Семья — хранитель духовных ценностей
Обсудим вместе.
Проанализируем пословицы и поговорки разных народов. Какие правила семейных отношений в них представлены?
Добро по миру не рекой течёт, а семьёй живёт (русская пословица)
Жеребёнка выбирают по матери (осетинская поговорка)
Кто мать и отца почитает, тот вовеки не погибает. (татарская пословица)
В семье ребёнок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя.
В семье прививается милосердие, любовь к людям, положительное отношение к труду, бережное отношение к природе, к памяти предков и т. д. Здесь человек учится быть самостоятельным, заботливым, ответственным за себя и своих близких.
Если семью связывают отношения дружбы, любви, доверия, то человек получает огромный положительный заряд для своего нравственного развития
Каким будет человек, на какие ценности и установки станет ориентироваться в жизни? Во многом это зависит от того, во что верят и что ценят его родные, какие семейные ценности они ему передадут.
История семьи тесно переплетается с историей родного края и страны в целом. Вот почему так важно бережно хранить и передавать традиции и обычаи своей семьи.
Знание истории своей семьи, её обычаев и традиций рождает интерес к культурным традициям российского народа и является основой патриотизма.
Обсудим вместе.
О каких традициях в семье рассказывают иллюстрации на странице 57?
Послушаем друг друга.
Какие традиции существуют в наших семьях?
Сказки бабушки моей...
В каждой семье детям рассказывают сказки, легенды, поют песни. От своих родителей, бабушек и дедушек они знают множество считалок, потешек, присказок, игр.
Слушая и запоминая эти фольклорные произведения, дети усваивают правила поведения в семье и в обществе.
Достаточно вспомнить хорошо знакомую тебе потешку о сороке-белобоке, которая наказала лентяя и не дала кашки тому, кто воды не носил, дров не рубил, печку не топил и каши не варил.
Найди в стихотворении строки,
которые говорят об отношении
детей к бабушкиным сказкам.
Бабушкины сказки
Притворимся, что не слышим, Если мама спать зовёт. Сказки все. Пора в постели... Но, а как теперь уж спать? И опять мы загалдели, Начинаем приставать. Скажет бабушка несмело: «Что ж сидеть-то до зари?» Ну, а нам какое дело, — Говори да говори.
С. Есенин
В зимний вечер по задворкам Разухабистой гурьбой По сугробам, по пригоркам Мы идём, бредём домой. Опостылеют салазки, И садимся в два рядка Слушать бабушкины сказки Про Ивана-дурака. И сидим мы, еле дышим. Время к полночи идёт.
Вспомни своё детство.
Кто тебе рассказывал сказки, пел песни,
играл с тобой?
Какие потешки, прибаутки,
игры ты помнишь с детства?
Если в семье есть старец, значит, в семье есть драгоценность (лезгинская пословица)
Рассмотри репродукцию картины А. Ржевской «Весёлая минутка».
Ответь на вопросы.
- «Кто её герои?»,
- «Какие у них отношения?»,
- «Где происходит действие?»
Какие семейные ценности объединяют героев картины?
Работа с заданиями учебника с. 60
Группа выбирает одну из сказок, которые рассказывают в мусульманских семьях, и отвечает на вопросы:
- «В чём её смысл?»
- «Какие пороки человека она осуждает?», «Каким положительным качествам предлагает подражать?»
Воробей и курица
Падишах и садовник
Прочитаем народные сказки. с.61
Определим их главную мысль.
Какую народную мудрость они заключают?
Приведём примеры русских народных сказок на такую же тему.
Почему вода в море солёная
(Карельская сказка)
Как Ветер к Великой Горе ходил
(Якутская сказка)
Кукушка
(Ненецкая сказка)
Дома
Подобрать примеры фольклорных произведений своего народа, в которых говорится о нравственных качествах человека.