в жизни человека

( на слайде написана цель урока)










следят за чтением учителя









































































о семье








записывают в рабочих листах определение семьи



высказывают свое мнение






Актуализация знаний

3-4 минуты

Ребята, давайте вернемся к нашей сказке.

Почему грустила Искорка?

Она была одинока, потому что рядом с ней не было ни одной родной души.

Кто помог Искорке обрести семью?

Почему Луна помогла?

-Луна заботилась о всех космических жителях.

- Она понимала, что нельзя Искорки оставаться одной. Когда вокруг тебя близкие люди, можно любую беду пережить.

-Луна любовалась всей семьей, видела, как Искорка почувствовала поддержку всей семьи.

-Люди смотрели на ночное небо и видели особенную семью звёзд, которая напоминала им, что настоящая любовь и забота преодолеет любые трудности.

-А мудрая Луна, как добрая бабушка, продолжает следить за порядком в доме.


Ребята, мы можем сказать, что семья – это место, где нам всегда рады, ждут нас, любят?

Только в семье мы можем почувствовать защиту, поддержку, взаимопомощь, уважение, сострадание.

И способны на это только люди с самой красивой душой, то есть самые близкие люди.

- Можем мы сказать, что именно семья является хранителем духовных ценностей.

Ребята, с чем или с кем у вас ассоциируется ваша семья?

- мама, папа, брат, сестра

-бабушкины пирожки

- мамина улыбка

-семейные обеды, походы

-семейная рыбалка

-дом, где тебя ждут мама и папа

-семья- это место, где чувствуешь себя в безопасности

слайд 3 ( определение семьи)

Семья-это самые близкие люди, которые любят и заботятся друг о друге.


не было ни сестры, ни брата, ни родителей



Луна была добрая, мудрая


Вместе победили темную тучу





все члены семьи прислушиваются к ней, уважают












предлагают свои варианты

Изучение нового материала

20 минут

Ребята, мы сейчас поработаем в группах.

(в каждой группе по шесть человек)

У вас на партах лежат кейсы, давайте посмотрите, что в них.

Сердцевина ромашки и лепестки со словами: грубость, терпение, жадность, сострадание, зависть, поддержка, доверие, взаимопонимание, уважение.

Вы сейчас внимательно прочитаете, что написано на лепестках и самостоятельно выберете те слова, которые относятся к семейным ценностям, соберете ромашку.

Давайте проверим, что у вас получилось.

Нужно пойти к доске и выбрать нужный лепесток и закрепить на магнитик.

(На доске приклеена сердцевина, рядом справа находятся лепестки со словами )

Ребята, почему у нас остались лепестки?

- Если в семье будет зависть, жадность, грубость, то настоящие ценности в этой семье не приживутся, они уйдут. Эту семью нельзя будет назвать дружной, любящей.

Почему мы выбрали ромашку, а не другой цветок?

Ромашка- это простой полевой цветок с белоснежными лепестками, который олицетворяет самые светлые человеческие чувства. На Руси ромашка издавна считалась символом любви, а традиционное гадание на ромашке известно каждому с детства. Недаром существует поверье, если ромашку посадить у дома,

то семья будет крепкой и счастливой.

В 2008 году этот цветок официально стал символом Дня семьи, любви и верности, который отмечают 8 июля, благодаря святым Петру и Февронии Муромских, которые считались самым ярким примером истинной любви и верности в русской культуры.

В самом сердце Абакана возвышается величественный памятник святым Петру и Февронии Муромским- символ вечной любви и семейного благополучия. Памятник стал не просто достопримечательностью, но и местом, где горожане любят назначать встречи, а молодожены возлагают цветы в день своей свадьбы.

Ребята, кто был у этого памятника?

( рассказ учащихся)

2024 год был объявлен годом семьи, именно семья остается тем островком стабильности, где сохраняются

истинные человеческие ценности. Родители учат детей различать добро и зло, сопереживать и помогать другим. Через личный пример родители показывают, что такое трудолюбие, уважение к старшим. В семейном кругу дети знакомятся с национальной культурой, литературой, искусством.

В современном мире, где технологии часто заменяют живое общение, роль семьи, как хранителя духовных ценностей, становится ещё более значимой. Именно семья помогает ребенку найти баланс между виртуальным и реальным миром, учит отличать истинные ценности.

2025 год Президентом РФ объявлен годом защитников Отечества.

Именно в семье закладываются первые представления о патриотизме, формируются важнейшие нравственные ценности и идеалы. Это может быть бережное отношение к культурным традициям, уважение к истории страны, своего города, забота об окружающей среде или активное участие в жизни общества. Но главное – это личный пример родителей, их отношение к своей стране и готовность вносить вклад в её развитие. Одним из важнейших аспектов патриотического воспитания является знакомство детей с историей своей страны. Родители рассказывают о подвигах предков, о значимых событиях, о том, как развивалась и укреплялась наша Родина. Важную роль играет сохранение семейных традиций и обычаев. Праздники, обряды, особые блюда – всё это создает неповторимую атмосферу единства поколений и укрепляет связь с корнями. Когда дети участвуют в таких мероприятиях, они начинают лучше понимать значение патриотизма в повседневной жизни. Патриотическое воспитание проявляется в конкретных делах. Это может быть участие в субботниках, забота о чистоте родного города, помощь ветеранам или участие в волонтерских проектах. Особую роль играет профессиональная деятельность родителей. Когда дети видят, как мама или папа честно выполняют свою работу, приносят пользу обществу, они учатся пониманию того, что патриотизм – это прежде всего ответственность за свою страну и её будущее.


Ребята самостоятельно прочитывают слова на лепестках и собирают ромашку


От каждой группы по одному выходят, прикрепляют

лепестки к ромашке



комментируют слова, которые остались

Первичное осмысление и закрепление

10-12 минут

Ребята, мы поработали с вами хорошо.

Давайте немножко отдохнем.

-Встаньте,пожалуйста, улыбнитесь друг другу и мне.

(физминутка)

Игра называется "Моя семья".

(звучит музыка тихо)

1.Ребята, похлопайте и присядьте те, кто похож на маму.

2.Похлопайте и присядьте те, кто похож на папу.

3.Похлопайте и покружитесь те, кто похож сам на себя.

4.Попрыгайте те, у кого есть или брат, или сестра.

5.Встаньте на одну ногу и хлопните в ладоши те, у кого мама вкусно готовит.

6. Ребята, сейчас на мой вопрос прошу ответить громко «Да» или «Нет».

Ребята, вы любите своих родителей, бабушек, дедушек?

Ребята, мы много говорили о семейных ценностях, а какие ценности есть в вашей семье?

Запишите, пожалуйста, в рабочий лист.

Ребята, какие ценности вы записали?

(каждое слово комментируют)

Чтобы семья была счастливая, чтобы наша ромашка не завяла, мы должны с вами соблюдать правила семьи.

Вы сейчас поработаете парами, отметьте в рабочем листе галочкой правила, которые необходимы для создания дружной семьи.

Правила счастливой семьи:

1.Все члены семьи должны иметь свои обязанности по дому.

2.Во время конфликта возможны угрозы, оскорбления и унижения.

3.Помогать и поддерживать друг друга.

4.Младших братьев и сестер можно обижать.

5.Наводить порядок, мыть посуду должны только женщины.

6.Быть честным и говорить всегда правду.

7.Требовать от родителей исполнения всех желаний.

8.Не держать обиды на родителей.

9.Проявлять внимательность и заботу друг о друге.

Почему некоторые правила вы не отметили?

- В семье не место угрозам, оскорблениям и унижениям.

-Порядок дома должны наводить не только женщины, а все члены семьи.

-Нельзя требовать от родителей исполнения всех желаний.


























Записывают в рабочие листы

Рефлексия

10 минут

Ребята, наш урок подходит к концу. Давайте подведем итог.

Продолжите предложения:

  1. Нам семья необходима, потому что……

  2. Семья должна быть……….

Ребята, у вас в рабочих листах осталось последнее задание.

Раскрасьте ромашку так, как вы бы хотели, используя разные цвета.

Ребята, поднимите вверх ваши ромашки.

Ребята, мне хочется прочитать вам притчу.

«В давние времена жила одна семья, и в ней царили любовь и согласие. Молва об этом долетела до правителя тех мест, и он спросил у главы семьи: «Как вам удаётся жить, никогда не ссорясь, не обижая друг друга?» Старец взял бумагу и написал на ней что-то. Правитель посмотрел и удивился, на листе было написано три слов «Любовь. Понимание. Терпение»

Ребята, желаю вам и вашим семьям  

Здоровья, благополучия, удачи ,пусть традиции, обычаи, жизненный опыт и мудрость наших предков будут самыми ценными в ваших семьях.

     



Зачитывают свои варианты предложений




раскрашивают ромашку.

Домашнее задание

Домашнее задание

Ребята, переверните рабочий лист и обратите на домашнее задание. Вам нужно выбрать одно из них и выполнить.

1.Тест по теме «Семья- хранитель духовных ценностей».

2.Написать сочинение на тему «Почему я люблю свою семью».

3.Составить семейное древо.

4.Посмотреть Северную сказку ( используйте QR-код)



















Приложение

В необъятном космическом пространстве, где звёзды мерцали подобно бриллиантам, жила маленькая звёздочка по имени Искорка. Она была особенной – её свет был теплее и ярче других звёзд. Рядом с ней жила мудрая Луна – старая и добрая, которая всегда заботилась о всех космических жителях.

Искорка часто грустила, потому что у неё не было семьи. Она мечтала о том, чтобы кто-то называл её сестрой или дочкой. Луна, видя грусть маленькой звёздочки, решила помочь ей.

Однажды ночью Луна собрала все свои силы и создала несколько новых звёзд – две маленькие звёздочки-сестрички и одну большую звезду-маму. Теперь у Искорки появилась целая семья!

Каждый вечер они вместе освещали ночное небо, рассказывая друг другу истории и делясь своими мечтами. Но однажды случилась беда – тёмная космическая туча закрыла их свет, и все звёзды в той части неба погасли.

Маленькая Искорка очень испугалась, но её новая семья не растерялась. Звезда-мама собрала всех своих деток, и они начали излучать свет ещё ярче, чем прежде. Их сияние было настолько сильным, что постепенно начало растапливать тёмную тучу.

Луна наблюдала за ними с гордостью. Она видела, как маленькая Искорка, почувствовав поддержку семьи, тоже стала светить ярче. Вместе они смогли прогнать тьму, и небо снова озарилось их тёплым светом.

С тех пор все в космосе знали, когда семья вместе – никакие беды не страшны. Ведь настоящая семья – это когда все друг друга поддерживают, любят и всегда готовы прийти на помощь.

И теперь, когда люди смотрят на ночное небо, они могут увидеть эту особенную семью звёзд, которые напоминают нам о том, что любовь и забота делают нас по-настоящему счастливыми. А мудрая Луна, как добрая бабушка, продолжает следить за порядком во всём космическом пространстве, радуясь счастью своей звёздной семьи.

Так в бескрайнем космосе появилась самая яркая звёздная семья, чей свет стал символом того, что настоящая любовь и забота способны преодолеть любые преграды, а семья всегда найдёт способ защитить друг друга, даже если вокруг сгущается тьма.










Т ема: _________________________________________

Семья -_______________________________________

______________________________________________


Ценности моей семьи:























Правила счастливой семьи:


все члены семьи должны иметь свои обязанности по дому;


во время конфликта возможны угрозы, оскорбления и унижения;


помогать и поддерживать друг друга;


младших братьев и сестёр можно обижать;


наводить порядок, мыть посуду должна только женщина;


быть честным и говорить всегда правду;


требовать от родителей исполнения всех желаний;


не держать обиду на родителей;


проявлять внимательность и заботу друг о друге.











5 . Домашнее задание

1. Выберите правильное определение семьи.

а) Самые близкие люди, которые любят и заботятся друг о друге.

б) Люди, объединённые общими интересами.

в) Друзья, которые часто проводят время вместе


2. Что такое духовные ценности?

а) Материальные блага, которые важны для человека.

б) Правила поведения, которые человек должен соблюдать.

в) То, что имеет важное значение для человека и его внутреннего мира.


3. Какие ценности важны для семьи? Выберите все подходящие варианты.

а) Любовь и уважение к старшим.

б) Помощь и поддержка близких.

в) Здоровье и благополучие.

г) Все перечисленные варианты.


4.Как вы понимаете выражение «семья — хранитель духовных ценностей»?

а) Семья хранит материальные ценности, такие как деньги и имущество.

б) Семья передаёт традиции и обычаи из поколения в поколение.

в) Семья помогает человеку достичь успеха в жизни.


5. Что нужно делать, чтобы сохранить семейные ценности?

а) Не обращать внимания на них.

б) Забыть о них.

в) Передавать их из поколения в поколение.



2. Написать сочинение на тему «Почему я люблю свою семью

3.Нарисовать свою семью.

4. Составить семейное древо.

5. Посмотреть мультфильм Северная сказка (используйте QR-код)

*выберите одно из заданий и выполните его